Психологическая наука и образование
2023. Том 28. № 3. С. 85–100
doi:10.17759/pse.2023280307
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологическое благополучие воспитателей дошкольных образовательных учреждений России
Аннотация
Представлены результаты изучения особенностей психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации с использованием опросника PERMA-Profiler, адаптированного для русскоязычной выборки О.М. Исаевой, А.Ю. Акимовой, Е.Н. Волковой. В исследовании приняли участие 2135 воспитателей дошкольных образовательных учреждений из 79 регионов 8 федеральных округов Российской Федерации. Результаты работы показали, что воспитатели отличаются более высоким, чем у основной российской выборки, общим уровнем благополучия, а также более высокими значениями выраженности компонентов психологического благополучия: «позитивные эмоции», «отношения» с другими людьми, «вовлеченность» в деятельность, «смысл» и «достижения». Стратификационными переменными, связанными с психологическим благополучием воспитателей дошкольных образовательных учреждений, выступают характеристики возраста, стажа работы в определенной должности, квалификационная категория работника, семейное положение, наличие детей. Уровень образования и место жительства непосредственно не связаны с уровнем благополучия.
Общая информация
Ключевые слова: психологическое благополучие , социально-психологические факторы психологического благополучия, воспитатели дошкольных образовательных учреждений
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280307
Получена: 20.02.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Волкова Е.Н., Исаева О.М., Корниенко Д.С., Семенов Ю.И. Психологическое благополучие воспитателей дошкольных образовательных учреждений России // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 3. С. 85–100. DOI: 10.17759/pse.2023280307
Полный текст
Введение
Особенности организации исследования, применяемого инструментария и выборки
Результаты
Название шкалы |
Воспитатели ДОУ (N=2135) |
Общая выборка российских респондентов (N=6229) |
z |
p |
r |
||
M (SD) |
Min/ Max |
M (SD) |
Min/ Max |
||||
Общее благополучие |
7,98 (1,28) |
0/10 |
7,13 (1,55) |
0/10 |
22,59* |
<0,001 |
0,33 |
Позитивные эмоции |
7,97 (1,50) |
0/10 |
7,29 (1,80) |
0/10 |
15,12* |
<0,001 |
0,22 |
Взаимоотношения |
7,77 (1,78) |
0/10 |
7,11 (2,00) |
0/10 |
13,67* |
<0,001 |
0,20 |
Вовлеченность |
7,82 (1,46) |
0/10 |
7,13 (1,60) |
0/10 |
17,37* |
<0,001 |
0,25 |
Смысл |
8,08 (1,56) |
0/10 |
7,10 (1,90) |
0/10 |
21,78* |
<0,001 |
0,32 |
Достижения |
8,13 (1,31) |
0/10 |
7,18 (1,55) |
0/10 |
25,43* |
<0,001 |
0,37 |
Негативные эмоции |
4,76 (1,86) |
0/10 |
5,80 (1,87) |
0/10 |
36,32* |
<0,001 |
0,53 |
Здоровье |
7,07 (1,57) |
0/10 |
6,70 (1,98) |
0/10 |
31,70* |
<0,001 |
0,46 |
Одиночество |
3,27 (3,12) |
0/10 |
4,53 (2,78) |
0/10 |
47,25* |
<0,001 |
0,67 |
Счастье |
8,38 (1,76) |
0/10 |
7,17 (1,52) |
0/10 |
47,69* |
<0,001 |
0,68 |
Стратификационные переменные |
% (N) |
Общее благополучие |
|
M(SD) |
Х2(df),p, ε2 |
||
Возраст, лет |
|
|
Х2(df=3)=37,0*, p<0,001, ε2=0,017 |
18-35 |
23,0 (490) |
7,73 (1,42) |
|
36-45 |
30,3 (646) |
8,00 (1,29) |
|
46-55 |
32,0 (683) |
8,09 (1,24) |
|
Более 56 |
14,8 (316) |
8,40 (1,08) |
|
Стаж работы в должности, лет |
|
|
Х2(df=4)=17,10*, p=0,002, ε2=0,008 |
Меньше 1 |
9,3 (198) |
7,80 (1,33) |
|
1-3 |
12,7 (272) |
7,81 (1,42) |
|
4-10 |
29,4 (628) |
8,03 (1,33) |
|
11-20 |
28,3 (604) |
8,10 (1,22) |
|
Более 20 |
20,3 (433) |
8,16 (1,22) |
|
Уровень образования |
|
|
Х2(df=1)=0,21, p=0,647, ε2=<0,001 |
Среднее |
27,1 (579) |
8,06 (1,27) |
|
Высшее |
72,4 (1546) |
8,02 (1,30) |
|
Другое |
0,5 (10) |
|
- |
Квалификационная категория |
|
|
Х2(df=2)=6,34*, p=0,012, ε2=0,005 |
Высшая |
36,2 (772) |
8,13 (1,20) |
|
Первая |
29,7 (635) |
8,07 (1,26) |
|
Нет |
34,1 (728) |
7,87 (1,39) |
|
Семейное положение |
|
|
Х2(df=1)=43,60*, p<0,001, ε2=0,020 |
Состоит в браке |
65,8 (1404) |
8,17 (1,20) |
|
Не состоит в браке |
34,1 (729) |
7,75 (1,41) |
|
Нет ответа |
0,1 (2) |
|
- |
Наличие детей |
|
|
Х2(df=1)=39,50*, p<0,001, ε2=0,016 |
Есть |
88,7 (1895) |
8,06 (1,25) |
|
Нет |
11,3 (232) |
7,54 (1,51) |
|
Место жительства |
|
|
Х2(df=1)=5,09, p=0,405, ε2=0,002 |
Город |
62,2 (1327) |
7,97 (1,28) |
|
Село |
37,8 (808) |
7,99 (1,28) |
Название шкалы |
18-35 лет |
36-45 лет |
46-55 лет |
старше 55 лет |
Х2(df),p, ε2 |
||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
||
Общее благополучие |
7,73 |
1,42 |
8,00 |
1,29 |
8,09 |
1,24 |
8,12 |
1,21 |
Х2(df=3)=46,86*; p<0,001; ε2=0,022 |
Позитивные эмоции |
7,77 |
1,61 |
7,94 |
1,53 |
7,99 |
1,47 |
8,29 |
1,26 |
Х2(df=3)=18,27*; p<0,001; ε2=0,009 |
Взаимоотношения |
7,69 |
1,78 |
7,77 |
1,83 |
7,73 |
1,78 |
8,00 |
1,64 |
Х2(df=3)=6,40; p=0,094; ε2=0,003 |
Вовлеченность |
7,35 |
1,51 |
7,72 |
1,44 |
8,01 |
1,40 |
8,34 |
1,30 |
Х2(df=3)=112,32*; p<0,001; ε2=0,053 |
Смысл |
7,64 |
1,73 |
8,06 |
1,54 |
8,18 |
1,48 |
8,60 |
1,26 |
Х2(df=3)=69,32*; p<0,001; ε2=0,032 |
Достижения |
7,70 |
1,46 |
8,09 |
1,30 |
8,27 |
1,18 |
8,60 |
1,15 |
Х2(df=3)=95,19*; p<0,001; ε2=0,045 |
Негативные эмоции |
5,15 |
1,81 |
4,79 |
1,90 |
4,65 |
1,77 |
4,36 |
1,96 |
Х2(df=3)=32,43**; p<0,001; ε2=0,015 |
Здоровье |
6,82 |
1,70 |
7,11 |
1,54 |
7,51 |
1,42 |
7,07 |
1,57 |
Х2(df=3)=18,10*; p<0,001; ε2=0,008 |
Одиночество |
3,75 |
3,13 |
3,18 |
3,12 |
3,10 |
3,03 |
3,08 |
3,24 |
Х2(df=3)=17,44*; p<0,001; ε2=0,008 |
Счастье |
8,24 |
1,91 |
8,41 |
1,77 |
8,37 |
1,74 |
8,57 |
1,51 |
Х2(df=3)=3,20; p=0,362; ε2=0,002 |
Название шкалы |
Педагоги ДОУ (N=2135) |
Российская молодежь (женщины) (N=4040) |
z |
p |
r |
||
M |
SD |
M |
SD |
||||
Общее благополучие |
7,67 |
1,41 |
7,22 |
1,46 |
11,84* |
<0,001 |
0,28 |
Позитивные эмоции |
7,77 |
1,61 |
7,40 |
1,71 |
9,26* |
<0,001 |
0,24 |
Взаимоотношения |
7,69 |
1,78 |
7,24 |
1,94 |
10,18* |
<0,001 |
0,26 |
Вовлеченность |
7,35 |
1,51 |
7,03 |
1,59 |
15,28* |
<0,001 |
0,33 |
Смысл |
7,64 |
1,73 |
7,14 |
1,77 |
17,83* |
<0,001 |
0,35 |
Достижения |
7,70 |
1,46 |
7,19 |
1,50 |
22,41* |
<0,001 |
0,42 |
Негативные эмоции |
5,15 |
1,81 |
5,95 |
1,80 |
16,14* |
<0,001 |
0,34 |
Здоровье |
6,82 |
1,70 |
6,61 |
1,91 |
5,06* |
<0,001 |
0,14 |
Одиночество |
3,75 |
3,13 |
4,40 |
2,74 |
11,24* |
<0,001 |
0,28 |
Счастье |
8,24 |
1,91 |
7,56 |
2,04 |
13,57* |
<0,001 |
0,31 |
Название шкалы |
В браке |
Не в браке |
z |
р |
r |
||
M |
SD |
M |
SD |
||||
Общее благополучие |
8,17 |
1,20 |
7,75 |
1,41 |
6,60* |
<0,001 |
0,17 |
Позитивные эмоции |
8,08 |
1,42 |
7,74 |
1,62 |
4,46* |
<0,001 |
0,12 |
Взаимоотношения |
8,09 |
1,57 |
7,17 |
1,99 |
10,46* |
<0,001 |
0,27 |
Вовлеченность |
7,87 |
1,43 |
7,72 |
1,51 |
2,17* |
0,030 |
0,06 |
Смысл |
8,20 |
1,49 |
7,86 |
1,66 |
4,29* |
<0,001 |
0,11 |
Достижения |
8,19 |
1,27 |
8,02 |
1,38 |
2,17* |
0,030 |
0,06 |
Негативные эмоции |
4,69 |
1,81 |
4,90 |
1,95 |
2,09* |
0,036 |
0,06 |
Здоровье |
6,71 |
1,83 |
6,62 |
1,91 |
0,85 |
0,397 |
0,02 |
Одиночество |
2,80 |
2,99 |
4,18 |
3,18 |
9,75* |
<0,001 |
0,25 |
Счастье |
8,59 |
1,60 |
7,98 |
1,98 |
6,81* |
<0,001 |
0,17 |
Название шкалы |
Семейное положение |
Педагоги |
Общая выборка |
z |
р |
r |
||
M |
SD |
M |
SD |
|||||
Общее благополучие |
В браке |
8,17 |
1,20 |
7,11 |
1,55 |
6,60* |
<0,001 |
0,17 |
Не в браке |
7,75 |
1,41 |
7,42 |
1,41 |
6,49* |
<0,001 |
0,17 |
|
Позитивные эмоции |
В браке |
8,08 |
1,42 |
7,28 |
1,80 |
4,46* |
<0,001 |
0,12 |
Не в браке |
7,74 |
1,62 |
7,48 |
1,63 |
3,00* |
0,003 |
0,08 |
|
Взаимоотношения |
В браке |
8,09 |
1,57 |
6,91 |
2,06 |
10,46* |
<0,001 |
0,27 |
Не в браке |
7,17 |
1,99 |
7,58 |
1,77 |
4,99* |
<0,001 |
0,15 |
|
Вовлеченность |
В браке |
7,87 |
1,43 |
7,08 |
1,59 |
2,17* |
0,030 |
0,06 |
Не в браке |
7,72 |
1,51 |
7,09 |
1,56 |
2,08* |
0,041 |
0,06 |
|
Смысл |
В браке |
8,20 |
1,49 |
7,00 |
1,89 |
4,29* |
<0,001 |
0,11 |
Не в браке |
7,86 |
1,66 |
7,33 |
1,66 |
4,98* |
<0,001 |
0,18 |
|
Достижения |
В браке |
8,19 |
1,27 |
7,13 |
1,53 |
2,17* |
0,030 |
0,06 |
Не в браке |
8,02 |
1,38 |
7,30 |
1,46 |
3,51* |
<0,001 |
0,10 |
|
Негативные эмоции |
В браке |
4,69 |
1,81 |
6,62 |
1,97 |
2,09* |
0,036 |
0,06 |
Не в браке |
4,90 |
1,95 |
6,52 |
1,88 |
1,94 |
0,052 |
0,05 |
|
Здоровье |
В браке |
6,71 |
1,83 |
4,90 |
2,71 |
0,85 |
0,39 |
0,02 |
Не в браке |
6,62 |
1,91 |
3,92 |
2,68 |
11,67* |
<0,001 |
0,29 |
|
Одиночество |
В браке |
2,80 |
2,99 |
3,96 |
2,15 |
9,75* |
<0,001 |
0,26 |
Не в браке |
4,18 |
3,18 |
4,50 |
2,78 |
7,47* |
<0,001 |
0,24 |
|
Счастье |
В браке |
8,59 |
1,60 |
6,09 |
1,85 |
6,87* |
<0,001 |
0,18 |
Не в браке |
7,98 |
1,98 |
5,95 |
1,75 |
2,32* |
0,021 |
0,07 |
Название шкалы |
Есть дети |
Нет детей |
z |
р |
r |
||
M |
SD |
M |
SD |
||||
Общее благополучие |
8,06 |
1,25 |
7,54 |
1,51 |
5,45* |
<0,001 |
0,22 |
Позитивные эмоции |
8,02 |
1,46 |
7,50 |
1,72 |
4,46* |
<0,001 |
0,18 |
Взаимоотношения |
7,82 |
1,76 |
7,37 |
1,88 |
3,64* |
<0,001 |
0,15 |
Вовлеченность |
7,87 |
1,43 |
7,42 |
1,63 |
4,06* |
<0,001 |
0,16 |
Смысл |
8,15 |
1,51 |
7,52 |
1,81 |
5,14* |
<0,001 |
0,21 |
Достижения |
8,20 |
1,28 |
7,61 |
1,47 |
5,87* |
<0,001 |
0,23 |
Негативные эмоции |
4,72 |
1,85 |
5,13 |
1,94 |
3,04* |
0,002 |
0,12 |
Здоровье |
6,71 |
1,82 |
6,39 |
2,12 |
2,19* |
0,029 |
0,09 |
Одиночество |
3,16 |
3,11 |
4,20 |
3,10 |
5,08* |
<0,001 |
0,20 |
Счастье |
8,45 |
1,71 |
7,80 |
2,06 |
4,79* |
<0,001 |
0,19 |
Название шкалы |
Семейное положение |
Педагоги |
Общая выборка |
z |
р |
r |
||
M |
SD |
M |
SD |
|||||
Общее благополучие |
Есть дети |
8,06 |
1,25 |
7,37 |
1,46 |
14,94* |
<0,001 |
0,41 |
Нет детей |
7,54 |
1,51 |
7,17 |
1,53 |
3,46* |
0,001 |
0,13 |
|
Позитивные эмоции |
Есть дети |
8,02 |
1,46 |
7,43 |
1,68 |
10,40* |
<0,001 |
0,27 |
Нет детей |
7,50 |
1,72 |
7,32 |
1,76 |
1,08 |
0,279 |
0,07 |
|
Взаимоотношения |
Есть дети |
7,82 |
1,76 |
7,32 |
1,87 |
8,11* |
<0,001 |
0,25 |
Нет детей |
7,37 |
1,88 |
7,10 |
2,03 |
1,73 |
0,083 |
0,08 |
|
Вовлеченность |
Есть дети |
7,87 |
1,43 |
7,10 |
1,59 |
14,06* |
<0,001 |
0,41 |
Нет детей |
7,42 |
1,63 |
7,07 |
1,57 |
3,06* |
0,002 |
0,13 |
|
Смысл |
Есть дети |
8,15 |
1,51 |
7,34 |
1,67 |
14,73* |
<0,001 |
0,40 |
Нет детей |
7,52 |
1,81 |
7,02 |
1,87 |
3,85* |
<0,001 |
0,14 |
|
Достижения |
Есть дети |
8,20 |
1,28 |
7,33 |
1,47 |
17,95* |
<0,001 |
0,43 |
Нет детей |
7,61 |
1,47 |
7,13 |
1,52 |
4,43* |
<0,001 |
0,15 |
|
Негативные эмоции |
Есть дети |
4,72 |
1,85 |
5,91 |
1,76 |
35,11* |
<0,001 |
0,56 |
Нет детей |
5,13 |
1,94 |
6,10 |
1,83 |
12,40* |
<0,001 |
0,36 |
|
Здоровье |
Есть дети |
6,71 |
1,82 |
6,56 |
1,90 |
25,51* |
<0,001 |
0,50 |
Нет детей |
6,39 |
2,12 |
6,59 |
1,96 |
10,48* |
<0,001 |
0,27 |
|
Одиночество |
Есть дети |
3,16 |
3,11 |
4,05 |
2,76 |
27,29* |
<0,001 |
0,52 |
Нет детей |
4,20 |
3,10 |
4,75 |
2,70 |
9,23* |
<0,001 |
0,26 |
|
Счастье |
Есть дети |
8,45 |
1,71 |
7,71 |
1,95 |
36,72* |
<0,001 |
0,59 |
Нет детей |
7,80 |
2,06 |
7,34 |
2,12 |
14,49* |
<0,001 |
0,39 |
Заключение
Литература
- Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. C. 116–133. DOI:10.17759/sps.2022130308
- Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Факторы психологического благополучия российской молодежи // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 4. C. 24–35. DOI:10.17759/pse.2022270403
- Кедярова Е.А., Чернецкая Н.И., Щукина Е.Г. Субъективное благополучие воспитателей в детских садах с разными типами образовательной среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3(52). С. 345–355. DOI:10.32343/2409-5052-2021-15-3-345-355
- Концепция мониторинга дошкольного образования РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ciur.ru/jar/jar_ds2/DocLib24/Концепция_МКДО_2022.pdf (дата обращения: 30.12.2022).
- Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных организациях // Безопасность образовательной среды: состояние, проблемы, пути решения в современных условиях: коллективная монография / ред. Т.Н. Зарецкая, М.А. Одинцова. М.: МГППУ, 2015. С. 138–151.
- Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Минтрудсоцзащиты России от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/n-10n.pdf?ysclid=lclwmfjwpb845891438 (дата обращения: 30.12.2022).
- Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Исследование психологического благополучия дошкольных педагогов // Системная психология и социология. 2018. № 4(28). С. 40–54.
- Фомина Н.В., Бурханова А.А. Особенности профессионального самоотношения педагогов детских образовательных организаций [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 3. С. 113–119. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36626 (дата обращения: 30.12.2022).
- Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Дубровский Р.Г. Концептуальные основы изучения и измерения здоровья и благополучия человека с позиций психологической науки // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4(104). С. 69–75. DOI:10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75
- Adler A., Seligman M.E. Using wellbeing for public policy: Theory, measurement, and recommendations // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6(1). 1–35.
- Butler J., Kern M.L. The PERMA-Profiler: A brief multidimensional measure of flourishing // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6(3). P. 1– DOI:10.5502/ijw.v6i3.526
- Csikszentmihalyi M., Wong M.MH. The Situational and Personal Correlates of Happiness: A Cross-National Comparison. In: Flow and the Foundations of Positive Psychology. Springer, Dordrecht, 2014. DOI:1007/978-94-017-9088-8_5
- Jimenez W.P., Hu X., Garden R., Xie X. Toward a more PERMA(nent) conceptualization of worker well-being? A cross-cultural study of the Workplace PERMA Profiler // Journal of Personnel Psychology. Advance online publication. DOI:10.1027/1866-5888/a000288
- Kern M.L., Waters L.E., Adler A., White M.A. A multidimensional approach to measuring wellbeing in students: Application of the PERMA framework // The Journal of Positive Psychology. 2015. Vol. 10(3). P. 262–271.
- Kroencke L., Harari G.M., Back M., Wagner J. Well-Being in Social Interactions: Examining Personality-Situation Dynamics in Face-to-Face and Computer-Mediated Communication. 2022. DOI:31234/osf.io/g6s8f
- Lakioti A., Stalikas A., Pezirkianidis C. The role of personal, professional, and psychological factors in therapists’ resilience // Professional Psychology: Research and Practice. Vol. 51(6). P. 560–570. DOI:10.1037/pro0000306
- Seligman M.E.P. A new understanding of happiness and well-being and how to achieve them. Boston: Nicholas Brealey, 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 526
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 226
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4