Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 2. С. 5–16
doi:10.17759/pse.2021260201
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая безопасность, социальный интеллект, подростковый возраст, юношеский возраст, насилие, безопасность образовательной среды
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260201
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00553.
Для цитаты: Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 5–16. DOI: 10.17759/pse.2021260201
Полный текст
Введение
Проблемы рисков, связанных с развитием, психическим здоровьем и психологическим благополучием человека, не теряют актуальности для исследователей. В XXI веке отмечается существенное увеличение числа факторов, влияющих на психологическую устойчивость и безопасность детей и подростков, в их числе — насильственные и агрессивные формы взаимодействия в образовательных организациях, и именно обучающиеся в силу возрастных особенностей являются наиболее уязвимыми [12].
Психологическая безопасность субъектов образовательной среды связана с их психологическим благополучием [11; 12], эффективностью обучения [8; 15; 30] и последующей профессиональной деятельностью человека [13]. В исследованиях последних лет рассматривается опосредующая роль психологической безопасности как механизма, снижающего негативные последствия виктимизации подростков [26; 22], выгорания спортсменов [16].
Наряду с психологической безопасностью, в исследованиях рассматривается опосредующая роль социального интеллекта как механизма, смягчающего последствия негативных воздействий на личность. Например, установлено, что связь между виктимизацией и депрессивными симптомами сильнее среди людей с низким или средним социальным интеллектом; социальный интеллект может защитить молодежь от психологического вреда виктимизации со стороны сверстников [23]; он отрицательно связан с психологическим стрессом и смягчает негативное влияние виктимизации на психическое здоровье учеников [21].
Ситуации, связанные с различными формами социального неблагополучия и/или наличием рисков и угроз развитию детей, что в целом характеризует социальную среду как небезопасную для ребенка, соотносятся с более низким уровнем социального интеллекта [25]. У подростков, постоянно практикующих издевательства или угрозы по отношению к сверстникам, выявлен наиболее низкий уровень социального интеллекта по сравнению с теми, кто осуществляет издевательства и/или угрозы реже или никогда [27].
Исследователями изучаются различные стороны связи социального интеллекта и психологической безопасности и безопасного поведения. Так, выявлена взаимосвязь между социальным интеллектом и субъективным ощущением безопасности мира [28]. Отмечается необходимость изучения предпочтения безопасного поведения как компенсаторного механизма дефицита социальных навыков [19]. Выявлено, что мужчины с низким социальным интеллектом чаще игнорируют опасности, а женщины склонны преувеличивать их значение, и это выполняет защитную функцию, действуя как компенсация неспособности человека понимать ситуации и правильно их оценивать с точки зрения безопасности [24].
Считается возможным, что дефицит социального поведения, наблюдаемый у людей с высоким уровнем социальной тревожности, зависит от дефицита социального интеллекта. Выявлено, что социальная память и социальное восприятие имеют отрицательную корреляцию с дисфункциональным отношением и безопасным поведением. Безопасное поведение было также отрицательно связано с социальным пониманием [19].
Говоря о значимости социального интеллекта в жизни человека, исследователи отмечают, что ребенок в большей степени пострадает от недостатка социальных способностей, чем от недостатка интеллекта [20], утверждается, что навыки социального интеллекта являются незаменимыми и, вероятно, наиболее важными для успеха в жизни человека [18]. Социальный интеллект можно рассматривать как общую конструкцию для понимания того, насколько успешно люди управляют социальными отношениями, социальный интеллект связан с устойчивостью личности [6; 17]. Он связан с адекватностью и успешностью социального взаимодействия, социальной адаптацией, более высоким внутригрупповым статусом, более развитыми навыками социального взаимодействия, для людей с более низким уровнем социального интеллекта в большей степени характерны трудности в установлении межличностных контактов, застенчивость, агрессивность [7; 9].
Поскольку оба рассматриваемых конструкта — психологическая безопасность и социальный интеллект — имеют положительные взаимосвязи с различными показателями психологического благополучия и здоровья человека, а также имеют непосредственное отношение к результатам его обучения и трудовой деятельности, возникает вопрос о том, как они соотносятся между собой. Это и позволило сформулировать цель нашего исследования: выявить характер связи между уровнем психологической безопасности обучающихся в среде образовательной организации и их социальным интеллектом. Гипотеза исследования: разные уровни психологической безопасности в образовательной среде связаны с изменениями в уровне социального интеллекта и его составляющими у подростков и юношей.
Особенности процесса исследования,
характер выборки и используемые
методические средства
Схема проведения исследования. Респонденты заполняли методики для измерения оценки психологической безопасности и социального интеллекта.
Выборка исследования. Численность выборки составила 2789 человек, из них 2005 человек (71,89%) — мужского пола и 783 человека (28,07%) — женского пола (1 испытуемый пол не указал). В исследовании приняли участие испытуемые от 12 до 25 лет, средний возраст которых составил 17,13 лет. Из них в возрасте 15 лет и менее — 38 (1,36%) испытуемых, 16 лет — 886 (31,77%), 17 лет — 995 (35,68%), 18 лет — 549 (19,68%), 19 лет — 217 (7,78%), 20 лет — 54 (1,94%), 21 год и более — 50 (1,76%). Испытуемые являлись обучающимися организаций среднего профессионального образования различных населенных пунктов одного из регионов Российской Федерации.
Статистически значимых различий в уровне социального интеллекта и его составляющих в зависимости от пола не выявлено (критерий Манна-Уитни). Обнаружены различия в уровне психологической безопасности девушек и юношей (U=732680,0; p=0,006), среднее значение уровня психологической безопасности у юношей — 3,94, у девушек — 3,86. Возраст не имеет статистически достоверной взаимосвязи с уровнем социального интеллекта и его составляющими, а также с уровнем психологической безопасности (коэффициент корреляции Спирмена).
В качестве основных методических средств использовался следующий инструментарий:
методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой [1], «Шкала социального интеллекта Тромсо» («The Troms0 Social Intelligence Scale» D.H. Silvera, M. Martinussen & T.I. Dahl) в русскоязычной адаптации В.В. Шевелева, А.А. Алексеева [9; 29], анкета для сбора со- циодемографических сведений.
Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» разработана в 2003 году, критериями (параметрами) психологической безопасности выступают референтность среды, удовлетворенность субъектов среды основными характеристиками взаимодействия и их защищенность от психологического насилия.
Для оценки уровня социального интеллекта была использована «Шкала социального интеллекта Тромсо» в адаптации В.В. Шевелева, А.А. Алексеева, в которой сохранена трехфакторная структура оригинальной версии методики, включающая социальные процессы, социальные навыки и социальное осознание (осведомленность). Выраженность этих характеристик определяется через эмоционально-поведенческие качества испытуемых. Авторы утверждают, что методика замеряет социоэмоциональный интеллект, который рассматривается как способность индивида понимать когнитивные, эмоциональные, мотивационные аспекты собственного поведения и поведения других в процессе взаимодействия, что послужило дополнительным основанием выбора в связи со значимостью эмоционального интеллекта в жизни современного человека [3; 9].
Для анализа данных использованы методы описательной статистики, критерии Краскела-Уоллиса и Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена (IBM SPSS Statistics 19).
Результаты
Средний уровень психологической безопасности составил 3,91 балл (SD=0,72; min=1, max=5). Для изучения различий в уровне социального интеллекта в зависимости от уровня психологической безопасности подростков и юношей были сформированы группы испытуемых с различным уровнем психологической безопасности: группа 1 — уровень психологической безопасности менее 1,5 баллов (0,11%), группа 2 — уровень психологической безопасности от 1,5 до 2,4 баллов (1,18%), группа 3 — уровень психологической безопасности от 2,5 до 3,4 баллов (13,74%), группа 4 — уровень психологической безопасности от 3,5 до 4,4 баллов (39,96%), группа 5 — уровень психологической безопасности более 4,5 баллов (45,01%).
Средний уровень социального интеллекта составил 90,56 баллов (SD=14,05; min=37, max=147); средний уровень обработки социальной информации — 30,89 баллов (SD=8,70; min=7, max=49); социальных навыков — 30,57 баллов (SD=6,96; min=7, max=49); социального осознания — 29,12 баллов (SD=7,87; min=7, max=49). Частота распределения данных по уровню социального интеллекта и его составляющих в стенах представлена в табл. 1.
Таблица 1
Частота распределения полученных данных по уровню социального интеллекта и его составляющие в стенах (N=2789)
Стены Уровень социального интеллекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Обработка социальной информации |
Частота |
242 |
178 |
211 |
530 |
395 |
457 |
260 |
175 |
141 |
200 |
Доля |
8,68 |
6,38 |
7,57 |
19,00 |
14,16 |
16,39 |
9,32 |
6,27 |
5,06 |
7,17 |
|
Социальные навыки |
Частота |
39 |
56 |
110 |
402 |
1082 |
499 |
256 |
186 |
101 |
58 |
Доля |
1,40 |
2,01 |
3,94 |
14,41 |
38,80 |
17,89 |
9,18 |
6,67 |
3,62 |
2,08 |
|
Социальное осознание |
Частота |
344 |
219 |
311 |
647 |
412 |
415 |
188 |
127 |
60 |
66 |
Доля |
12,33 |
7,85 |
11,15 |
23,20 |
14,77 |
14,88 |
6,74 |
4,55 |
2,15 |
2,37 |
|
Социальный интеллект |
Частота |
78 |
76 |
347 |
1180 |
415 |
256 |
206 |
108 |
69 |
54 |
Доля |
2,80 |
2,72 |
12,44 |
42,31 |
14,88 |
9,18 |
7,39 |
3,87 |
2,47 |
1,94 |
42,31% испытуемых продемонстрировали уровень социального интеллекта на уровне 4 стенов, у 38,80% испытуемых социальные навыки представлены на уровне 5 стенов (рис. 1).
Анализ влияния уровня психологической безопасности на социальный интеллект и его составляющие проведен при помощи критерия Краскела-Уоллиса, полученные данные выявили статистически значимое влияние уровня психологической безопасности на уровень социального интеллекта (U=114,56; p<0,001), а также на его субшкалы — обработку социальной информации (U=101,25; p<0,001), социальные навыки (U=97,74; p<0,001). Не выявлено статистически значимого влияния психологической безопасности на уровень социального осознания.
При помощи критерия Манна-Уитни было проведено попарное сравнение уровня социального интеллекта и субшкал в группах с различным уровнем психологической безопасности (табл. 2).
Уровень обработки социальной информации в различных группах статистически значимо отличается, по шкале социальных навыков и социального интеллекта в целом различия имеются в группах 2 и 5, 3 и 4, 3 и 5, 4 и 5, уровень социального осознания имеет статистически значимые различия в группах 4 и 5.
Графическое представление среднего уровня социального интеллекта и его субшкал в зависимости от уровня психологической безопасности подростков и юношей демонстрирует, что средний уровень социального интеллекта, а также обработки социальной информации и социальных навыков возрастает при более высоком уровне психологической безопасности. В случае с показателем «социальное осознание (осведомленность)» подобная картина наблюдается для групп 4 и 5, но в группах 1—4 уровень социального осознания снижается при более высоком уровне психологической безопасности (рис. 2).
Обсуждение результатов
Полученные результаты демонстрируют изменения в уровне социального интеллекта и его составляющих у подростков и юношей с разным уровнем психологической безопасности в образовательной среде. Подростки и юноши, для которых образовательная среда является референтной, которые удовлетворены характеристиками социального взаимодействия и чувствуют себя защищенными от проявлений психологического насилия в образовательной среде, обладают более высоким уровнем социального интеллекта, а также более высоким уровнем обработки социальной информации и социальных навыков. Уровень социального осознания (осведомленности) также возрастает в группах подростков и юношей с высоким и максимальным уровнем психологической безопасности.Но в группах подростков и юношей, где психологическая безопасность оценивается
Сравнение уровня социального интеллекта и его составляющих в группах с разным уровнем психологической безопасности (N=2789)
Группы по уровню психологической безопасности |
Обработка социальной информации |
Социальные навыки |
Социальное осознание |
Социальный интеллект |
||||
Статистика Манна-Уитни |
Статистическая значимость |
Статистика Манна-Уитни |
Статистическая значимость |
Статистика Манна-Уитни |
Статистическая значимость |
Статистика Манна-Уитни |
Статистическая значимость |
|
Группы 1 и 4 |
U=535,0 Z=-2,039 |
0,041 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Группы 1 и 5 |
U=525,0 Z=-2,162 |
0,031 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Группы 2 и 4 |
U=13914,0 Z=-2,386 |
0,017 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Группы 2 и 5 |
U=14432,0 Z=-2,978 |
0,003 |
U=15323,5 Z=-2,558 |
0,011 |
- |
- |
U=14167,0 Z=-3,103 |
0,002 |
Группы 3 и 4 |
U=170741,0 Z=-5,848 |
0,000 |
U=190604,0 Z=-3,128 |
0,002 |
- |
- |
U=177681,0 Z=-4,895 |
0,000 |
Группы 3 и 5 |
U=167564,5 Z=-8,993 |
0,000 |
U=173385,0 Z=-8,284 |
0,000 |
- |
- |
U=164786,5 Z=-9,334 |
0,000 |
Группы 4 и 5 |
U=609110,0 Z=-5,419 |
0,000 |
U=575002,0 Z=-7,484 |
0,000 |
U=663955,5 Z=-2,115 |
0,034 |
U=580800,5 Z=-7,123 |
0,000 |
Рис. 2. Средний уровень социального интеллекта и его составляющих
в зависимости от уровня психологической безопасности
как низкая или средняя, уровень социального осознания статистически значимо не изменяется, хотя его среднее значение обратно пропорционально возрастает при снижении уровня психологической безопасности. В исследованиях имеются примеры того, что высокий уровень безопасности может детерминировать не положительные эффекты, а наоборот, создавать препятствия в решении различных задач, в том числе связанных с развитием личности. Так, например, есть сведения о том, что возросшая роль и значимость социальных способов обеспечения безопасности и защиты от угроз, прежде всего, с помощью внешнего права (государства, полиции и армии) вступает в противоречие с развитием социальных и психологических механизмов безопасности, которые, в свою очередь, развивают мотивацию к безопасному поведению, личному саморегулированию и самопроизведению безопасности как внутреннего чувства защищенности [5; 14].
Полученные результаты согласуются с данными о том, что более доброжелательная среда способствует развитию личности, включая те аспекты, которые непосредственно связаны с качественными характеристиками взаимодействия с другими людьми и обработкой социальной информации. Подростки и юноши с более высоким уровнем психологической безопасности лучше понимают желания, реакции, чувства, цели других людей, а также понимают, какие реакции людей вызовет их собственное поведение. Также они легко приспосабливаются и осваиваются в новых ситуациях, легко находят общий язык с другими людьми и чувствуют себя уверенно.
Особенности характеристик социального осознания (осведомленности) в группах с разным уровнем психологической безопасности также отчасти согласуются с похожими результатами исследования для тех случаев, когда уровень психологической безопасности подростков и юношей высокий (от 3,5 до 5 баллов из возможных 5, где 5 — наиболее высокий уровень безопасности). Но в остальных случаях гипотеза для субшкалы социального осознания (осведомленности) не нашла подтверждения, значимые различия между группами с низкими и средним уровнями психологической безопасности отсутствуют.
Основные итоги исследования и выводы
Уровень социального интеллекта и его показатели — уровень обработки социальной информации и социальных навыков — выше среди обучающихся подросткового и юношеского возраста с высоким уровнем психологической безопасности в образовательной среде.
Психологическая безопасность обучающегося оказывает влияние на уровень социального интеллекта, включая способность понимать и предсказывать поведение и чувства других людей и социальные навыки (способности вступать в новые социальные ситуации, успешно социально адаптироваться).
Уровень психологической безопасности обучающегося не оказывает влияние на уровень социального осознания (осведомленности) — восприимчивости к происходящему в социальных ситуациях.
Обсуждая вопрос об ограничениях результатов исследования, можно отметить, что:
— выборка исследования представлена подростками и юношами, проживающими в небольших населенных пунктах (примерная численность населения 30—90 тыс. человек), обучающимися в образовательных организациях среднего профессионального образования. Имеются данные о том, что у школьников, проживающих в селе, выше лояльность к образовательной организации, но также они испытывают более высокий уровень принуждения и давления [10]; у подростков, проживающих в областных центрах, уровень социального интеллекта выше, чем у подростков, проживающих в мегаполисе [2]; у подростков из малых городов выше уровень вербальной агрессии [4]. В связи с этим полученные результаты в большей степени относятся к подросткам и молодежи, проживающим в небольших населенных пунктах и обучающимся в организациях среднего профессионального образования;
— в полученных данных имеется неравномерность количества наблюдений в группах, а именно — крайне малое количество наблюдений в группе с наиболее низким уровнем психологической безопасности, малое количество наблюдений в группе с низким уровнем психологической безопасности. Это могло снизить чувствительность статистик для группы с наиболее низким уровнем психологической безопасности;
— несмотря на то, что статистика Краскела-Уоллиса позволяет проверить гипотезу о влиянии на переменную, в полной мере доказательства влияния уровня психологической безопасности на социальный интеллект и его субшкалы могут быть получены с применением методов многомерной статистики.
Перспективными направлениями исследования могут выступать следующие:
— изучение особенностей социального интеллекта в группах с низким уровнем психологической безопасности;
— изучение влияния уровня психологической безопасности на восприимчивость подростков и юношей к различным ситуациям, способности прогнозировать развитие тех или иных ситуаций и проверка предположения о том, что в ряде случаев низкий уровень психологической безопасности может выступать условием для позитивного развития некоторых психологических особенностей;
— развитие исследований, позволяющих анализировать причинно-следственные связи между особенностями личности и деятельности и психологической безопасностью как на уровне субъективных переживаний, так и с учетом психологической безопасности среды.
Полученные результаты позволяют утверждать, что деятельность по поддержке, развитию и формированию состояния психологической безопасности учащихся в образовательной среде способствует позитивной социализации подрастающего поколения.
Литература
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.271 с.
- Минюрова С.А., Добротворская Л.Л. Психологические особенности социального интеллекта у подростков из регионов с разными социокультурными условиями // Педагогическое образование в России.2013.№ 4.С.72—77.
- Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта Tromsø для российских школьников // Вестник СПбГУ.Серия 12.Социология.2015.№ 4.С.5—21.
- Николаева Е.И., Куторкина Ю.А. Особенности агрессивности и тревожности у подростков, проживающих в городах с разной численностью населения // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке».2016.Том 18.№ 7.С.94—96.
- Пряжникова Е.Ю. Личностные особенности педагогов, влияющие на развитие социального интеллекта студентов ссузов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2013.Том 5.№ 5.URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Pryazhnikova.shtml (дата обращения: 27.11.2020).
- Савенков А.И. Структура социального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2018.Том 7.№ 2.С.7—15.DOI:10.17759/jmfp.2018070201
- Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.2006.Том 3.№ 1.С.30— 38.URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/ n1/29005.shtml (дата обращения: 27.11.2020).
- Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг- стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество.2020.Том 11.№ 2.С.180—199.DOI:10.17759/sps.2020110211
- Шевелев В.В. Психометрическое обоснование опросника «Шкала социального интеллекта Тромсо» (“The Tromso Social Intelligence Scale”, TSIS) на выборке городских подростков // Научное мнение.2016.№ 16.С.144—156.
- Якиманская И.С. Оценка безопасности образовательной среды, асоциального поведения, системы помощи и поддержки во мнениях школьников городских и сельских школ Оренбургской области // Известия Саратовского университета.Новая серия.Серия Акмеология образования.Психология развития.2012.Том 1.№ 1.С.23—34.
- Baeva I.A., Bordovskaia N.V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the art.2015.Vol.8(1).P.86—99.DOI:10.11621/ pir.2015.0108
- Baeva I.A., Zinchenko Y.P., Laptev V.V. Psychological resources of modern Russian adolescents’ resilience to violence in the educational environment // Psychology in Russia: State of the art.2016.Vol.9(3).P.159—172.DOI:10.11621/pir.2016.0311
- Brewer M.L., Flavell H. High and low functioning team-based pre-licensure interprofessional learning: an observational evaluation // Journal of Interprofessional Care.2020.DOI:10.1080/13561820.2020.1778652
- Bubnovskaia O.V., Leonidova V.V., Lysova A.V. Security or Safety: Quantitative and Comparative Analysis of Usage in Research Works Published in 2004—2019 // Behavioral Science.2019.Vol.9(12).P. 146.DOI:10.3390/bs9120146
- Edmondson A.C., Lei Z. Psychological Safety: The History, Renaissance, and Future of an Interpersonal Construct // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior.2014.Vol.1.P.23—43.DOI:10.1146/annurev-orgpsych-031413-091305
- Fransen K., McEwan D., Sarkar M. The impact of identity leadership on team functioning and well-being in team sport: Is psychological safety the missing link? // Psychology of Sport and Exercise.2020.Vol.51.P. 101763.DOI:10.1016/j.psychsport.2020.101763
- Friborg O. et al. Resilience in relation to personality and intelligence // International Journal of Methods in Psychiatric Research.2005.Vol.14(1).P.29—42.DOI:10.1002/mpr.15
- Goleman D. Social Intelligence: The New Science of Human Relationship.London: Hutchinson, 2006.408 p.
- Hampel S. et al. The relations between social anxiety and social intelligence: A latent variable analysis // Journal of Anxiety Disorders.2011.Vol. 25(4).P.545— 553.DOI:10.1016/j.janxdis.2011.01.001
- Hofstede G.J. GRASP agents: social first, intelligent later // AI & Society: Knowledge, Culture and Communication.2019.Vol.34.P.535—543.DOI:10.1007/s00146-017-0783-7
- Hsieh Y.-P. et al. The effects of peer victimization on children’s internet addiction and psychological distress: The moderating roles of emotional and social intelligence // Journal of Child and Family Studies.2019.Vol.28(9).P.2487—2498.DOI:10.1007/s10826-018- 1120-6
- Jia J. et al. Peer victimization and adolescent Internet addiction: The mediating role of psychological security and the moderating role of teacher-student relationships // Computers in Human Behavior.2018.Vol.85.P.116—124.DOI:10.1016/j.chb.2018.03.042
- Lepore S.J., Kliewer W. Social Intelligence Attenuates Association between Peer Victimization and Depressive Symptoms among Adolescents // Psychology of Violence.2019.Vol.9(6).P.644—652.DOI:10.1037/vio0000234
- Maralov V.G., Kudaka M.A., Markovich V.A. The interconnection of social intelligence and the attitude of people to dangers // Asian Journal of Pharmaceutics.2018.Vol.12(1).P.S314—S322.
- Mbulayi S.P., Kang’ethe S.M. Psychosocial deficits associated with teenagers born and raised in a “small-house” family setting in Cherutombo in Marondera, Zimbabwe // Social Work.2020.Vol.56(1).P.97—108.DOI:10.15270/56-1-793
- Niu G. et al. Cyberbullying Victimization and Adolescent Depression: The Mediating Role of Psychological Security and the Moderating Role of Growth Mindset // International journal of environmental research and public health.2020.Vol.17(12).P.4368.DOI:10.3390/ijerph17124368
- Pabian S., Vandebosch H. Developmental Trajectories of (Cyber)Bullying Perpetration and Social Intelligence During Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence.2016.Vol.36(2).P.145—170.DOI:10.1177/0272431614556891
- Sheketera A., Vityazeva Y., Bogomaz S. Psychological Safety as a Factor in the Intellectual Development of School Leavers // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2014.Vol.154.P.225—228.DOI:10.1016/j.sbspro.2014.10.140
- Silvera D., Martinussen M., Dahl T.I. The Tromsø Social Intelligence Scale, a self-report measure of social intelligence // Scandinavian Journal of Psychology.2001.Vol.42(4).P.313—319.DOI:10.1111/1467- 9450.00242
- Torralba , Jose D., Byrne J. Psychological safety, the hidden curriculum, and ambiguity in medicine // Clinical Rheumatology.2020.Vol.39.P.667—671.DOI:10.1007/s10067-019-04889-4
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2087
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 1028
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 11