Исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития

6463

Аннотация

В статье обобщены научно-практические знания о проблеме исследования и диагностики внутриличностных конфликтов. Считается, что именно внутренние проблемы развития влекут за собой череду внутренних ощущения и отношения к себе, а также и к обществу, создавая нездоровое взаимодействие, которое, в свою очередь, приводит к деформации условий и возможностей развития окружения, самодвижения и саморазвития личности. «Взрывом внутреннего развития» является юношеский возрастной этап. В связи с этим определение современных особенностей внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития – своеобразный ключ для открытия двери в конфликт внутри личности. Основная цель данной статьи – выявить формирующие факторы внутриличностного конфликта. Актуальность, новизну и ценность этой работы определяют: современный взгляд на проблематику внутриличностных конфликтов, реконструкция про¬странства диагностики внутриличностных конфликтов и установленные методом факторного анализа устойчивые факторы, формирующие внутриличностный конфликт на юношеском этапе развития личности.

Общая информация

Ключевые слова: конфликт, юность, личностное развитие, внутриличностное противоречие, самооценка, конфликтное состояние, самоактуализация, психическая напряженность, внутриличностный конфликт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шемякина О.О. Исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53529 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 В условиях высокой социальной и психологической напряженности исследование внутриличностного конфликта и его характеристик является очень важным, поскольку именно внутренние состояния влекут за собой череду проблем личностного развития, изменения отношения к себе, а также создают нездоровое взаимодействие с социумом, ведущее к деформации условий и возможностей саморазвития и самореализации личности.

        Внутриличностный конфликт играет в жизни человека неоднозначную роль: он может выступать и как источник развития личности, и как причина развития невротических реакций. Преодолевая конфликтную ситуацию, человек обретает возможности интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, приобретения новых адаптивных умений,  самореализации. Если выход из конфликта не найден или использование психологических защит не ведет к устранению, сведению к минимуму чувства тревоги или страха, то такой конфликт является источником неуверенности личности, неустойчивости ее поведения, неспособности добиваться сознательно поставленных целей.

       Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что общего определения внутриличностного конфликта пока не существует.

       В психоаналитической теории под внутриличностным конфликтом понимается борьба между несовместимыми силами или структурами внутри личности: между Оно и Сверх-Я (З. Фрейд), между чувством неполноценности и стремлением его преодолеть (А. Адлер), между личным Я и архетипом (К. Юнг), между противоречивыми «невротическими потребностями» (К. Хорни). Для бихевиористов внутриличностный конфликт – это совокупность реакций, являющихся результатом ошибочного воспитания (Б. Скиннер). К. Левин пишет, что конфликт – это ситуация, обусловленная необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность. Когнитивная психология рассматривает внутренний конфликт как негативное состояние, возникающее в ситуации несогласованности личностных конструктов или как несоответствие знания и поведения (Дж. Келли, Л. Фестингер). В гуманистической психологии внутренний конфликт – это противоречие, возникающее между Я-концепцией и опытом человека (К. Роджерс), между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу). В экзистенциальной психологии  внутриличностный конфликт понимается как ситуация потери личностью смысла жизни (В. Франкл).

       В отечественной психологии внутриличностный конфликт рассматривается в рамках нескольких направлений. В теории деятельности конфликт интерпретируется с помощью структурных компонентов деятельности (мотив, отношение, цель), являющихся основаниями для конфликта, и с позиции деятельности как условия возникновения конфликта (А. Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин). В рамках теории развития личности конфликт описывают как психологическое явление, сопровождающее процесс развития личности и проявляющееся в ситуациях, когда человек переживает возрастные кризисы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович) [2]. Существуют также работы, рассматривающие конфликт либо в контексте критических жизненных ситуаций в жизни человека, одной из которых и является конфликт (Ф.Е. Василюк, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов) [1], либо как условие развития самосознания (В.В. Столин) [10]. Таким образом, отечественная психология исходит из того, что внутриличностный конфликт – это противоречие между различными сторонами (мотивы, ценности, неудовлетворенные потребности), свойствами, отношениями и действиями индивида. Если противоречия, занимающие значимое место в структуре личности и касающиеся ценностей, на которых основывается весь смысл жизни человека, продуктивно разрешаются, то внутренний конфликт становится условием личностного развития [8].

          Общей проблемой большинства методик диагностики конфликтов является то, что они не позволяют  определить основные причины возникшего конфликта (для определения причин обычно используют качественные методы), зато, как правило, они позволяют выявить особенности взаимодействия  участников конфликта, их поведение в конфликте, уровень конфликтности личности или группы, но не собственно причины конфликта.

       В этом направлении было предпринято несколько попыток.  Так, в диссертационной работе «Внутриличностный конфликт госслужащего и акмеологический подход к его разрешению» (2000)  В.О. Жданов  попытался осуществить теоретический анализ результатов использования в мировой практике исследований внутриличностных конфликтов различных методик, который позволил говорить о существовании факторов, прямо или косвенно влияющих на переживание внутриличностного конфликта, обозначил данные факторы как внешние и внутренние. К внешним относятся условия жизнедеятельности, формирующие среду, в условиях которой осуществляется деятельность, к внутренним факторам –  личностные свойства, которые обусловливают качества переживания внутриличностных конфликтов: длительность, интенсивность, глубину распространения.

           В рамках своей работы В.О. Жданов  провел констатирующий эксперимент, целью которого стало исследование значения условий жизнедеятельности и личностных свойств исследуемых – внешних и внутренних факторов, а также значение владения ими знаниями, умениями и навыками конструктивного взаимодействия с внутриличностным конфликтом в возникновении, развитии и разрешении внутриличностного конфликта. В задачи эксперимента входило: выяснение значения условий жизнедеятельности в возникновении, развитии и разрешении внутриличностного конфликта;  выявление личностных свойств исследуемых, как осложняющих, так и облегчающих процесс переживания внутриличностного конфликта; исследование значения владения знаниями, умениями и навыками конструктивного взаимодействия с внутриличностным конфликтом в возникновении, развитии и разрешении внутриличностного конфликта [3].

       Для выявления факторов, влияющих на переживание внутриличностного конфликта, в работе В.О. Жданова был применен метод  анкетирования.  Ввиду того, что в сфере психодиагностики очень мало методик, специально посвященных внутриличностным конфликтам, а методик, раскрывающих содержательную сторону переживания,  и вовсе нет,  была разработана анкета, выявляющая внутриличностный конфликт у исследуемой группы при выполнении служебных обязанностей, характер переживания этого конфликта: остроту, интенсивность, глубину, охваченность, длительность; способы и приемы, спонтанно применяемые для его разрешения. Помимо диагностической функции в анкету была заложена и формирующая функция. В нее были включены вопросы, приводящие анкетируемого к необходимому продумыванию и осмыслению важных аспектов переживания внутриличностного конфликта. Отвечая на такие вопросы, исследуемые формулировали для себя общий подход и частные способы, облегчающие внутренние переживания и ведущие к разрешению возникшей проблемы [3].

      Ю.Н. Юрлов в работе «Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение» (1996) исследовал внутриличностные конфликты курсантов в возрасте от 17 до 22 лет и способы их предупреждения и разрешения.  Был проработан методологический замысел исследования внутриличностных конфликтов курсантов, исследованы психологические факторы, влияющие на протекание  и особенности внутриличностных конфликтов курсантов, проанализированы факторы, негативно влияющие на психическое состояние курсантов в военном училище.

           Для предупреждения внутриличностных конфликтов курсантов важны развитие курсанта как личности, как будущего специалиста  и  своевременное  разрешение возникающих в ходе этого развития противоречий различного уровня. Условия и факторы жизни создают возможность для обретения психологической гармонии, а, значит, и возможность для развития гармоничной личности. Ю.Н. Юрлов отмечает, что возможным направлением для предупреждения внутриличностных конфликтов курсантов является психологическое сопровождение с момента поступления и до конца службы. В основе  внутриличностностного конфликта лежит значимое внутриличностное противоречие, и оно не в полной мере осознанно личностью. Разрешение внутриличностных конфликтов курсантов Ю.Н. Юрлов считает возможным осуществить в ходе рациональной психотерапии. Цель психотерапии – определение основного противоречия, его разрешение и создание саморегуляции личности, чтобы находить оптимальные способы обеспечения внутренней согласованности личности [13].

       Наиболее известна и детально проработана в области диагностики внутриличностных конфликтов система «Диагностика внутреннего конфликта» Е.Б. Фанталовой, представляющая собой комплекс методик, направленных во взаимодействии на выявление доминирующих ценностей и конфликтов личности, а также способов их эмоциональной переработки, которая, в свою очередь, отражает глубокую индивидуальность и специфичность функционирования психологических защит. Система помогает провести как бы дифференциацию психологических индивидуальностей по ценностям, конфликтам и их эмоциональной переработке для различных контингентов, провести анализ внутренних конфликтов для исследования лиц с различного рода девиациями, а также для всех, кто нуждается в компетентной социально-психологической помощи и адаптации [11].

       Система включает в себя четыре методики.

       Первая методика – «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (УСЦД).

       В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями сознания. А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью находящегося в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости». Результаты проведенных исследований показали, что состояние внутреннего конфликта – это, прежде всего состояние разрыва в системе «сознание–бытие», а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности. Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность всегда будут иметь в предлагаемом подходе точные качественные и количественные показатели.

       Вторая методика – «Семь состояний» – была создана с целью выяснения специфики эмоциональной регуляции в условиях внутренних конфликтов и внутренних вакуумов, выявляемых с помощью методики УСЦД. В ней испытуемому предлагается дать оценку своих эмоциональных переживаний в сферах, где у него имеется внутренний конфликт или внутренний   вакуум,  по семи состояниям: внутренний конфликт; внутренний вакуум; внутренняя тревога; тоска, подавленность; апатия; внутреннее спокойствие, безмятежность; внутренний комфорт.

       Третья методика – «Шкала оценки дискомфорта». Целью данной методики является сопоставление объективно установленного по методике УСЦД уровня расхождения  между «ценностью» и «доступностью»  в  мотивационно-личностной сфере  и степени  субъективно переживаемого при этом дискомфорта. Выявление возможного расхождения такого рода когнитивных и эмоциональных компонентов в мотивационно-личностной сфере указывает на необходимость индивидуального подхода к клиентам в плане выбора адекватной тактики психотерапевтического воздействия с помощью анализа результатов исследования по системе «Диагностика внутреннего конфликта».

       Четвертая методика призвана охватить «ценностное ядро» личности как можно более полно, чтобы в итоге иметь информацию не только о внутреннем  конфликте и внутреннем вакууме, но и о функционирующей в мотивационно-личностной сфере системе наиболее значимых, влияющих на поведение и деятельность и частично взаимосвязанных между собой ценностей.

     В совокупности данные, получаемые по методикам системы  «Диагностика внутреннего конфликта», позволяют последовательно ответить на следующий ряд вопросов:

-        Каковы основные внутренние конфликты, степень их выраженности и содержание?

-        Каково содержание и степень выраженности внутренних вакуумов?

-   Каковы эмоциональные состояния, сопровождающие внутренний конфликт и внутренний вакуум?

-        Какова специфика переживаний субъектом  его внутренних конфликтов?

-  Какова степень выраженности некоторых эмоциональных состояний, сопровождающих  внутреннюю конфликтность в отдельных жизненных сферах [11]?

      Внутриличностный конфликт, выработка средств психологической защиты от него является актуальной научно-практической проблемой социальной и педагогической психологии.

       Во-первых,  это обусловлено тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации – семьи, школы, отражаясь, прежде всего, на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания внутриличностных конфликтов на этапе юношеского возраста и на этой основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры нового, молодого поколения.

        Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ отечественных исследователей, посвященных внутриличностному конфликту, причинам его возникновения и способам преодоления.

     В самом общем виде внутриличностный конфликт можно рассматривать как противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их удовлетворения. На основании того, какие тенденции личности вступают в борьбу, можно говорить о существовании разного рода внутренних конфликтов: мотивационном конфликте – «хочу и хочу»; нравственном или моральном – «хочу и надо»; конфликте нереализованного желания – «хочу и могу»; ролевом – «надо и надо»; адаптационном – «надо и могу»; конфликте неадекватной самооценки – «могу и могу» [7]. 

       Внутриличностный конфликт играет в жизни человека неоднозначную роль: он может выступать и как источник развития личности, и как причина развития невротических реакций.  По мнению большинства психологов, наиболее сложным и критическим периодом формирования личности выступает подростковый и юношеский возраст. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешних детерминант жизни и деятельности к саморегуляции и самодетерминации. Источник и движущие силы развития смещаются внутрь самой личности. Движущие силы развития личности подростка определяются преодолением противоречий между физическим и социальным развитием. Эти противоречия проявляются в виде внутренних и внешних конфликтов. Конфликтная активность данного периода связана с постоянной переоценкой ценностей, осуществляемой в процессе общения с ближайшим социальным окружением [6].

     При анализе различных взглядов на строение внутриличностных конфликтов можно отметить, что внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, которая требует своего разрешения и вызывает внутреннюю работу сознания, направленную на преодоление этого противоречия.

       Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, нужно понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Это всегда –  результат воздействия на личность социальной среды.

      На сегодняшний день существуют следующие показатели внутриличностного конфликта:

когнитивная сфера – снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми раньше руководствовались;

эмоциональная сфера – психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

поведенческая сфера – снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

интегральные показатели –  ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

     Разрабатываемая методика представляет собой набор стандартизированных измерительных методов, включающих объективные тесты и стандартизированный самоотчет испытуемых, которые  направлены:

- на диагностику психологических параметров внутреннего мира субъекта жизнедеятельности;

- диагностику психологических параметров мироощущения;

- диагностику психологических параметров психической напряженности.

       Основная цель разрабатываемой методики – выявление современных особенностей внутриличностных конфликтов  юношеского этапа развития.

         Разрабатываемая методика направлена:

          - на выявление влияния эмоциональной сферы на степень выраженности внутриличностного конфликта;

          - влияние сформированности самооценки и личностной позиции юноши на возникновение внутриличностного конфликта;

          - влияние сферы психической напряженности на проявление внутренней конфликтности.

 

      Полученные по разрабатываемой методике данные могут быть использованы:

           - для построения функциональных моделей жизнедеятельности юношей;

           - формирования навыков самостоятельного принятия решения;

           - понимания внутреннего  состояния личности;

            - создания программ психологической коррекции внутриличностных конфликтов испытуемых.

       Кроме того полученные результаты могут способствовать созданию условий для успешной самоактуализации каждого юноши или девушки.

 

Конструкт методики состоит из следующих компонентов:

1)           самооценка фрустрированности, агрессивность, ригидность:

           - «Уровень социальной фрустрированности Л.И. Вассермана»;

           - тест «Локус контроль» [12];

2)           личностная шкала проявления тревожности:

           - «Диагностика самооценки» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина [9];

3)           смысложизненные представления и ценности субъекта:

          - «СМО – смысложизненные ориентации»;

           - «ОЖЦ – осознанность жизненных целей»;

          - «МЖЦ – диагностика структуры жизненных ценностей» [7];

4)           психическая напряженность:

          - «Многоуровневый личностный опросник  А.Г. Маклакова  и С.В. Чермянина»; 

          - «АС – актуальное психическое состояние» [12];

          - «ДС – доминирующее психическое состояние» [4];

5)           самоотношение:

         - «Опросник соотношения» С.Р. Пантелеева – В.В. Столина [10];

         - тест «Самореализация» [7];

6)           эмоциональное реагирование:

         - «Тип эмоционального реагирования» В.В. Бойко [9].

7)           эмоциональное выгорание:

         - «Уровень эмоционального выгорания» В.В. Бойко [9].

8)           основные тенденции поведения в обществе и представлений о себе:

         - «Q-сортировка» В. Стефансона [9];

         - «Многоуровневый личностный опросник  А.Г. Маклакова  и С.В. Чермянина»;

         - тест «Потребность в достижении» [12].

9)           закрытость –открытость:

         - «Опросник соотношения» С.Р. Пантелеева – В.В. Столина  [10];

         -  «Многоуровневый личностный опросник  А.Г. Маклакова  и С.В. Чермянина» [12].

Исследование состояло из 15-ти методик:

«Q – сортировка» В. Стефансона;

·   «Опросник самоотношения» (С.Р. Пантелеев – В.В. Столин);

·   «АС – актуальное психическое состояние»;

·   «ДС – доминирующее психическое состояние»;

·   «СМО – смысложизненные ориентации»;

·   «ОЖЦ – осознанность жизненных целей»;

·   «МЖЦ –  диагностика структуры жизненных ценностей»;

·   «Многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова  и С.В. Чермянина»;

·   «Уровень эмоционального выгорания» В.В. Бойко;

·   «Уровень социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана;

·   «Тип эмоционального реагирования» В.В. Бойко;

·   «Диагностика самооценки» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л.Ханина;

·   тест «Локус контроль (ЛК)»;

·   «Потребность в достижении (ПД)»;

·   тест «Самореализация».

 

         Исследование, направленное на реконструкцию про­странства диагностики внутриличностных конфликтов юношеского возрастного этапа методами факторного анали­за (ФА) проводилось на студентах очного отделения I курса в двух группах факультета психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова). В исследовании приняли участие 55 человек в возрасте от 17 до 21 лет.

      Полученный массив данных был обработан методом главных компонент с последующим «варимакс»-вращением. Использовался пакет программ STATISTICA ver.6. Последовательной ротации подвергались 5-, 6-, 7-, 8-, 9-, 10-факторные решения. Были получены  существенно сходные результаты. Было выявлено семь факторов, отражающих возможные  сферы внутриличностного конфликта юношеского этапа развития.

         На основе анализа содержания пунктов со значимыми факторными нагрузками,  а также их устойчивости при ротациях для дальнейшего анализа было выбрано 7-факторное решение. Для проверки обоснованности выбора именно 7-факторной модели был про­веден еще ряд дополнительных процедур. Пункты, не имеющие значимых нагрузок по факторам, а также те пункты, которые не обнаружили устойчивости при расщеплении выборки, были удалены из перечня [5]. Полученные на этом этапе 7 факторов и вошедшие в них 120 пунктов были преобразованы в опросник, требую­щий от испытуемого выбор одного из двух вариантов ответов – «да» или «нет».

   Таким образом, методом факторного анализа было вы­явлено семь устойчивых факторов и определены их названия: 1) «самооценки условий развития», 2) «личностной самостоятельности», 3) «эмоциональной устойчивости», 4) «самооценки актуальной жизнедеятельности», 5) «психической напряженности», 6) «когнитивной сферы», 7) «тенденций поведения». По всем факторам разработаны критерии и ключ к методике.

        В настоящее время ведется работа по определению валидности и надежности методики «Исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития».

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.
  2. Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск, 2000.
  3. Жданов В.О. Внутриличностный конфликт госслужащего и акмеологический подход к его разрешению: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.
  4. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.
  5. Митина О.В. Математические методы в психологии: Практикум. М., 2008.
  6. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособие / Под ред. А.О. Прохорова.  СПб., 2004.
  7. Практическая психодиагностика: Методики и тесты/ Ред.-сост. Д.Я.  Райгородский: Учеб. пособие. Самара, 2003.
  8. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск, 2003.
  9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж. 1996.
  10. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Опросник самоотношения//Практикум по общей психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева  и др. М., 1988.
  11. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта.  Самара, М., 2001.
  12. Энциклопедия психодиагностики: В 3 т. Т. 3. Психодиагностика семьи / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2009.
  13. Юрлов Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: Дис. … канд. психол. наук. М., 1996.

Информация об авторах

Шемякина Ольга Олеговна, преподаватель кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: oole84@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 12786
В прошлом месяце: 124
В текущем месяце: 92

Скачиваний

Всего: 6463
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 30