Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 3. С. 33–42
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Актуализация доверия к себе в условиях специально организованного психолого- образовательного сопровождения*
Аннотация
Общая информация
* Исследование выполнено при финансовой поддержке МГППУ в рамках конкурса стипендии имени А. В. Петровского.
Ключевые слова: доверие , доверие к себе, доверие к миру, доверие к другим, доверительное поведение, инновационная активность, психолого- образовательное сопровождение
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ватолина А.И. Актуализация доверия к себе в условиях специально организованного психолого- образовательного сопровождения // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 33–42.
Полный текст
Происходящие в российской экономике, социальной сфере и сфере образования изменения требуют вовлечения молодежи в инновационные процессы. Последние рассматриваются нами как «процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения» [3, с. 223]. При этом молодые люди могут испытывать целый ряд психологических затруднений и проблем, пытаясь находить новые возможности в себе, в мире и способы их эффективного использования. У таких людей возможны следующие дефициты: низкий уровень исследовательской культуры; сложности при взаимодействии с людьми (невозможность организации, управления, коммуникации и пр.); низкий уровень внешней и внутренней мотивации; отсутствие навыков целеполагания; низкий уровень толерантности к неопределенности; низкий уровень флексибильности; неуверенность в собственных силах; низкое доверие к себе и т. д.
Указанные дефициты были выявлены в процессе тренинговой работы с различными группами молодежи. Так, студенты факультета инновационных технологий (специальность «управление инновациями») Томского государственного университета указывали на данные психологические трудности в ходе тренинговой работы, реализованной нами в рамках курса «психологическое сопровождение студентов на этапе вхождения в инновационную деятельность» в 2011 г. Также подобные психологические дефициты проявляли участники «Лицея инноватора» Общесибирского предпринимательского конкурса бизнес-проектов «БИТ Сибирь 2011». Перечисленные психологические трудности были выявлены и проанализированы при реализации проекта психолого-образовательного сопровождения участников данного инновационного конкурса, организованного факультетом психологии Томского государственного университета.
Опыт работы с различными группами активной молодежи позволяет утверждать, что на этапе вхождения в инновационную деятельность молодым людям необходимо психологическое сопровождение, которое направлено на раскрытие внутренних ресурсов для актуализации инновационной активности. Вхождение в инновационную деятельность рассматривается нами «как обретение молодыми людьми опыта инновационного деятельностного опосредования усложнения собственной системной организации, что проявляется в разворачивании способности к проектированию своего продвижения в инновационном секторе экономики и бизнеса» [там же, с. 229].
Проблеме инновационного поведения в новом тысячелетии уделяется внимание ученых, представляющих разные науки, так как экономическая, образовательная, социальная сферы современной России в значительной степени ориентированы на такого рода развитие. Отвечая социальному запросу, В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский [3] в своих работах предпринимают попытки выделения нового раздела психологической теории и практики, названного ими «психология инновационного поведения». Под инновационным поведением исследователи понимают «поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся между собой как минимум три фактора. Это: 1) возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным и т. д. потенциалом, 2) среда, отвечающая этим возможностям, т. е. размеченное ценностно-смысловыми “маркерами” пространство, в котором возможна самореализация, 3) готовность человека реализовать свои возможности “здесь и теперь”» [там же, с. 229-230].
В современной психологии активно обсуждается вопрос (Т. П. Скрипкина, А. Б. Купрейченко, О. Г. Фатхи, О. В. Голубь, С. П. Табхарова и др.) доверительных отношений, которые позволяют гармонизировать отношения молодого человека с миром и с самим собой. Авторы указывают на особое значение феноменов доверия к себе, к миру, к другим, которые позволяют нам ориентироваться в окружающем мире и являются важными условиями активности человека. Доверие позволяет человеку оставаться открытым миру, несмотря на неопределенность его условий, и поэтому может играть важную роль на этапе вовлечения молодых людей в инновационные процессы.
Рассмотрение особенностей проявления феномена «доверие-недоверие» у молодых людей с разной степенью инновационной активности является весьма актуальным в связи с запросами со стороны инновационных образовательных практик, реального сектора экономики и бизнеса к исследованиям способности человека к инициативному поведению.
Подход к доверию как к психологическому отношению (Т. П. Скрипкина, А. Б. Купрейченко, Р. Ю. Кондрашова и др.) предполагает выделение в его структуре когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Существует многообразное сочетание форм доверия/недоверия по степени выраженности его структурных компонентов. Специфика этих форм показывает, что сама взаимосвязь представленных компонентов неоднозначна [4; 7; 9]. Как показали Е. Глэйзер, Д. Либсон с соавт., фактически отсутствует связь между аттитюдами доверия, измеренными при помощи опроса, и доверительным поведением, наблюдаемым в экспериментальной среде [12].
В 2010-2012 годах нами было проведено эмпирическое исследование с целью разработки и апробации программ диагностики и развития доверия к себе и к другим у молодых людей с разной степенью инновационной активности. Приступая к работе, мы предполагали, что взаимосвязь аттитюдов доверия и доверительного поведения людей, а также их проявление будут иметь различия у имеющих опыт инновационной деятельности и у тех, у кого такого опыта нет. Всего в исследовании приняли участие 129 человек в возрасте от 18 до 30 лет включительно, из них 80 мужчин и 49 женщин. Выборку составили молодые люди, имеющие разный опыт инновационной деятельности.
1. Участники программы У.М.Н.И.К., 24 человека (участник молодежного научноинновационного конкурса).
2. Молодые люди, проходившие обучение инновационному предпринимательству в «Лицее инноватора» Общесибирского предпринимательского конкурса бизнес-проектов «БИТ Сибирь 2011» (36 человек) и «БИТ Сибирь 2012» (16 человек).
3. Молодые люди, работающие над бизнес-проектом в томском межвузовском студенческом бизнес-инкубаторе «Дружба» (4 человека) и молодые предприниматели, работающие в томской дизайнерской студии «Web Art» (4 человека).
4. Молодые люди, не являющиеся участниками молодежных инновационных конкурсов - студенты томских и красноярских вузов и их выпускники (45 человек). Из них 4 молодых человека и 3 девушки, которые закончили вуз около 1 года назад; 24 молодых человека и 14 девушек - студенты вузов.
Методами сбора эмпирических данных явились инвестиционная игра, беседа, наблюдение, опросниковые методы, тестирование. Полученные результаты были обработаны с помощью пакета программ «Statistica 7.0». Статистическая обработка данных производилась с помощью методов параметрической статистики, корреляционного анализа, t-критерия Стьюдента. Методом качественного анализа выступил контент-анализ.
Для экспериментального изучения доверия в малой группе была использована инвестиционная игра Ф. Болла, Д. Кэхлера, где каждому участнику команды было предложено либо самому распорядиться деньгами, либо доверить это своему коллеге, который в ответ мог вознаградить его за проявленное доверие или забрать большую часть суммы себе.
Для исследования особенностей проявления доверия к себе была модифицирована методика «Неоконченный рассказ» (О.В. Голубь) в соответствии с возрастом испытуемых. Модифицированный проективный рассказ, также как и оригинальный, включает несколько линий: мотив познавательного интереса, мотив сиюминутного желания релаксироваться, конформное поведение, подчинение мнению и намерению группы, мотив преданности другу, его поддержки, противоречие, сомнение в решении.
Для изучения аттитюдов доверия были использованы следующие тестовые методики.
1. «Оценка доверия к себе» (Т. П. Скрипкина), которая направлена на выявление способности человека рефлексировать разную степень (или меру) доверия к себе в различных областях жизни.
2. Методика Дж. Б. Роттера «Шкала межличностного доверия» (перевод и адаптация С. И. Достовалова), направленная на изучение уровня доверия индивида к окружающим людям, с которыми он поддерживает непосредственные контакты, а также уровня социального доверия - доверия, оказываемого индивидом политической системе, государственным институтам и обществу, в котором он существует. С помощью данного опросника можно выявить выраженность доверия к социальному миру.
3. Методика оценки доверия/недоверия личности другим людям (А. Б. Купрейченко), предназначенная для диагностики особенностей доверия и недоверия другим людям личности или группы. Она позволяет определить основные критерии доверия/недоверия другим людям: надежность, единство или знание, склонность к замене доверия верой или расчетом, выраженность амбивалентного отношения к людям, принадлежность к определенному типу доверия/недоверия другим людям.
4. Также были применены методики А. В. Сидоренкова, И. И. Сидоренковой: методика изучения межличностного доверительного статуса членов группы, методика изучения межличностного доверия в группе и методика изучения группового/микрогруппового доверия. Авторы считают, что доверие в малой группе имеет полимерную природу, и различают содержательные разновидности доверия в зависимости от сферы социальной активности субъектов (поступки, коммуникация, деятельность): конфиденциальноохранительное, информационно-инфлюативное и деятельностно-совладающее [8]. Методики позволяют диагностировать степень выраженности структурно-функциональных разновидностей доверия (межличностное, микрогрупповое, групповое) по этим трем содержательным аспектам.
Перейдем к обсуждению результатов, полученных в ходе исследования.
По итогам инвестиционной игры, направленной на изучение поведенческого компонента доверия в малой группе, выяснилось, что все участники команд продемонстрировали доверительное поведение друг к другу. Но несмотря на такое поведение, лишь в одной из команд аттитюды доверия, измеренные посредством тестовых методик, оказались такими же высокими. Корреляционный анализ полученных в ходе игры и с помощью опросников данных не обнаружил достоверных корреляционных связей.
В ходе исследования поведенческого и когнитивного компонентов доверия к себе также не обнаружены достоверные корреляционные связи между психологической позицией доверительного отношения, выявленной с помощью методики «Неоконченный рассказ», и аттитюдами доверия, измеренными при помощи опроса. Участники в процессе ответов на вопросы и продолжения рассказа проявили различные позиции доверительного отношения: доверие к себе, доверие к другому, одновременное проявление доверия к себе и подчинение нормам, а также одновременное проявление доверия к себе и доверия к другому.
Далее вся выборка была разделена на 2 группы: 1-я группа - участники БИТ 2011, БИТ 2012, У.М.Н.И.К., члены бизнес-инкубатора, предприниматели. Она условно названа «инновационно активные молодые люди». 2-ю группу составили студенты и выпускники вузов. К результатам, полученным с помощью тестовых методик, был применен корреляционный анализ в каждой из выделенных групп.
В 1-й группе были выявлены следующие корреляционные связи. Доверие к себе положительно коррелирует с доверием к миру (r=0,31, при p=0,006) и с показателем доверия к другим (r=0,23, при p=0,042). Яркой особенностью 2-й группы испытуемых является отсутствие корреляционных связей между показателями доверия к себе, к миру и к другим. Значит, молодые люди, участники конкурсов, стремятся к гармоничному соотношению доверия к себе и к миру. Доверие к миру позволяет им активно включаться в инновационные процессы, для которых характерны новизна, высокий риск и неопределенность. Полагаясь на свой прошлый опыт, на свои возможности и способности, доверяя себе, такие молодые люди стремятся расширить представление о своих способностях. Это проявляется у них в желании найти новые пути реализации себя.
Далее с помощью t-критерия Стьюдента было проведено сравнение обеих групп по показателям тестовых методик (рисунок 1).
Получены достоверные значения, что доверие к другим в 1-й группе выше, чем во 2-й группе (t1=3,79, t2=3,54; при р=0,000). При этом такие показатели доверия как надежность (t1=4,51, t2=4,23; при р=0,015) и единство (t1=3,92, t2=3,34; при р=0,000) для молодых людей из 1-й группы являются наиболее значимыми. Это подтверждает и преобладающий показатель дельты по шкале «Единство» в 1-й группе (t1=1,42, t2=0,77; при р=0,006).
Респонденты из 1-й группы чаще склонны также подменять доверие расчетом (t1=4,02, t2=3,71; при р=0,048). Это подтверждает и преобладающий показатель дельты по шкале «Расчет» в 1-й группе (t1=1,19, t2=0,67; при р=0,035).
Достоверных данных по методике «Оценка доверия к себе» и «Шкала межличностного доверия» не обнаружено.
Итак, у участников инновационных конкурсов, молодых людей, работающих над собственным проектом в бизнес-инкубаторе, молодых предпринимателей более выражено доверие к другим, чем у молодых людей, не вовлеченных в молодежные конкурсы. Этот факт представляется важным, поскольку известно, что доверие в малой группе влияет на сплоченность и рассматривается в качестве одного из главных факторов групповой эффективности [8].
Надежность партнера при формировании доверия к нему для инновационно активных молодых людей является также более значимым критерием. Это говорит о том, что для них как членов команды важны представление, способен ли другой человек оказать помощь в трудной ситуации, и убежденность в способности их коллег эффективно выполнять деятельность и делать вклад в общую работу.
Такой компонент как единство (тождественность) оказался тоже более значимым критерием доверия у инновационно активных молодых людей. Обладая определенной ценностной позицией, молодые люди соотносят ее с ценностной позицией другого человека. Успешно отождествляя себя с другим, они наделяются верой в возможность установления доверительных отношений. Значит, при формировании доверия молодые люди будут опираться на представление о наличии общих целей, принципов или мировоззрения с другим человеком.
В целом проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие обобщенные выводы.
1. Не обнаружено однозначных связей между когнитивным и поведенческим компонентами доверия как у инновационно активных молодых людей, так и у студентов и выпускников томских, красноярских вузов, что согласуется с данными, обнаруженными зарубежными исследователями (Е. Глэйзер, Д. Либсон).
2. Сравнительный анализ аттитюдов доверия и доверительного поведения у молодых людей, имеющих разный опыт инновационной деятельности, выявил, что у студентов
и выпускников вузов нет взаимосвязи между поведенческим и когнитивным компонентами доверия. А у участников инновационных конкурсов, бизнес-инкубатора и молодых предпринимателей существует связь между данными компонентами доверия, но она неоднозначная. Как правило, среди людей, имеющих опыт инновационной деятельности, обладающих низким уровнем когнитивного компонента, не встречается высокого уровня поведенческого компонента. А у молодых людей с высоким уровнем когнитивного компонента встречаются в равной степени представленности как высокого, так и низкого уровней поведенческого компонента. Это может говорить о стремлении инновационно активных молодых людей к гармонизации системы доверительных отношений.
3. В группе инновационно активных молодых людей существует прямая связь между аттитюдами доверия к себе, к миру и к другим людям, а в группе студентов и выпускников вузов этой связи не выявлено. Так, молодым людям, ориентированным на инновационную деятельность, свойственно гармоничное сочетание различных видов доверия.
Следовательно, инновационно активные молодые люди могут проявлять высокий уровень доверия к себе и миру одновременно в ситуациях, характеризующихся высоким риском и неопределенностью [7]. Этим людям свойственно стремление к гармоничному сочетанию доверия к себе и доверия к миру, что позволяет им быть активными суверенными целостными субъектами деятельности и одновременно быть включенными в мир. Чем сильнее эти люди будут доверять себе, тем чаще будут демонстрировать доверяющее поведение по отношению к другим людям и миру в целом [7]. Это может способствовать «выходить» за рамки ситуации, проявляя надситуативную активность, что позволяет им активно действовать в ситуациях неопределенности [9].
Итак, гармоничное соотношение доверия к себе, к миру, к другим может являться показателем эффективного взаимодействия с условиями, который предлагает современный мир. При этом доверие к себе выступает условием активности личности в ситуациях неопределенности, а доверие к миру позволяет человеку оставаться открытым миру, несмотря на неопределенность и нестабильность его условий.
4. У инновационно активных молодых людей более выражено доверие к другим, чем у студентов и выпускников вузов. В этой связи можно полагать, что доверие к другим у инновационно активных молодых людей, имеющих опыт работы в команде при реализации проектов, может играть важную роль и способствовать эффективной работе команды, поддерживая психологический комфорт, устойчивость группы по отношению к различным неблагоприятным факторам [8].
5. Обнаружен преобладающий низкий уровень доверия к миру в обеих группах респондентов, что говорит о том, что недоверие к миру становится психологической особенностью современного общества. В последние годы все острее в обществе встает проблема социального отчуждения людей друг от друга в связи с нарастающей индивидуальной автономией и эгоцентризмом каждого человека. Оно проявляется в отсутствии взаимопонимания, приводит к формированию жестокости у людей, непринятия ими друг друга. В результате появляются недоверие и страх к формированию близких отношений [1]. Таким образом, современному миру характерна все большая степень утраты доверия к другим людям, а недоверие к окружающим и к миру в целом постепенно становится чертой и российского общества [2].
Выявленные у молодых людей психологические дефициты, проявляющиеся при попытках организации инновационной деятельности, обозначили направления разработки психолого-образовательной технологии «Повышение уровня личностной эффективности». При создании данной технологии мы опирались на представления о психологообразовательном сопровождении вхождения молодежи в инновационную деятельность, разрабатываемые на факультете психологии Томского государственного университета как составляющей открытой образовательной системы, которая предполагает становление «открытого человека», самостоятельно полагающего себя в мир культуры и трансформирующего ее в ценностно-смысловые основания собственного многомерного мира [5; 6].
Технология разработана по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть скорректировано в зависимости от специфики группы. Результаты описанного исследования легли в основу разработки модуля под названием «Доверие к себе как условие самоэффективности», включенного в представленную технологию. Он включает в себя традиционные методы тренинга: практические упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии. Также модуль включал моделируемые ситуации неопределенности и стрессовые ситуации, которые вызывали внутренние противоречия у участников, требовали ответственности каждого участника тренинга и способствовали проявлению доверия к себе. Важной частью тренинговых занятий являлась послеигровая и итоговая рефлексия опыта.
В основу разработки модуля легло представление о феномене доверия к себе Т. П. Скрипкиной. Автор построила теоретическую модель данного явления, которое является сложным образованием, включающее в себя психологические образования разного порядка [9].
1. В структуру доверия к себе входит побудительная переменная - потребности, интересы, стремления, все, что инициирует активность человека (переживание «я хочу»).
2. Доверие к себе включает прогностическую переменную, то есть все связанное с возможностями человека, позволяющими ему удовлетворять возникшие устремления (переживание «я могу»).
3. В структуру феномена доверия к себе входит ценностно-смысловая переменная, актуализирующая имеющиеся у человека смысловые образования, связанные с оценкой ситуации и выполняющие функцию контроля (переживание «я должен»).
Феноменологически доверие к себе выступает как способность самостоятельно делать выбор и ставить цели, основывающиеся на осознании человеком своих возможностей [10].
На этом основании была сформулирована цель модуля - актуализация доверия к себе у студентов, а также поставлены задачи:
сформировать у студентов навыки уверенного поведения;
актуализировать способность проявлять доверие к себе в неопределенных, стрессовых ситуациях;
развить навыки целеполагания.
В соответствии с поставленными задачами были разработаны блоки модуля: 1) уверенное поведение, 2) умение проявлять доверие к себе в неопределенных ситуациях, 3) постановка четких целей как залог успеха деятельности.
Первый блок «Уверенное поведение» направлен на раскрытие представлений об уверенном поведении; анализ жизненных ситуаций, которые требуют проявления уверенного поведения. В ходе его реализации происходило обсуждение трудных ситуаций, которые сами участники оценивали как «провал». В заключение участники пытались переформулировать свое поведение с точки зрения признаков уверенности, выделенных ими самими.
Центральным звеном второго блока «Умение проявлять доверие к себе в неопределенных ситуациях» явилось создание неопределенных ситуаций и их рефлексия. Также блок включал в себя практические упражнения, способствующие развитию умения и готовности принимать ответственность на себя.
Основной целью третьего блока «Постановка четких целей как залог успеха деятельности» явилось развитие умения ставить ясные цели и искать необходимые для их реализации ресурсы. В ходе его реализации участники ставили цели, которые могли быть обращены в непосредственные действия, переводили проблемы в цели, а также мечты в конкретные цели. Участники искали инструменты для их достижения, ориентируясь на имеющиеся у них возможности.
Представленный модуль технологии был реализован в группе магистрантов 1-го курса Биологического института Томского государственного университета. Группа состоит из 22 человек в возрасте от 21 до 25 лет включительно. В данной группе преобладающее число женщин - 19 человек.
Организованное диагностическое сопровождение реализации технологии в группе магистрантов позволило выявить динамику актуализации доверия, проявившейся в нескольких параметрах: актуализация доверия
к себе, развитие доверия к другим, проявление недоверия в группе.
У 41 % респондентов по окончании занятий изменилось самоотношение, осознание себя, а доверие к себе предполагает, прежде всего, отношение к себе как к самоценности [9]. У этих студентов на начальном этапе по методике Т. П. Скрипкиной был выявлен только средний (86 %) и низкий (14 %) уровень доверия к себе. Эти молодые люди в процессе тренинговых занятий проявляли доверительное поведение по отношению к себе и к другим людям. После проведенного психологического тренинга у них усилилась рефлексия своих возможностей и слабых сторон. Некоторым молодым людям удалось преодолеть себя, свои страхи.
Образовательным эффектом явилось сплочение группы (39 % испытуемых), что является результатом групповой работы. Таким образом, мы можем говорить о минимизации дефицита доверия друг к другу, который на начальном этапе психологического тренинга проявлялся в следующих поведенческих характеристиках. В начале тренинговых занятий студенты проявляли недоверие друг к другу, не хотели рассказывать о себе, сдерживали эмоции, старались все рационализировать. Постепенно они начали высказываться не только по факту пройденного упражнения, но и рассказывать друг другу о возникающих у них эмоциях, как положительных, так и отрицательных. В процессе занятий улучшилась атмосфера в группе. Студенты перестали скрывать возникающие в ходе занятий претензии друг к другу, а возникающие конфликты решали «здесь-и-теперь».
По окончании занятий у 17 % студентов все же были высказаны мысли, которые сопровождались недоверием: «Приятно не быть осужденным, по крайней мере, вслух», «Люди не любят разговаривать ’’без тормозов”, ничего не пряча и говорить правду», «Узнал сущность некоторых моих одногруппников, некоторые у меня вызвали подозрение», «Я смог представить им себя таким, каким хотел бы, чтобы они видели меня». Здесь проявилась главная функция недоверия - защитная, которая заключается в сохранении человека и его социально-психологического пространства [7].
Помимо динамики феномена доверия/недоверия у студентов были отслежены изменения по следующим параметрам.
У 17 % испытуемых по завершении тренинговой работы можно было наблюдать пассивную позицию. Также хотелось бы отметить, что у 17 % студентов по данным эссе был выявлен такой ведущий мотив посещения и работы на тренинговых занятиях, как подчинение нормам. На начальном этапе такая позиция и мотивы наблюдались у большинства членов группы. Они выражались в следующих поведенческих проявлениях: не было внутренней мотивации на познание нового материала, стимул большинству членов группы был нужен только внешний (в форме зачета). Студенты пришли с четкой установкой на лекцию. При этом лекция для них воспринимается стереотипно, как неактивная, пассивная форма подачи материала, которой характерна монологичность преподавателя. К активной позиции молодые люди были не готовы.
Мы можем предположить, что проведенная психологическая работа способствовала формированию внутренней мотивации по отношению к предложенному курсу, что позволило участникам преодолеть пассивную позицию и проявлять активное поведение в ходе занятий.
На основании наблюдений, полученных результатов рефлексивного анализа изменений, происшедших с участниками обучения, можно сделать вывод об эффективности разработанного модуля. Актуализация доверия к себе как составляющей инновационной активности молодых людей наиболее эффективно осуществляется в условиях специально организованного психолого-образовательного сопровождения. Были выявлены различные особенности динамики психологических изменений. Обнаружена тенденция актуализации доверия к себе и доверия к другим. Проведенный психологический тренинг позволил этим студентам развить доверие друг к другу, открыться опыту и изменить отношение к себе. Также у них изменился характер мотивации, что способствовало проявлению активной позиции в самом тренинге.
Полученные результаты исследования позволили наметить перспективу внедрения работы с феноменом «доверие» в содержание программ подготовки специалистов в высшей школе.
Литература
- Балуцкий И. В. Особенности проявления доверия в статусных межличностных отношениях. Ростов н/Д., 2002. Электронная версия: http:// www.diss.rsl.ru
- Вершинин С. Е. Социальное недоверие: парадигмы анализа, источники, функции (к постановке проблемы) // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2007. № 7.
- Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009. 240 с.
- Кондрашова Р. Ю. Формирование доверия в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Волгоград, 2007. Электронная версия: http://www.diss.rsl.ru
- Краснорядцева О. М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста // Вестник ТГУ. 2007. № 305.
- Краснорядцева О. М., Малкова И. Ю. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность: условие становления инновационных сообществ в образовании // Психология обучения. 2010. № 12.
- Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008.
- Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И. Доверие в малых группах // Вопросы психологии. 2011. № 1.
- Скрипкина Т. П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д., 1997.
- Скрипкина Т. П. Доверие к себе как основание субъектности // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. Т. П. Скрипкиной. Ростов н/Д., 2006.
- Фатхи О. Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях. Ростов н/Д., 2003. Электронная версия: http://www.diss.rsl.ru
- Glaeser E., Laibson D., Scheinkman J., Soutter C. Measuring trust // Quarterly Journal of Economics. 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2339
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 806
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0