Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Модульная система организации обучения лиц третьего возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: геронтологическое образование, модульное обучение, лица третьего возраста
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Боровикова Я.В. Модульная система организации обучения лиц третьего возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50245 (дата обращения: 23.11.2024)
Полный текст
Концепция технологии разработки учебно-программной документации для профессионального образовательного блока «Университета третьего возраста» в рамках традиционного обучения основана на модульном принципе.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в педагогическую науку был введен новый термин из области технических наук - «модуль». Ученые стали писать и говорить о преимуществах модульного обучения в системе образования.
Термин «модуль» (от лат. modulus - мера) имеет три значения:
1) в точных науках - название, даваемое какому-либо особо важному коэффициенту или величине;
2) в математике («модуль системы логарифмов») - постоянный множитель для логарифмов одной системы;
3) в строительстве и архитектуре - условная единица (размер одного из элементов сооружения), которая используется для координации размеров частей сооружения и всего комплекса.
В педагогической науке модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает. По своему содержанию - это полный, логически завершенный блок.
Модульное обучение, частично применяемое в образовательных системах Англии и Швеции, строится по правилам модульности, когда алгоритм учебного материала обеспечивает каждому обучаемому достижение поставленных дидактических задач, законченность материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения. Положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариативности элементов модулей, содержания элементов и модулей.
Цели модульного обучения формулируются в терминах методов деятельности и способов действий и разделяются на циклы познания и циклы других видов деятельности. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению. Его гибкость связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности обучаемого [2].
«Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос» - такое определение дает В.В. Валетов [2, с. 14], считающий, что в условиях социальноэкономических преобразований, открытости российского общества, внедрение гибкой модульной системы обучения является особенно актуальным для всех категорий и возрастов граждан.
Модульная система позволяет индивидуализировать учебный процесс, учитывая степень подготовленности, интересы и способности учащихся. Немаловажно и то, что модульное обучение дополняет традиционные формы подготовки и переподготовки специалистов и может быть использовано как самостоятельно, так и в сочетании с ними.
Модульное обучение, по Т.И. Шамовой, - это один из путей реализации личностно ориентированного педагогического процесса. Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда [3].
К ведущим принципам модульного обучения относятся: модульность; структуризация содержания обучения, разделение на обособленные элементы;
динамичность; действенность; гибкость; осознанная перспектива; разносторонность методического консультирования и паритетности.
Поскольку одна из основных целей модульного обучения - формирование у обучающихся навыков самообразования, весь педагогический процесс строится на основе осознанного целеполагания и самополагания с иерархией ближних целей (знания, умения, навыки), средних (общеучебные знания и навыки) целей и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит преподавателя из режима информирования в режим консультирования и управления.
Модульные программы и модули строятся, исходя из целевого назначения информационного материала, в них сочетаются комплексные, интегративные и частные дидактические цели, при этом обеспечиваются полнота учебного материала, относительная самостоятельность элементов в модуле, обратная связь с обучаемым, оптимальная передача информации и методического обеспечения.
Модульная система организации учебного процесса посредством опережающего изучения и усвоения блоков теоретического материала, значительно экономя время, предполагает движение студента по схеме «всеобщее - общее - единичное» с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в другие циклы взаимосвязанной деятельности.
Модульная система организации учебного процесса для лиц третьего возраста предполагает в начале каждого цикла деятельности наличие мотивационного этапа. Положительная роль модульного обучения связана с осознанием перспективы обучения каждым обучающимся. Начало модуля содержит описание интегрированной цели, начало его элемента - описание частной цели. Программа намечает близкие, средние и дальние перспективы обучения [4].
Опыт зарубежной школы показывает, что полнота циклов учебной деятельности связана с дифференциацией процесса обучения, которая проводится в двух направлениях — содержательном и процессуальном. Поэтому сущность модульного обучения для лиц третьего возраста состоит в том, что обучающийся самостоятельно или с помощью педагога достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Итак, модуль — это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать в качестве программы обучения, индивидуализированной по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, 3
темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося. В сущностных характеристиках модульного обучения заложены его отличия от других систем обучения.
Во-первых, в модульном обучении содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый обучающийся получает от преподавателя в письменной форме указания, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал.
Во-вторых, в модульном обучении меняется форма общения преподавателя и обучающегося. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, т.е. отношения в диаде становятся паритетными.
В-третьих, в модульном обучении обучающийся работает максимальное время самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Создание системы разработки учебно-программной документации для профессионального обучения, повышения квалификации и переобучения лиц третьего возраста базируется на следующих принципах отбора и структурирования содержания обучения: комплексности; системности; блочно-модульный; преемственности;
трансформации модульного подхода МОТ (Международная организация труда); детализации учебных элементов; стандартизации.
Рассмотрим подробнее основные принципы отбора и структурирования содержания обучения лиц третьего возраста.
Принцип комплексности предполагает отбор содержания обучения по профессии (специальности), выбранной обучающимся с учетом того профессионального поля1, к которому она относится. Основой комплексного подхода может служить Перечень профессий начального профессионального образования2, однако на практике обучение должно вестись в силу возраста обучаемых по специальностям3. Среди лиц третьего возраста востребовано в основном обучение по выбранным специализациям, которые
Под профессиональным полем понимается область деятельности, охватывающая ряд профессий (специальностей), имеющих общую интеграционную основу. Интеграция профессий (специальностей) может происходить на основе технико-технологической общности или на основе общности трудовых функций (в ряде случаев возможно сочетание того и другого).
2 Под профессией понимается род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки.
3 Специальность - разновидность профессиональной деятельности, охватывающая сравнительно узкий круг работ в профессиональном труде.
дополняют имеющиеся у них знания, умения и навыки в какой-то профессиональной области. Согласно данной концепции, при отборе содержания по специальности должен осуществляться принцип комплексности, учитывающий, к какой профессии, группе профессий, производству, отрасли или виду деятельности относится специальность.
Принцип системности предполагает системный анализ профессионального поля по слоям в направлении «сверху вниз»: верхний слой соответствует отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства; средний - группам профессий, отдельным профессиям, специальностям; нижний слой соответствует учебным предметам, обеспечивающим освоение профессии или специализации. В рамках комплексного подхода к отбору содержания обучения лиц третьего возраста такой анализ позволяет обеспечить наиболее обоснованную унификацию содержания, исключить дублирование и различную дидактическую интерпретацию применительно к идентичным трудовым процессам и функциям, встречающимся в различных профессиях и специальностях. Поэтому для данной возрастной когорты целесообразно создание структуры содержания профессионального обучения в рамках конкретного образовательного поля «снизу» - на уровне одной профессии или специальности, для более качественного усвоения учебного материала и трудовых операций.
Блочно-модульный принцип дает конкретный инструмент для реализации рассмотренных выше подходов при структурировании отобранного содержания обучения и позволяет выделить конкретный «носитель» содержания профессионального обучения, что обеспечивает гибкость системы геронтологического обучения, настраиваемость ее на конкретное применение и быструю адаптивность. Использование блочно-модульного
принципа предполагает, что результаты анализа и разработки содержания профессионального обучения группируются и оформляются в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов: блоков, модулей, модульных единиц.
Такой подход дает возможность рассматривать содержание обучения лиц третьего возраста как хорошо структурированную, связную и легко адаптирующуюся систему, которая позволяет в каждом конкретном случае строить содержание профессионального обучения, а значит и учебный процесс, в максимальном соответствии с целями обучения и имеющимися ресурсами.
Принцип преемственности важен для системы профессионального обучения лиц третьего возраста с точки зрения трансформации квалификации обучаемых. Дело в том, что содержание структурных элементов отбирается в виде блоков при анализе профессионального поля «сверху вниз» согласно принципу выделения общего и частного содержания обучения. При таком принципе отбора содержание каждого последующего блока дополняет содержание предыдущего. Благодаря принципу преемственности создаются предпосылки для учета предыдущего профессионального опыта обучаемых.
Разделение блоков на модули связано с выделением в содержании обучения законченного учебного материала, обеспечивающего начальную квалификацию по профессии (специальности) (базовый модуль) или повышение ее уровня (дополнительные модули), что позволяет сохранить преемственность при повышении квалификации обучаемых (рис.).
Рис. Обобщенная блочно-модульная структура содержания профессионального обучения лиц третьего возраста
Принцип трансформации модульного подхода МОТ. Цель модульного подхода к проектированию учебно-программной документации, разработанного и применяемого Международной организацией труда для профессиональной подготовки в рамках политики занятости и развития людских ресурсов, - рационально организовать учебный процесс и учесть неформальные факторы обучения - исходный уровень знаний по профессии и индивидуальную скорость усвоения учебного материала. Данный подход позволяет при минимальных сроках овладения профессией достичь высокого качества обучения.
Однако модульный подход МОТ имеет и ряд недостатков, а именно: он применим в условиях фирменной подготовки; используется для обучения по простым профессиям; предполагает существенные временные и материальные затраты по разработке содержания учебных элементов; не согласуется с принятыми в Российской Федерации формами организации профессионального обучения.
В связи с вышесказанным мы предлагаем использовать только те принципы модульного подхода МОТ, которые могут быть приведены в соответствие с российской системой профессионального образования, обеспечивают ускоренное профессиональное обучение лиц третьего возраста и возможность индивидуального подхода к обучаемым. К ним относятся: выделение в содержании деятельности по профессии (специальности) модульных единиц4; представление содержания обучения по освоению модульной единицы в виде набора учебных элементов (lerning element), каждый из которых нацелен на овладение конечным практическим навыком и (или) приобретение теоретических знаний, составляющих данную работу; применение разработанной методики перехода модульной единицы (вид работы) в набор учебных элементов.
В структуре содержания обучения различают два уровня: макроуровень - структурирование на блоки, модули, модульные единицы и микроуровень - структурирование на уровне учебных элементов.
Принцип детализации учебных элементов. Основой структурирования содержания обучения лиц третьего возраста на микроуровне, как и на макроуровне, является принцип «вложения» более мелких структурных единиц (учебных элементов) в более крупные. В соответствии с этим принципом учебные элементы распределены по четырем уровням иерархии по степени их детализации: исходный уровень содержит основной обобщающий учебный элемент (ООУЭ); первый уровень - узловой учебный элемент (УУЭ); второй уровень - основной учебный элемент (ОУЭ); третий уровень - учебный элемент - признак (УЭП). Такая структура учебных элементов позволяет гибко варьировать содержание модульной единицы и обеспечить четкое соответствие каждого учебного элемента диагностируемой цели обучения, направленной на овладение конечным практическим навыком или на формирование теоретического знания, необходимого для выполнения данной работы.
Принцип стандартизации связан с понятием «образовательный стандарт», который получил правовой статус с выходом Закона Российской Федерации «Об образовании».
4 Под модульной единицей (modular unit) понимается логически завершенная и приемлемая часть работы в пределах производственного задания, профессии или области занятости с четко обозначенным началом и окончанием.
Децентрализация профессионального образования, вызванная переходом к рыночным отношениям в экономике, осложнила в Российской Федерации конвертируемость профессионального образования, которая возможна лишь на основе единства содержания профессионального образования. Это означает, что в содержании обучения лиц третьего возраста также выделяется федеральный компонент содержания, регламентируемый стандартом профессии, и региональный компонент содержания, определяемый региональными особенностями обучения и потребностями регионального рынка труда. Федеральный компонент содержания обучения представлен в стандарте в виде минимально необходимого для усвоения профессиональной деятельности перечня учебных элементов. Перечень осваиваемых обучаемым учебных элементов расширяется по сравнению с федеральным компонентом за счет тех учебных элементов, которые отражают специфику содержания обучения в данном регионе.
Вышеизложенные подходы к отбору и структурированию содержания обучения обеспечивают реализацию следующих основных принципов проектирования учебнопрограммной документации (УПД): 1) вариативно-модульный принцип; 2) двухуровневая технология проектирования УПД; 3) отраслевой и межотраслевой принципы; 4) социальный подход; 5) личностный подход; 6) принцип «вложения» учебных элементов; 7) принцип оптимизации.
Вариативно-модульный принцип. Он предполагает разработку различных вариантов учебно-программной документации на основе структурных элементов содержания обучения: блоков, модулей, модульных единиц, набор и последовательность изучения которых определяется в соответствии с поставленной целью обучения и исходным уровнем обучаемого контингента.
Двухуровневая технология проектирования УПД. Проектирование учебнопрограммной документации осуществляется в два этапа: сначала на федеральном уровне разрабатывается комплект структурных элементов содержания обучения, при этом содержание блоков и модулей регламентируется на основе стандартов по профессиям, а затем на региональном уровне из комплекта отбираются те структурные элементы, изучение которых обеспечивает поставленную цель обучения с учетом возрастных особенностей контингента. Содержание структурных элементов уточняется в соответствии с региональными особенностями содержания обучения. Такой подход позволяет учесть хотя бы в минимальной степени в рабочей учебно-программной документации федеральный и региональный компоненты государственного стандарта.
На федеральном уровне на основе комплекта структурных элементов содержания обучения могут проектироваться образцы учебно-программной документации по конкретным профессиям (специальностям) - примерная учебно-программная документация, которая в случае ее приемлемости для целей учебного заведения может быть использована в качестве рабочей УПД.
Формализация содержания профессионального обучения позволяет сформировать эталонный банк содержания профессионального обучения лиц третьего возраста, в который входят стандартные структурные элементы содержания обучения по профессиям (специальностям). Создание подобного банка для системы профессионального обучения лиц третьего возраста открывает путь к широкому использованию новых информационных технологий при проектировании учебно-программной документации и к решению оптимизационных задач в области содержания профессионального обучения в данной системе.
Отраслевой и межотраслевой принципы. Создание на федеральном уровне комплектов структурных элементов содержания профессионального обучения предполагает структурирование содержания обучения, отобранного по всем профессиям конкретного профессионального поля с учетом возможного повышения квалификации. Таким образом формируются комплекты основных структурных элементов содержания профессионального обучения для различных профессиональных полей, ограниченных рамками конкретного производства (отраслевой подход), и рамками конкретных видов деятельности (межотраслевой подход). В эти комплекты могут быть введены дополнительные структурные элементы, учитывающие возможные пути перепрофилирования обучаемого на базе имеющейся профессии (специальности), вошедшей в рассматриваемое профессиональное поле. В ходе такой трансформации квалификации возможны переходы из сферы производства в сферу обслуживания.
Социальный подход. Использование при проектировании учебно-программной документации блочно-модульного принципа, успешно применяемого в системе начального профессионального образования, создает предпосылки для эффективной трансформации квалификации обучающегося, прошедшего ранее обучение в учреждениях начального профессионального образования, так как обеспечивается преемственная связь в содержании обучения. Причем не только в рамках данного профессионального поля, но и в рамках системы непрерывного образования.
Личностный подход. Предложенное структурирование содержания обучения позволяет учесть возрастные особенности контингента обучаемых в ходе организации обучения. На этапе предварительного тестирования могут быть определены те элементы содержания обучения (блоки, модули, модульные единицы, учебные элементы), которыми пенсионер овладел ранее. Это дает возможность не только проводить профориентационную работу с пожилым человеком, но и предлагать наиболее рациональные для него варианты трансформации квалификации, создавать индивидуальные учебные программы, учитывающие исходный профессиональный уровень обучаемого.
Принцип «вложениия» учебных элементов. Содержание структурных элементов в комплекте раскрывается на уровне интегрированных, так называемых обобщенных, учебных элементов. Детализация этих учебных элементов на более мелкие позволяет судить о глубине их раскрытия в ходе обучения. Такой подход позволяет избежать существенных затрат на разработку методических материалов, направленных на усвоение содержания учебных элементов. При разработке учебно-программной документации должна учитываться организация обучения: при разделении обучения на теоретическое и практическое необходимо из содержания учебного элемента вычленять содержание, осваиваемое в ходе теоретического или практического обучения лиц третьего возраста.
Принцип оптимизации. Этот принцип предполагает определение оптимального числа учебных элементов, при котором в условиях ускоренного профессионального обучения лиц третьего возраста, с одной стороны, минимально выполняются требования стандарта, а с другой стороны, отражаются региональные особенности. Дополнительной возможностью для уменьшения числа учебных элементов, осваиваемых в ходе обучения, является тщательный анализ предшествующего профессионального опыта обучаемого.
Следует заметить, что указанные принципы, как и основанная на них технология проектирования учебно-программной документации, не противоречат, а, напротив, дополняют и развивают общеизвестные принципы: научности, связи теории с практикой, межпредметных связей, унификации и дифференциации и др.
Литература
- Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р. Проблемы организации модульной системы обучения //Адукацыя I выхавание. 1999. № 3.
- Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения. М., 2007.
- Шамова Т. И. Педагогические технологии. Тюмень, 2007.
- Юцявиченя П. Основы модульного обучения. Вильнюс, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1778
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1408
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0