От редакции

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Баева И.А. От редакции // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 4.

Полный текст

Уважаемые читатели!

Данный выпуск журнала тематический, он посвящен анализу проблем безопасности образовательной среды, ее психологической оценке и сопровождению.

Научная и практическая дискуссия вокруг понятия «безопасность» в последние годы усилилась, отражая повышенную для общества востребованность социальной, психологической и физической защищенности в условиях нестабильности, происходящих изменений в мире.

Существенной частью системы национальной безопасности является безопасность образовательной среды как пространства, оказывающего значимое влияние на развитие и формирование личности граждан. Вместе с осознанием несомненной важности роли системы образования в жизни каждого современного человека, необходимо учитывать, что даже незначительные на первый взгляд негативные тенденции, связанные с возникновением отдельных событий, несущих угрозу субъективному благополучию уча- щихся, могут стать причиной и пусковым механизмом процессов, последствия которых могут оказаться необратимыми как для одного ребенка, так и целой группы. Подлежит ли обсуждению степень опасности, которую представляют попытки вовлечения молодежи в экстремистские движения, межнациональные конфликты, любые другие действия, связанные с нанесением вреда своему и чужому здоровью и благополучию?

Обеспечение безопасности образовательной среды является не только важнейшим направлением в организации деятельности образовательных учреждений, но условием, позволяющим реализовать все те задачи, которые ставит перед системой образования общество и государство. Деятельность по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей и является мощным профилактическим средством адекватного поведения и деятельности людей как в обычных ситуациях соци- ального взаимодействия, так и в экстремальных и чрезвычайных. Образование в данном случае становится ресурсной базой сохранения здоровья подрастающего поколения и, следовательно, социального и психического здоровья нации.

В номер включены статьи российских и зарубежных исследователей, рассматривающие психологические аспекты безопасности в образовании, содержащие результаты конкретных исследований, практические программы сопровождения и измерения психо- логической безопасности образовательной среды как важнейшего условия, обеспечивающего устойчивое, позитивное личностное развитие включенных в нее субъектов.

Надеемся, что затронутые в статьях проблемы и пути их решения будут полезны, как специалистам, имеющим опыт исследований в этой области, так и вызовут интерес у начинающих исследователей психологических проблем безопасности в образовании.

 

Тематический редактор И. А. Баева,

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель директора – научный руководитель ИЭП МГППУ, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании» РГПУ им. А. И. Герцена

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1939
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3