Программа активизации и развития профессиональной направленности личности учителя

521

Аннотация

Предлагаемая программа позволяет учителю по-новому посмотреть на себя как на профессионала и личность, подвести к мысли о необходимости оценить тот арсенал средств, приемов и методов, которым учитель пользуется в своей практике. Работа по программе проводится индивидуально, в форме ролевой игры, в которой педагог выступает в роли практического психолога, работающего с самим собой как с клиентом.

Общая информация

Ключевые слова: психотехнология, самокоррекция, саморазвитие, профессиональная направленность, учитель

Для цитаты: Кореляков Ю.А. Программа активизации и развития профессиональной направленности личности учителя // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3.

Полный текст

Программа активизации и развития пpoфeccиo^aль^oй ^аправёе^^ости личдости учитеёя «Сам себе психолог»

Ю. А. Кореляков, кждидат психоёогических наук

Во втором номере журнала «Психоёогическая наука и образование» за 1997 г. вниманию педагогов и практических психоёогов была предложена на0а методика экспресс- диагностики педагогической направленности учителя (MЭДП^АУ). Эта методика с достаточной надежностью позволяет выявить (диагностировать) психологические особенности уровня развития профессионально-педагогической направленности личности учителя по четырем параметрам. За каждым параметром стоит определенный, преобладающий в работе того или иного учителя, функциональный вид педагогической деятельности с соответствующими ему устойчиво доминирующими потребностями, мотивами и целями: 1) обучающая деятельность с направленностью на преподаваемый предмет (Пр); 2) коммуникативная деятельность с направленностью на обобщение (Об); 3) организаторская (Орг); 4) просветительская, предполагающая реализацию качеств интеллигента и развитие у учащихся духовности и высокого интеллекта (Инт).

Говоря о становлении, развитии и проявлении трудовой профессиональной направленности личности, важно, как мы неоднократно подчеркивали [Кореляков, 1990; Кореляков, 1996; Кореляков, 1998], иметь в виду то существенное обстоятельство, что, будучи многоаспектным и многоуровневым образованием, личность формируется и развивается не только в стенах профессионального учебного заведения в период трудовой и профессиональной подготовки, но и в практике непосредственного взаимодействия человека с миром, под воздействием сверстников до начала и во время профессионального обучения, в ходе общения учителя с учащимися, в кругу коллег по педагогической работе, в различных формальных и неформальных объединениях, под влиянием многих неконтролируемых и слабоконтролируемых факторов и условий. Иначе говоря, для становления и развития профессионально-педагогической направленности личности очень значимой оказывается «социальная ситуация развития» (Ё. С. Выготский). Именно поэтому даже на начальных этапах профессионально-педагогического самоопределения, становления и развития личности подчас приходится не только и даже не столько заниматься формированием и развитием педагогической направленности личности учителя, сколько осуществлять перестройку и переконструирование мотивов, лежащих в основе педагогической направленности личности. Сказанное справедливо не только для начинающих учителей, но и для имеющих определенный стаж педагогической деятельности.

Разные учителя часто добиваются успеха, находя себя в качественно отличных друг от друга функциональных видах профессиональной деятельности. ^а этой основе у каждого учителя складывается и развивается та или иная система предпочтений, доминант, перерастающих в устойчивые личностные образования и определяющих тот или иной тип профессионально-педагогической направёенности ёичности. При этом нередко бывает так, что сформировав0иеся в эмпирическом опыте, в непосредственной педагогической практике системы доминант сами начинают обусёовёивать предпочтение учитеёем одних видов педагогической деятеёьности, одновременно как бы затушевывая другие из них и ме0ая выходу за рамки привычного опыта и реализации себя в боёее 0ироком спектре функциональных видов профессиональной педагогической деятеёьности. В итоге посёедние могут остаться невостребованными и — как сёедствие этого — недостаточно развитыми.

Встречаются сёучаи сознатеёьного сужения учитеёем реализуемых им на практике функциональных видов профессиональной педагогической деятельности. ^аиболее характерно это для начальных периодов работы в 0коле, когда учитель, сделав первые и не всегда удачные попытки реализовать себя в различных видах этой деятельности, апробировав себя в них, но по тем или иным причинам не получив желаемого результата и не добив0ись ожидаемого эффекта от затраченных усилий, теряет веру в свои способности, в возможность стать настоящим учителем. В результате этого он либо уходит из 0колы, либо сознательно ограничивает свою педагогическую практику одним-двумя функциональными видами профессиональной педагогической деятельности, в которых ему удается добиться более или менее приемлемых результатов, и осознанно игнорирует все другие ее виды.

В реальной работе учителей различные типы педагогической направленности могут проявить себя не только в гипо-, но и в гиперактивных формах. В последнем случае сло- жив0иеся доминанты и предпочтения настолько глубоко укореняются в личности учителя, что начинают оказывать негативное влияние на поведение учителя не только в профессиональной сфере, но и за ее пределами — в быту, семейных отно0ениях и т. п. Именно в этих случаях мы наблюдаем явление так называемого «профессионального шлейфа», когда по поведенческим и эмоциональным реакциям человека, его характерологическим особенностям, манере говорить и взаимодействовать с людьми можно достаточно точно угадать его профессию. Ущемленной, а подчас и ущербной здесь оказывается полнота, 0ирота и глубина не столько профессионального, сколько жизненного проявления, самовыражения и самореализации человека.

Как мы видим, задача практического психолога во всех только что описанных и аналогичных им случаях заключается в оказании учителю необходимой психологической помощи, состоящей в проведении соответствующей развивающей, коррекционной, а при необходимости и реабилитационной работы. ^е может остаться в стороне от этой работы и сам педагог. Он должен занять по отно0ению к себе активную жизненную позицию и освоить приемы саморазвития, самокоррекции и самореализации.

Проведение психологической диагностики, в том числе и с помощью методики МЭДП- ^AУ, получение соответствующих психодиагностических данных в практической психологии важны не сами по себе, они необходимы для разработки эффективных обще — и дифференциально-психологических средств и психотехнологий активного развивающего и преобразующего (коррекционного и реабилитационного) воздействия на личность. Именно в своем единстве, в совокупном применении психодиагностические, развивающие и преобразующие средства и психотехнологии позволяют осуществить рациональное планирование, организацию и проведение на этой основе целенаправленного, дифференцированного, индивидуального, а значит, и подлинно личностного подхода к активизации, коррекции и развитию профессионально-педагогической направленности учителя.

Разработка средств активного воздействия на личность является одним из актуальных направлений отечественных и зарубежных практико-ориентированных психологических исследований и инновационных психотехнологий в современной системе образования и воспитания. Можно указать по крайней мере два наиболее существенных требования, которым должны удовлетворять такого рода средства.

Во-первых, это преодоёение доминирования фронтаёьных форм работы и по возможности боёее поёный учет разёичных аспектов индивидуаёьности ёичности.

Во-вторых, это отказ от манипулятивного стиля, директивности рекомендаций и макси- маёьный учет резервов саморегуляции, самоорганизации и самоуправления личности. Воплощение этих требований в практику означает учет такого фундаментального личностного качества, которое в современных теоретических и экспериментальных психологических исследованиях личности обозначают термином «самость» [Холл, 1997]. Именно эти требования стали определяющими в предложенной нами программе «Сам себе психолог», нацеленной на активизацию, коррекцию и развитие профессиональной направленности личности.

Программа построена на основе принципов разработанного нами ранее и развиваемого в настоящее время метода параметрического подхода к анализу и описанию единичных психологических явлений через совокупность их общих характеристик [Кореляков, 1981; Кореляков, 1996; Korelyakov, 1984]. В ней реализуются современные диагностико-развивающие игровые психотехнологии. Структурно программа состоит из двух блоков. В основу первого блока положена на0а методика экс- пресс-диагностики педагогической направленности учителя — MЭДП^AУ [Кореляков, 1997]. Использование учителями этой методики для самодиагностики индивидуальных особенностей своей собственной педагогической направленности дает возможность организовать работу на всех этапах не в традиционной фронтальной форме, а на современной диагностической основе, позволяющей учесть определенные аспекты индивидуальности педагога и реализовать таким образом подлинно дифференцированный, индивидуальный, личностный подход. Этот подход реализуется во втором блоке программы, который предполагает работу каждого педагога над развитием и коррекцией свойственных именно ему качеств профессионально-педагогической направленности личности.

Программа активизации и развития пpoфeccиo^aль^o-пeдaгoгичecкoй ^aпpaвлe^^ocти личюсти учителя «Сам себе психолог»

В ва0ей педагогической практике, как и в жизни каждого, творчески работающего учителя, несомненно, бывали дни, когда вы переживали полное единение и гармонию в отно0ениях со своими воспитанниками, коллегами по работе, администрацией 0колы. Вы чувствовали, что нужны детям, что они вас понимают и любят. В это время вам хотелось отдать им еще боль0е своих сил и душевной энергии. Вас не покидала уверенность, что эти затраты окупятся сторицей и принесут чувство удовлетворения, легкой и приятной усталости.

to из опыта работы вы знаете, что бывают и другие дни, когда эта гармония и единение вдруг нарушаются. Что-то начинает не ладиться на уроках, не удается найти правильное ре0ение, касающееся учащихся, понять и принять кого-то из них таким, какой он есть, посмотреть на мир глазами учащихся, начать чувствовать, как они. В эти дни легкость и приподнятость сменяются тягостно гнетущей усталостью, опускаются руки, появляется сомнение в своей профессиональной компетентности.

Именно эти ситуации требуют от учителя повышенного внимания. Они должны побудить вас по-новому посмотреть на себя как на профессионала и личность, подвести к мысли о необходимости оценить, а иногда и переоценить тот арсенал средств, приемов и методов, которым вы пользуетесь в своей учебно-воспитательной практике. Ва0им спутником и помощником в этом призвана стать предлагаемая ниже программа активизации и развития профессионально-педагогической направленности личности учителя «Сам себе психолог».

Работа по программе проводится индивидуально, в форме ролевой игры, в которой педагог выступает в несколько необычной для себя роли — практического психолога, работающего с самим собой как с клиентом (отсюда название «Сам себе психолог»).

Цеёь игры состоит в овладении психотехнологиями, способствующими активизации внутренних средств самокоррекции и саморазвития профессионально-педагогической на-

правёенности учитеёя на гуманистические ценности и содействие развитию ёичности учащихся.

Методический аппарат включает в себя задания и упражнения, которые по мере проработки программы вы будете самостоятеёьно выпоёнять в опредеёенной последовательности.

Оргатзация и ход проведе^ия игры таковы, что посёедоватеёьность выпоёнения заданий и упражнений явёяется индивидуализированной персонаёьно дёя каждого работающего с программой учителя. Эта последовательность определяется результатами предварительно проведенной диагностики (с помощью методики MЭДП^AУ) свойственных именно вам психологических особенностей развития профессионально-педагогической направленности. В ходе работы с программой вам предстоит играть роли разных учителей: «предмет­ника», «коммуникатора», «организатора», «просветителя». Играя их, вы попробуете себя в разных функциональных видах профессионально-педагогической деятельности и постигнете соответствующие и доминирующие мотивы. Выполняя задания и упражнения, полезно помнить мысль Э. Берна о том, что «в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех состояний, именуемых состояниями Эго. Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент». Вот почему важно не только проиграть ту или иную роль, но и вжиться в нее, пережить и прочувствовать ее, а на заключительном этапе по возможности более полно проанализировать процесс ее исполнения и свои состояния при этом. Только в таком случае доминирующие мотивы того или иного вида профессионально-педагогической деятельности предстанут перед вами в единстве трех своих измерений: поведенческо-деятельном, чувственно-эмоциональном, или аффективном, и когнитивно-познавательном. Последовательная проработка программы предполагает коррекцию и развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой составляющих ва0ей профессионально-педагогической направленности.

И^трумеитарий (реквизит) игры составляют: текст программы «Сам себе психолог», рабочая тетрадь, ручка, фломастеры, цветные каранда0и или многоцветные 0ариковые ручки, комплект литературы, указанный в конце программы [Кореляков, 1997; Рогов, 1995].

Приступая к занятиям, выполните подготовительные мотивационно-установочные упражнения 1 и 2. В дальней0ем, когда в этом будет необходимость, можно ограничиться одним из них.

Упраж^е^ие 1. «Внутренний луч».

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю уверенность и стабильность; создает мотивационную готовность к успе0ной и эффективной работе.

Для выполнения упражнения примите удобную позу, расслабьтесь.

Представьте, что внутри ва0ей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, 0ею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы губ, опускаются плечи, освобождаются 0ея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую вне0ность спокойного, освобожденного человека, довольного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я готов к работе! Я все буду делать хоро0о!»

В ходе работы по программе повторяйте упражнение всякий раз, как только почувствуете себя утомленным, неуверенным, утрачивающим стабильность.

Упpaж^e^иe 2. «Дерево».

Упражнение выпоёняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

Для выполнения упражнения примите удобную позу, расслабьтесь.

Представьте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проиграйте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно врос0ие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, а корни — стабильности, связи человека с реальностью.

В ходе работы по программе повторяйте упражнение каждый раз, как только почувствуете в себе некоторую неуверенность, утрату стабильности, связи с реальностью.

Упpaж^e^иe 3. «Диагностика».

Вспомните, проходили ли вы диагностическое обследование по раскрытию психологических особенностей ва0ей профессионально-педагогической направленности. Если нет, то сделайте это. Вам необходимо взять опросник, бланк ответов и заполнить его согласно инструкции. Для этих целей можно воспользоваться материалами статьи «Методика экспресс- диагностики педагогической направленности учителя (МЭДП^АУ)» [Кореляков, 1997] или опросником «Оценка профессиональной направленности личности учителя» из учебного пособия Застольная книга практического психолога в образовании» [Рогов, 1995].

Пройдя диагностическое обследование и не обрабатывая пока его результаты, выполните еще раз установочно-мотивационные упражнения 1 и 2 и приступайте к упражнению 4.

Упpaж^e^иe 4. «Актуализация представлений о профессионально-педагогической направленности личности учителя».

Представьте себе известных вам педагогов — коллег, ва0их друзей, просто знакомых. Подумайте о том, что все они разные по темпераменту, вне0нему облику, поведению и взаимоотно0ениям между собой, с учащимися. Сколь уникален подчас бывает каждый из них. Поразмы0ляйте, углубитесь в эти мысли.

Психологи установили, что для характеристики личностных профессионально­педагогических особенностей учителя значимыми являются такие параметры, как общительность (Об), организованность (Орг), интеллигентность (Ин), направленность на преподаваемый предмет (Пр). Учителей с преобладанием того или иного из этих качеств условно можно назвать: «коммуникатор», «организатор», «интеллигент», «предметник».

Впи0ите в ва0у рабочую тетрадь на листе слева в колонку эти типы учителей. Поразмышляйте о наиболее характерных и ярких психологических отличиях одного типа от другого. Представьте себе особенности поведения каждого из них в классе, среди коллег, дома. Сосредоточьтесь на ва0их мыслях и представлениях, углубитесь в них.

Мысленно нарисуйте образ учителя каждого типа. Рисунки могут быть символическими, в форме знаков, условных изображений. Попробуйте придумать для них наиболее подходящие, с ва0ей точки зрения, названия. Для этих целей можно использовать яркие жаргонные выражения, слова-ярлыки. ^арисуйте образы учителей этих типов в рабочей тетради. Раскрасьте их. ^апи0ите под каждым из них название. Подчеркните.

Упpaж^e^иe 5. «Рас0ифровка типологии».

Вернитесь к записи, сделанной вами при выполнении предыдущего упражнения. Какие из предложенных ниже качеств могли бы подойти для психологической характеристики каждого из четырех выделенных типов учителей? Выпи0ите эти качества рядом с соответствующими типами.

Если почувствуете потребность вернуться к рисункам и повторить их еще раз с какими- то уточнениями и изменениями, то сделайте это, воспроизведя их в рабочей тетради.

Требоватеёьность

Сиёа воёи

Организованность

Энергичность

Вёастность

Общитеёьность

Доброта

Открытость

Эмоционаёьность

Пластичность

^аблюдательность

Высокий интеёёект

^аучная компетентность

Творческая устремёенность

Ёюбознатеёьность

^екоторая замкнутость

Принципиаёьность Высокая общая куёьтура ^равственность Склонность к самоанализу

Упpaж^e^иe 6. «Оживление психоёогических типов».

Выдеёите наибоёее привёекатеёьный дёя вас тип учитеёя. Проиграйте мысёенно его действия в разных педагогических ситуациях: в классе, во время ведения урока, во взаимо- отно0ениях с коллегами, учащимися, во внеклассных мероприятиях. Постарайтесь поёнее и гёубже вжиться в образ его мысёей, переживаний и поведения. Попробуйте войти в его образ и в форме сценической импровизации сыграть его роёь. Мимикой, жестами, поведением выразите характер учитеёя выбранного вами типа в разных педагогических ситуациях. Сдеёайте это наедине с самим собой, а есёи позвоёяют усёовия, то перед коёёегами иёи бёизкими ёюдьми, попросив их сыграть роёи учащихся, родитеёей и т. п.

При возникновении затруднений опирайтесь на сёедующие описания-характеристики.

Учитеёъ-«коммуникатор» отличается экстравертированностью — открытостью вне0- нему миру, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои учебно-воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, нахождение точек соприкосновения в личной жизни, его воздействия вызывают, как правило, наиболь0ие изменения в «бытовом» поведении учащихся.

Для учителя-«предметника» характерны рационализм, твердая уверенность в необходимости знаний и их значимости в жизни, он воспитывает учеников средствами изучаемого предмета, путем изменения восприятия или научной картины мира, привлечением к работе в кружке и т. п.

Учитеёъ-«организатор», нередко являясь лидером не только у ребят, но и в педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, результаты его воздействия чаще всего обнаруживаются в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины.

Учитеёъ-«инте.ёёигент», или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Повторите упражнение 6 с каждым из психологических типов.

Упpaж^e^иe 7. «Ва0 психологический профессионально-педагогический автопортрет».

Вернитесь к содержанию трех предыдущих упражнений. Подумайте, какой из четырех типов наиболее точно характеризует вас, какому из них в наиболь0ей мере соответствует ва0а профессионально-педагогическая индивидуальность. Поразмышляйте об этом. Может оказаться так, что близкими индивидуальности ва0ей личности являются сразу несколько типов. Пронумеруйте их в порядке убывания близости вам: самый близкий номером 1, следующий по близости тип — номером 2 и т. д. Выделите подчеркиванием и ва0им любимым

цветом наибоёее приятные, а неёюбимым цветом — наибоёее неприятные дёя вас типы. Продеёайте то же самое с психоёогическими типами, которые доставили вам наибоёЬ0ее и наимень0ее удовёетворение и удовоёьствие при испоёнении их роёи.

Это упражнение доёжно дать вам пищу для размышления о потенциале и наибоёее вероятных направёениях ва0его личностного и профессионального изменения, роста и развития.

Упpaж^e^иe 8. «Действительно ли вы знаете себя?»

Вернитесь к бланку ответов с результатами диагностического обследования и обработайте их согласно рекомендациям, содержащимся в указанной выше литературе. В случае непреодолимых затруднений обратитесь за помощью к практическому психологу ва0ей 0колы. Сопоставьте полученные в ходе объективного психодиагностического обследования данные и их интерпретацию с результатами предыдущего упражнения. Отметьте все совпадения и рассогласования ва0их типологий, полученных в результате объективного диагностического обследования и на основе самооценки. 3апи0ите результаты этого сравнительного анализа в рабочую тетрадь. Они должны дать вам пищу для размышления об уровне развития у вас самооценки, самоанализа, самопознания, аутодиагностики. В ходе дальней- 0ей работы с программой опирайтесь на результаты объективного психодиагностического обследования.

Упpaж^e^иe 9. «Построение персональной программы коррекции и развития педагогической направленности».

Одной из самых полезных и эффективных предпосылок целенаправленного самосовер- 0енствования и саморазвития является тщательно проработанная программа, построенная с учетом данных диагностического обследования. Вы про0ли такое обследование и располагаете интерпретацией полученных результатов. Стройте свою персональную (индивидуализированную лично для вас) программу коррекции развития ва0ей педагогической направленности.

1.  Вернитесь к предыдущему упражнению.

2.  Выпи0ите в рабочую тетрадь свою персональную психологическую характеристику уровня развития ва0ей педагогической направленности. ^апример, так: Ин, Пр, Орг, Об.

3.        Выпи0ите ее составляющие в три колонки с учетом уровня их развитости у вас. ^апример, так:

Помните, ва0а запись вероятнее всего будет другой. Она должна точно соответствовать данным диагностического обследования.

4.  Сформулируйте ва0у программу.

4.1.  Ва0а главная цель — гармонизировать уровень развития всех составляющих ва0ей педагогической направленности, приведя их к нормальному уровню, и по возможности полно реализовать себя в духе актуализации и воплощения в своей педагогической деятельности гуманистических ценностей.

4.2.  Все составляющие ва0ей педагогической направленности, во0ед0ие в левую колонку, являются для вас эталонными, актуализируйте связанные с ними наиболее яркие и приятные для вас образы, мысли, переживания, реальные профессиональные действия, реализуя которые вы добивались успеха и максимально содействовали развитию личности

учащихся. Всем, у кого сдеёана запись в ёевой коёонке, надо выпоёнить упражнения 1-го бёока.

4.3.  Все составёяющие ва0ей педагогической направёенности, во0ед0ие в правую ко- ёонку, имеют завышенным уровень развития и могут оказывать негативное вёияние на ва- 0е поведение не тоёько в профессиональной сфере, но и за ее предеёами — в сфере быгга, семейных отно0ений и т. п., препятствуя снятию сопутствующего педагогической профессии эмоционального напряжения; вам необходимо провести их коррекцию. Всем, у кого сделана запись в правой колонке, надо выполнить упражнение 2-го блока.

4.4.  Все составляющие ва0ей педагогической направленности, во0ед0ие в среднюю колонку, имеют недостаточный уровень развития и не в полной мере реализуются вами для воплощения в педагогическом процессе гуманистических ценностей; их вам необходимо актуализировать и развить. Всем, у кого сделана запись в средней колонке, надо выполнить упражнение 3-го блока. (При затруднениях построения ва0ей программы1 обращайтесь к соответствующим разделам указанной в списке литературы [Кореляков, 1997; Рогов, 1995].)

1-  й бёок. Упражнения для работы учителей, имеющих нормальным уровень развития тех или иных составляющих педагогической направленности (левая колонка в списке ва0ей программы).

Упpaж^e^иe 10. «Гуманистическое представление о человеке».

Подумайте о том, что все люди разные, но каждым человек прекрасен, потому что он уникален, и не следует сме0ивать человека и его поведение; у каждого имеются достижения и способности к росту и изменению. Поразмы0ляйте об этом, углубитесь в свои мысли. Представьте себя в образе и профессиональной роли такого человека.

Упpaж^e^иe 11. «Оживление приятных воспоминаний».

1.  Вспомните те момента ва0ей профессиональной жизни, когда, опираясь в своей работе на гуманистические ценности, вы получали удовлетворение от педагогического труда, были счастливы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его (вы были счастливы^ охвачены1 творчеством... были на вер0ине подъема... были влюблены1 в свой класс.).

2.  Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания.

3.  «Вслушайтесь» в себя, есть ли что-то такое, что ме0ает вам испытывать эти чувства сейчас. Представьте это «что-то», нарисуйте в ва0ей тетради его образ, раскрасьте.

Повторите это упражнение, представляя себя в разныгх педагогических ситуациях — на уроке, в беседе с учащимися, коллегами, во внеклассной работе.

Повторяйте это упражнение, когда вы1 ощутите, что вам нужна психологическая поддержка. Вернитесь к ва0ей программе и, если она это предполагает, продолжайте работу.

2-  й бёок. Упражнения для учителей, имеющих завышенным уровень тех или иных составляющих педагогической направленности (правая колонка в списке ва0ей программы).

Упpaж^e^иe 12. «Я ребенок».

Одно из 0ироко распространенных профессиональных заблуждений, а значит и недостатков, учителя — его взрослость. Ведет ли он урок по своему предмету, общается ли с учащимися на перемене, организует ли какое-то вне0кольное мероприятие, пытается ли приобщить учащихся к миру высоких интеллектуальных духовных ценностей, всегда на нем маска представителя «взрослого мира», мира назиданий, заорганизованности, постоянных нравоучений и наставлений. В этом мире на каждом 0агу — ограничения, правила, нормы. Представитель «мира взрослых», учитель, «отодвинут» от ребенка, непонятен ему, вызывает в нем либо подавленность, либо агрессию, бунт, желание нарушить дисциплину. Такая установка учителя, его вне0няя и внутренняя позиции совер0енно не соответствуют духу пе­

дагогики сотрудничества, противоречат гуманистическим ценностям. Постарайтесь изменить себя.

Многие опытные педагоги играют в игру «Я ребенок». Вот, например, как описывает свое состояние Ю. П. Азаров: «Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т. е. вызываю в себе то ощущение детской ёегкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя «все взрослое», а гёавным образом то вне0нее взросёое, что присуще моей административной роёи. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а гёавное — продумывание первых сёов, так сказать, форм обращения» [Азаров, 1979].

Вспомните, какую игру в детстве вы ёюбиёи боёЬ0е всего. Теперь представьте себе, что вы подо0ёи к ва0ему ребенку иёи внуку и предёожиёи ему поиграть в эту игру. Вообразите, что игра началась, постарайтесь поёнее и глубже эмоционально погрузиться в нее, как бы прожить эту ситуацию вместе с ребенком. Во время игры вы выполняете роль ребенка, держитесь «на равных» с ва0им партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать ход и правила игры. Такое равноправное сотрудничество, партнерство должно дать вам возможность представить оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы наверняка почувствуете ва0у близость к нему. При первой же возможности проделайте это упражнение в реальности, и вы, несомненно, станете ближе ребенку.

Упpaж^e^иe 13. «Возвращение в свое Я».

1.  Опи0ите, как долго вы обычно чувствуете себя как бы слитым со своей профессией, когда ва0а профессиональная деятельность в данный момент уже закончилась, какие факторы увеличивают или умень0ают это состояние, Опи0ите, где в дома0них условиях вы сильнее всего ощущаете состояние «профессиональности». Все, что вы описали, можно назвать методом и стилем личного и профессионального слияния вас с профессией в дома0- них условиях?

2.  Опи0ите, как вы переходите от «профессионального» к личному состоянию, включая смену одежды, место, где находятся профессиональные материалы, и другие значимые места ва0его дома0него обихода, предметы, имеющие отно0ение к такому переключению.

3.  Если вы дома занимаетесь профессиональной работой, то насколько постоянно это происходит на одном и том же месте?

4.  Совпадают ли, пересекаются ли места ва0его дома0него отдыха и дома0них занятий с местом занятий профессиональной деятельностью?

5.  Попытайтесь определить самое «тревожное» для вас место (и время), и если вы испытываете тревогу, то луч0е всего провести какое-то время ва0их размышлений и переживаний именно в этом месте. Через некоторое время заметите, что, отдаваясь тревоге на «тревожном» месте, вы быстрее и легче снижаете уровень своей тревожности при переключении от «профессионального» к личному состоянию.

После выполнения упражнений 12 и 13 займитесь упражнениями 10 и 11.

3-й бёок. Упражнения для работы учителей, имеющих заниженный уровень развития тех или иных составляющих педагогической направленности (средняя колонка в списке ва0ей программы).

Упpaж^e^иe 14. «Мой личностный рост»,

Сосредоточьтесь на какой-то одной из психологических характеристик ва0ей профессиональной направленности, указанных в средней колонке. Поразмышляйте теперь о ва- 0их учениках. Возьмите, например, ситуацию обучения на уроке. Вы излагаете новый учебный материал. Все внимательно слушают, но каждый воспринимает информацию по- своему. Один мгновенно схватывает суть и начинает скучать. Другой понимает медленно, с напряжением, Третий вертится, ему трудно сосредоточиться. Четвертый...

Переберите в уме 5-7 своих учеников. Постарайтесь загёянуть в их внутренний мир, понять и почувствовать их индивидуальность. Попробуйте представить образ каждого из них в виде какого-ёибо симвоёа. ^арисуйте их в ва0ей рабочей тетради. Закрасьте наибоёее подходящим с ва0ей точки зрения цветом.

Сдеёайте в ва0их размы0ёениях и представёениях сёедующий 0аг. Подумайте: почему один из них быстро воспринимает новый материал, а другой нет? Почему первый ёегко сосредоточивается, а второй невниматеёен? Каковы ва0и оценки и отно0ение к каждому из них? Запи0ите их в тетрадь рядом с рисунками.

Сдеёайте еще один 0аг. Подумайте, в какой форме сёедовало бы организовать взаимодействие с каждым из этих учащихся на уроке. Можете ёи вы изменить свой урок так, чтобы на первом месте в ва0их планах, действиях и оценках оказалось вёияние выдеёенной вами психоёогической характеристики?

Попытайтесь максимально активизировать и реализовать ее влияние на ход урока.

Повторите это упраж^ение для иных педагогических ситуаций и других психологических характеристик ва0ей направленности во второй колонке, представляя при этом тех же самых учеников. Сопоставьте все результаты их выполнения, поразмы0ляйте над ними, сделайте выводы.

Упpaж^e^иe 15. «Встреча с «саботажником».

1.  Сосредоточьтесь на одной из психологических характеристик ва0ей педагогической направленности из второй колонки, которую бы вы хотели успе0но и эффективно развить у себя. Представьте, что ва0 план осуществлен.

2.  Подумайте, что может поме0ать осуществлению ва0его плана. Вообразите эту картину.

3.  Мысленно нарисуйте образ «саботажника» — силу, которая противодействует задуманному. ^азовите его (депрессия, тревога, страх, неуверенность, застенчивость и т. п.).

4.  Побудьте в роли «саботажника» и обдуманно поме0айте осуществлению своего проекта; расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

5.  С точки зрения ва0его «Я » представьте встречу с «саботажником». Проведите с ним переговоры. Постарайтесь договориться с ним, чтобы он вам не ме0ал.

Повторите это упражнение с каждой из психологических характеристик ва0ей педагогической направленности, выписанных вами во вторую колонку. После этого еще раз

выполните упражнение 14, а затем упражнения 10 и 11.

Литература

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1979.
  2. Кореляков Ю. А. Управление познавательной деятельностью на основе системы параметров // ЭВМ в обучении. Дидактическое программирование. Москва; Могилев, 1981.
  3. Кореляков Ю. А. Формирование трудовой направленности как важный фактор развития личности в условиях трудовой и профессиональной подготовки // Психологическая наука: проблемы и творчество. Ч. III. Киев, 1990.
  4. Кореляков Ю. А. Психологическая характеристика могивационных оснований профессионального выбора // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  5. Кореляков Ю. А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
  6. Кореляков Ю. А. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального выбора // Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998.
  7. Korelyakov U. A., Landa L. N. About the parametrical approach to the analysis and description of thinking processes // Pedagogical Science. 1984. № 4.
  8. Очарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
  9. Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  10. Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют»: Психологический практикум. Дубна, 1996.
  11. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.  

Информация об авторах

Кореляков Ю.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ПИ РАО

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1363
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4

 Скачиваний PDF

За все время: 521
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 1884
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5

!
Портрет читателя
Пройти опрос