Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 2. С. 82–86
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Диагностика уровня профессиональной направленности студентов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тест-опросник уровня профессиональной направленности студентов, профессиональная направленность
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Для цитаты: Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 2. С. 82–86.
Полный текст
Понятие «направленность личности», введенное в научный обиход С.Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. В частности, в психологической литературе представлены и описаны личностная, коллективистская, деловая (Б. Басс, В. Смекал и М. Кучер, М.С. Ней- марк), гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная (Д.И. Фельдштейн, И.Д. Егорычева) направленности. Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности (Ф.Н.Гоноболин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Н.В. Комусова).
Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности-неудовлетворенности человека своей профессией.
Исследование перечисленных компонентов профессиональной направленности предполагает наличие и использование соответствующих методов исследования. В психологической литературе в настоящее время существует ряд методик, имеющих отношение к исследованию различных составляющих профессиональной направленности [1,3, 4, 10, 11, 12].
Одной из наиболее методически оснащенных является, пожалуй, диагностика направленности на педагогическую профессию. Здесь имеются следующие методики: «Оценка профессиональной направленности учителя» (автор Е.И. Рогов); «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (автор Е.П. Ильин); «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» (авторы Н.В. Журин, Е.П. Ильин) и др.
Несмотря на имеющееся разнообразие методик исследования профессиональной направленности, не обнаружено ни одного стандартизованного опросника для выявления уровня профессиональной направленности, выражающейся в силе (слабости) стремления к овладению профессией и работе по ней. В то же время практическая значимость разработки такого опросника очевидна, так как уровень профессиональной направленности является фактором, влияющим на настойчивость и успешность овладения профессией, на познавательную активность студентов во время учебы, на активность после окончания учебы и устройство на работу. Для устранения имеющегося пробела и был разработан данный опросник.
Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов
Цель методики - определение уровня профессиональной направленности студентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней.
Общая характеристика опросника.
Опросник состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа.
Целью опросника является определение уровня профессиональной направленности студентов, выражающегося в стремлении к овладению получаемой профессией и желании работать по ней.
Для повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по количеству положительных и отрицательных ответов: вариантам «да» и «нет» по каждой шкале соответствует равное число пунктов опросника. В инструкции указывается не непосредственная цель опросника, а более глобальная, общественно значимая цель, достижение которой является важным и для каждого испытуемого. Введены также буферные вопросы, содержание которых соответствует цели исследования, указанной в инструкции. Тест рекомендуется для анонимного исследования.
В отличие от традиционных вариантов ответа типа «да» и «нет», которые, как показывает психодиагностическая практика, часто вызывают у испытуемых затруднения при выборе ответа вследствие своей категоричности, в опроснике УПН предлагается более расширенный набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». При обработке результатов представленные испытуемыми ответы объединяются в две категории: положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно») и отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).
Содержание тест-опросника.
Инструкция. В целях поиска путей совершенствования подготовки специалистов, в частности для обеспечения каждому человеку возможности приобрести желаемую профессию и работать по ней, предлагаем Вам принять участие в нашем исследовании. Для этого, прочитав нижеследующие суждения, отметьте в листе ответов, напротив номера суждения один из вариантов ответа, соответствующий Вашему мнению.
Верно + +
Пожалуй, верно +
Пожалуй, неверно -
Неверно - -
Просим Вас искренне выразить то мнение, которое существует у Вас на данный момент.
Каждый человек должен иметь возможность получить ту профессию, которая ему нравится, соответствует его интересам и склонностям.
Если бы мне представилась возможность начать учиться заново, то я выбрал бы ту же профессию, которую сейчас получаю.
Вынужденно учусь на данном факультете в силу определенных обстоятельств, а не из желания получить данную профессию.
Мое желание получить данную профессию и работать по ней является достаточно стойким и обоснованным.
Учусь прежде всего для того, чтобы получить высшее образование, получаемая профессия мне малоинтересна.
Вижу мало хорошего для себя в моей будущей профессии.
Мои увлечения и занятия в свободное время связаны с будущей профессией.
В мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия.
По собственной инициативе читаю дополнительную литературу, имеющую отношение к будущей профессии.
После окончания учебы буду дальше совершенствоваться и повышать квалификацию по получаемой сейчас профессии, чтобы работать по ней более эффективно.
Получаемая мною профессия и работа по ней вряд ли принесут мне в будущем моральное удовлетворение.
Постараюсь предпринять все необходимые меры, чтобы не работать по получаемой профессии.
Даже если это будет трудно, по окончании учебы буду стремиться найти работу (и работать) по получаемой сейчас профессии.
На данный момент работаю (или хочу найти работу) по получаемой мной профессии.
У меня нет желания работать по получаемой профессии.
При случае стремлюсь познакомиться с работой специалистов в области моей будущей профессии.
Если я и буду работать по получаемой сейчас профессии, то недолго.
Работа по получаемой профессии позволит мне в будущем в полной мере проявить себя, свои способности.
По окончании учебы приобрету другую профессию и буду работать по ней.
В жизни человека не все зависит от него самого, и ему приходится иногда мириться с обстоятельствами.
Обработка результатов.
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно;
пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный бал, тем выше уровень профессиональной направленности.
Ответы на вопросы 1 и 20 при обработке результатов не учитываются.
Высокие показатели по тесту свидетельствуют о том, что студент стремится к овладению избранной профессией, получаемая им профессия нравится ему; он хочет в будущем работать и дальше совершенствоваться по данной профессии; в свободное время занимается делами, имеющими отношение к будущей профессии; имеет круг знакомых - специалистов в области избранной профессии; считает свою профессию делом своей жизни.
Низкие показатели свидетельствуют о том, что студент вынужденно учится на данном факультете; поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по получаемой специальности, а другими причинами, например подчинением требованиям родителей, близостью к дому и др.; студент не видит ничего хорошего для себя в своей будущей профессии; приобретаемая профессия ему малоинтересна; при возможности хочет сменить профессию, получить другую специальность и работать по ней.
Психометрическая проверка опросника.
В исследовании приняли участие студенты I-V курсов физико-математического, технолого-экономического, исторического и юридического факультетов вузов г. Стерлитамака (всего выборка составила 240 человек в возрасте от 17 до 22 лет; из них 120 юношей и 120 девушек).
Полученные результаты соответствовали нормальному распределению, что было подтверждено, в частности, в ходе сравнения медианы и средней арифметической, а также результатами минимального и максимального числа баллов.
Проверка надежности теста. Проверка надежности теста производилась на основе метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для вычисления надежности и точности по обеим шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности-согласованности использовались формула Спирмена - Брауна и формула Кронбаха. Получены следующие результаты.
По шкале значимости предмета для собственно профессиональной подготовки:
надежность и точность (по формуле Рюлона) составила 0,95;
надежность-согласованность составила 0,95 (по формуле Спирмена - Брауна) и 0,94 (по формуле Кронбаха).
Вычислены также следующие показатели:
среднее арифметическое = 9; медиана = 9; стандартное отклонение = 6; минимальное число баллов = 0; максимальное число баллов = 18.
Поскольку мотивационная сфера человека является динамичным образованием, опросники для ее исследования, как правило, не подвергаются проверке на ретес- товую надежность (устойчивость данных во времени). Однако при сохранении относительной стабильности условий обучения и при незначительном временном интервале между исследованиями устойчивость данных может наблюдаться. Коэффициент устойчивости шкал по материалам повторного тестирования (через 1,5 месяца, в пределах одного учебного семестра) 24 испытуемых составил 0,94.
Таким образом, все полученные показатели свидетельствуют о высокой надежности тестовых шкал.
Проверка валидности теста. Проверка по критерию конструктной валидности заключалась в вычислении коэффициентов корреляции результатов УПН с результатами шкал других тестов, полученными от тех же испытуемых. В частности, коэффициент корреляции УПН со шкалой «направленность на профессию» опросника Т.Т. Ильиной «Мотивация учебной деятельности студентов» (для 78 испытуемых) составил 0,74, что значительно превышает критические значения для a < 0,01. Характеристика конвергентной валидности была получена в результате вычисления корреляции результатов двух вариантов опросника: с буферными вопросами и без них. Коэффициент корреляции оказался равным от 0,87 до 0,96 в разных выборках. Полученные результаты свидетельствуют о том, что опросник действительно позволяет определить уровень профессиональной направленности студентов.
Анализ результатов.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0 - 4 балла - низкий уровень профессиональной направленности;
5 -13 баллов - средний уровень профессиональной направленности;
14 - 18 - высокий уровень профессиональной направленности. В то же время при проведении сравнительных исследований лучше пользоваться сырыми баллами.
Внедрение и практическое использование.
Предложенная методика может использоваться:
для исследования динамики уровня профессиональной направленности студентов различных курсов;
для сравнительного исследования уровня профессиональной направленности студентов различных вузов (факультетов);
для выявления факторов, влияющих на уровень профессиональной направленности студентов;
для выявления психологических и других индивидуальных особенностей студентов с различным уровнем профессиональной направленности.
Результаты исследования с помощью данного опросника могут использоваться в целях повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, в частности:
при организации и проведении профориентационной работы;
при открытии новых специальностей (факультетов);
при внесении изменений в учебно-воспитательный процесс, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки.
Литература
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2001.
- Гоноболин Ф.Л. Очерки психологии советского учителя. М., 1951.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
- Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1983.
- Кузьмина Н.В., Чан Зоан Тъюнг. К вопросу о формулировании профессиональной направленности у вьетнамских студентов// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1978.
- Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующих направленность личности подростка //Вопросы психологии. 1968. №5.
- Общая психодиагностика / Под ред. А..А .Бодалева, В.В. Столина и др. М., 1987.
- Основы теории и практики профориентации. Л., 1990.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
- Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д, 1994.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8871
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 40
Скачиваний
Всего: 13696
В прошлом месяце: 68
В текущем месяце: 44