Развитие института усыновления: правовое регулирование и социально-психологические аспекты

12

Аннотация

В статье рассматривается сложившаяся практика правового регулирования института замещающей семьи. Особое внимание уделено особенностям и различиям форм устройства детей-сирот и их стимулированию. В рамках исследования выявлены противоречия в законодательстве, влияющие на развитие института усыновления, предложены перспективные направления для устранения отмеченных правовых проблем. Проанализировано влияние актуальных государственных направлений: сохранение кровной семьи, профилактика социального сиротства, поддержка усыновления. В ходе исследования проведен опрос работников органов опеки и попечительства, специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кандидатов в замещающие родители, родителей и усыновителей. Цель — исследование мер поддержки, способствующих росту числа усыновлений, с акцентом на правовое регулирование, обеспечение права ребенка на семью, сохранение семейных связей, включая социально-психологические аспекты. Полученные результаты дают возможность учитывать конкретные правоприменительные сложности в осуществлении деятельности по выбору формы устройства ребенка и обеспечению его права на семью. Сформулированы предложения по мерам поддержки института усыновления трудноустраиваемых категорий детей.

Общая информация

Ключевые слова: усыновление, замещающая семья, дети с особыми потребностями, дети-сироты сложной категории, дети трудноустраиваемых категорий, государственная социальная политика

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050402

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 09.02.2024 № 073-00037-24-01 «Научно-методическое обеспечение разработки мотивационных мер по развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из приоритетной формы жизнеустройства ребенка, а также исследование возможностей кандидатов в усыновители принять на воспитание детей трудноустраиваемой категории (прикладное исследование)».

Получена: 04.12.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Семья Г.В., Тарасова А.Е., Волчанская В.О. Развитие института усыновления: правовое регулирование и социально-психологические аспекты [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 4. С. 23–43. DOI: 10.17759/ssc.2024050402

Полный текст

Введение

В статье рассматриваются проблемы развития института замещающей семьи: его правовое регулирование в аспекте обеспечения права ребенка на семью, сохранения семейных связей и значимые для развития социально-психологические вопросы. В российском семейном законодательстве [16] и законодательстве об опеке и попечительстве [22] отсутствует нормативный термин «замещающая семья», который широко используется в профессиональной среде.

Под термином «замещающая семья» в широком смысле подразумеваются все виды ухода за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (далее — дети-сироты), на базе не кровной семьи по модели «родители — ребенок». Таким образом, «замещающая семья» включает в себя семью опекуна/попечителя (опека и попечительство могут быть родственными), приемную и патронатную семьи, а также предварительную опеку и попечительство. «Замещающая семья» не включает усыновителей, так как усыновленный ребенок приравнивается в правах к кровному.

«Замещающая семья» отличается от ухода за ребенком на базе учреждения (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иные учреждения для временного помещения ребенка и оказания ему помощи, в частности, социальные реабилитационные центры, семейные центры, приюты и т.п.). Стоит отметить, что только организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), может выступать в роли опекуна или попечителя, осуществляя надзор за ребенком (ст. 155.1.), и эта форма устройства ребенка считается временной (ст. 2) [16].

Статистические данные за последние пять лет (табл. 1) показывают тенденции в развитии института замещающей семьи:

  • сокращение числа детей-сирот, переданных на семейные формы воспитания, и снижение численности усыновленных детей (с 8,8% в 2019 г. до 6,8% в 2023 г.);
  • высокий показатель по устройству детей-сирот в семьи приходится на 2019 год (83%). В период с 2020 г. по 2023 г. данный показатель сохраняется на уровне 76–77% [15].

При этом доля усыновленных составляет почти 21% в Московской области и до 19% в Псковской области [15].

В «Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» различаются алгоритмы передачи ребенка на воспитание в семью и усыновление. Воспитание ребенка в другой семье является временным по своему характеру, может продолжаться в случае необходимости до достижения ребенком совершеннолетия, но при этом оно не должно исключать возможности возвращения ребенка к его собственным родителям или его усыновления до наступления совершеннолетия (ст. 11). Основной же целью усыновления выступает обеспечение постоянной семьи для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители (ст. 13) [3].

Таблица 1. Устройство детей-сирот в семьи граждан (2019-2023 годы) с указанием источника в форме госстатистики 103-РИК (указывается доля детей, переданных в семью,  от числа выявленных, в %)

Категория

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Всего детей выявлено и учтено на конец отчетного года (раздел 1, строка 06, графа 3)

47 640

44 210

47 545

46 074

42 699

Всего детей передано в семью, из них*:

39 505 (83%)

33 824 (77%)

36 251 (76%)

35 670 (77%)

32 768 (77%)

численность детей, переданных на безвозмездную форму опеки (попечительства) на конец года (раздел 3, строка 01, графа 3)**

21 786 (55,1%)

19 514 (57,7%)

20 947 (57,8%)

20 222 (56,7%)

19 266 (58,8%)

численность детей, переданных на возмездную форму опеки (попечительства) на конец года (раздел 3, строка 03, графа 3)**

14 227 (36%)

11 795

(34,9%)

12 629

(34,8%)

12 917

(36,2%)

11 259

(34,4%)

численность усыновленных детей на конец года (раздел 3, строка 06, графа 3)**

3 492 (8,8%)

2 515 (7,4%)

2 675 (7,4%)

2 531 (7,1%)

2 243 (6,8%)

Примечание: * — доля детей, переданных в семью, от числа выявленных; ** — доля детей, переданных на данную форму устройства, от общего числа устроенных в семьи.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации (далее — СК РФ) [16] дети-сироты подлежат передаче в семью на воспитание, усыновление (удочерение), под опеку / попечительство, в приемную либо в случаях, предусмотренных региональными законами, в патронатную семью (п. 1 ст. 123). Таким образом, все виды устройства ребенка, кроме организации, определяются как передача на воспитание в семью. При этом усыновление или удочерение (далее — усыновление) названо приоритетной формой устройства детей-сирот (п. 1 ст. 124).

В законодательстве об опеке и попечительстве усыновление отнесено к иным установленным семейным законодательством формам принятия детей-сирот на воспитание в семью.

Е.А. Татаринцева отмечает, что принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — ФЗ № 48) [23] нарушило баланс интересов и правовой статус родителей и других участников правоотношений, связанных с воспитанием детей в семье. Исследователь указывает, что включение усыновления в этот закон как одной из «иных форм принятия детей... в семью на воспитание» (п. 3, 4 ст. 6) создало конфликт с положениями СК РФ. В результате этого фактический приоритет оказался не у усыновления как формы постоянного устройства детей в семью, а у опеки и попечительства [21].

С правовой точки зрения пятнадцатилетняя практика реализации ФЗ № 48 [23] сформировала фактический приоритет не просто для опеки и попечительства, а их возмездной разновидности — приемной семьи. В законе была заложена и успешно реализуется модель платной опеки/попечительства, о рисках которой ученые высказывали свои опасения [19; 27].

Вместе с тем в начале XXI века необходимо было сдвинуть практически с «мертвой точки» процесс передачи детей-сирот на воспитание в семьи граждан, когда в государственном банке данных содержались сведения о более 180 тысячах детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья была выбрана «локомотивом» процесса семейного устройства детей, показавшим свои результаты по деинституционализации учреждений. В 2024 году в организациях для детей-сирот уже содержится под надзором около 32 тысяч воспитанников (наблюдается сокращение в 6 раз) [14; 17; 30].

Активное устройство детей-сирот в семьи существенно изменило контингент детей в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в нем содержатся сведения о трудноустраиваемых в семьи граждан категориях детей-сирот (дети подросткового возраста с 10 лет, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), братья и сестры (далее — сиблинги)).

Сложившийся приоритет возмездно осуществляемой формы устройства ребенка в приемную семью уменьшает численность детей, передаваемых на усыновление, и снижает уровень родственной опеки (являющейся преимущественно безвозмездной), поэтому необходимо провести разграничение мер поддержки для разных форм устройства, видов замещающей семьи, а также определить государственный приоритет устройства для разных категорий детей на основе объективного научного анализа.

Организация, методы и процедура исследования

Цель — выявить проблемы развития института усыновления и меры поддержки, способствующие росту числа усыновлений, с акцентом на правовое регулирование и социально-психологические факторы.

Задачи:

  1. Раскрыть правовые противоречия в сфере регулирования института замещающей семьи и усыновления, влияющие на их развитие.
  2. Оценить эффективность существующих мер поддержки замещающих семей и усыновителей.
  3. Предложить рекомендации по мерам поддержки института усыновления, в том числе трудноустраиваемых в семьи граждан категорий детей-сирот (далее — трудноустраиваемых категорий детей).

Методы исследования:

  1. Анализ правовых документов, сведений по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [15], научной литературы.
  2. Опрос разных категорий специалистов, участвующих в передаче детей-сирот на семейные формы воспитания, кандидатов в замещающие родители и самих опекунов, попечителей и усыновителей для оценки проблем, с которыми они сталкиваются в процессе передачи детей-сирот, мер поддержки замещающего родительства и перспектив развития института усыновления.
  3. При обработке данных опросов использовались частотный (для закрытых вопросов) и качественный (для открытых вопросов) анализ.

Были разработаны:

  1. Опросник «Перспективы развития семейных форм устройства детей-сирот» для опекунов и попечителей (безвозмедные и возмездные формы), усыновителей, а также кандидатов в замещающие родители;
  2. Опросник «Усыновление» для специалистов по работе с семьей, органов опеки и попечительства, руководителей организаций для детей-сирот;

Сбор данных был проведен дистанционно на платформе «Анкетолог». Опрос информантов был добровольным и анонимным.

  1. Опросник «Меры поддержки граждан, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для органов исполнительной власти регионов, на которые возложены полномочия органов опеки и попечительства.

Выборка:

  • 7150 усыновителей, опекунов, приемных родителей, кандидатов в замещающие родители из 57 субъектов Российской Федерации;
  • 2883 специалистов по работе с семьей, органов опеки и попечительства, а также руководителей организаций для детей-сирот из 86 субъектов Российской Федерации;
  • 89 представителей органов исполнительной власти из 89 субъектов Российской Федерации (далее — РФ).

Результаты и их обсуждение

Виды исследований по теме

К основным исследованиям, затрагивающим правовое регулирование института замещающей семьи, усыновления, относятся работы, посвященные:

  • проблемам соотношения частных и публичных интересов в правоотношениях семейного воспитания [21];
  • сравнительному анализу законодательства РФ и иностранных государств о моделях правоотношений по усыновлению [20];
  • процедурам усыновления по законодательству зарубежных стран [2];
  • формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах [24];
  • развитию альтернативных форм устройства, в частности патроната, сравнительному анализу данной модели в разных странах [25].

Особое значение представляют междисциплинарные исследования:

  • различных форм устройства детей, в частности приемной семьи [25];
  • международного опыта воспитания детей с ОВЗ в семьях [18];
  • организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов [8];
  • отношения к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и педагогической реабилитационной помощи в разных государствах [24].

Вместе с этим необходимо отметить, что в иностранной практике часто усыновление не является приоритетным, а в научной литературе описывается как крайне напряженное и противоречивое общественное вмешательство из-за радикального разрыва детско-родительских отношений и возможности усыновления ребенка вопреки желанию его биологических родителей. Также высказывается критика в отношении некоторой практики принятия решений об усыновлении, поскольку постоянный разрыв семейных уз рассматривается как крайний вариант и последнее средство защиты ребенка, который влияет на дальнейшее его развитие и самоидентификацию [1; 30; 31].

Выделены правовые коллизии и перспективы применения усыновления как приоритетной формы устройства ребенка:

  • противоречия в законодательстве о режиме тайны усыновления;
  • необходимость обеспечения доступа к генетическим данным о ребенке как элементу права на здоровье;
  • конкуренция профилактики отказов родителей от ребенка и восстановления в родительских правах, с одной стороны, с преимуществами усыновления как приоритетной формы устройства, с другой стороны;
  • религиозные и этнические особенности устройства детей в семьи и закрепленные законодательно приоритеты форм устройства детей;
  • противоречивая правоприменительная практика постусыновительного контроля, который в отличие от опеки и попечительства (постоянный характер) отдан в регионах исключительно на усмотрение органов опеки и попечительства (по истечению 3-х лет после усыновления);
  • нерешенность вопроса о восстановлении прав усыновителей (как это предусмотрено СК РФ для родителей);
  • отсутствие программ реабилитации усыновителей в случае семейного кризиса, который представляет собой угрозу отмены усыновления;
  • несбалансированность мер поддержки замещающей семьи и семьи усыновителей, с учетом того, что усыновление носит постоянный характер.

Меры стимулирования устройства ребенка на воспитание в семью

Анализ полученных данных свидетельствует о практическом отсутствии нематериальных мер поддержки для семей, усыновивших ребенка, в субъектах РФ. Основными формами сегодня является чествование конкретных усыновителей (открытое усыновление), публикации в СМИ, День усыновления в Новосибирской области и прочее. Можно предположить, что это обусловлено, в том числе необходимостью сохранения тайны усыновления.

В ходе опроса была получена информация о мерах социальной поддержки усыновителей в виде денежных выплат, предусмотренных в субъектах РФ за счет средств бюджета региона (табл. 2), которая показывает нераспространенность материального стимулирования этой формы устройства. Менее 25% регионов поддерживают усыновление сиблингов и детей старше 10 лет и более 40% — детей с ОВЗ.

При этом в регионах существует своя специфика в отношении стимулирования устройства ребенка на воспитание в семью, например, при изменении формы семейного устройства детей-сирот. В Алтайском крае право на ежемесячное пособие имеют граждане, которые усыновили одного ребенка и более, находившихся под опекой (попечительством) или патронатом в течение 3-х лет, то есть при смене формы семейного устройства [5]. В Удмуртской Республике право на получение ежемесячных денежных средств имеет один из усыновителей (единственный усыновитель), принявший в семью ребенка из образовательных, медицинских, социальных и аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Однако право на получение выплат теряется, если усыновление состоялось в качестве смены формы семейного устройства (например, родители до усыновления выступали опекунами усыновленного ребенка) [13].

Таблица 2. Материальные меры поддержки граждан, усыновивших ребенка (детей),  в том числе трудноустраиваемой категории

Материальные меры поддержки граждан, усыновивших ребенка (детей)

Количество субъектов РФ, в которых имеются меры
поддержки

Количество субъектов РФ, в которых отсутствуют меры поддержки

Единовременные денежные выплаты в связи с усыновлением за счет средств
бюджета субъекта РФ, в том числе:

60 (67,4%)

29 (32,6%)

в связи с одновременным усыновлением трех и более детей

20 (22,5%)

69 (77,5%)

в связи с усыновлением детей-инвалидов

38 (42,7%)

51 (57,3%)

в связи с усыновлением детей старше 7 лет

26 (29,2 %)

63 (70,8%)

в связи с усыновлением детей
иных возрастных категорий

22 (24,7%)

67 (75,3%)

в связи с усыновлением сиблингов
(братьев/сестер)

24 (27%)

65 (73%)

Ежемесячные денежные выплаты
на содержание усыновленного ребенка

15 (16,9%)

74 (83,1%)

Ежегодные денежные выплаты семьям, усыновившим ребенка (детей)

0

89 (100%)

В Московской области ежемесячное денежное пособие выплачивается при условии исполнения усыновителями обязанностей родителей и ежегодного представления отчета о результатах обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка, составленного органом опеки и попечительства [6].

Мнение специалистов и замещающих родителей о мерах, которые в высокой степени могут повлиять на рост числа усыновлений детей-сирот из категорий трудноустраиваемых

Опрос мнения замещающих родителей, кандидатов в усыновители и специалистов о мерах, способствующих росту числа усыновлений детей из трудноустраиваемых категорий, показал, что основное внимание уделяется материальной поддержке и социальным льготам. При этом специалисты в большей степени считают, что льготы и денежные выплаты привлекут усыновителей (табл. 3).

Таблица 3. Результаты опроса специалистов и кандидатов в замещающие родители  о мерах, которые могут повлиять на рост числа усыновлений  детей из трудноустраиваемых категорий

Вопросы

Мнение
родителей и кандидатов

Мнение специалистов

Выплата денежных средств на усыновленного ребенка

38%

55%

Сохранение за усыновленным ребенком права на обеспечение жилым помещением и льготы при получении образования

54%

66%

Повышение уровня медицинской помощи в регионе

47%

54%

Повышение уровня мер социальной поддержки усыновленным детям-инвалидам

54%

71%

Установление льготной ставки для ипотеки

45%

56%

Установление льгот для усыновителей как для многодетных семей

53%

62%

Тайна усыновления

Необходимо отметить, что тайна усыновления (ст. 139 СК РФ) перестает быть абсолютной, что подтверждается подходами Конституционного суда РФ (далее — КС РФ) и Верховного суда РФ (далее — ВС РФ). Однако применительно к детям трудноустраиваемой категории необходимы законодательные исключения из общего правила, например, для получения информации о биологических родителях, которая необходима для диагностики наследственного заболевания, и в которой было отказано ЗАГСом (Определение ВС РФ № 48-КГ18-16 от 23.08.2018) [7].

Вывод ВС РФ опирался на более раннюю правовую позицию КС РФ, выраженную в Постановлении от 16 июня 2015 г. № 15-П, о том, что тайна усыновления не носит абсолютный характер и при согласии усыновителей может быть раскрыта (абз. 1, 2, посл. абз. п. 4). КС РФ указал, что усыновленный ребенок вправе знать о происхождении своих родителей, своих предках. Эти сведения являются незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, в частности при необходимости выявления (диагностики) наследственных заболеваний (абз. 1 п. 5.1) [10].

Таким образом, для получения информации достаточно обосновать необходимость в ней, как отмечают высшие суды РФ, однако согласно СК РФ в законодательстве не предусмотрены такие исключения из правового режима тайны усыновления.

Усыновление и восстановление в родительских правах

Следующая важная проблема касается соотношения семейно-правовых институтов: профилактика отказов от ребенка и восстановление детско-родительских отношений, с одной стороны, а с другой — усыновление.

В настоящее время отказ от ребенка указан в качестве основания для лишения родительских прав [16]. Усыновление ребенка в таком случае допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда. При ограничении в родительских правах, которое не было завершено лишением прав и продолжается в течение длительного времени (более 6 месяцев), закон не регулирует вопрос усыновления такого ребенка. Таким образом, логичная норма о допустимости усыновления ребенка только в случае лишения (не ограничения) его родителей родительских прав не ранее, чем через шесть месяцев со дня судебного решения при ограничении родительских прав легко преодолевается посредством обхода закона и применения другого института — согласие родителей на усыновление их ребенка иными лицами. Соответственно, ограничение в родительских правах не применяется как этап для восстановления семьи.

Кроме того, отказ от ребенка может быть осуществлен без процедуры ограничения и лишения родительских прав [16; 31], в качестве самостоятельного основания признания ребенка оставшимся без попечения родителей.

Представляется, что усыновление не должно рассматриваться как приоритетная форма устройства ребенка при возможности восстановления детско-родительских отношений, профилактике отказов от ребенка, выполнения рекомендаций, изложенных в пп. б п. 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 44 от 14.11.2017 [11]. Однако наличие правовой несогласованности в вопросе приоритета восстановления детско-родительских отношений в кровной семье и усыновления как приоритетной формы устройства ребенка создает неопределенность в жизненной ситуации детей.

Показательным примером такого противоречия и несогласованности выступает, с одной стороны, установленный судебный контроль за отказом родителей от ребенка (пп. б п. 16 ПП ВС РФ № 44) [11] и, с другой — законодательно упрощенный порядок получения от родителей согласия на усыновление (ст. 129) [16] без процедуры ограничения или лишения родительских прав. В упрощенном порядке отсутствует проверка реализации отмеченных ВС РФ реабилитационных и вспомогательных мер по профилактике. Таким образом, можно сделать вывод, что в российском законодательстве и правоприменительной практике наблюдается столкновение приоритета сохранения кровной семьи и приоритета усыновления.

Дифференцированный подход к семейному устройству детей-сирот

В российском законодательстве отсутствует дифференцированный подход к выбору форм устройства ребенка, а также не проводится разграничение ситуаций временного или постоянного лишения ребенка его семейного окружения с оценкой перспектив восстановления кровных детско-родительских отношений.

Препятствием для признания усыновления в качестве приоритетной формы устройства ребенка являются религиозные и этнические особенности жизненного уклада граждан. В Конвенции (ст. 20) [28] закрепляется, что при устройстве ребенка необходимо должным образом учитывать его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык [26].

Православная церковь всегда была ориентирована на создание церковных приютов для детей, но активно усыновлять детей-сирот православные верующие начали не так давно. В 2014 году Патриарх Кирилл сказал: «Я хотел бы призвать, в первую очередь наших православных людей, усыновлять сирот, не бояться этого. Никогда тот, кто усыновляет или удочеряет и кто отдает себя этим детям, не бывает несчастлив, он сторицей получает доброе» [9].

В исламе существует запрет на усыновление, которое рассматривается как фальсификация естественного порядка и действительности [4]. Запрещение законного усыновления также является способом избежать болезненного шока у усыновленного ребенка, который он испытает, узнав, что «не родной сын своих родителей». Но при этом приветствуется институт аль-кафала (опекунства) — аналог родственной опеки, который прописан в качестве примера в Конвенции о правах ребенка [29].

В связи с этим доля детей-сирот, усыновленных в регионах Северо-Кавказского федерального округа, остается самой низкой в России. Следует отметить, что, согласно статистике, в организациях для детей-сирот Республики Ингушетия и Чеченской Республике отсутствуют воспитанники [15]. Это необходимо учитывать при оценке эффективности работы регионов по развитию семейных форм воспитания детей-сирот.

Проблема ограничения прав усыновителей и отмены ограничений

В законодательстве отсутствуют нормы об ограничении прав усыновителей и отмене ограничений. СК РФ установлены только основания для отмены усыновления по виновным основаниям и обстоятельствам, не зависящим от виновных действия усыновителей.

Данный законодательный пробел попытался восполнить в рамках разъяснений судебной практики ВС РФ, указав, что в случае, если отсутствуют установленные законом основания к отмене усыновления ребенка (ст. 141) [16], но при этом оставление ребенка с усыновителями опасно для него по обстоятельствам, не зависящим от них (например, болезнь, стечение тяжелых обстоятельств и другие), то, исходя из аналогии закона, к усыновителям может быть предъявлен иск об ограничении их в правах родителей, приобретенных в результате усыновления ребенка (ст. 5, п. 1 ст. 137 СК РФ) [10; 16]. Тем не менее указанного разъяснения недостаточно для полноценной защиты детско-родительских отношений, поскольку непонятной в этом случае остается процедура отмены ограничения и восстановления в правах усыновителей, учитывая, что ограничение родительских прав осуществляется судом без указания срока и может носить неопределенный характер с необходимостью устройства ребенка на воспитание в семью или временного помещения в организацию. Для усыновления с установленным обязательным трехлетним постусыновительным контролем и особенностями данной формы устройства следует разработать специальный порядок отмены ограничения прав усыновителей и определить правовые последствия ограничения, исключающие конкуренцию разных форм устройства, действующих одновременно.

Контроль и сопровождение при усыновлении

Отдельной проблемой для развития усыновления как формы устройства ребенка, приравненной к кровной семье, выступает неопределенность в механизмах контроля и сопровождения.

Постусыновительный контроль также вызывает ряд вопросов [11; 12]. Обязательный контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей ограничен периодом в три года (п. 22) [11]. Необходимость проведения контрольного обследования по истечении трехлетнего периода определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя. Таким образом, по истечении трех лет постусыновительный контроль трансформируется в необязательный. При этом требований о каком-либо специальном сопровождении семей усыновителей, учитывающих особенности данной формы устройства, не закрепляется.

Вопросы устойчивости семейных связей, поступления ребенка в образовательную организацию, наличия у него постоянного жилья или места жительства, трудоустройства, оформления льгот при наличии ОВЗ, состояния здоровья, отсутствия девиантного поведения остаются вне поля постусыновительного контроля и являются исключительно внутренним делом семьи. При этом усыновленные дети с учетом тайны усыновления не могут получить профессиональное сопровождение в так называемый «постинтернатный» период, помощь в трудной жизненной ситуации, аналогично детям, окончившим проживание в организации, в семье попечителя или приемной семье.

В то же время обеспечение усыновителями указанных вопросов в отношении детей трудноустраиваемой категории является значимым фактором и повышенным риском для государства при стимулировании развития именно усыновления как приоритетной формы устройства.

Предпочтения кандидатов в усыновители

Необходимо отметить проблемный социально-психологический аспект развития института усыновления. Усыновление часто рассматривается как механизм решения проблем, связанных с репродуктивной сферой, поэтому предпочтение отдается маленьким детям: из 2243 усыновлений в 2023 году 832 малыша были в возрасте до 1 года; 571 ребенок — с 1 года до 3 лет и 469 детей — с 3-х до 7-летнего возраста (всего с 0–7 лет — 83,5%). Примерно для 40% кандидатов на усыновление, которые не смогли подобрать ребенка в течение года (7896 чел. из 19896 чел.), важно было усыновить здорового малыша (1-2 группы здоровья). Примерно треть из них (6213 чел.) рассчитывали на несовершеннолетнего до 7 лет, а около 24% (4722 чел.) хотели усыновить малюток до годовалого возраста. Только 1,7% детей-сирот, учтенных в 2023 году в качестве оставшихся без попечения родителей (721 реб. из 41958 детей), сразу передается на усыновление [14]. Указанная статистика показывает ограниченные возможности детей трудноустраиваемой категории быть переданными в постоянную семью.

Нематериальные, социально-психологические, материальные меры по развитию института усыновления

В табл. 4 представлены меры, направленные на развитие усыновления, предложенные специалистами в рамках исследования.

Таблица 4. Меры по развитию усыновления как приоритетной и постоянной формы  устройства детей-сирот трудноустраиваемой категории (результаты опроса)

Характеристика мер

Примеры ответов респондентов из 89 субъектов РФ

Меры (требования) к кандидатам-усыновителям

Нематериальные (социально-психологические)

Для исключения или минимизации возврата ребенка необходимо включить «серьезную» оценку готовности и ресурсности кандидата и его семьи для воспитания ребенка трудноустраиваемой категории. Необходимо оценивать не только возможность удовлетворения его потребностей в жилье и уходе, но и в эмоциональном тепле и поддержке, а также в получении помощи по преодолению последствий жестокого обращения, травм, связанных с сепарацией с родителями

Нематериальные (социально-психологические)

Трудноустраиваемая категория детей-сирот требует особенной подготовки кандидатов в школах приемных родителей. В программе должны быть отражены социально-психологические особенности детей всех категорий. Также должна быть предоставлена возможность пройти дополнительную подготовку при принятии ребенка с конкретным видом нозологии

Нематериальные (социально-психологические)

Включить в список предоставляемых документов психологическое заключение на кандидатов

Нематериальные (социально-психологические)

Прохождение обучения по особой программе и психологическое тестирование. Возможность прохождения тренингов по мере возникновения проблем в семье усыновителя, в том числе вместе с другими кровными родителями, а не с замещающими

Нематериальные (социально-психологические)

Ввести обязательное психологическое и углубленное психиатрическое обследование кандидатов (для минимизации отказов от детей, жестокого обращения или неадекватного воспитания)

Материальные

Оценка жилья, квадратных метров на каждого члена семьи

Нематериальные

Установить возрастной диапазон от 27 лет и до 50 лет для кандидатов в усыновители. Последняя тенденция — в усыновители идут 20-летние, не понимающие сути этой формы устройства, или женщины старше 50, у которых погибли члены семьи, но ресурсности у них практически нет

Социально-психологические меры (требования)
ко всем членам потенциальной семьи

Нематериальные (социально-психологические)

Психологическая диагностика всех членов семьи на готовность принять ребенка в свою семью

Нематериальные (социально-психологические)

Более углубленное медицинское обследование, а также рассмотрение данного вопроса на комиссии с участием медработников и психологов

Меры поддержки и сопровождения

Нематериальные

Больше оказывать помощи кандидатам, проходящим процедуру усыновления, не получив помощи, семьи идут на опеку, что намного хуже для жизнеустройства ребенка

Нематериальные

Больше специалистов, оказывающих помощь замещающим родителям (сопровождение) и осуществляющим контроль за соблюдением прав ребенка-сироты в семье

Нематериальные (педагогические)

Педагогическое сопровождение

Нематериальные (социально-психологические)

Необходимо обучить кандидатов и возможно членов их семьи основам специальных знаний

Материальные

Учитывать наличие инфраструктуры для детей сложных категорий по месту проживания кандидата

Материальные

Улучшение жилищных условий семьи — бесплатное предоставление жилья, материальное стимулирование

Материальные

Расширить льготы и увеличить выплаты, упростить доступность реабилитации

Организационные, информационные меры

Нематериальные

Усовершенствовать базу данных о детях, дополнив большим объемом информации о ребенке, в том числе психологической

Нематериальные

Информация о судебной практике усыновления (данные закрыты, сложно провести мониторинг эффективности усыновления)

Нематериальные

Должна быть целенаправленная работа организации, занимающейся только этим вопросом (усыновление)

Нематериальные (социально-психологические)

Необходимо решить вопрос о разделении или не разделении братьев и сестер в случае наличия у одного из них серьезного психиатрического заболевания (при усыновлении). Также решение вопроса с усыновлением сиблингов, между которыми не установлены родственные отношения

Мотивационные меры

Нематериальные

Увеличить количество социальной рекламы

Нематериальные

Формировать положительный имидж семей-усыновителей в СМИ

Нематериальные
Материальные

Предоставлять кандидатам больше информации о детях трудноустраиваемой категории, оказывать практическую помощь

Нематериальные (социально-психологические)

Необходимо выяснять истинный мотив к усыновлению данной категории (в том числе усовершенствовать психодиагностический пакет)

Нематериальные (социально-психологические

Надо поощрять специалистов, которые эффективно способствуют росту числа усыновлений. Сегодня оценивают работу специалистов органов опеки и попечительства только по общему числу детей-сирот, переданных на семейные формы и возвращенных в кровные семьи. Число усыновлений не выделяется в отдельный показатель эффективности работы

Заключение и выводы

В качестве заключения полагаем возможным сформулировать следующие специальные меры поддержки института усыновления трудноустраиваемых категорий детей как приоритетной и постоянной формы устройства ребенка по сравнению с опекой / попечительством, приемной и патронатной семьей.

  1. Совершенствование законодательной базы, в том числе:
  • установление исключений из правила о тайне усыновления и порядка их применения;
  • закрепление постусыновительного сопровождения детей и гарантий защиты от злоупотреблений;
  • изменение подхода к усыновлению неполнородных сиблингов, между которыми не установлены родственные отношения (усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей) [16];
  • регламентация ограничения и восстановления в правах усыновителей;
  • принятие мер государственного контроля за фиктивным усыновлением с целью получения усыновителями гарантий и льгот без формирования полноценных семейных отношений.
  1. Рекомендации правового, организационного и социально-психологического характера:
  • формирование специальной поддерживающей инфраструктуры, учитывающей потребности детей трудноустраиваемой категории и обеспечивающей постоянство усыновления, включая медицинскую помощь;
  • усиление мер материальной поддержки института усыновления трудноустраиваемой категории;
  • устранение ограничений в региональном законодательстве на условия усыновления и его поддержки, введенные субъектами Российской Федерации (например, при смене формы устройства с опеки на усыновление ребенка из трудноустраиваемой категории);
  • проведение просветительских кампаний по пропаганде усыновления с целью разрушения мифов, негативных стереотипов в отношении усыновления;
  • проведение специальной подготовки кандидатов в усыновители, готовых принять трудноустраиваемые категории детей-сирот, в школах приемных родителей;
  • организация сопровождения кандидатов в усыновители от момента их обращения в органы опеки и попечительства до решения суда об усыновлении;
  • введение стимулирующих мер по развитию института усыновления детей-сирот трудноустраиваемой категории для специалистов органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот.

Литература

  1. Арчакова Т., Гарифулина Э., Кравченко И., Нестерова М., Озерова Е., Семья Г. Сфера защиты детства. Международный опыт. М.: Альпина Паблишер, 2022. 240 с.
  2. Буянова Е.В. Процедура усыновления по законодательству зарубежных стран: монография. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. 247 с.
  3. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. Принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 года. [Электронный ресурс] // ООН. 2024. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childpri.shtml (дата обращения: 15.11.2024).
  4. Допустимо ли в Исламе усыновление детей? [Электронный ресурс] // Ислам Сегодня. 2013. URL: https://islam-today.ru/obsestvo/raznoe/dopustimo_li_v_islame_usynovlenie_detej/ (дата обращения: 15.11.2024).
  5. Закон Алтайского края от 8 сентября 2003 г. № 39-ЗС «О пособии гражданам, усыновившим детей» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/802004748 (дата обращения: 15.11.2024).
  6. Закон Московской области от 5 июля 2006 г. № 98/2006-ОЗ «О материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. 2024. URL: https://base.garant.ru/28950615/ (дата обращения: 15.11.2024).
  7. Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 14 ноября 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного суда РФ. 2018. URL: https://vsrf.ru/documents/practice/27317/ (дата обращения: 15.11.2024).
  8. Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Учебное пособие. М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2017. 416 с.
  9. Патриарх Кирилл призвал верующих усыновлять детей [Электронный ресурс] // Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. 2014. URL: https://www.diaconia.ru/patriarkh-kirill-prizval-veruyushhikh-usynovlyat-detej (дата обращения: 15.11.2024).
  10. Постановление Конституционного суда РФ от 16.06.2015 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181188/ (дата обращения: 15.11.2024).
  11. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. 2017. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282678/ (дата обращения: 15.11.2024).
  12. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 27.09.2021) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2021. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26751/ (дата обращения: 15.11.2024).
  13. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 3 августа 2015 г. № 381 «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание усыновленных (удочеренных) детей» (с изм. на 8 февраля 2024 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/428655224 (дата обращения: 15.11.2024).
  14. Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А., Дубовик А.С. Об основных результатах мониторинга первого этапа реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1 С. 30–66. DOI:10.17759/pse.2016210104
  15. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за 2023 год [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. 2024. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/cbbf904d6d7a7132dcead100345912d0/ (дата обращения: 15.11.2024).
  16. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 15.11.2024).
  17. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1 С. 67–82. DOI:10.17759/pse.2016210105
  18. Соколова Н.А., Макаров А.О. Международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34(325). С. 152–155.
  19. Тарасова А.Е., Зубарева О.Г. Действие ФЗ «Об опеке и попечительстве» в системе норм семейного, гражданского и жилищного законодательства // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 4. С. 26–42.
  20. Татаринцева Е.А. Модели правоотношений по усыновлению: сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. М.: ИНФРА-М, 2018. 258 с.
  21. Татаринцева Е.А. Проблемы соотношения частных и публичных интересов в правоотношениях семейного воспитания. М.: Юнити-Дана, 2017. 103 с.
  22. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 15.11.2024).
  23. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 15.11.2024).
  24. Фейзопуло Корбо М. Отношение к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: педагогическая реабилитационная помощь в США и Франции // Практика социальной работы. Открытый методический ресурс. 2017. № 2. С. 1–12.
  25. Чекулаев С.С., Кравчук А.О. Сравнительно-правовой анализ института патронатной семьи в России, странах Западной Европы и США // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12(97). С. 196–202. DOI:10.17803/1994-1471.2018.97.12.196-202.
  26. Чечкова С.П. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах / Итоги научных исследований ученых МГУ имени А.А. Кулешова 2018 г.: материалы научно-методической конференции, Могилев, 25 января — 07 февраля 2019 года / Под редакцией Е.К. Сычовой. Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. С. 239–240.
  27. Ярская-Смирнова Е.Р., Присяжнюк Д.И., Вербилович Д.И., Вербилович О.Е. Приемная семья в России: публичный дискурс и мнения ключевых акторов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Том 18. № 4. С. 157–173.
  28. Convention on the Rights of the Child [Electronic resource] // UNICEF. 2024. URL: https://www.unicef.org/child-rights-convention (дата обращения: 15.11.2024).
  29. Hornfeck F., Bovenschen I., Heene S., Zimmermann J., Zwönitzer A., Kindler H. Emotional and behavior problems in adopted children — The role of early adversities and adoptive parents’ regulation and behavior // Child Abuse & Neglect. 2019. Vol. 98. Art. nr 104221. DOI:10.1016/j.chiabu.2019.104221
  30. Lee B.R., Kobulsky J.M., Brodzinsky D., Barth R.P. Parent perspectives on adoption preparation: Findings from the Modern Adoptive Families project // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 85. P. 63–71. DOI:10.1016/j.childyouth.2017.12.007
  31. Semya G., Telitsyna A., Garifulina E. Russian Federation / The Development of Child Protection Systems in the Post-Soviet States / Ed. by I. Earner., A. Telitsyna. Cham: Springer, 2021. P. 137–145.

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Тарасова Анна Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент, независимый исследователь, эксперт, рабочая группа «Ребенок и его право на семью», Координационный совет при Правительстве РФ по реализации Десятилетия детства, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3497-9248, e-mail: aet@bk.ru

Волчанская Виктория Олеговна, кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713, e-mail: vmerkul@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 16
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 12
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 12