Психологическая сущность упрямства и негативизма у детей

3021

Аннотация

В статье дан обзор исследований проблемы негативизма и упрямства у детей. Представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных психологов на причины возникновения данных проявлений.

Общая информация

Ключевые слова: аффективные процессы, переживание, возрастной кризис, кризис трех лет, негативизм, самоутверждение, потребности, упрямство

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Шавырина А.А. Психологическая сущность упрямства и негативизма у детей // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 37–46.

Полный текст

Дети с проявлениями негативизма и упрямства были всегда, но отношение в обществе к проявлению данных черт характера было отрицательным. Семья и общество боролись с проявлениями негативизма и упрямства, видя в них опасность формирования у детей негативных черт характера в последующем онтогенезе, и не рассматривали причины их возникновения. Демократизация общества дала возможность взглянуть на эту проблему с различных точек зрения.

Характеристика негативизма и упрямства
в отечественной и зарубежной психологии

Негативизм и упрямство схожи в своих внешних проявлениях, но, тем не менее, имеют много различий. Для дальнейшего анализа необходимо уточнить значение понятия «негативизм».

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) рассматривается в психологии как лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. «Психологический словарь» [19] дает определение негативизма как актов поведения индивида, в основном немотивированных, которые проявляются в оппозиционных действиях- реакциях к требованиям и ожиданиям других субъектов. Психологическим базисом негативизма является эго-установка индивида на отрицание определенных концепций, ритуалов, коммуникаций, ожиданий той или иной социогруппы.

«Толковый словарь по аналитической психологии» [27] определяет негативизм (лат. negativus - отрицательный) как отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям.

В «Психологическом словаре» [20] и «Современном психологическом словаре» [24] детский негативизм понимается как форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как реальное) неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых. Негативизм может проявляться по- разному: в повышенной грубости, упрямстве, замкнутости, отчужденности.

В «Словаре практического психолога» [23] негативизм рассматривается как немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Под детским негативизмом здесь понимается такая форма общения ребенка, в которой он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих и в этом случае может проявляться в виде упрямства, грубости, замкнутости.

Исследованием негативизма занимались выдающиеся отечественные психологи. В частности, Л. С. Выготский негативизмом считал проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-то сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

По мнению В. Кагана, негативизм - поведение, при котором предположение другого человека отвергается субъектом потому, что это предположение исходит не от него самого.

Ряд исследователей (А. Голик, А. В. Запорожец, В. Мамцева, В. С. Мухина и др.) выделяют в поведении ребенка два вида негативизма:

активный негативизм - сопротивление требованиям и действиям окружающих, стремление противодействовать в своих поступках тому, что они требуют или просят, выполнение ребенком действий, противоположных требуемым;

пассивный негативизм - отсутствие реакции на внешнее побуждение к тому или иному действию, упрямство, нежелание выполнять предложенное взрослым.

Для дальнейшего анализа необходимо также уточнить значение понятия «упрямство». В «Психологическом словаре» [19] дается определение упрямства как особенности поведения, а в устойчивых формах - как черты характера, выступающей в качестве дефекта сферы волевой индивидуальности, выражающейся в стремлении непрерывно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей.

В «Современном психологическом словаре» [24] упрямство (stubbornness) трактуется как форма поведения, обусловленная мотивом самоутверждения.

«Словарь практического психолога» [23] рассматривает упрямство как поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения.

В словаре «Семейное воспитание» [21] упрямство рассматривается как стремление настоять на своем вопреки убедительным доводам и здравому смыслу. Здесь обращается внимание на то, что, на первый взгляд, упрямство сходно с настойчивостью и твердостью характера. Но сходство это чисто внешнее, по существу, упрямство и настойчивость противоположны друг другу. Упрямство - это разновидность безволия. Настойчивость - способность преодолевать препятствия, совершать волевые действия. «Упрямство в лучшем случае бесплодно, чаще всего вредно».

Если проследить динамику исследования упрямства в отечественной психологии, то упрямство как понятие впервые раскрыл П. Ф. Каптерев. Под упрямством как качеством личности ребенка он понимал «сознательное и настойчивое стремление выполнить свои несправедливые желания».

Иную точку зрения на проблему предлагал Л. С. Выготский, считая упрямством реакцию ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Ребенок настаивает на своем требовании.

По мнению Л. Ф. Обуховой, упрямство - это невыполнение ребенком требований родителей, причиной чего является проявление будущего характера, который находится в стадии формирования.

К. Н. Поливанова считает, что характерной чертой упрямства как возрастной характеристики поведения в возрасте 7 лет с близкими взрослыми является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой оно возникает. По этому параметру упрямство у детей в 6­7 лет сродни упрямству в возрасте трех лет. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание. Он противопоставляет свое собственное занятие требованиям родителей и упрямится, хотя предмет противопоставления уже исчерпан.

Причины проявления негативизма и упрямства

Л. С. Выготский рассматривал причины негативизма и упрямства в контексте проблемы возрастных кризисов. Он считал, что первые акты протеста возникают в период кризиса первого года жизни. Ребенок противопоставляет себя другим.

Рассматривая клинический аспект обсуждаемой проблемы, Кречмер предлагал называть такие реакции гипобулическими в том смысле, что они относятся к волевой реакции, представляют качественно совершенно другую ступень в развитии волевых действий и не дифференцированы по воле и аффекту.

«Такие реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании и приобретают характер форменных гипобулических припадков, описание которых связаны с учением о трудном детстве». [7. С. 318.]

По мнению Л. С. Выготского, к концу первого года жизни мы сталкиваемся с «впервые проявляющимся у ребенка аффектом собственной личности» - первой ступенью в развитии детской воли. Обычно ребенок, которому в чем-то отказано или которого не поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта, это «заканчивается часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, если он ходит, бьет ногами об пол, но ни потери сознания, ни слюноистечения, ни энуреза, ни других признаков, характеризующих эпилептические припадки, не бывает». Это только тенденция, которая и делает реакцию гипобулической, иногда она направлена против известных запретов, отказов и выражающаяся, как ее обычно описывают, в некоторой регрессии поведения; ребенок как бы возвращается к более раннему периоду (когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить), но использует он это совершенно иначе.

Негативизм Л. С. Выготский выделяет как первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса трех лет.

В качестве отличительного признака от обычного непослушания негативизм включает в себя то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили.

«Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то что мать его об этом просит. А если бы попросила о другом, он сделал бы то, что ему было приятно. При реакции негативизма ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок». [7. С. 172.] Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию.

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.

Говоря о детском негативизме, Л. С. Вы­готский указывает на его отличие от обычного детского непослушания, обращая

39 внимание на то, что при негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые:

«Если ребенок не хочет сделать что- нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка». [7. С. 172.]

В зарубежной психологии Э. Келлер также рассматривала негативизм как отрицательную реакцию, связанную с отношением одного человека к другому, в контексте кризиса трех лет.

К. Н. Поливанова проявление негативизма также связывает с возрастными кризисами. Она выделила в своей работе типичные ситуации его возникновения, сравнивая поведение детей во время кризиса одного года и трех лет. Наблюдая за детьми второго года жизни, она установила, что протест годовалого ребенка возникает как недовольство в ответ на запрет взрослого. Протест же трехлетнего, наоборот, «составляет дебют начальному толчку негативизма». Кризисные симптомы у годовалого ребенка носят реактивный характер. «Исходно не протестует, но сопротивляется взрослому, трехлетний же, напротив, именно сопротивляется, независимо от того, как ведет себя взрослый». Автор связывает это с характеристикой кризиса трех лет - вербальной оформленностью негативизма. Оформленные в слова желания-нежелания становятся на третьем году жизни предметом своеобразного исследования, экспериментирования, которое приобретает в этот момент активный характер:

«Ребенок в этом возрасте (1 год) легко повторяет непонятные слова. Он использует речевые знаки сугубо ситуативно: отказ обозначается словами «Не хочу», «не буду» и до какого-то момента этого оказывается достаточно для коммуникации)».

На третьем году у ребенка возникает потребность выяснить, что значит «хотеть». Прежнее желание ребенка следовать во всем за взрослыми, за его образцовыми действиями уходят на второй план. К трем годам возникает «личное действие» как новообразование.

«Самая суть новообразования состоит в несформированности этого действия, в его принадлежности к самому действующему». [18. С. 124.] А это невозможно без обнаружения еще одной составляющей линии своего желания, выбора относительно того, что делать, а что нет.

Ситуация эксперимента с собственным «хочу, не хочу», отмечает К. Н. Поливано­ва, приводит к постоянному психологическому напряжению, в котором теперь живет ребенок. На протяжении почти года семейная ситуация осложнена постоянным взаимным сопротивлением, ребенок чаще плачет, капризничает, происходит нарушение нормального режима. Экспериментируя с состоянием «Я», он противопоставляется не только требованиям родителей, но и другому собственному «Я», однако иначе названным и реализующим иные формы поведения. «Действия по собственному усмотрению, которые ребенок намеревается совершить вопреки даже собственной пользе».

В период кризиса одного года слова становятся средством удерживания эмоций, аффекта. В кризисе трех лет ребенок ищет содержание словам «хочу», «Я сам» и т. д.

Л. И. Божович выделяет негативизм в позиции школьника в кризисе семи лет, обозначив его как целостное личностное новообразование, которое содержит в себе комплексную направленность на новые формы сотрудничества с взрослыми, новые виды деятельности. Если по какой-то причине ребенок не начал обучение в школе, возникает негативизм в поведении,
трудновоспитуемость, преодоление которого данный автор видит в предоставлении ребенку некоторых новых свобод, принятии его как взрослого (или повзрослевшего).

По мнению В. Кагана, негативизм как личностная установка у подростков и взрослых связан с мотивом самоутверждения.

В своих работах А. Л. Венгер и Г. А. Цу­керман отмечают, что негативизм возникает как способ утвердить свою самостоятельность, «взрослость» (в периоды возрастных кризисов); может быть вызван протестной реакцией против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира или, в некоторых случаях, причиной негативизма может быть желание привлечь внимание к себе и к своим проблемам (негативное самопредъявление).

Психической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение каких-то чрезвычайно существенных для ребенка потребностей социального характера: в общении, в одобрении, в уважении, в эмоциональном контакте, созвучным со значимыми другими (сверстником или близким взрослым) [20].

Блокируемые потребности становятся источником глубоких переживаний, которые по мере их осознания ребенком все больше способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении.

Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку выстоять в трудной конфликтной для него жизненной ситуации: в одних случаях за счет внешнего обесценивания существующей для него потребности, в других - путем утверждения собственного я «любой ценой» - нарочитой недисциплинированностью, шутовством и т. д.

Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности. Авторы отмечают, что этот процесс не фатален: современная диагностика причин эмоционального неблагополучия, его переживаний и дальнейшее активное устранение в жизни коллектива могут значительно смягчить негативизм в его поведении, а в некоторых случаях полностью устранить его [20]. Негативизм усиливается при состояниях перевозбуждения или утомления.

С. Б. Головин считает, что негативизм обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Такие исследователи как Г. Е. Акимова, С. С. Степанов, К. Г. Юнг пишут о том, что негативизм - это реакция на какую-либо неудовлетворенную потребность.

Юнг видит причину негативизма у детей в том, что ребенок, не получив признания каких-то своих достижений, кажущихся ему значимыми, либо не принимая запретов со стороны родителей, решает отказываться от выполнения их требований часто в ущерб своим интересам.

В качестве причин негативизма у детей Г. Е. Акимова называет потребности в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности.

В «Современном психологическом словаре» [24] выделяются потребности социального характера: потребности в общении, одобрении, в уважении, эмоциональном контакте со значимыми другими (сверстниками или взрослыми). Фрустрация этих потребностей становится источником глубоких переживаний. Как реакция на неуспех негативная реакция является компенсаторной, защитной.

Если негативизм Л. С. Выготский считал первым показателем кризиса трех лет, то упрямство - вторым симптомом кризиса трех лет и связывал его с изменением мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса. Мотивом упрямства, по мнению Л. С. Выготского, является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.

Г. Б. Монина и Е. К. Лютова вслед за Л. С. Выготским также видят в проявлении упрямства отстаивание ребенком собственной позиции, только потому, что именно так он сказал, а не потому, что ему этого хочется.

Авторы «Психологического словаря» [20] считают упрямство одной из форм негативизма. Они утверждают, что оно чаще всего проявляется у людей с повышенной аффективностью и интеллектуальной ограниченностью. У детей и подростков возникновению упрямства способствуют неблагоприятные условия жизни, воспитания: неудовлетворение существенных потребностей, грубость в обращении, или, наоборот, чрезмерное потакание их капризам и необоснованным требованиям. Упрямство может закрепиться и стать устойчивым отрицательным свойством характера. В этом случае его трудно преодолеть, если сам субъект не осознает в этом необходимости.

Э.  Келер рассматривает упрямство как реакцию на собственное решение: оно состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигаются требования, чтобы с этой личностью считались.

Упрямство, как предполагает С. С. Степанов, является слабой формой негативизма. Однако, в отличие от подлинного негативизма, оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью - стремлением добиваться поставленной цели даже вопреки препятствиям. Способом преодоления негативизма этот автор считает своевременную диагностику эмоциональных отклонений, переживаний ребенка, а также активное включение его в жизнь детского коллектива, что может «устранить или значительно смягчить негативизм. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учетом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы конкретного ребенка».

О. М. Дьяченко и Т. В. Лаврентьева выдвигают предположение, что причиной упрямства является протест ребенка «против своего бесправия».

Упрямство, как описывает Т. Ермолова, бывает двух видов:

1) ситуативное, вызванное аффективными чувствами незаслуженной обиды, 42

злобы, гнева, мести;

2) постоянное (безаффективное), отражающее личностную особенность человека.

Упрямство - это участь гордых детей, пишет А. Баркан, своеобразная защитная реакция ребенка, имеющего чувство собственного достоинства.

Г. А. Панина считает упрямство особым языком ребенка, его способом заявления о своих потребностях, чувствах, переживаниях.

Причинами, лежащими в основе упрямства, по мнению А. Луговской и О. Шевни­ной, является либо болезнь ребенка, либо его протест против опеки родителей, желание быть самостоятельным.

В возрасте 7 лет, отмечает К. Н. Поли­ванова, упрямство возникает самопроизвольно или как продолжение спора.

А.   И. Захаров пишет о том, что существует множество причин возникновения упрямства у детей. В качестве главной причины он выделяет упрямство как мотив самоутверждения ребенка, когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе выражает свое несогласие с препятствиями на пути утверждения своего «я», и упрямство - один из способов выражения этого несогласия.

Другая причина упрямства у детей, по мнению А. И. Захарова, - защита ребенка от чрезмерных требований родителей. Если необоснованно и поспешно меняется жизненный уклад ребенка или полностью игнорируются его устоявшиеся привычки, упрямство возникает неизбежно как выражение протеста.

Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства и одновременно активных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия и стеничности порождает то, что обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся, по существу, нормальным вариантом психического развития и приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств. Например, некоторые дети неузнаваемо ме­
няются во время болезни, когда для них все плохо и все не так, все раздражает. Процедуры они делать не хотят, лекарства пьют насильно, а все дело в том, что они не могут примириться с невозможностью чувствовать себя свободно и непринужденно, как это было до болезни.

Наблюдения А. И. Захарова показали, что жалобы родителей на «неискоренимое упрямство» своих детей являются мифом, созданным родителями и возникшим как результат конфликта самих родителей (матери с отцом), жертвой которого стал ребенок. В то же время этот автор считает, что упрямство является следствием неразрешимого конфликта родителей, их противостояния друг другу без уступок и кардинальных перемен. Ребенок настолько пропитывается атмосферой негативизма, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого.

Исследования А. И. Захарова показали, что существует ряд клинических причин возникновения упрямства:

•упрямство, обусловленное особенностями билатеральной регуляции (функционального соотношения правого и левого полушария);

•   психопатическая форма упрямства, которая требует психиатрического вмешательства;

•   невротическая форма упрямства, которое всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины по поводу своего поведения, но, несмотря на это, возникает снова, являясь одним из выражений общего функционального расстройства высшей нервной деятельности, возникающего под воздействием длительно действующего и неразрешимого для ребенка эмоционально стресса.

При некоторых стадиях невроза упрямство может представлять, по существу, защитное торможение мозга, предохраняющее его в известной мере от истощения.

В теоретической психологии негативизм и упрямство рассматриваются отдельно, но в практике они слиты: если есть негативизм, то есть и упрямство.

Авторы «Психологического словаря» [20] и такие исследователи как Г. Е. Акимо­ва, А. Андреева, Л. Н. Галигузова, И. Мед­ведева, Е. О. Смирнова, Л. С. Славина, К. Хорни, Т. Шишова, Д. Б. Эльконин рассматривают негативизм и упрямство комплексно.

Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека при игнорировании им субъективно существующих целей [20].

Г. Е. Акимова различает упрямство как слабую форму негативизма и выдвигает предположение о схожести их в проявлении. «Но причины похожего поведения все- таки разные. Упрямец стремится к самоутверждению, а негативист протестует против неблагоприятной для себя ситуации».

По мнению Д. Б. Эльконина, проявления упрямства и негативизма и «обесценивания» взрослых, являются внешним выражением происходящего в переходный период к дошкольному возрасту, эмансипацией ребенка от взрослых.

Развивая теорию Д. Б. Эльконина, Л. Н. Галигузова и Е. О. Смирнова выделяют негативизм, упрямство и своеволие как момент кризиса трех лет. Они считают, что при резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый.

Упрямство и негативизм, считает А. Ан­дреева, свидетельствуют о благополучном развитии личности ребенка. Ребенок начинает видеть себя, противопоставлять себя окружающим, выделять себя.

И. Медведева и Т. Шишова рассматривают упрямство и негативизм через призму понятий нормы и патологии. Возрастной негативизм - это попытка утвердить свою личность. Они считают упрямство и негативизм проходящими и способными повысить уровень воли.

Причиной упрямства может быть многое: от неуемной жажды лидерства до болезненного страха или ревности. Упрямство не бывает патологической доминантой, а лишь следствием, производным симптомом.

Л. С. Славина причисляет упрямство и негативизм к аффективным переживаниям и соответствующим им формам поведения. Под отрицательными аффективными переживаниями она понимает такие переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними.

Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение. Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способами воздействия ребенком на окружающих, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Л. С. Славина утверждала, что за упрямством и негативизмом, как за всеми другими аффективными формами поведения, кроется неадекватная реакция ребенка на аффективную для него ситуацию.

Рассмотрев разные подходы отечественной и зарубежной психологии к характеристике негативизма и упрямства, а также их проявлений, мы видим, что большинство авторов рассматривают данное явление комплексно, считая упрямство частным случаем негативизма или вовсе не рассматривают их отдельно.

Несмотря на большое количество исследований негативизма и упрямства, до сих пор нет единого мнения о данном явлении в развитии ребенка, причинах возникновения. Психологи склонны рассматривать эти проявления в контексте возрастных кризисов и связывают их с развитием личности ребенка. Многие сходятся в том, что негативизм и упрямство являются следствием непродуманных действий взрослых, без учета возрастных особенностей детей.

Гуманизация общества, ведение детства как самоценного периода жизни ребенка и помощь и поддержка взрослого в сложные (кризисные) периоды становления личности ребенка изменили взгляд ученых на проявление негативизма и упрямства. Начался поиск эффективных методик диагностики эмоционального состояния ребенка, что в дальнейшем приведет к разработке коррекционных методик для работы с детьми и их родителями.

 

Литература

  1. Справочник по повышению родительской компетентности. Екатеринбург, 2006.
  2. Андреева А. Когда ребенок становится трудным // Домашнее воспитание. 1998. № 4.
  3. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. М.: Дрофа-Плюс, 2003.
  4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М., 1995.
  5. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Изд-во ВЛАДОС-пресс, 2001.
  6. Возможности групповых форм работы с родителями для решения проблем детского упрямства и капризов / Г. А. Панина // Возможности практической психологии в образовании. М., 1998. Вып. 1.
  7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.
  8. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М.: Интер, 1996.
  9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984.
  10. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1993.
  11. Каган В. Е. Тотолитарное сознание и ребенок. Семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1, 2.
  12. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: «Феникс», 1998.
  13. Луговская А., Шевнина О. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться / А. Луговская, О. Шевнина. М.: Эксмо, 2006.
  14. Медведева И., Шишова Т. Лечение возвышением души // Твое здоровье. 1995. № 2.
  15. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. СПб.: «Речь», 2005.
  16. Мухина В. С. Психология дошкольника. М.: «Просвещение», 1975.
  17. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1998.
  18. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  19. Психологический словарь. Авт. сост. В. Н. Коморулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова / Под общей ред. Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  20. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
  21. Семейное воспитание. Словарь / Под ред. М. И. Кондракова. М.: «Педагогика», 1972.
  22. Славина Л. С. Трудные дети. М.: Просвещение, 1998.
  23. Словарь практического психолога / Сост. С. Д. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  24. Современный психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
  25. Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  26. Столбун В. Д. Каптерев П. Ф. О детском упрямстве и непослушании // Научные записки психологов-педагогов города Твери и области. Тверь, 2000. № 7.
  27. Толковый словарь по аналитической психологии (с англ. и нем. эквивалентами) / Сост. и авт. В. В. Зеленский. СПб.: Б&К, 2000.
  28. Эльконин Д. Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  29. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994.

Информация об авторах

Шавырина Анна Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент факультета «Управления», НОЧУ ВО МФПУ «Синергия», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3133-0059, e-mail: anna.a.shavirina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 11523
В прошлом месяце: 575
В текущем месяце: 379

Скачиваний

Всего: 3021
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 15