Вступительное слово тематических редакторов

53

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Рубцова О.В., Сорокова М.Г. Вступительное слово тематических редакторов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 19–20.

Подкаст

Полный текст

Цифровая трансформация образования – это мощный международный тренд и одно из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг.  включает реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Современному поколению студентов и школьников предстоит научиться эффективно действовать и профессионально работать в условиях цифровой экономики и цифрового государства.

Вузы все чаще обращаются к новым цифровым способам улучшения качества образования, повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс и управления ресурсами знаний. Весьма важно преодоление дихотомии выбора между онлайн- и традиционно-очным образованием и придание особого значения смешанному обучению, которое, по выражению ректора МГППУ А.А. Марголиса, во многом становится фактором, «объединяющим прошлое и будущее в образовании». По данным ежегодного мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ,  образовательный процесс в российских вузах в 2020–2021 гг. претерпел серьезную трансформацию: опережающими темпами развернулись процессы цифровизации, начали осваиваться новые модели учебных курсов, различные  виды новых технологий. Ускоренная цифровизация образовательного процесса рассматривается как растущее окно возможностей. Вместе с тем, процессы цифровой трансформации в общем образовании протекают, как представляется, достаточно драматично, выявляя ряд проблем, требующих инновационных подходов к их решению.

Тематика исследования отношения обучающихся и педагогов высшего и общего образования к разным форматам обучения в настоящее время очень популярна. На наш взгляд, основная проблема российских работ, построенных на опросах школьников и учителей об опыте обучения во время пандемии - это, если можно так выразиться, их «негативно-безнадежная составляющая». При этом исследователи часто ставят знак равенства между понятиями «онлайн-обучение» и «цифровая образовательная среда» (ЦОС), что абсолютно не верно. ЦОС – это совокупность многих компонентов, цифровых ресурсов, сервисов и программного обеспечения для реализации процесса обучения и организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Ресурсы ЦОС могут быть эффективно использованы в любом формате – очном, смешанном или онлайн.

С начала 2010-х гг. во всем мире проводятся эмпирические исследования и оценка эффективности цифровых форматов и моделей обучения для широкого спектра дисциплин как в высшем, так и в общем образовании. Результаты разные, но многие свидетельствуют о позитивном опыте и содержат конструктивные предложения. В настоящее время и во всем мире, и в России применяется широкое многообразие цифровых инструментов и программного обеспечения для сферы образования – как высшего, так и общего. Эти инструменты позволяют обеспечить в онлайн-среде не только интенсивное взаимодействие педагогов и обучающихся, включая  совместную работу над интересными проектами, но и организацию самостоятельной работы школьников и студентов с привлечением цифровых ресурсов и сервисов, а также мониторинг и оценку образовательных результатов и многое другое.

Таким образом, на первый план выходит систематическая и интенсивная работа по овладению уже известным инструментарием, по разработке новых педагогических подходов на основе цифровых технологий, геймифицированных цифровых психодиагностических инструментов, а также повышение квалификации учителей и профессорско-преподавательского состава путем развития их цифровых компетенций и навыков, организация такой работы совместно с руководством образовательных учреждений и органами управления образованием. Вот почему особую важность приобретают конструктивная позиция и конкретные предложения по развитию и применению цифровых технологий в образовании.

В настоящей подборке представлены несколько интересных современных исследований, отражающих очерченный круг проблем в их различных аспектах, а также предлагающих варианты их конструктивного решения. Особенно важно, что авторы видят перспективы создания и продвижения новых технологий, цифровых инструментов и сервисов в образовании, а также сами принимают активное участие в их разработке и реализации.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487, e-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 135
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 53
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0