Моделирование и анализ данных
2025. Том 15. № 1. С. 158–167
doi:10.17759/mda.2025150109
ISSN: 2219-3758 / 2311-9454 (online)
Максимизация среднего числа набранных баллов в ограниченном по времени тесте
Аннотация
В статье рассматривается задача поиска стратегии тестируемого при прохождении ограниченного по времени теста. За каждое задание теста начисляется определенное количество баллов. Критерием выступает среднее число набранных за тест баллов. Случайными факторами, учитываемыми в модели, является время решения тестируемым каждого задания и правильность его решения, моделируемая случайной величиной с распределением Бернулли. Задача формулируется в терминах стохастического линейного программирования с вероятностными ограничениями и критерием качества в виде математического ожидания числа набранных за тест баллов. Приводятся алгоритм решения, результаты численного эксперимента и их сравнительный анализ с ранее полученными авторами результатами решения подобной задачи с другими критериями качества.
Общая информация
Ключевые слова: тест, линейное программирование, вероятностное моделирование
Рубрика издания: Математическое моделирование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2025150109
Получена: 13.01.2025
Принята в печать:
Для цитаты: Степанов А.Е. Максимизация среднего числа набранных баллов в ограниченном по времени тесте // Моделирование и анализ данных. 2025. Том 15. № 1. С. 158–167. DOI: 10.17759/mda.2025150109
Полный текст
Введение
Массовое применение систем дистанционного обучения (СДО), связанное с изоляцией в период эпидемии COVID-19, остро поставило вопросы исследований в области индивидуализации средств дистанционного обучения и адаптации их под конкретного пользователя. Различные математические модели, связанные с участием обучаемого в контуре дистанционного обучения, активно изучаются в последние годы. Наряду с классической теорией тестирования, основы которой были заложены во второй половине прошлого столетия [1,2], появились новые работы [3,4,5,6,7,8], учитывающие различные модели неконтролируемых факторов, связанных с пользователем СДО, при формировании адаптивных тестов и построения его индивидуальной траекторий обучения. В то же время процесс тестирования, являющийся основой применения различных адаптивных технологий в СДО, является противостоянием (возможно не антагонистическим) тестируемого, стремящегося наилучшим образом продемонстрировать свои знания, и интеллектуальной начинки СДО, стремящийся максимально объективно оценить этот уровень знаний. Адаптивные технологии, применяемые в СДО в частности при формировании индивидуальных траекторий пользователей и формировании тестов, отражены, например, в [6,9], а модели формирования стратегии пользователей по вероятностным критериям качества в [10,11]. В данной статье предлагается еще одна модель построения стратегии прохождения пользователем СДО ограниченного по времени теста с естественным критерием максимизации набранного при прохождении теста среднего числа баллов. В модели используется ряд случайных параметров, связанных со скоростью решения тестируемым заданий и правильностью их решения. Проводится сравнительный анализ полученного решения со стратегиями тестирования, предложенными в [10,11].
Постановка задачи и алгоритм решения
Рассмотрим следующую оптимизационную задачу:
при ограничении:
Выбор в качестве критерия среднего числа набранных за тест баллов допускает также иную трактовку постановки задачи:
В данном случае максимизируется условное математическое ожидание числа набранных баллов при условии удовлетворения тестируемым ограниничения на время выполнения теста. Сосредоточим далее усилия на решении задачи (1), (2).
при ограничениях:
при ограничениях:
Заметим, что указанная методика, в случае зависимости используемых в задаче случайных величин позволяет получить эквивалентную детерминированную оптимизационную задачу (6)-(8) в классе задач нелинейной булевой оптимизации, в то время как для независимых случайных параметров эквивалентная детерминированная задача приобретает вид задачи линейного программирования (ЗЛП) с булевыми переменными (3)-(5), что дарит надежду использовать специальные методы решения дискретных ЗЛП.
Предлагается следующий алгоритм решения исходной задачи (1),(2), являющийся модификацией алгоритмов, предложенных в коллективе авторов в [Наумов, 2024], [Мартюшова, 2024].
Алгоритм.
Шаг 0.
Шаг 1.
Шаг 2.
Шаг 3.
Шаг 4.
Шаг 5.
то полагаем
Шаг 6.
Шаг 7.
Результаты численного эксперимента
|
Оптимальная стратегия
|
Оптимальное значение критерия
|
Время расчета(сек) |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 0. 1.] |
10.43 |
66,1 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 0. 0. 1.] |
8.93 |
66,2 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 0. 0. 1.] |
8.93 |
66,7 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 0. 1. 1. 0. 1.] |
8.83 |
65,6 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 0. 1. 1. 0. 1.] |
8.83 |
65,2 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 0. 1. 1. 0. 1.] |
8.83 |
65,8 |
0.
|
[1. 1. 1. 0. 1. 0. 1. 1. 0. 1.] |
8.06 |
65,8 |
|
Оптимальная стратегия
|
Оптимальное значение критерия
|
Время расчета (сек.) |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 0. 1. 0. 0. 0.] |
6.43 |
32,9 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 0. 1. 1. 0. 0.] |
7.43 |
66,1 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 0. 1. 1. 0. 1.] |
8.83 |
66,2 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 0. 1. 1. 1. 1.] |
9.63 |
65,7 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 0. 1.]
|
10.43 |
65,2 |
0.
|
[1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1.] |
11.23 |
64,8 |
Заключение
В работе продолжается публикация результатов автора в области оптимизации стратегии прохождения ограниченного по времени теста в условиях использования для описания неконтролируемых факторов аппарата случайных величин. В качестве модели рассмотрена задача стохастического программирования с вероятностным ограничением на время выполнения теста и критерием в форме математического ожидания набранного тестируемым количества баллов за тест. Как и в предыдущих исследованиях, опубликованных в [10, 11], рассматриваемая задача стохастического программирования сводится к детерминированной задаче большой размерности, решение которой сопряжено со значительными вычислительными трудностями при большом числе заданий в тесте. Предлагается эффективный алгоритм решения исходной задачи, существенно сокращающий перебор возможных значений ее дискретных переменных оптимизации.
В работе используются исходные данные, приведенные ранее в статьях [10-11], где аналогичная задача решалась с квантильным критерием и критерием максимизации вероятности преодоления набранным за тест числом баллов некоторого фиксированного уровня. Полученные в работе результаты согласуются с найденными ранее результатами с использованием других критериев оптимизации. Совокупный анализ тестируемым всех стратегий, оптимальных по различным критерием, позволяет ему сделать осмысленный выбор поведения при прохождении ограниченного по времени теста.
Литература
- Van der Linden W. J., Scrams D. J., Schnipke D. L., et al. Using Response-Time Constraints to Control for Differential Speededness in Computerized Adaptive Testing // Applied Psychological Measurement. 1999. Vol. 23. No. 3. P. 195–210. DOI: 10.1177/01466219922031329.
- Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. – Chicago: The University of Chicago Press, 1980. 199 p.
- Dumin P.N. and Kuravsky L.S. Studying Testing Effectiveness Dynamics in Training Operators of Complex Technical Systems // International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). 2020. Vol.11. № 5, P. 133-140. DOI: 10.34218/IJARET.11.5.2020.0 15.
- Pominov D.A., Kuravsky L.S., Dumin P.N. and Yuryev G.A. Adaptive Trainer for Preparing Students for Mathematical Exams // International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). 2020. Vol. 11. № 11. 260-268. DOI 10.34218/IJARET.11.11.2020.022.
- Kuravsky L. S., Margolis A. A., Marmalyuk P. A., Panfilova A. S., Yuryev G. A., Dumin P. N. A Probabilistic Model of Adaptive Training // Applied Mathematical Sciences, 2016. Vol. 10. №. 48. P. 2369–2380. http://dx.doi.org/10.12988/ams.2016.65168.
- Босов А.В., Мартюшова Я.Г., Наумов А.В., Сапунова А.П. Байесовский подход к построению индивидуальной траектории пользователя в системе дистанционного обучения // Информатика и ее применения. 2020. Том 14. № 3. С. 86-93. DOI:14357/19922264200313.
- Босов А.В., Мхитарян Г.А., Наумов А.В., Сапунова А.П. Использование гамма-распределения в задаче формирования ограниченного по времени теста, Информатика и ее применение, 2019. Том 13. №4. С.12-18. DOI: 10.14357/19922264190402.
- Наумов А.В., Мхитарян Г.А., Черыгова Е.Е. Стохастическая постановка задачи формирования теста заданного уровня сложности с минимизацией квантили времени выполнения // Вестн. компьют. и информ. технологий. 2019. № 2. С. 37–46. DOI: 10.14489/vkit.2019.02.pp.037-046.
- Шамсутдинова Т.М. Формирование индивидуальной образовательной траектории в адаптивных системах управления обучением // Открытое образование. 2021. № 25(6). С. 36-44. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-36-44.
- Наумов А.В., Устинов А. Э., Степанов А.Е. О задаче максимизации вероятности успешного прохождения ограниченного по времени теста // Автоматика и Телемеханика. 2024. № 1. С.97-108. DOI: 10.31857/S0005231024010061.
- Мартюшова Я.Г., Наумов А.В., Степанов А.Е. Оптимизация прохождения ограниченного по времени теста по квантильному критерию // Информатика и ее применения. 2024, т. №4. C. 37-44. DOI: 10.14357/19922264240406.
- Charnes A., Cooper W.W. Chance-Constrained Programming // Management Sci. 1959. № 5. P. 73–79. http://dx.doi.org/10.1287/mnsc.6.1.73.
- Charnes A., Cooper W.W. Deterministic Equivalents for Optimizing and Satisficing under Chance-Constraints // Oper. Res. 1963. № 11. P. 18–39. DOI: 10.1287/opre.11.1.18.
- Кан Ю.С., Кибзун А.И. Задачи стохастического программирования с вероятностными критериями. М.: Физматлит, 2009. ISBN 978-5-9221-1148-5.
- Кибзун А.И., Наумов А.В., Норкин В.И. О сведении задачи квантильной оптимизации с дискретным распределением к задаче смешанного целочисленного программирования // Автоматика и Телемеханика. 2013. № 6. С. 66–86. DOI: https://doi.org/10.1134/S0005117913060064.
- Наумов А. В., Джумурат А. С., Иноземцев А. О. Система дистанционного обучения математическим дисциплинам CLASS.NET // Вестник компьютерных и информационных технологий, 2014. № 10. С. 36–40. DOI: 10.14489/vkit.2014.010.pp.036-044.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 21
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 21
Скачиваний PDF
За все время: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4
Всего
За все время: 25
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 25