Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 5
ISSN: 2587-6139 (online)
Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: замещающая семья, психологическое сопровождение, технологии
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ослон В.Н. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Oslon (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Сегодня, когда в России активно проводится политика деинституционализации детей-сирот, как никогда остро стоит вопрос о построении системы психологического сопровождения замещающей семьи независимо от формы семейного жизнеустройства на основании эмпирических данных, научно обоснованной концепции и эффективных технологий. Представленная ниже концепция психологического сопровождения замещающей семьи является авторским вариантом ответа на сформулированный обществом запрос. Она разработана на основе результатов, полученных в многолетнем междисциплинарном многоаспектном эмпирическом исследовании становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ее базе созданы и реализованы в практике оказания помощи замещающей семье соответствующие технологии сопровождения.
Основные положения концепции и мишени психологического сопровождения
Прежде всего, целесообразно объяснить, что мы имеем в виду под понятиями «замещающая семья» и «психологическое сопровождение замещающей семьи».
Замещающую семью мы рассматриваем как особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития, а психологическое сопровождение как пролонгированную социальную и психологическую помощь на сложных этапах ее становления и развития в различных социальных контекстах. Предметом здесь выступают социально-психологические условия эффективности замещающей семейной заботы. Такое сопровождение начинается на этапе самоопределения семьи и решения вопроса о приеме ребенка, подготовки семьи и ребенка к приему, продолжается на протяжении всего приема и заканчивается на этапе выхода ребенка из семьи. В качестве основных принципов психологического сопровождения мы рассматриваем соответствие потребностям семьи и опору на ее ресурсы.
Наша концепция основывается на анализе эмпирических данных, полученных в ходе исследования закономерностей становления и развития семьи с приемным ребенком вне зависимости от формы семейного жизнеустройства. Методологическим основанием концепции является системный подход.
В психологическом сопровождении замещающей семьи мы выделяем два основных направления, которые условно можно назвать: «экологическое» и «континуальное».
1. В рамках «экологического направления»[1] сопровождение осуществляется на различных уровнях системы «жизненных сред» (социальных контекстов) замещающей семьи:
1) на уровне макросистемы, где важнейшей мишенью является психологическая готовность общества к принятию замещающей семейной заботы в качестве основной формы жизнеустройства детей-сирот;
2) на уровне экзосистемы, где основной мишенью становится поддерживающая среда для замещающих семей на территории их проживания;
3) на уровне мезосистемы, где к мишеням психологического сопровождения можно отнести взаимодействие замещающей семьи и ее ближайшего окружения. Задачей сопровождения становится актуализация ресурсов поддержки семьи, формирование благоприятного социального контекста вокруг замещающей семейной заботы в ближайшем окружении;
4) на уровне микросистемы, где к мишеням сопровождения можно отнести переструктурирование семейной системы, родительское (материнское) отношение, взаимную идентификацию, специфические родительские компетенции, депривационные нарушения в развитии у приемного ребенка.
Включение приемного ребенка вносит значительные изменения в функционирование семьи:
- изменяются ее внешние и внутренние границы;
- уровень близости между ее членами;
- образуются новые коалиции;
- происходит перераспределение семейных ролей;
- вырабатываются новые правила взаимодействия и взаимоотношений и т. д.
Семья, как и любая система, начинает сопротивляться изменениям. Нередко это приводит ее к «истощению» ресурсов, формированию «системных защит», которые препятствуют включению приемного ребенка в семью. Поведение семьи как системы в процессе изменений также становится мишенью сопровождения.
Одним из условий интеграции ребенка в новую семью является формирование реалистичных ожиданий, требований членов базисной семьи и приемного ребенка друг к другу. Каждая из сторон, как правило, наполнена фантазиями об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке». Разочарование нередко создает почву для неприятия и формирования страхов взаимного разрушения. Создается опасность застревания ребенка в роли идентифицированного клиента и закрепление функций инвалидирующего окружения за семьей. Мишенями психологического сопровождения в этом случае становятся взаимные ожидания и страхи. Замещающих родителей обучают умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его потребностями и возможностями.
Поддержание баланса в семье между зависимостью и автономией ее членов является важным условием интеграции приемного ребенка. Следствием нарушения баланса становятся гипо- или гиперопека в воспитании. Как показывают результаты исследования, для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке. Нередко ребенок принимается в семью в ситуации «пустого гнезда» или «ожидания пустого гнезда». Страх родителей не справиться с воспитанием ребенка, остаться в «пустом гнезде» провоцирует тревогу и сверхконтролирующее поведение. Ребенок, испытывая бессознательное стремление к слиянию с взрослым, в силу особенностей «сиротского» развития подкрепляет эту тревогу своим поведением, что приводит к конфликтам, а возможно и к более серьезным нарушениям взаимодействия. Мишенью сопровождения в такой ситуации становятся контролирующее поведение родителей, а также их навыки «контейнирования» тревоги.
Важнейшей мишенью психологического сопровождения являются и специфические родительские компетенции у замещающих родителей. Особенностью их формирования, как показали результаты проведенного нами исследования, становится невозможность переноса уже сформированных родительских компетенций при воспитании одного ребенка на воспитание другого. Это требует включения семьи в систему сопровождения при приеме каждого нового ребенка.
Становление «взаимной идентификации» в замещающей семье можно рассматривать в качестве важнейшего психологического условия для позитивных изменений в психическом развитии детей и компенсации у них нарушений социализации. Результаты нашего исследования [1] показывают, что отсутствие идентификации с приемным ребенком провоцирует у замещающих родителей разочарование в приеме и отказ от ребенка. Здесь же было установлено, что ведущим компонентом идентификации семьи с приемным ребенком является идентификация по манере поведения, привычкам. Данный компонент взаимосвязан с основными изменениями, которые происходят в ребенке и базовой семье в процессе приема, и имеет временной континуум становления. Это делает его наиболее ресурсной мишенью при организации психологического сопровождения. В рамках психологического сопровождения семьи с помощью специальных упражнений, ролевых игр, направленных на отражение и доступную рефлексию чувств, состояний, поведения друг друга, создаются условия для сближения эмоциональных реакций и выстраивания «идентификационного поля» в семье.
Важнейшей мишенью сопровождения является и формирование позитивного отношения к приемному ребенку у замещающей матери. Как показали результаты нашего исследования [1], у замещающих матерей (по сравнению с биологическими) ограничены возможности в получении достаточного уровня положительных эмоций во взаимодействии с ребенком. Ко многим сигналам, идущим от ребенка, они проявляют «психологическую глухоту».
Следует обратить особое внимание и на повышенную потребность у замещающих матерей в положительном экспрессивном отклике ребенка на них, с одной стороны, и дефицитарность данных сигналов у приемных детей – с другой. Как показала практика, использование специализированных методов стимулирования экспрессивного отклика, «отзеркаливания» реакций в диаде «мать-ребенок» позволяет активизировать данный коммуникативный канал, что в значительной мере нивелирует трудности и сокращает время формирования привязанности как у замещающей матери, так и у ребенка.
Замещающие матери выполняют свою роль в отношении приемного ребенка, как правило, в значительно более старшем возрасте, чем биологические. Зачастую они не имеют партнера (в 3 раза чаще, чем биологические матери), который мог бы разделить с ними обязанности по воспитанию ребенка, менее ориентированы на принятие помощи при более высоком уровне неудовлетворенности ее количеством и качеством. Для них в большей степени, чем для биологических матерей, характерно следующее:
- «смещение» самостоятельной ценности ребенка на ценности, обусловленные потребностью в нивелировании собственных «экзистенциальных страхов»;
- стремление «заместить» неудовлетворяющие их эмоциональные отношения со значимыми другими сверхблизкими отношениями с приемным ребенком;
- «смешение» родительских ролей: материнских и отцовских (даже при наличии супруга), родительских и прародительских в рамках одной семьи;
- мистификация образа ребенка и собственной «спасительной миссии»;
- тревога по поводу бесполезности собственных усилий по воспитанию ребенка и т. д.
Мишенью психологического сопровождения становятся и депривационные нарушения в развитии у приемного ребенка.
2. «Континуальное» направление. В континууме процесса приема ребенка сопровождение носит системный, пролонгированный характер. Оно осуществляется на достаточно сложных этапах становления и развития семьи в качестве замещающей. К ним относятся:
- подбор семьи и ребенка;
- подготовка семьи и ребенка к процедуре приема;
- функционирование семьи в качестве замещающей;
- «выход» подопечного из семьи.
В соответствии с потребностями семьи сопровождение может осуществляться в рамках технологии социально-психологического патронажа, коучинга, реабилитационного досуга и т. д.
На каждом этапе становления замещающей семьи сопровождение имеет определенные задачи:
- на 1-м этапе – подбор «достаточно ресурсной» семьи для ребенка;
- на 2-м – подготовка их к совместной жизни, помощь в создании психологического пространства для приемного ребенка в семье;
- на 3-м – интеграция приемного ребенка в замещающую семью и другие социальные институты, профилактика кризисных состояний и помощь в их преодолении, поддержка идентификации ребенка с биологической семьей, если это не противоречит его интересам, подготовка к самостоятельной жизни.
В случае деструктивного развития семьи и отказа от приема основной задачей психологического сопровождения становится реабилитация ребенка, подбор оптимальной формы жизнеустройства, помощь в интеграции в новую систему.
В континууме процесса осуществления замещающей семейной заботы семьи проходят через определенные этапы становления и развития. Семейные системы находятся в постоянном движении: «притираются» паттерны базисной семьи и ребенка, дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности. Все эти изменения в функционировании и поведении семьи являются мишенями психологического сопровождения.
Технологии психологического сопровождения замещающей семьи
В рамках проекта «Дети-сироты» были разработаны и внедрены в деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несколько инновационных технологий сопровождения замещающей семьи, образовательные программы подготовки специалистов по сопровождению замещающих семей, приемных детей. В частности, к ним относятся:
- технология «Поуровневого психологического сопровождения замещающей семьи» (В. Н. Ослон);
- «Реабилитационная комната» (Н. В. Владимирова) и т. д.
В целом, это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями: психодиагностическими, психотерапевтическими, реабилитационными, психологического консультирования, информирования и т. д. Все они объединены единой целью, предметом деятельности, определенной последовательностью, объектом и субъектами сопровождения.
Подробнее остановимся на каждой из указанных выше технологий.
В рамках первой технологии[2] на каждом этапе становления замещающей семьи выделяются уровни оказания ей помощи в соответствии с имеющимися здесь ведущими потребностями. На каждом уровне определяются задачи сопровождения, подбираются конкретные технологии, формы организации и объем помощи.
Так, на этапах подбора замещающей семьи и ребенка и подготовки их к процедуре приема выделяются три уровня сопровождения: базовый, основной и терапевтический.
1. На базовом уровне ведущей потребностью семьи является помощь в самоопределении. Потребителем услуг становится любая семья, выразившая желание принять ребенка на воспитание. Ей предоставляются услуги по диагностике ее ресурсности для приема и ориентировочный тренинг. В рамках базового тренинга семья впервые «примеривает» на себя роль замещающей, корректирует свои ожидания от приема, уточняет мотивацию и т. д. Курс длится не более 12 часов.
2. На основном уровне ведущей потребностью семьи становится подготовка к изменениям, обусловленным приемом ребенка. Потребителями услуг становится базовая семья и будущий приемный ребенок. Потенциальная замещающая семья проходит основной тренинг (не менее 36 часов), а также получает консультативные услуги (индивидуальное и групповое консультирование). Основной тренинг направлен на актуализацию ресурсов семьи, создание «психологической» ниши для приемного ребенка, формирование специфических родительских компетенций и т. д., а также на формирование группы психологической поддержки для семьи. После прохождения основного тренинга базовая семья и будущий приемный ребенок проходят совместный тренинг (не менее 12 часов). Основной мишенью становятся условия взаимной идентификации семьи и ребенка.
Данный уровень подготовки для большинства семей является завершающим. Тем, кто нуждается в дополнительной подготовке, предоставляются услуги терапевтического уровня.
3. На терапевтическом уровне услуги получают две категории семей.
Первая категория – семьи, пережившие серьезную психологическую травму, которая может оказать негативное влияние на прием. Задачей психологического сопровождения на данном уровне является завершение ситуации травмы и овладение методами самопомощи при стрессах.
Вторая категория – семьи, принимающие детей с ограниченными возможностями здоровья или серьезными нарушениями в поведении, которым необходима психологическая, медицинская реабилитация. Члены семьи проходят специализированный тренинг, позволяющий сформировать необходимые компетенции в области реабилитации ребенка.
На этапе интеграции приемного ребенка в замещающую семью и другие социальные институты также выделяются три уровня сопровождения: базовый, кризисный, экстренный.
1. На базовом уровне ведущей потребностью является психологическая поддержка. Потребителями услуг становятся все замещающие семьи на территории, которую обслуживают специалисты (район, административный округ, город). К основным формам организации сопровождения на базовом уровне мы относим «Школу воспитания», «Родительский клуб», «Педагогическую гостиную». Основными видами деятельности психологов становятся публичные лекции, группа психологической поддержки, индивидуальные консультации, тренинги и т. д. Психологическое сопровождение на этом уровне позволяет предоставить возможность для абсолютного большинства замещающих родителей получить базовые психологические знания в области развития, воспитания приемных детей, а самим детям – психологическую поддержку и помощь в сложных ситуациях взаимодействия. Не менее важной задачей становится создание и актуализация ресурсов социально-поддерживающей сети на территории проживания. Деятельность по сопровождению на базовом уровне направлена на предупреждение кризиса.
2. На кризисном уровне ведущей потребностью становится помощь в урегулировании семейной ситуации. В качестве основной технологии работы с семьей используется социально-психологический патронаж. Здесь семьи получают услуги по диагностике семейной ситуации, индивидуальному, групповому и семейному консультированию. В среднем объем работы на эти виды услуг не превышает 24 часов.
3. На экстренном уровне ведущие потребности зависят от ситуации в семье. Это может быть помощь в восстановлении привязанности между замещающими родителями и приемным ребенком, а также помощь в решении вопроса о прекращении приема.
В рамках психологического сопровождения семьям предоставляются следующие услуги:
- кризисное психологическое консультирование;
- психологическая экспертиза при отмене опеки, усыновления;
- экстренное психологическое консультирование по «телефону доверия»;
- семейная психотерапия;
- реабилитационная группа для возвращенных детей.
Технология реабилитационной комнаты (Н. В. Владимирова) используется для подготовки ребенка, пережившего насилие и жестокое обращение, к устройству в замещающую семью. Она предполагает наличие закрытого реабилитационного пространства, оборудованного с помощью игрушек и специально подобранных игровых материалов. Помощь направлена на завершение ситуации травмы, восстановление психологического здоровья у ребенка, актуализацию отношений привязанности и включение в психологическое пространство новой семьи. Работа специалиста представляет собой «оздоравливающее взаимодействие» ребенка и психолога с использованием «переходных объектов» (по преимуществу игрушек). В рамках этой комнаты психолог, обеспечивая ребенку возможность отреагировать переполняющие его аффекты (боль, грусть, ненависть, агрессию), снизив аффективную напряженность травматических переживаний, помогает реанимировать утерянное доверие к взрослому и мотивировать в дальнейшем к выстраиванию позитивных отношений с его новой семьей.
Все вышеприведенное показывает, что разработанная в рамках проекта «Дети-сироты» концепция психологического сопровождения замещающей семьи и созданные на ее основании инновационные технологии помощи семье и ребенку на сложных этапах приема позволяют обеспечить целостность и системность, единство и преемственность в такой работе.
Литература
- Ослон В. Н. Формирование «взаимной идентификации» семьи и приемного ребенка в условиях замещающей семейной заботы // Другое детство. М., 2009.
- Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Harvard University Press, 1979.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 10173
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 1939
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5