Субьективация смыслов взросления юношами и девушками

20

Аннотация

Представлены материалы исследования, в которых показаны особенности субъективации смыслов в представлениях юношей и девушек, основанные на восприятии художественного образа взрослости. Целью исследования стало определение особенностей субъективации смыслов в представлениях молодых людей как показатель их взросления. Исследование охватывало выборку из 321 человека в возрасте от 14 до 23 лет (М=18, SD=2,88) и проводилось при помощи оригинальной методики (Взросление), носящей проективный характер, что отличает исследование от обычно применяемых в тех же целях опросных самооценочных методик. Обработка собранных данных осуществлялась с использованием таблиц сопряженности расчета критерия хи-квадрат Пирсона, кластерного анализа и оценки качества кластеризации через индекс Рэнд. Обращается внимание на то, что полученные результаты показывают, что взросление юношей и девушек в современном мире является гетерохронным процессом. Исследование, проведенное на материале художественных образов взросления как классического фильма «Розыгрыш», так и современного фильма «Страна Саша», позволило выделить три типа субъективации смыслов в представлениях о взрослении юношей и девушек. Показана возможность определять типы субъективации смыслов в педагогической практике. Подчеркивается, что результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам, работающим со старшими подростками, юношами и девушками, а также с молодежью, в рамках сопровождения программ по жизненному и профессиональному самоопределению.

Общая информация

Ключевые слова: юношество, период ранней взрослости, субъективация, смыслы, художественный образ, процесс взросления

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300102

Получена: 15.10.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Шилова Н.П. Субьективация смыслов взросления юношами и девушками // Психологическая наука и образование. 2025. Том 30. № 1. С. 22–35. DOI: 10.17759/pse.2025300102

Подкаст

Подкаст PsyJournals LIVE выпуск 399

Полный текст

Введение

В условиях социальной нестабильности и глобализации процесс взросления молодежи в России и за рубежом претерпевает значительные изменения. В современных условиях взросление рассматривается как сложный процесс, включающий как объективные, так и субъективные маркеры взрослости. При этом традиционные критерии взросления (например, завершение образования, создание семьи) в наше время теряют свою значимость [20]. Современная молодежь сталкивается с дестандартизацией взросления в обществе [8], значение социокультурного контекста и его влияние на жизненные траектории молодежи стремительно возрастает [3; 18].

Процесс сепарации от родителей рассматривается как ключевой этап взросления, который влияет на формирование личностных характеристик и социализацию. Например, исследуя связь между психологической сепарацией от родителей и субъективной взрослостью, В.Р. Манукян обнаружила, что успешная сепарация способствует формированию идентичности взрослого и психологическому благополучию [4]. В другом исследовании под руководством Т. Грейнджера было выявлено, что давление со стороны родителей в юношеском возрасте может усилить склонность к девиантному поведению. И напротив, поддержка родителей способствует осознанному и позитивному представлению о взрослении [26]. Соответственно, негативные стереотипы родителей и педагогов о взрослении могут мешать нормальному процессу взросления.

С научной точки зрения становится важным проанализировать современные тенденции взросления, их маркеры и социальные аспекты, а также выявить ключевые тенденции и противоречия, связанные с этим процессом. В целом исследователи, изучающие процесс взросления на этапе формирующейся взрослости, демонстрируют разнообразие подходов. Тем не менее большинство из них, опираясь на работы Дж. Арнетта, дают следующие базовые описания этого феномена: «исследование идентичности, нестабильность, сосредоточенность на себе, чувство “промежуточности” и широкий спектр возможностей» [19; 20; 21; 22].

Наряду с этим исследователи акцентируют внимание на жизненных целях современной молодежи в таких областях, как образование и карьера, автономия и семья [23; 24; 25; 27]. Например, Е.С. Митрофанова изучает возраст наступления дебютных событий (она их выделяет шесть), таких как получение образования и трудоустройство, и находит, что молодежь не отказывается от взросления, а адаптируется к новым условиям [5]. Современные юноши и девушки задерживают выход на рынок труда из-за удлиняющегося периода получения образования, что влияет на формирование их «Я-концепции» и самосознания [1]. При этом подростки из сельских школ демонстрируют более активное стремление к взрослости по сравнению с городскими сверстниками, которые часто описывают взросление как негативное явление [12], их модель взросления похожа на общеевропейскую, с акцентом на получение высшего образования и длительным периодом транзита от юности к взрослости [17].

Таким образом, преобладающим вопросом в современных исследованиях конструкта взросления становится обсуждение темы удлинения периода перехода во взрослость. Так, А.В. Назаренко и Н.А. Комарова акцентируют внимание на позднем взрослении молодежи, отмечая, что современные молодые люди часто избегают принятия сложных социальных ролей [6]. О.И. Разинкова анализирует феномены «взрослое детство» и «раннее взросление», отмечая размывание границ между детством и взрослостью [10]. Она подчеркивает, что современные дети теряют образец взрослости, что создает трудности в их социализации. М. Твенге и У. Кит Кэмпбелл отмечают, что продление детского периода не обязательно связано с поздним взрослением, как утверждает Дж. Арнетт. В их концепции затянутое детство может завершиться как переходом во взрослость, так и игнорированием традиционных признаков взрослости в пользу индивидуального образа жизни. Это приводит к тому, что понятие «взрослость» может стать выбором каждого человека [28].

В контексте нашего исследования это демонстрирует, насколько важным является научно обоснованное понимание различий в восприятии собственного взросления юношами и девушками.

Исследователями предпринимаются попытки определить типологию взросления по разным основаниям, например, Ф.А. Швец выделяет типы взросления на основе возрастно-статусного самосознания, подчеркивая, что юноши и девушки могут иметь различное восприятие взросления в зависимости от их социального контекста [13]. Исследователь определяет «такие типы взросления, как чувство взрослости, нежелание взрослеть и чувство промежуточно-переменчивого статуса» [13]. Таким образом, данная типология базируется на ощущении тождественности со смежными возрастными периодами, а также на эмоционально-мотивационной оценке возрастного статуса. Также изучаются половые различия в процессе взросления, например, отмечается, что юноши более ориентированы на достижение материального благосостояния и социальных статусов, тогда как девушки чаще ищут удовлетворение в жизни и ценят общение [2]. При этом вопрос о типологии взросления все еще остается открытым.

В предыдущих исследованиях мы указывали, что «в художественных произведениях размываются четкие границы между детством и взрослостью» [9], но при этом интерпретация поведения киногероев, оказавшихся в ситуации взросления, понимается и принимается современными юношами и девушками. Также Л.В. Скоровой и Д.К. Суворовой было показано, что юноши/девушки не просто ассоциируют себя с киногероями, а склонны приписывать киногерою собственные способности и психологические качества, а также поведение, свойственное им самим [11]. В наших работах были выявлены особенности и различия в восприятии художественного образа взрослеющего киногероя в юношеском возрасте [15; 16]. Все перечисленное позволяет рассматривать художественное кино в качестве эффективного материала для исследования взросления.

Учет гетерохронности субъективации смыслов в представлениях о взрослении у юношей и девушек позволяет создать развивающую и воспитательную среду в образовательных организациях, ориентированную на каждого учащегося. Целью исследования стало определение особенностей субъективации смыслов в представлениях как показатель взросления молодых людей. Значимость данного исследования обусловлена актуальностью определения различий в процессе взросления в условиях изменяющегося общества и, соответственно, пересмотра традиционных представлений о взрослении при переходе во взрослость.

Выборка и методика исследования

Эмпирическое исследование охватывало выборку из 321 человека в возрасте от 14 до 23 лет (М=18, SD=2,88) и включало 156 юношей и 165 девушек. Состав респондентов распределялся по возрасту следующим образом: 14 лет – 55 человек, 15-16 лет – 69, 17-18 лет – 69, 19-21 год – 66 и 22-23 года – 62. Участники включали школьников (33% – 106 человек), студентов среднего профессионального образования (30% – 97 человек) и студентов вузов (37% – 118 человек). Исследование проводилось с использованием сервиса «ЯндексФормы».

Была применена авторская методика «Взросление», основанная на восприятии молодежью культурных образов взросления, представленных в художественном кино. Методика заключалась в демонстрации трех сцен из фильма «Розыгрыш» В. Меньшова и трех сцен из фильма «Страна Саша» Ю. Трофимовой длительностью до 5 минут с вопросами для обсуждения увиденного1.

При помощи контент-анализа ответы респондентов классифицировались как номинальные переменные. Данные обрабатывались с использованием методики анализа таблиц сопряженности, критерия хи-квадрат Пирсона, кластерного анализа и метода локтя. Целью было определить, к какому типу представлений о взрослении относится каждый респондент.

Далее каждого респондента оценивали три педагога-эксперта, хорошо знающие участников исследования, на предмет того, к какому типу представлений о взрослении относятся участники исследования. Педагоги-эксперты опирались на описания типов представлений о взрослении, выделенные нами в предыдущих исследованиях [15; 16]. Оценка качества кластеризации проводилась посредством индекса Рэнд. База данных с результатами исследования представлена в репозитории МГППУ RusPsyData [14].

 

Результаты исследования

На первом этапе исследования мы провели кластерный анализ ответов на вопросы методики «Взросление», результаты которого по фильму «Розыгрыш» представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Кластерный анализ ответов на вопросы методики «Взросление» по фильму «Розыгрыш» (n=321)

К первой группе по фильму «Розыгрыш» отнесены 62 респондента (19%), ко второй – 54 респондента (17%), а к третьей – 205 респондентов (64%). По результатам расчетов коэффициент альфа Кронбаха равен 0,844, что свидетельствует о «приемлемой» внутренней согласованности в рамках данного исследования. Результаты кластерного анализа по фильму «Страна Саша» представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Кластерный анализ ответов на вопросы методики «Взросление» по фильму «Страна Саша» (n=321)

 

К первой группе по фильму «Страна Саша» отнесены 78 (24%) респондентов, ко второму – 71 (22%) и к третьему – 172 (54%). Коэффициент альфа Кронбаха равен 0,866, что свидетельствует о «приемлемой» внутренней согласованности в рамках данного исследования.

Таким образом, кластерный анализ показал явное разделение участников исследования на три группы (рис. 1, 2). Оптимизация количества кластеров проводилась по методу Уорда. Три кластера дают оптимальный вклад в снижение дисперсии значений внутри кластеров. Значимых различий между типами по возрасту или полу респондентов, а также по уровню их образования выявлено не было.

Далее для описания различий между кластерами был проведен анализ ответов респондентов в разрезе кластеров (табл. 1).

Таблица 1. Содержательные различия между типами (n=321)

Вопрос1

Ответ

Стандартизированные остатки в разрезе типов

(«Розыгрыш»)

χ2

Р

Стандартизированные остатки в разрезе типов

(«Страна Саша»)

χ2

Р

1

2

3

1

2

3

1

1

12,6

‒3,0

‒8,0

166,54

0,000**

13,21

‒4,51

‒7,61

191,38

0,000**

2

‒2,21

0,8

2,41

‒2,71

‒1,3

3,41

3

‒3,81

2,41

1,2

‒4,21

1,7

2,21

4

4,41

0,9

2,91

‒5,11

3,91

1,1

2

1

14,2

‒3,2

‒9,2

215,50

0,000**

14,91

‒4,51

‒9,11

233,72

0,000**

2

0,6

‒0,4

‒0,2

0,1

‒2,21

0,7

3

‒5,6

1,7

3,3

‒6,61

3,11

4,11

4

‒5,4

0,8

3,8

‒5,91

1,7

3,01

3

1

9,8

‒3,5

‒5,3

117,57

0,000**

10,71

‒4,51

‒5,51

139,58

0,000**

2

1,9

‒1,4

‒0,5

1,1

‒2,21

0,9

3

‒2,8

1,7

1,0

‒3,01

3,11

0,0

4

‒5,9

1,7

3,5

‒6,71

1,7

4,31

4

1

6,6

‒1,3

‒4,4

96,03

0,000**

6,21

‒1,8

‒3,81

107,35

0,000**

2

4,3

‒2,4

‒1,7

4,81

‒3,31

‒1,4

3

0,5

0,6

‒0,9

0,6

‒1,1

0,4

4

‒5,5

0,4

4,2

‒6,11

2,81

3,01

5

‒1,7

2,3

‒0,5

‒2,01

3,51

1,2

5

1

3,7

‒2,1

‒1,4

95,02

0,000**

3,71

‒2,61

‒1,1

92,92

0,000**

2

4,6

‒1,5

‒2,6

3,11

‒2,11

‒0,9

3

2,4

‒2,9

0,4

3,51

‒3,31

‒0,2

4

‒6,2

3,3

2,5

‒6,91

4,61

2,11

5

‒1,1

4,7

‒2,8

‒1,3

4,31

‒2,51

6

1

4,8

‒3,1

‒1,5

201,82

0,000**

5,91

‒3,91

‒1,8

120,25

0,000**

2

2,0

‒6,0

3,1

1,2

‒6,21

4,11

3

0,0

‒0,6

0,4

0,5

‒0,7

0,1

4

‒4,0

0,0

3,3

‒4,11

2,11

1,8

5

‒3,3

12,4

‒7,0

‒4,11

11,01

‒5,61

7

1

10,2

‒2,8

‒6,2

145,88

0,000**

9,81

‒3,41

‒5,61

150,39

0,000**

2

2,4

‒2,2

‒0,2

2,21

‒3,01

0,6

3

0,1

‒0,4

0,3

1,0

‒0,1

‒0,7

4

‒7,9

2,7

4,4

‒8,61

3,41

4,61

5

‒0,5

2,5

‒1,6

‒0,8

2,81

‒1,6

8

1

4,1

‒3,4

‒0,7

110,60

0,000**

4,51

‒4,01

‒0,6

155,62

0,000**

2

2,9

‒3,3

0,2

2,51

‒3,91

1,1

3

-0,7

-1,5

1,7

‒0,11

‒2,01

1,8

4

‒3,7

2,0

1,5

‒4,01

1,8

2,01

5

‒2,8

7,9

‒3,9

‒3,41

‒10,31

‒5,71

9

1

6,7

‒3,8

‒2,5

230,26

0,000**

7,91

‒4,91

‒2,71

241,66

0,000**

2

2,0

‒4,2

1,6

2,51

‒4,91

1,9

3

‒0,4

‒3,2

2,8

‒1,0

‒1,0

1,7

4

‒5,1

0,5

3,8

‒5,71

0,0

4,91

5

‒3,2

12,6

‒7,2

‒4,01

12,51

‒6,91

10

1

8,1

‒3,8

‒3,7

239,99

0,000**

9,21

‒5,01

‒3,81

293,71

0,000**

2

1,6

‒3,7

1,6

2,51

‒4,21

1,3

3

‒1,9

‒4,6

5,2

‒2,51

‒4,61

6,01

4

‒3,8

0,3

2,9

‒4,61

0,3

3,71

5

‒4,0

12,61

‒6,5

‒4,91

3,71

‒7,21

11

1

‒0,4

‒2,1

1,9

87,99

0,000**

0,2

‒2,41

‒2,21

105,94

0,000**

2

‒0,7

-1,5

‒0,4

0,8

‒1,3

1,7

3

4,2

‒4,0

‒0,4

4,91

‒4,91

‒0,1

4

‒3,7

3,2

0,5

‒4,21

3,61

0,6

5

‒1,6

7,2

‒4,2

‒2,31

7,81

‒4,61

Условные обозначения. ** – различия значимы на уровне 0,0001; полужирный курсив –стандартизированный остаток выше пограничного (‒2; 2).

Согласно данным табл. 1, четко выделяются следующие различия выделенных типов. Первый тип демонстрирует склонность к креативности и ощущает поддержку взрослых, отдавая ключевое значение целеустремленности. Взрослость для него ассоциируется с поиском смыслов и осознанием успешности.

Второй тип важным считает то, что связано с достижениями, не отказываясь наряду с этим от получения удовольствий. Взрослый человек для респондентов этого типа – это тот, кто понимает различия взрослости и детства.

Третий тип считает важным учитывать советы старших для достижения своих целей. Взрослый подход к жизни для них связан с разграничением между будущим и настоящим, а также с пониманием времени.

Таким образом, выделенные типы говорят, прежде всего, о гетерохронности процесса взросления. Они показывают неравномерную актуализацию и субъективацию смыслов, ценностей, копингов и т.п. в процессе взросления в трех выделенных группах, не обсуждая конечную цель взросления.

Далее была проведена экспертная оценка представлений о взрослении респондентов, где экспертами выступили педагоги, обучающие респондентов. Для того, чтобы нивелировать возможные искажения оценок предвзятым отношением педагогов к некоторым из учеников, каждого респондента оценивали по три педагога-эксперта. С учетом того, что выборка включала респондентов разного возраста, учащихся в разных образовательных организациях, общее количество педагогов-экспертов составило 48 человек. Они проводили оценку независимо друг от друга, им предъявлялось описание выявленных типов взросления и предлагалось оценить своих учеников – участников исследования. В инструкции для экспертов было указано, что три типа взросления не являются уровнями взрослости, и в каждом респонденте могут проявляться как все три, так один или два типа. Педагогу предлагалось распределить 5 баллов между тремя типами для каждого респондента. Указывалось, что можно все 5 баллов поставить на один тип взросления, характерный для ученика, или разделить эти 5 баллов между двумя или тремя типами – по столько баллов, насколько этот каждый тип характерен конкретному ученику.

Подтверждение согласованности трех экспертных оценок проведено при помощи расчета корреляции с использованием критерия Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2. Корреляционный анализ согласованности оценок педагогов-экспертов

Экспертная оценка

1

2

3

Rs

P

Rs

P

Rs

P

1 тип

1

1

0,625

0,000**

0,483

0,000**

2

0,625

0,000**

1

0,425

0,000**

3

0,483

0,000**

0,425

0,000**

1

2 тип

1

1

0,574

0,000**

0,550

0,000**

2

0,574

0,000**

1

0,476

0,000**

3

0,550

0,000**

0,476

0,000**

1

3 тип

1

1

0,709

0,000**

0,551

0,000**

2

0,709

0,000**

1

0,579

0,000**

3

0,551

0,000**

0,579

0,000**

1

Условные обозначения. ** – различия значимы на уровне 0,0001.

Корреляционный анализ показал согласованность экспертных оценок. На следующем шаге проведена оценка качества кластеризации с использованием индекса Рэнд, который позволяет определить, сохраняют ли свое состояние пары элементов, находившихся в одном кластере и в разных. Значение индекса Рэнда – от 0 до 1, где 1 означает полное совпадение кластеров, а 0 – отсутствие совпадений.

Где TP – элементы относятся к одному кластеру и в ответах респондентов, и при оценивании респондентов педагогами; TN – оба элемента и в ответах респондентов, и при оценивании респондентов педагогами не принадлежат кластеру; FP – первый элемент принадлежит кластеру, второй нет; FN – второй элемент принадлежит кластеру, первый нет.

При сравнении результатов респондентов по фрагментам фильма «Розыгрыш» и средних оценок педагогов индекс Рэнд составил 0,879, а по фрагментам фильма «Страна Саша» – 0,875. Соответственно, тип представлений о взрослении сохраняет стабильность при сравнении результатов исследования по методике «Взросление» и при экспертной оценке.

Обсуждение результатов

В представленной работе рассматривается гетерохронность процесса взросления на этапе перехода от подросткового возраста к взрослости. Анализ психологических исследований демонстрирует, что восприятие взросления обусловлено различными факторами, и подчеркивает важность понимания процесса взросления в контексте социокультурных изменений.

Обычно все исследования процесса взросления опираются на опросы [2; 5; 8; 12; 13]. В нашей работе была использована проективная методика, которая показывает, что взрослость в юношестве формируется, опираясь на один из трех типов представлений о взрослении в период от подростничества до взрослости. Образно эти три типа названы следующим образом: осознание смыслов, осознание взрослости и осознание времени. Типы показывают неравномерную актуализацию и субъективацию определенных смыслов, ценностей, копингов и т.п. в процессе взросления, при этом само содержание и конечная цель взросления являются едиными.

В предыдущих работах показаны различия в процессах взросления, основанные на гендерных различиях [2], на различиях, связанных с местом проживания (село или город) [12; 17; 18]. Также исследователями предпринята попытка построить типологию по шкале «взрослеет – не взрослеет» [13]. Наша типология показывает, что юноши/девушки взрослеют по-разному в зависимости от их представлений о взрослении. Так, различия трех выделенных типов состоят в следующем:

  1. Респонденты типа «осознание смыслов» строят взрослое отношение к жизни через стремление к нахождению смысла жизни, а также через понимание различий между успехом и неудачей.

  2. Респонденты типа «осознание взрослости» понимают взрослое отношение к жизни через разграничение характеристик детства и взрослости.

  3. Респонденты типа «осознание времени» определяют взрослое отношение к жизни через различие между будущими перспективами и текущим моментом, а также через осознание значения времени.

Выявленные различия могут стать основанием для уточнения самой логики развития на этом возрастном этапе, по аналогии с типами подросткового «чувства взрослости» у Д.Б. Эльконина. А.П. Новгородцева, анализируя этот феномен как в работах Д.Б. Эльконина, так и у его последователей, указывает, например, на различия в выражении конфликтности и позитивности/негативности в зависимости от проявления «чувства взрослости» [7]. Потенциально выявленная типология, показывающая гетерохронность определенных смыслов взросления, от подростничества до взрослости, может показывать на уровень актуальности и/или способы решения возрастных задач.

Данные настоящего исследования показывают, что представления о взрослении, показанные в художественном фильме 1977 года «Розыгрыш» В. Меньшова, остаются актуальными и узнаваемыми современной молодежью. При этом расширение стимульного материала методики посредством включения фрагментов более современного фильма 2022 года «Страна Саша» Ю. Трифоновой подтверждает выявленные различия в представлениях о взрослении.

В предыдущих работах достаточно часто указывается на влияние окружающих взрослых, на протекание процесса взросления юношей и девушек [4; 12; 26]. Например, А.П. Новгородцева указывает на сложность миссии взрослого во взаимодействии с подростками, которые не могут четко описать свои переживания, так как не до конца осознают их [7]. Нами было показано, что выявленные при помощи восприятия художественного образа типы представлений о взрослении совпадают с оценками педагогов. Соответственно, для педагогов описанная типология является понятной и может использоваться ими при воспитательной работе с юношами и девушками.

Выводы

В данной работе рассмотрены ключевые тенденции взросления молодежи, выявлены дополнительные факторы, влияющие на этот процесс. Представленные здесь результаты нашего исследования подтверждают, что процесс взросления является сложным и многогранным, требующим внимания и исследователей, и практиков.

Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что взросление юношей и девушек в современном мире является гетерохронным процессом. Смыслы, показанные в художественном образе взросления как в классическом фильме «Розыгрыш», так и в современном фильме «Страна Саша», показывают три типа их субъективации в представлениях о взрослении. Первый тип формирует взрослость через осознание смысла собственной жизни и понимание успеха, второй – через определение того, что есть детское, а что – взрослое, а третий – осознавая свое будущее время и отделяя его от настоящего. При этом в проведенном исследовании показана возможность определять выявленные типы в педагогической практике.

Основным ограничением настоящего исследования является выборка, сформированная в рамках образовательной среды. Кроме того, заметим, что использованная методика «Взросление» может ограничивать глубину полученных данных интерпретацией участниками исследования конкретных художественных образов, использованных в качестве стимульного материала. Восприятие взросления может варьироваться в зависимости от представленных культурных образов и их значений для разных возрастных групп.

Однако, несмотря на эти ограничения, выделенная здесь типология субъективации смыслов в представлениях о взрослении в юношестве дает новые возможности для понимания этого процесса и может быть использована как психологами, так и педагогами, работающими с юношами и девушками в период их жизненного самоопределения.

Перспективным направлением для дальнейших исследований является изучение применимости выявленных особенностей для юношей и девушек из сферы профессиональной деятельности, не связанной с системой образования. Важным направлением будущих исследований станет изучение связи выявленных типов субъективации смыслов в представлениях о взрослении с базовыми личностными характеристиками, социально-психологическими и деятельностными факторами, а также с уровнем актуализации возрастных задач и готовностью к их решению. Отдельными направлениями дальнейшей работы в рамках проведенного исследования могут стать стандартизация методики «Взросление», подбор дополнительного стимульного материала и формата проведения исследования.


(1)Первый фрагмент фильма «Розыгрыш». Старшеклассники прогуливают урок: ребята играют на гитаре и обсуждают планы на жизнь. Увидев это, школьный завуч отчитал их за прогул и велел идти на урок. Юноши объясняют свой выбор и отстаивают возможность самостоятельно принимать решения, идти ли на урок. Они говорят о своих жизненных приоритетах и своем выборе, используя их в качестве аргументов собственной взрослости.

Первый фрагмент фильма «Страна Саша». Два разговора юноши – главного героя с двумя девушками. Первая девушка объясняет, что нужно подать документы в вуз, и говорит, что взрослость, по ее мнению, заключается в том, что ты можешь не делать того, что тебе не нравится. Вторая девушка говорит о том, что творчество – это тоже серьезное дело и может стать планом на будущее и настоящей профессией.

1. Какие из мыслей героев Вам показались интересными? (ответы: 1 – о творчестве, 2 – о времени, 3 – о достижении успеха, 4 – интересных мыслей нет).

2. Были ли в Вашей жизни ситуации, схожие с ситуацией ребят? (ответы: 1 – ощущение поддержки взрослых, 2 – ощущение непонимания со стороны взрослых, 3 – стремление полагаться только на себя, 4 – реализация задуманного, несмотря на отсутствие веры взрослых).

3. Испытывали ли Вы со стороны окружающих, такое же отношение как в 1-м фрагменте? (ответы: 1 – ощущение поддержки взрослых, 2 – ощущение непонимания со стороны взрослых, 3 – стремление полагаться только на себя, 4 – реализация задуманного, несмотря на отсутствие веры взрослых).

Второй фрагмент фильма «Розыгрыш». Самоуверенный юноша эмоционально рассказывает своей учительнице о том, как он представляет себе свою будущую жизнь. Старшеклассник очень оптимистичен и считает, что он контролирует свою жизнь, и она сложится так, как он захочет; несмотря на предостережения учительницы, особых сложностей в своей будущей жизни он не ждет.

Второй фрагмент фильма «Страна Саша». Разговор юноши с матерью, которая настаивает, что нужно поступать в вуз, а не быть безответственными, не болтаться без дела. А затем взрослый друг, наоборот, показывает, что главный герой может быть ответственным человеком и может зарабатывать на творчестве.

4. Как сложится будущая жизнь главного героя? (2-й фрагмент) (ответы: 1 – отказ, 2 – хорошо, потому что герой целеустремленный, 3 – герой добьется своей цели, 4 – проживет обычную жизнь, 5 – хорошо, при условии, что он учтет советы старших).

5. Как Вы оцениваете идеи в ситуациях из 2-го фрагмента? (ответы: 1 – ощущение поддержки взрослых, 2 – ощущение непонимания со стороны взрослых, 3 – нет таких примеров, 4 – реализация задуманного, несмотря на отсутствие веры взрослых, 5 – стремление полагаться только на себя).

6. В чем сходство мнений героев фильма и Ваших друзей? (ответы: 1 – схожи с Игорем, 2 – схожи со взрослым, 3 – присутствие оптимизма у моих друзей, 4 – мои друзья считают, что жизнь проучит, и жизнь – это борьба, 5 – мои друзья обсуждают жизненный успех и достижения).

7. Приведите примеры, когда взрослые высказывали такие же опасения, как во 2-м фрагменте фильма (ответы: 1 – ощущение поддержки взрослых, 2 – ощущение непонимания со стороны взрослых, 3 – нет таких примеров, 4 – реализация задуманного, несмотря на отсутствие веры взрослых, 5 – стремление полагаться только на себя).

Третий фрагмент фильма «Розыгрыш». Диалог юноши и его отца, в котором юноша говорит о перспективах своей будущей жизни, о нынешней жизни отца и о том, что ему, сыну, в ней не нравится. Особенность этого сюжета заключается в том, что аргументы сына в этом разговоре транслируют зрителям сложившуюся взрослость, а отец озвучивает юношеские аргументы.

Третий фрагмент фильма «Страна Саша». Разговор главного героя с отцом. Сначала юноша показывает отцу на сходство между ними, а затем на свою самостоятельность в финансовом плане. Но после того, как отец поднимает больную тему «планы на будущее», главный герой начинает резко реагировать и дистанцироваться от отца, показывая, что они разные и у него (главного героя) другие приоритеты в жизни.

8. Чем Вы похожи на героев? (3-й фрагмент) (ответы: 1 – похож на юношу, 2 – похож на отца, 3 – я также стремлюсь к жизненному успеху и достижениям, 4 – я стремлюсь получать удовольствие от жизни, не считаю, что достижения – это самое важное, 5 – каждый по-своему прав, мне близки/не близки обе позиции).

9. В чем состоит взрослое отношение героев к жизни в 3-м фрагменте? (ответы: 1 – в определении понятий «успешность»/«неуспешность», 2 – в поиске смысла жизни, 3 – в получении удовольствий от жизни/достижения, 4 – в понимании значимости будущего/настоящего и в целом времени жизни, 5 – в различении понятий «детскость»/«взрослость»).

10. В чем заключаются разногласия героев фильма (юноша и его отец) в 3-м фрагменте? (ответы: 1 – в определении понятий «успешность»/«неуспешность», 2 – в поиске смысла жизни, 3 – в получении удовольствий от жизни/достижениях, 4 – в понимании значимости будущего/настоящего и в целом времени жизни, 5 – в различении понятий «детскость»/«взрослость»).

11. В чем отношение к жизни у Вас/Ваших друзей было похожим на 3-й фрагмент? (ответы: 1 – в желании

Дополнительные материалы

Шилова Н.П. (2025). База данных исследования «Типология представлений о взрослении». RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. DOI: 10.48612/MSUPE/22er-b4aa-84x6

Литература

  1. Габитова Н.А., Бикбулатова Н.А. Момент взросления современной молодежи и ее выход на рынок труда // Молодежный Вестник УГАТУ Гуманитарные науки. 2021. № 1(24). С. 79–82.
  2. Королева Н.Н., Богдановская И.М., Углова А.Б. Траектории взросления в психологической автобиографии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1. С. 163–179. DOI:10.15507/1991-9468.106.026.202201.163-179
  3. Кравцова А.Н., Кузинер Е.Н. Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 120–139. DOI:10.14515/monitoring.2022.2.2141
  4. Манукян В.Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18–27 лет // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 3. C. 129–140. DOI:10.17759/pse.2022270310
  5. Митрофанова Е.С. (Не)время взрослеть: как меняется возраст наступления дебютных биографических событий у россиян // Демографическое обозрение. 2020. Том 7. № 4. С. 36–61. DOI:10.17323/demreview.v7i4.12043
  6. Назаренко А.В., Комарова Н.А. Проблема позднего взросления молодежи в современном обществе // Пензенский государственный технологический университет. 2020. № 29. С. 189–192.
  7. Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39–54.
  8. Павленко Е.С., Якубовская А.А. Интерпретации взросления и формирование образовательных траекторий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 376–390. DOI:10.14515/monitoring.2020.3.1604
  9. Поливанова К.Н., Шакарова М.А. Общественно-культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 255–268. DOI:10.17759/chp.2016120315
  10. Разинкова О.И. «Взрослое детство» и «раннее взросление» как феномены современного общества // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2022. № 17. С. 67–72.
  11. Скорова Л.В., Суворова Д.К. Семантическая структура образа киногероя, предпочитаемого подростками // СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 2. С. 183–192. DOI:10.21603/sibscript-2023-25-2-183-192
  12. Терещенко В.В. Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования // Вестник Мининского университета. 2023. Том 11. № 1. С. 8. DOI:10.26795/2307-1281-2023-11-1-8
  13. Швец Ф.А. Возрастно-статусное самосознание как основание типологии взросления // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 4. С. 133–142. DOI:10.18384/2310-7235-2020-4-133-142
  14. Шилова Н.П. База данных исследования «Типология представлений о взрослении» [Электронный ресурс]: [Набор данных] // RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. М., 2025. DOI:10.48612/MSUPE/22er-b4aa-84x6
  15. Шилова Н.П. Представления юношей и девушек о будущем, раскрытые через художественный образ взросления [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 1. C. 58–75. DOI:10.17759/psyedu.2024160104
  16. Шилова Н.П. Результаты исследования представлений о взрослении современных юношей и девушек // Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: новая реальность». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования НИУ ВШЭ. Москва, 2022. С. 123–126.
  17. Ядова М.А. Жизненные траектории городской молодежи в России и за рубежом // Социология города. 2023. № 1. С. 20–29. DOI:10.35211/19943520_2023_1_20
  18. Ядова М.А. Тенденции взросления в России и за рубежом: общее и особенное // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 1(19). С. 8–17. DOI:10.21684/2587-8484-2022-6-1-8-17
  19. Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 5. P. 469–480. DOI:10.1037/0003-066X.55.5.469
  20. Arnett J.J. Life Stage Concepts across History and Cultures: Proposal for a New Field on Indigenous Life Stages // Human Development. 2016. № 59. P. 290–316. DOI:10.1159/000453627
  21. Arnett J.J., Fishel E. Grown-up kid grow up? Loving and Understanding Your Emerging Adult. New York: Workman Publishing, 2013. 293 p.
  22. Aspirations and expectations measures for adolescents and emerging adults: A scoping review / Coscioni V., Capгo de Oliveira B., Marques G., Tomas da Silva J.M. // Current Psychology. 2022. DOI:10.1007/s12144-022-03576-z
  23. Baikeli R., Li D., Zhu L., Wang Z. The relationship between time perspective and meaning in life across different age stages in adulthood // Personality and Individual Differences. 2021. 174. DOI:10.1016/j.paid.2021.110668
  24. Carver C.S., Scheier M.F. Self-regulation of action and affect. In K.D. Vohs, R.F. Baumeister (Eds.). Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications 3rd edition. New York, NY: Guilford Press, 2016. P. 3–23.
  25. Future time perspective: A systematic review and meta-analysis / Kooij D.T., Kanfer R., Betts M., Rudolph C.W. // Journal of Applied Psychology. 2018. Vol. 103(8). P. 867. DOI:10.1037/apl0000306
  26. Parent Relationships Into Emerging Adulthood / Granger T.A., Cook P.F., Ramos G., Peer A. // Western Journal of Nursing Research. 2020. Vol. 42(2). P. 90–96. DOI:10.1177/0193945919848439
  27. Ranta M., Dietrich J., Salmela-Aro K. Career and romantic relationship goals and concerns during emerging adulthood // Emerging Adulthood. 2014. Vol. 2(1). P. 17–26. DOI:10.1177/2167696813515852
  28. Twenge J.M., Keith Campbell W. Cultural Individualism Is Linked to Later Onset of Adult-Role Responsibilities Across Time and Regions // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49(4). P. 673–683. DOI:10.1177/0022022118764838

Информация об авторах

Шилова Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии, Институт педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1511-840X, e-mail: npshilova@outlook.com

Метрики

Просмотров

Всего: 30
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 20
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 18