Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 2. С. 4–6
doi:10.17759/pse.2018230201
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
От редакции
Общая информация
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230201
Для цитаты: От редакции // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 4–6. DOI: 10.17759/pse.2018230201
Полный текст
Механизмом обеспечения доступности и качества высшего образования для студентов с инвалидностью и создания системы сопровождения вузов в этом направлении является проект организации сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (далее — РУМЦ). Реализация мероприятий по созданию сети РУМЦ осуществляется в рамках реализации Межведомственного комплексного плана по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и Государственной программы «Доступная среда». В соответствии с утвержденными показателями в 2016 г. создано 3 РУМЦ, в 2017 г. — 7 РУМЦ, в 2018 г. предполагается создание еще 11 РУМЦ (итого 21 РУМЦ).
Формирование сети РУМЦ в 2017 г. осуществлялось в конкурсном порядке. Вузам было предложено представить проекты создания РУМЦ на их базе. Всего было представлено 56 проектов от вузов, желающих принять участие в проекте. В комиссию МОН РФ по рассмотрению проектов входили сотрудники других департаментов, а также представители вузов и общественных организаций. По итогам рассмотрения были отобраны 13 проектов, результаты работы комиссии были вынесены на рабочее совещание у Министра, итоги обсуждения стали основой внесения изменений в Приказ.
При рассмотрении заявленных проектов, учитывались следующие критерии: транспортная доступность, архитектурная доступность, кадровый потенциал, опыт организации и сопровождения образовательного процесса лиц с инвалидностью, материально-техническое оснащение (наличие специальных условий), опыт взаимодействия с вузами, общественными организациями, органами власти, работодателями.
Содержательной основой комплексной модели деятельности РУМЦ стала концепция развития РУМЦ в 2016 г., а также комплект документов по созданию и организации деятельности сети РУМЦ, в который вошли: «Примерное положение о РУМЦ», «Требования к составу спецусловий при обучении студентов с инвалидностью».
Требования к организации образовательных услуг лицам с инвалидностью с учетом различных нозологических групп:
к кадровому составу вуза;
к информационной доступности образовательных услуг;
к профориентационной и довузовской работе с инвалидами и их родителями;
к организации образовательного процесса;
к организации содействия инвалидам-выпускникам вузов в трудоустройсте;
к социально-психологическому сопровождению и воспитательной работе со студентами с инвалидностью.
Организационно-методические документы по созданию РУМЦ:
организационная схема создания РУМЦ;
должностные регламенты сотрудников РУМЦ;
документация по материально-техническому оснащению РУМЦ;
методические рекомендации по созданию специальных условий для обучения студентов с инвалидностью в вузе (по каждой нозологической группе);
методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия вузов по инклюзивному образованию студентов с инвалидностью.
В рамках подготовки к созданию сети РУМЦ в 2016 г. были разработаны модульные программы, учитывающие специфику работы со студентами с различными образовательными потребностями и включающие все компоненты комплексной модели: технологии профориентации, технологии обучения, технологии сопровождения, технологии формирования профессиональной траектории и профессиональной мотивации, технологии содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения, по которым прошло обучение 2150 человек (10% ППС вузов). Формирование сети РУМЦ осуществлялось на основе концепции РУМЦ МГППУ1. С целью вовлечения профессионального сообщества и экспертов из общественных организаций инвалидов в Москве, г. Кирове, г. Ялте, г. Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге в проекте были проведены общественно-профессиональные экспертные сессии по вопросам организации обучения и сопровождения студентов с инвалидностью, мнения экспертов были учтены при доработке комплексной модели обучения и сопровождения студентов с инвалидностью.
Также была проведена проектная сессия с участием более 25 вузов по вопросам создания и функционирования сети РУМЦ. Результаты работы РУМЦ были представлены на трех проводимых на базе РУМЦ Всероссийских конференциях по развитию инклюзивного высшего образования.
Таким образом, деятельность РУМЦ в 2016 г. стала организационной и методологической основой развития сети РУМЦ.
В 2017 г. в структуре каждого созданного РУМЦ открыты центры коллективного пользования специальными техническими средствами, которые позволяют обеспечить обучение студентов в вузах на закрепленной территории, а также call-центр по вопросам инклюзивного обучения.
Деятельность РУМЦ на закрепленной «территории ответственности» (от 2 до 9 субъектов Российской Федерации, в зависимости от количества вузов и обучающихся в них студентов с инвалидностью) направлена на: консалтинг вузов; мониторинг состояния инклюзивного образования в вузах; методическое и ресурсное сопровождение реализации инклюзивного образования; повышение квалификации сотрудников вузов по вопросам организации обучения инвалидов; сопровождение обучения инвалидов.
Всего сеть созданных РУМЦ в 2017 г. заключила соглашения с 190 вузами РФ, в которых обучаются 49% всего контингента инвалидов.
В соответствии с направлениями деятельности РУМЦ были проведены мероприятия для вузов — совещания, консультации; были проанализированы условия, необходимые для обучения инвалидов; по итогам были разработаны «дорожные карты взаимодействия» для организации сопровождения студентов с инвалидностью; проведено обучение сотрудников вузов. Всего повышение квалификации прошли 4348 сотрудников 182 вузов из 72 регионов (74% — 3185 ППС, 10% — 431 УВП, 16% — 732 сотрудники администрации вузов). В рамках работы call-центров, созданных на базе каждого РУМЦ, было проведено более 2660 консультаций. В основном вопросы касались: организации сопровождения и поддержки обучающихся с инвалидностью — 17%, организации обучения — 14% и трудоустройства выпускников — 11%.
Для школьников и их родителей, были проведены выездные пофориентационные мероприятия в 56 регионах. В рамках подготовки мероприятий с целью выявления образовательных потребностей школьников был проведен мониторинг образовательных потребностей школьников с ОВЗ и инвалидностью. Данные мониторинга стали основой для выбора форм проведения профориентационных мероприятий.
Работа со школьниками позволила выяснить: что в социально-психологическом сопровождении нуждаются 42%; в помощи ассистента-помощника — 27%; в специальном оборудовании — 26%; в разработке индивидуальной образовательной программы обучения — 18%; в специальном маршрутно-ориентированном обеспечении доступной среды (пандусы, подъемники, адаптированные лифты и др.) — 12% потенциальных абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ.
Для студентов и выпускников с инвалидностью было проведено 43 мероприятия по вопросам содействия в трудоустройстве, в которых приняли участие 3735 студентов из 64 регионов.
По данным опроса студентов выпускных курсов, 42% студентов с инвалидностью отметили, что не нуждаются в помощи при трудоустройстве, 36% заинтересованы в помощи при подборе вакансии, 20% — в информации о вакансиях для инвалидов, 18 % — в подготовке к собеседованию.
Результаты анкетирования выпускников показали, что основными проблемами при трудоустройстве являются: отсутствие подходящих вакансий — 23%, ограничения по состоянию здоровья — 14%, низкая заработная плата по существующим вакансиям — 13%.
В рамках создания методического сопровождения реализации инклюзивного образования РУМЦ в 2017 г. были разработаны 21 учебное пособие, 54 адаптированных учебно-методических комплекса с применением современных технологий, описаны практики реализации 32 педагогических технологий работы со студентами в инклюзивных группах.
С целью привлечения внимания к вопросам развития инклюзивного образования в регионах совместно с представителями органов местного самоуправления, школ, колледжей, вузов, общественных организаций инвалидов, работодателей, органов социальной защиты населения и др. проведено 23 межрегиональных мероприятия с участием 1974 человек из 55 субъектов Российской Федерации.
Информационно-аналитической платформой сопровождения деятельности сети РУМЦ стал портал «инклюзивноеобразование.рф», на котором публикуется информация о деятельности РУМЦ, а также открыт форум по обсуждению вопросов инклюзивного образования.
В 2018 г. планируется дополнительно создать 5 отраслевых РУМЦ на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минспорта России, Минкультуры России, Минздраву России, Минтрансу России, Минсельхозу России. Деятельность этих РУМЦ, а также решение вопросов развития доступной среды для инвалидов в рамках своих профилей будет организовано вузами, подведомственными данным министерствам.
Кроме этого, планируется, что вкладом этих РУМЦ также станут наработки, отражающие специфику отрасли, не только в обучении студентов с инвалидностью, но и в подготовке специалистов к учету потребностей инвалидов при реализации их профессиональных функций.
К настоящему времени Минобрнауки России получило подтверждение о согласовании включения перечисленных министерств в перечень исполнителей по основному мероприятию «Создание сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» в Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2020 гг.
Предложения о внесении изменений в Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2020 гг. направлены в Минтруда России.
Внесение изменений в Государственную программу «Доступная среда» в части дополнения исполнителей позволит Минобрнауки России подготовить изменение в Закон «О федеральном бюджете» и передать финансирование на создание РУМЦ в соответствующие ФОИВы.
В 2018 г. планируется внедрить методику оценки эффективности деятельности РУМЦ, внедрять комплексный подход в организации обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в вузах «закрепленной территории», развивать on-line сервисы сопровождения, тиражировать лучшие практики и технологии обучения в инклюзивных группах, сформировать Федеральную библиотеку адаптированных учебно-методических материалов для студентов.
Особое внимание будет уделено межведомственному взаимодействию, созданию механизмов получения информации о потребностях абитуриентов в необходимых условиях обучения и сопровождения.
Таким образом, деятельность сети РУМЦ обеспечит эффективную поддержку образовательных организаций высшего образования, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, в том числе имеющих различную ведомственную принадлежность, в их деятельности по обеспечению качества и доступности высшего образования лиц с инвалидностью.
Предлагаем вниманию читателей выпуск журнала, авторы которого продолжают тему современных теоретических и практических подходов к инклюзивному образованию в высшей школе, поднятую на его страницах в 2017 г. Важность психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в системе высшего образования также поддержана тематическим сборником статей «Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход», вышедшем в серии «Библиотека журнала «Психологическая наука и образование» (2018).
Метрики
Просмотров
Всего: 1383
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 354
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0