Родительское отношение в семьях, воспитывающих детей со специальными нуждами

1235

Аннотация

Представлены методологические основания полисубъектного подхода к рассмотрению родительской позиции в семьях с особым ребенком. Адаптационные механизмы таких семей рассматриваются в контексте понятия «отраженная субъектность». Показано, что на личность родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, и их отношение к ребенку оказывают влияние отраженные субъекты (особый ребенок и профессионал) и отраженный объект (диагноз ребенка). Приводятся результаты двух эмпирических исследований, посвященных изучению родительской позиции в зависимости от принятия родителем ребенка, взаимоотношений родителя с профессионалами и восприятия родителем диагноза ребенка. Выделены четыре типа родительской позиции, включая «партнерство» и «отказ», и предложен инструмент, измеряющий выраженность каждого типа. Описаны результаты психометрической проверки методики, которые свидетельствуют о ее надежности. Предложенная методика будет полезна при разработке программ вмешательства для семей с особыми детьми.

Общая информация

Ключевые слова: семья, умственная отсталость, деструктивная, адаптивная, трансцендентная активность, отраженная субъектность, родительское отношение к ребенку, отношение к диагнозу

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230410

Для цитаты: Галасюк И.Н., Митина О.В. Родительское отношение в семьях, воспитывающих детей со специальными нуждами // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 102–111. DOI: 10.17759/pse.2018230410

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт.Т. 4.Детская психология / Под ред.Д.В.Эльконина.М.: Педагогика, 1984.432 с.
  2. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (А.Я.Варги, В.В.Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2017.№ 2.С.109—129.doi:10.17759/cpse.201706020
  3. Галасюк И.Н., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Родительская позиция в семье с особым ребенком» // Вестник РГГУ.Психология.Педагогика.Образование.2017.№ 4 С.155—178.
  4. Галасюк И.Н., Митина О.В. Влияние личностных и семейных характеристик на принятие родителями особого ребенка // Комплексные исследования человека: психология: Материалы VII Сибирского психологического форума / под ред.О.М.Краснорядцевой.— Томск: Томский государственный университет, 2017.Часть 2.Здоровье человека на пути к постинформационному обществу.C.43—49.
  5. Каган В.Е., Журавлева И.П. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии.Методическое пособие / Под ред.Д.Н.Исаев, В.Е.Каган.СПб, 1991.С.30— 34.
  6. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.М.: Просвещение, 2008.239 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.М.: Политиздат, 1975.304 с.
  8. Мастюкова Е.М. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб.пособ.для студентов высших учебных заведений / Под ред.В.И.Селиверствой.М.: Владос, 2003.408 с.
  9. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.М.: ТОО «Горбунок», 1992.224 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.М.: Изд-во АН СССР, 1957.330 с.
  11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 тт.Т.2.М.: ООО Апрель-пресс; ЗАО Изд- во Эксмо-Пресс, 2000.464 с.
  12. Blacher J.E., Baker B.L.Families and mental retardation: A collection of Notable AMR Journal articles across the 20th century.Washington, DC.American Association on Mental Retardation, 2002.382 p.
  13. Bostro P.K., Broberg M., Bodin L.Child’s positive and negative impacts on parents — A person-oriented approach to understanding temperament in preschool children with intellectual disabilities.Research in Developmental Disabilities, 2011.Vol.32, pp.1860—1871.
  14. Dempsey I.et al.Parent stress, parenting competence and family-centered support to young children with an intellectual or developmental disability.Research in Developmental Disabilities, 2009.Vol. 30 (3), pp.558—566.doi: 10.1016/j.ridd.2008.08.005

Информация об авторах

Галасюк Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6333-8293, e-mail: igalas64@gmail.com

Митина Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404, e-mail: omitina@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2514
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1235
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4