Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности развития мотивов учебно-профессиональной деятельности в студенческом возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студенческий возраст, учебно-профессиональная деятельность в вузе, мотивация, виды мотивов, содержательные характеристики мотивов, закономерности развития мотивов, условия развития мотивов
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лях М.В. Особенности развития мотивов учебно-профессиональной деятельности в студенческом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n4/48739 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Значительные изменения, происходящие в высшем профессиональном образовании в России в связи с переходом на ФГОС ВПО, влекут за собой необходимость определения новых критериев в оценке качества профессионального обучения. В соответствии с новыми стандартами во главу процесса обучения ставится студент, который мотивирован на получение высокопрофессиональных знаний, приобретение профессиональных компетенций, стремится к саморазвитию и профессиональной самореализации.
В этом контексте развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе может стать критерием и одной из компетенций, на основе которой можно будет охарактеризовать уровень профессиональной подготовки в вузе. Важно, чтобы современный студент умел анализировать содержание мотивации своей учебнопрофессиональной деятельности, соотносить различные мотивационные побуждения и быть активным создателем данной мотивации. При этом актуальным является определение содержания и форм образования, способствующих выстраиванию будущими специалистами мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе, логично переходящей в дальнейшем в профессиональную деятельность. Процесс становления мотивации учебнопрофессиональной деятельности в вузе у будущих психологов включает в себя как спонтанную составляющую, так и целенаправленное формирование, помогающее вести профессиональное образование к заданной цели. Вместе с тем практически отсутствуют специальные исследования, посвященные изучению подобного становления студентов- психологов, которые должны в ходе своей профессиональной деятельности выстраивать мотивационную сферу своих клиентов.
В современном высшем образовании интерес к исследованиям в области мотивации учения не только не ослабевает, но и остается стабильно высоким. Значительное количество исследований, в том числе и диссертационных, обращено в последние годы к данной проблематике. Теоретико-методологическую основу этих исследований составляют классические труды отечественных и зарубежных психологов по психологии мотивации (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Ж. Нюттен, Г. Мюррей, Дж. Аткинсон). Новый импульс эти исследования получили в связи с разработкой в современной психологической науке категории ценностно-смысловой составляющей мотивационной сферы личности в целом и мотивации учения в частности (А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер, А.А. Деркач, Д.А. Леонтьев, Е.В. Мартынова, Л.М. Митина, В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.).
Таким образом, на современном этапе можно констатировать наличие противоречий между возросшим уровнем требований к профессиональной подготовке психологов в вузе и недостаточным исследованием проблем, связанных с развитием мотивации учебнопрофессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов.
Проведенное нами исследование было посвящено определению видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе, их содержательных характеристик и выявлению закономерностей развития этих мотивов в ходе профессионального обучения в вузе. Его цель состояла в определении видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов, а также в выявлении и апробации условий, способствующих развитию данных мотивов.
Студенческий возраст, по мнению ведущих отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.Ф. Моргун, Л.Ф. Обухова, Н.Ю. Ткачева, О.В. Хухлаева, Д.Б. Бромлей, Э. Эриксон и др.), является сензитивным для становления таких особенностей психики молодого человека, как развитие сознания и самосознания, самопознание, развитие рефлексии, осознание смысла жизни, поиск и овладение профессией и развитие на этой основе самообразования. В этом возрастном контексте особую актуальность приобретает развитие мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе, поскольку именно эти мотивы побуждают, направляют и придают смысл профессиональному обучению. При этом профессиональная подготовка будущих психологов, и в том числе специальных психологов, требует особенно внимательного рассмотрения проблемы развития мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе.
В данной проблеме мы в своем исследовании выделили три взаимосвязанных аспекта: 1) классификация мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе и определение уровней формирования этих мотивов через их содержательные характеристики; 2) составление и апробация диагностической программы, ориентированной на изучение состояния мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе; 3) изучение общей логики развития видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе, определение и апробация условий, влияющих на данное развитие.
Опираясь на классификацию мотивов учения у школьников, предложенную А.К. Марковой [8], мы выделили следующие две группы мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе: 1) учебно-профессиональные мотивы; 2) социально
профессиональные мотивы. Каждая из этих групп имеет соответственно три вида мотивов.
Группа учебно-профессиональных мотивов:
1) широкий учебно-профессиональный мотив (стремление студента в процессе учения получить глубокие профессиональные знания);
2) узкий учебно-профессиональный мотив (стремление студента овладеть способами приобретения профессиональных знаний, необходимых для будущей профессии - научиться учиться в вузе);
3) мотив профессионального самообразования (стремление студента овладеть способами самостоятельного пополнения знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности).
Группа социально-профессиональных мотивов:
1) широкий социально-профессиональный мотив (стремление получить профессию, которая необходима и важна для современного общества);
2) узкий социально-профессиональный мотив (стремление студента занять определенное место в обществе - диплом, престиж);
3) мотив профессионального сотрудничества (стремление студента общаться с людьми, у которых сходные с ним профессиональные интересы и увлечения).
Каждый из трех мотивов в своей группе может быть также рассмотрен как соответствующий уровень в развитии мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов. Иначе говоря, исходным в развитии учебно-профессиональной мотивации выступает широкий учебно-профессиональный мотив, затем следует формирование узкого учебно-профессионального мотива и высшим уровнем в этой группе мотивов является мотив профессионального самообразования. В группе социально-профессиональных мотивов исходный уровень образует широкий социально-профессиональный мотив, переходящий в узкий социально-профессиональный мотив, и завершается становление этой группы мотивов формированием мотива профессионального сотрудничества.
В характеристику мотивов, составляющих мотивационную сферу учебнопрофессиональной деятельности, наряду с классификацией мотивов необходимо, следуя современным тенденциям в области изучения мотивации, включать перечень их содержательных характеристик. Подробное описание таких характеристик дает А.К. Маркова [8]. По ее мнению, к этим характеристикам мотива должны быть отнесены: действенность, доминирование в структуре мотивационной сферы, самостоятельность возникновения, осознанность, обобщенность.
Для характеристики мотива учебно-профессиональной деятельности важно определить его статус в мотивационной сфере данной деятельности. В соответствии с общепсихологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева [5] более высокий статус в мотивационной сфере имеет смыслообразующий мотив (мотив-стимул занимает подчиненное по отношении к нему положение). По мнению А.К. Марковой, смыслообразующий мотив несет в себе, по крайней мере, следующие содержательные характеристики: действенность, доминирование, самостоятельность и осознанность. Эти содержательные особенности последовательно (сначала действенность, затем доминирование, самостоятельность и осознанность) формируются у мотива, но только в совокупности дают основания считать мотив смыслообразующим. Таким образом, появляется возможность охарактеризовать уровни в развитии данных мотивов через перечень содержательных характеристик.
Основываясь на классификации видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе и выделении перечня содержательных характеристик, присущих смыслообразующему статусу мотива, была составлена схема траекторий развития каждого из видов мотивов в смыслообразующем статусе с I по V курс в ходе профессионального
Рис. 1. Данные о траекториях развития смыслообразующего статуса у различных видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе
Опираясь на выделенные содержательные характеристики, мы составили диагностическую программу, позволяющую отследить состояние перечисленных характеристик у каждого из видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе. Для этого в ходе исследования использовался набор психодиагностических методик, включающий в себя: 1) анкету-шкалу, направленную на дифференцированное изучение мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов; 2) ранжирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе для «реального» и «идеального» студента; 3) анкету, направленную на выявление целей и процесса целеобразования в профессиональном обучении в вузе у студентов-психологов.
При разработке модели формирующего эксперимента были задействованы результаты констатирующего эксперимента, нацеленного на изучение особенностей
мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов, обучающихся с I по V курс по специальности «Специальная психология» на факультете психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Всего по пяти курсам выборка составила 125 студентов.
Результаты констатирующего эксперимента выявили общие тенденции в развитии каждого из видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе с I по V курс (рис. 2).
Рис. 2. Данные о мотивах учебно-профессиональной деятельности в вузе, имеющих статус смыслообразующих, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента
Среди мотивов с I по V курс лидирующее положение устойчиво занимают три мотива: широкий учебно-профессиональный мотив, широкий социально-профессиональный мотив и узкий социально-профессиональный мотив. Узкий учебно-профессиональный мотив, наиболее соответствующий содержанию и задачам учебно-профессиональной деятельности в вузе, имеет смыслообразующий статус у небольшого (максимум 25%) числа студентов- психологов, который к V курсу даже снижается. Смыслообразующий статус у мотивов профессионального самообразования и профессионального сотрудничества весьма низок на протяжении всех лет обучения в вузе и варьируется от 0% до 8%. Анализ ближних и дальних целей учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов, а также их профессиональных планов свидетельствует о том, что развитие мотивации учебнопрофессиональной деятельности в вузе происходит недостаточно успешно, так как и цели, и профессиональные планы у студентов-психологов изменяются от курса к курсу в логике преимущественного развития следующих мотивов: широкий учебно-профессиональный мотив, широкий социально-профессиональный мотив и узкий социальнопрофессиональный мотив. Другие мотивы по данным развития целей и профессиональных планов начинают едва просматриваться только к IV и V курсам.
Анализ результатов изменений, происходящих во всех видах мотивов на протяжении пяти лет обучения, выявил наличие кризиса в состоянии этой мотивации на рубеже III и IV курсов. Данный кризис сопровождается спадом смыслообразующего статуса у мотивов, соответствующих начальным уровням в развитии обеих групп видов мотивов учебнопрофессиональной деятельности в вузе, при одновременном отсутствии роста этого статуса у узкого учебно-профессионального мотива и мотивов профессионального самообразования и профессионального сотрудничества. Другими словами, констатирующий эксперимент высветил необходимость проведения целенаправленной развивающей работы, направленной на формирование видов мотивов учебно-профессиональной деятельности, приводящее к последовательному увеличению смыслообразующего статуса у мотивов в соответствии с намеченными в теории траекториями их развития.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил составить перечень условий, которые, по крайней мере, необходимо включить в содержание развивающей программы, реализуемой в дальнейшем формирующем эксперименте.
К этим условиям были отнесены:
1) формирование у студентов-психологов самой учебно-профессиональной деятельности в вузе (умение учиться в вузе);
2) развитие учебно-профессиональной рефлексии у будущих психологов;
3) становление у будущих психологов умений выполнять ряд специфических действий с видами мотивов, составляющими мотивацию учебно-профессиональной деятельности в вузе:
- действий анализа мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе;
- действий соотнесения мотивов, составляющих эту мотивацию;
- действий конструирования мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе.
Включение формирования перечисленных условий в реальный учебный процесс профессиональной подготовки в вузе осуществлялось нами через использование комплекта инновационных учебно-методических материалов по общей, возрастной и педагогической психологии, входящих в стандарт и учебные планы по специальному (дефектологическому) образованию и изучаемых специальными психологами в течение первых трех семестров. Комплект этих материалов состоял из учебных пособий и рабочих тетрадей по указанным дисциплинам. Он дополнялся диагностической тетрадью, составленной из диагностических методик, направленных на изучение как состояния мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе, так и психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на формирование этих мотивов.
Учебно-профессиональная деятельность в вузе формировалась через отработку в процессе заполнения рабочих тетрадей учебных действий (определение базовых научных понятий, составление логических схем ответов по основным вопросам и т.п.), действий контроля и действий оценки.
Учебно-профессиональная рефлексия у студентов-психологов актуализировалась благодаря наличию в рабочих тетрадях специфических структур: 1) «рефлексивного поля студента» и «рефлексивного поля преподавателя», заполняемых в ходе изучения каждой из тем учебных курсов; 2) системы психодиагностических заданий, направленных на изучение профессионально значимых личностных особенностей студентов-психологов и включаемых в раздел «Клуб 3С (Самопроверка. Самопознание. Самовоспитание)» в рабочих тетрадях.
Система специфических действий студентов-психологов с видами мотивов, образующими мотивацию учебно-профессиональной деятельности в вузе (действия анализа собственной мотивации, действия соотнесения мотивов, составляющих эту мотивацию, и действия конструирования мотивации данной деятельности), отрабатывалась через авторские психодиагностические методики, направленные на изучение мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов и включенные в диагностическую тетрадь.
Формирующий эксперимент проходил на базе факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Тол-стого. Студенты, участвовавшие в экспериментальном исследовании, обучались по специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия». Всего в формирующем эксперименте приняли участие 30 студентов-психологов I-II курсов. В
ходе эксперимента были получены следующие результаты, подтверждаемые данными четырех диагностических срезов. Первый срез - констатирующий - был сделан в первом семестре в течение первого месяца обучения студентов в вузе. Второй срез был сделан после первого семестра обучения студентов-психологов в вузе (по завершении изучения студентами курса «Общая психология»). Третий срез был сделан в конце второго семестра обучения, после завершения чтения студентам курса «Возрастная психология». Четвертый срез - контрольный - был выполнен в конце третьего семестра обучения, в котором чтением курса «Педагогическая психология» завершалось изучение базовых психологических дисциплин. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, представлены на рис. 3.
Рис. 3. Данные о мотивах учебно-профессиональной деятельности в вузе, имеющих статус смыслообразующих, полученные в ходе формирующего эксперимента
В первом семестре (срезы 1, 2) лидируют в статусе смыслообразующего широкий учебно-профессиональный, широкий социально-профессиональный и узкий социальнопрофессиональный мотивы. Затем, начиная со второго семестра (срезы 3, 4), идет активный рост смыслообразующего статуса у узкого учебно-профессионального мотива. Одновременно с этим наблюдается незначительный, но все-таки поступательный рост смыслообразующего статуса у мотивов профессионального самообразования и профессионального сотрудничества, который позволяет прогнозировать положительную динамику развития этих мотивов на средних и старших курсах. При этом заметен спад в смыслообразующем статусе у широкого социально-профессионального и узкого социальнопрофессионального мотивов. Эти изменения соответствуют тем траекториям в развитии каждого вида мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе, которые были намечены в теоретической части исследования.
В совокупности все приведенные результаты формирующего эксперимента убедительно свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной в данном исследовании развивающей программы, ориентированной на применение в реальном учебном процессе вуза комплекта инновационных учебно-методических материалов по базовым психологическим дисциплинам, изучаемым студентами- психологами на младших курсах.
Выводы
Классификация видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе и выделение содержательных характеристик, соответствующих смыслообразующему статусу каждого из этих мотивов, позволили сделать формирующее исследование мотивации этой деятельности более глубоким и дифференцированным.
Намеченные диагностические приемы, реализующие дифференцированный подход, были адекватны целям и задачам исследования.
Полученные в ходе формирующего эксперимента данные о траекториях развития каждого вида мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе совпадают с ранее сформулированными теоретическими предположениями о закономерностях развития этих видов мотивов.
К условиям, оказывающим развивающее воздействие на мотивы учебнопрофессиональной деятельности студентов-психологов в вузе, относятся: 1) освоение учебно-профессиональной деятельности (умение учиться в вузе); 2) осуществление учебнопрофессиональной рефлексии; 3) выполнение системы специфических действий с видами мотивов, составляющими мотивацию учебно-профессиональной деятельности в вузе: действий анализа собственной мотивации, действий соотнесения мотивов, составляющих эту мотивацию, и действий конструирования мотивации данной деятельности. Эффективной формой реализации перечисленных условий в практике профессионального обучения в вузе является применение комплектов инновационных учебно-методических материалов, включающих учебные пособия и рабочие тетради по базовым психологическим дисциплинам.
Литература
- Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. №2.
- Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. №3.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2007.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2006.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента // Психология в вузе. 2003. №№1–2.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., 1983.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М., 2007.
- Рубцов В.В. В.В.Давыдов – основатель крупной научной школы в психологии образования // Психологическая наука и образование. 2010. №4.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2165
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 2842
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1