Исследование взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников

1813

Аннотация

Представлены результаты исследования взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников. Рассмотрены основные теоретические представления об ассертивном поведении в трудах отечественных и зарубежных психологов, обозначены ключевые аспекты феномена «психологические границы» в современной психологической науке. В исследовании приняли участие 165 учащихся третьих и четвертых классов. В качестве методик исследования применялись: методика «Границы Я» Н.Браун, «Тест ассертивности личности» В.П.Шейнова, тест Томаса—Килманна «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Выявлены и описаны взаимосвязи сформированности психологических границ с моделями поведения в конфликтной ситуации и развитием навыков ассертивного поведения учащихся. Делается вывод о том, что развитие ассертивности может оказывать положительное влияние на формирование автономности, здоровых психологических границ младших школьников, повышать у них уверенность в себе, способствовать развитию умения конструктивно преодолевать трудности в различных жизненных, в том числе и конфликтных ситуациях.

Общая информация

Ключевые слова: психологические границы, ассертивность, ассертивное поведение, поведение в конфликте, социальные страхи, младшие школьники

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240103

Для цитаты: Боголюбская Л.А., Хухлаева О.В. Исследование взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 42–49. DOI: 10.17759/pse.2019240103

Полный текст

Исследование взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников

Введение

Младший школьный возраст характеризуется активным развитием различных психологических конструктов, среди которых одним из важнейших является навык построения эффективной коммуникации со сверстниками и межличностного взаимодействия в целом . По мнению исследователей, развитие ассертивности способствует формированию коммуникативных навыков, поскольку оказывает положительное влияние на самооценку и уверенность в себе, а также способствует снижению уровня агрессивности и тревожности [18; 19] . Еще одним значимым элементом в коммуникативном процессе является сформированность психологических границ личности, определяющих возможность самовыражения, при этом они отвечают за качество контакта с социумом, влияя, таким образом, на особенности межличностного взаимодействия [6] .

Теоретический анализ проблем ассертивности и психологических границ личности

Ассертивность можно определить как способность и умение человека защищать свои права и интересы, достигать личных целей, не унижая других людей, а уважая и не нарушая их прав, свобод, интересов и целей [8]. Ассертивное поведение — это конструктивный способ межличностного взаимодействия, являющийся альтернативой деструктивным способам — манипуляции и агрессии [18] . Стратегия ассертивности нацелена на соблюдение прав другого человека при условии, что он также соблюдает ваши права

Раскрытие психологического содержания понятия «ассертивность» в отечественной психологии представляется неоднозначным ввиду особенностей непосредственного перевода термина assertiveness (пер. с англ. — уверенность в себе, настойчивость), с одной стороны, и, с другой стороны, с позиции сферы его применения оно шире, чем уверенность в себе .

Поскольку ассертивность как психологический феномен стала объектом изучения только в середине ХХ века, в настоящий момент нет однозначной трактовки данного понятия, но мнения различных исследователей сходятся в том, что это качество личности является многокомпонентным и включает в себя несколько структурных элементов

Так, на когнитивном уровне обеспечивается формирование личностных установок и убеждений, которые позволяют сочетать уважение к себе и уважение к другому человеку . К эмоциональному компоненту ассертивности относится способность открытого, уверенного и адекватного выражения собственных чувств, в том числе сюда входит и конструктивное проявление агрессии, направленное на достижение цели без причинения вреда другим [13] . Поведенческий компонент включает в себя навык адекватного реагирования в различных, в том числе стрессовых ситуациях [7], который проявляется в умении отстаивать собственные психологические границы, не нарушая чужих. Ассертивный человек имеет четкие представления о своих правах, отстаивает их, при этом уважает права других людей и строит взаимоотношения, не нарушая ничьих личностных границ [11] .

В целом можно заключить, что большинство современных исследователей понимают ассертивность как способность человека достигать свои цели без причинения вреда другим, и, таким образом, она включает в себя умение понимать границы своего «Я», соотносить их с личностными границами других, сопоставляя свои потребности с потребностями окружающих

Таким образом, опираясь на современные исследования данного вопроса, можно считать, что ассертивная личность уважительно относится ко всем субъектам коммуникации, демонстрирует уверенность в себе, готова отстаивать свои права и границы «Я», не нарушая при этом чужие права и личностные границы; проявляет независимость от внешних воздействий и направлена на взаимодействие с окружающими, отрицательно относится к манипулированию, обладает сильной мотивацией к достижению успеха, коммуникативными умениями, может проявлять конструктивную агрессивность, при этом характеризуется отсутствием склонности к тревожности [16]. Ассертивному человеку не свойственно проявление агрессии в косвенной форме, например, в форме сарказма или иронии, манипуляции другими через формирование чувства вины . Достижение результата и поставленных целей в межличностном взаимодействии идет путем сотрудничества, что подразумевает такой способ разрешения противоречий, когда стороны находят наиболее удобный вариант для всех . В этом состоит отличие от компромисса, когда сторонам приходится идти на частичные уступки друг другу, т . е . получается, что всем частично причиняются неудобства с их согласия .

Как уже говорилось, одним из важнейших компонентов ассертивности является уважение и соблюдение психологических границ личности . Проводя теоретический анализ исследований, посвященных изучению феномена психологических границ личности, отметим, что этому вопросу уделено большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке [2] . Мы отметим лишь некоторые положения, которые, на наш взгляд, необходимы для понимания сущности рассматриваемого в данной статье исследования

Психологические границы личности в общении можно рассматривать как структуру, регулирующую взаимоотношения человека с окружающими и позволяющую ему поддерживать баланс между своими потребностями и потребностями других людей [10] .

К основным функциям психологических границ относят отделение «Я» от других и социума, при этом они отвечают и за качество контакта с ними, и за особенности межличностного взаимодействия [6] . Организация любой социальной коммуникации осуществляется путем пространственного взаимодействия, которое обуславливается в том числе и навыками эффективного пространственного поведения [1], что, как мы видим, можно отнести к поведенческому компоненту в структуре ассертивности

Границы личности выступают в качестве транслятора личностной идентичности, которая, по мнению С. К. Нартовой—Бочавер, рассматривающей феномен психологического пространства, позволяет оптимально определять средства самовыражения Когда психологические границы размыты, проявление идентичности субъектом затрудняется, следовательно, эффективная коммуникация может быть также затруднена [5] .

Т. Д. Марциновская, обобщив различные взгляды исследователей, указывает, что в настоящее время наблюдается тенденция, предполагающая важность принятия во внимание существования взаимосвязи и сочетания социально-психологических и индивидуально­-психологических границ По мнению автора, одним из факторов, влияющих на возрастание влияния данных структур, является большая вариативность и многообразие форм развития личности, в том числе и появление возможности независимости от навязанного или доминирующего воздействия среды [4] .

К . Хорни описывает психологические границы как некие гибкие «внутренние рамки», в которые человек помещает себя От степени ригидности этих рамок зависит адекватность межличностных отношений индивида, степень адаптивности к социальным условиям Качество психологических границ, по мнению некоторых представителей данного направления, зависит от того, как протекал ранний период детства [12] .

Поскольку в сфере нашего внимания находятся дети младшего школьного возраста, мы будем опираться на идеи Г Олпорта В его понимании становление психологической границы относится к периоду старшего дошкольного, началу младшего школьного возраста, когда ребенок начинает соотносить свое поведение с ожиданиями взрослых, что является показателем возрастной нормы Однако качество психологических границ зависит от особенностей более ранних этапов развития автономности: телесной (до 1 года), пространственной (1—3 года), деятельностной (3—5 лет) . И здесь стоит отметить период 3—5 лет, когда ребенок начинает осознавать результаты своей собственной эффективной деятельности . Однако, если на любом этапе развитие автономности нарушается, возможно появление особенностей в формировании психологических границ ребенка Они могут стать «прозрачными». Это проявляется в том, что ребенок нарушает границы других людей и позволяет нарушать свои Причиной развития данной ситуации может выступать гиперопека или сверхконтроль со стороны родителей и других значимых взрослых и систематическое нарушение ими границ ребенка [2]

Уже в дошкольном возрасте прослеживается важность формирования психологических границ ребенка Как показывают исследования, дети, имеющие несформированные психологические границы, отвергаются сверстниками, не принимаются в игру Поскольку игровая деятельность в этом возрасте является ведущей, это становится основой проблем в общении ребенка со сверстниками [12] .

У ребенка ощущение своего личностного психологического пространства и его границ выстраивается через присвоение отношения к себе значимых взрослых, поэтому он ориентируется на внешние оценки, часто становясь зависимым от них [14] . Таким образом, нарушение в развитии автономности ребенка и формировании его психологических границ может приводить к появлению у него социального страха — страха не соответствовать ожиданиям взрослых, сильной зависимости от внешних оценок, выраженному стремлению к похвале Нельзя не учитывать при этом и другой сценарий развития, протекающий в благоприятной ситуации развития ребенка, когда стремление к поощрениям взрослых является возрастной нормой для младших школьников, и в этом случае оно выполняет положительную мотивирующую функцию и приводит к улучшению качества различных видов деятельности ребенка, его общения, позитивно сказывается на личностном развитии . Ребенок сохраняет способность помимо ориентации на мнение взрослого самостоятельно регулировать свое поведение

Таким образом, мы можем заключить, что нарушения в формировании чувства автономности и нормального чувства своих психологических границ могут затруднять развитие навыков ассертивного поведения и оказывать негативное влияние как на процесс межличностного взаимодействия, так и на всю учебную деятельность ребенка

Как уже говорилось, изучение ассертивности личности как целостного психологического феномена является актуальной задачей, при этом стоит отметить, что изучение развитости навыков ассертивного поведения у младших школьников имеет большую значимость с учетом особенностей данного возрастного периода В первом и втором классах общение детей происходит при активном участии взрослых, но уже в третьем и четвертом классах ученики становятся более самостоятельными и начинают выстраивать взаимоотношения непосредственно, что может приводить к возникновению конфликтных ситуаций, поскольку дети могут еще не обладать опытом конструктивной коммуникации В связи с этим является важным наличие и развитие навыков ассертивного поведения

Организация исследования и методические средства

Целью данного исследования стало выявление и изучение взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития навыков ассертивного поведения младших школьников

Исходя из поставленной цели, была сформулирована гипотеза, что дети с развитыми навыками ассертивности будут иметь сформированные психологические границы

Для проведения исследования уровня развития ассертивного поведения, позволяющего определить такие качества, как уверенность в себе и готовность отстаивать свои интересы не в ущерб другим людям, использовался «Тест ассертивности личности» В . П . Шейнова [17] . Методика включает опросник из 26 вопросов, направленных на выяснение того, как человек ведет себя по отношению к окружающим, к друзьям, близким людям, и как он реагирует в определенных ситуациях . Методика «Границы Я» Н . Браун [15] состоит из 30 вопросов и позволяет изучить уровень сформированности психологических границ личности

Для определения наличия взаимосвязи между рассматриваемыми явлениями нами был применен метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить наличие корреляционной связи между двумя рассматриваемыми признаками

В теоретических источниках говорится о том, что люди с несформированными психологическими границами склонны к неконструктивному поведению в конфликтных ситуациях [20] . В ходе проводимого исследования нам представилось важным определить, какие модели поведения в конфликте будут выбирать дети с несформиро- ванными психологическими границами .

Для определения стиля поведения ребенка в конфликтной ситуации нами был использован Тест Томаса—Килманна (в адаптации Гришиной) [3], в котором выделяется пять способов поведения в конфликтной ситуации:

1)  соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому;

2)  приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3)  компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;

4) избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон

Исследование проводилось в период с октября 2017 года по март 2018 года . Выборку исследования составили учащиеся третьих и четвертых классов Гимназии № 1 г . Симферополя . Общее количество опрошенных детей — 165, из которых 64 мальчика и 101 девочка . Работа проводилась в групповом формате Детям было предложено самостоятельно после вводной инструкции заполнить специально подготовленные бланки Для того чтобы ребенок не боялся отвечать на вопросы и минимизировать возможные ответы в социально одобряемом контексте, было предложено указывать другие, вымышленные имена, сохранив обязательным указание пола ребенка

Результаты исследования и их интерпретация

Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что для выборки в целом характерен средне-низкий уровень сформированности психологических границ 18% опрошенных учеников (31 человек) продемонстрировали нормальный уровень сформированности личностных границ, у 14% детей (21 человек) психологические границы практически не сформированы

В целом, у исследуемой выборки общий уровень ассертивности (55,6 баллов) ниже, чем предполагается тестом для ассертивной личности, показатели которой располагаются в диапазоне от 66 до 77 баллов Средний балл уровня ассертивности у мальчиков — 54, у девочек — 56,8 . При этом навыками ассертивного поведения обладают 49 опрошенных детей (29,7%), из которых 23 мальчика (50%) и 26 девочек (25,7%) .

При проведении статистической обработки полученных результатов, направленной на выявление взаимосвязи между рассматриваемыми явлениями, нами был применен пакет IBM SPSS .

Используя метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками, была выявлена взаимосвязь между сформированностью психологических границ личности и ассертивностью Как мы видим, несформированные границы личности не свойственны детям с развитыми навыками ассертивного поведения (rs = -,590 при р < 0,01) . Опираясь на теоретический анализ проблем ассертивности и психологических границ личности, мы находим подтверждение полученным результатам, поскольку уважительное отношение к границам других людей, при условии развитого навыка отстаивания собственных границ, является одним из ключевых параметров, характеризующих ассертивную личность

Если проводить оценку наличия взаимосвязи уровня сформированности психологических границ с такой стратегией поведения в конфликтной ситуации, как «Приспособление» (rs = -,221 при р < 0,01) и корреляцию с параметром «Сотрудничество» (rs = ,178 при р < 0,05), мы видим наличие статистически значимой корреляции с параметром «Приспособление» (rs = -,221 при р < 0,01) и с параметром «Сотрудничество» (rs = ,178 при р < 0,05) . То есть чем слабее у ребенка развиты представления о необходимости соблюдения границ личности, тем чаще он будет выбирать пути приспособления в конфликтных ситуациях, что нельзя отнести к конструктивному способу решения конфликта и показателю наличия навыка ассертивного поведения И наоборот, если у ребенка сформированы психологические границы, он будет выбирать стратегию «Сотрудничество» . Такая ситуация также согласуется с теоретическими представлениями — умение конструктивно решать конфликтные ситуации является одним из ключевых показателей наличия навыков ассертивного поведения, а в ситуации сотрудничества участники приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон

Заключение

Развитие навыков эффективной коммуникации зависит от множества различных социально-психологических факторов. В среде младших школьников происходит активное формирование умения налаживать межличностное взаимодействие без участия взрослых . Для учащихся третьих и четвертых классов развитие навыков ассертивного поведения является актуальной психолого-педагогической задачей, поскольку именно в этот период начинается непосредственное межличностное взаимодействие без активного участия взрослых В целом можно сказать, что развитие ассертивности может оказывать положительное влияние на развитие автономности и повышение уровня сформированности психологических границ младших школьников, поскольку повышение уровня ассертивности способствует развитию умения конструктивно решать различные жизненные, в том числе и конфликтные ситуации, а также повышать уверенность в себе, формировать мотивацию достижения у младших
школьников, оказывая позитивное воздействие
и на учебную деятельность ребенка


[1] Боголюбская Людмила Александровна, педагог-психолог ОАНО «Школа права и экономики», аспирант факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педа- гогический университет», Москва, Россия . E-mail: bogolubskaya@bk. ru

[2] Хухлаева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия . E-mail: huhlaevaolga@mail . ru

Литература

  1. Биченкова О.Е., Богатырева О.А., Плюснин Ю.М. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопросы психологии.1993.№ 2.С.106—116.
  2. Боголюбская Л.А. Особенности психологических границ младших школьников с социальными страхами в поликультурном классе [Электронное издание] // Этнокультурное образование в современном мире: Сб.науч.статей по материалам Всероссийской научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» / Науч.ред.Е.А. Александрова.М.: «Перо», 2017.С.56—61.
  3. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика.Справочник практического психолога.М.: ЭКСМО, 2005.960 с.
  4. Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии.2008.№ 3.С.55—61.
  5. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография.М.: Прометей, 2005.312 с.
  6. Пивненко Т.В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: Дисс.… канд.психол.наук.М., 2008.166 с.
  7. Попова И.В. Ассертивность подростков с нормальным и задержанным развитием и педагогов в различных образовательных учреждениях // Культурно-историческая психология.2010.№ 2.С. 55—60.
  8. Почебут Л.Г., Безносов Д.С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество.2017.Т.8.№ 3.С.8—19.
  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.Методики и тесты.М.: Бахрах-М, 2011.672 с.
  10. Силина О.В. Структура границ Я у детей 2—10 лет // Социальная психология и общество.2016.Т.7.№ 4.С.83—98.
  11. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе: Комплекс упражнений для развития уверенности.М.: Речь, 2002.254 с.
  12. Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в oбщении // Психологическая наука и образование, 2010.№ 3.С 80—88.
  13. Хохлова Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: Дисс.… канд.психол.наук.Н. Новгород, 2008.220 с.
  14. Хухлаева О.В. Коррекция социальных страхов у младших школьников // Актуальные проблемы психологического знания.2016.№ 2 (39).С.124—129.
  15. Шамшикова Е.О. Нарциссические корреляты психологического пространства личности: Дис.… канд.психол.наук.Новосибирск, 2010.252 с.
  16. Шейнов В.П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности // Вестник РУДН.Серия: Психология и педагогика.2018.Т.15.№ 2.С.147—161.
  17. Шейнов В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии.2014.№ 2.С. 107—116.
  18. Шейнов В.П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология.2014.№ 2.С.107—120.

Информация об авторах

Боголюбская Людмила Александровна, педагог-психолог, ОАНО «Школа права и экономики», аспирант факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: bogolubskaya@bk.ru

Хухлаева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8782-7742, e-mail: ovc54@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3567
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 1813
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9