Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 4. С. 7–21
doi:10.17759/jmfp.2023120401
ISSN: 2304-4977 (online)
Центральные слуховые расстройства: причины, симптомы и способы преодоления дефицита в условиях учебного процесса
Аннотация
Центральные слуховые расстройства (ЦСР) — это нарушения способности распознавать звуки, локализовать их источники и/или определять их идентичность и значение вследствие функциональных нарушений центральной слуховой системы. ЦСР может наблюдаться у людей с нормальным уровнем слуха и не является следствием высокоуровневых речевых или когнитивных нарушений. Эти расстройства мало знакомы отечественным специалистам в области коррекционной психологии, в то время как, согласно зарубежным источникам, оно наблюдается у 2—7% школьников и часто сочетается с другими нарушениями развития (дислексия, нарушения развития речи, РАС, СДВГ). В обзоре кратко описаны современные представления о ЦСР: причинах его возникновения, симптомах, подходах к диагностике. В частности, мы обращаем внимание читателей на недостаточную разработанность отечественных инструментов и практик диагностики ЦСР. Далее мы рассматриваем современные подходы к коррекции ЦСР, обращая особое внимание на ассистивные технологии, улучшающие соотношение «сигнал/шум» (FM-систем). Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что кроме непосредственного эффекта (улучшение понимания речи), FM-системы, при их достаточно продолжительном использовании, оказывают положительный отсроченный эффект, основанный на механизмах нейронной пластичности.
Общая информация
Ключевые слова: центральные слуховые расстройства, восприятие речи в шуме, расстройства аутистического спектра, слуховая система, фонематическое восприятие, FM-системы
Рубрика издания: Нейронауки и когнитивные исследования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120401
Финансирование. Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00038-23-02 от 13.02.2023 г.
Получена: 16.10.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Фадеев К.А., Орехова Е.В. Центральные слуховые расстройства: причины, симптомы и способы преодоления дефицита в условиях учебного процесса [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 4. С. 7–21. DOI: 10.17759/jmfp.2023120401
Полный текст
Введение
-
Определение и описание центральных слуховых расстройств
- способность локализовать источники звука;
- способность отличать один звук от другого;
- способность определять сходство и различие звуковых паттернов;
- временные аспекты слуховой обработки:
- степень маскировки одного звука другим, предшествующим или последующим звуком;
- временное разрешение: восприятие быстро меняющихся сигналов;
- временная интеграция: способность интегрировать акустическую энергию кратковременных звуков и суммировать информацию по времени или длительности;
- временное упорядочивание: способность обрабатывать длительные паттерны в последовательности и воспринимать последовательность звуков;
- слуховое восприятие при наличии конкурирующих акустических сигналов (шума или других речевых сигналов);
- слуховое восприятие при деградации акустических сигналов (например отсутствие части звукового спектра или когда звук сжат во времени).
-
Нейроанатомический субстрат центральных слуховых расстройств
-
Способы преодоления ЦСР
Заключение
Литература
- Бобошко М.Ю. Речевая аудиометрия: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2012. 64 с.
- Лопотко А.И., Бердникова И.П., Коротков Ю.В. Аудиометрический речевой экспресс-тест // Ученые записки СПбГМУ им. академика И.П. Павлова. 2002. Том 9. № 1. С. 38—42.
- Применение русскоязычной версии матриксного фразового теста у детей / Е.С. Гарбарук, М.В. Гойхбург, А. Важибок, Г.А. Таварткиладзе, П.В. Павлов, Б. Кольмайер // Вестник оториноларингологии. 2020. Том 85. № 1. С. 34—39. DOI:10.17116/otorino20208501134
- Речевая аудиометрия с использованием матриксного фразового теста / М.Ю. Бобошко, Е.В. Жилинская, А. Важыбок, Н.В. Мальцева, М. Цоколь, Б. Кольмейер // Вестник оториноларингологии. 2016. Том 81. № 5. С. 40—44. DOI:10.17116/otorino201681540-44
- Русскоязычная версия матриксного фразового теста RUMatrix в свободном звуковом поле у пациентов после кохлеарной имплантации / М.В. Гойхбург, В.В. Бахшинян, И.П. Петрова, А. Важыбок, Б. Кольмейер, Г.А. Таварткиладзе // Вестник оториноларингологии. 2016. Том 81. № 6. С. 42—46. DOI:10.17116/otorino201681642-46
- Рындина А.М., Бердникова И.П., Цвылева И.Д. Аудиометрия чередующимися речевыми сигналами в диагностике центральных поражений слухового анализатора // Вестник оториноларингологии. 1998. № 6. С. 13—14.
- Савенко И.В., Гарбарук Е.С., Бобошко М.Ю. Психоакустические методы в диагностике нарушений центральной слуховой обработки у детей, родившихся недоношенными // Вестник оториноларингологии. 2020. Том 85. № 3. С. 11—17. DOI:10.17116/otorino20208503111
- Современные аспекты детской речевой аудиометрии / М.Ю. Бобошко, И.В. Калмыкова, Е.С. Гарбарук, Ю.С. Кибалова, И.В. Савенко // Сенсорные системы. 2010. Том 24. № 4. С. 305—313.
- СП 51.13330.2011. Защита от шума: Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 / Министерство регионального развития РФ. М.: ФЦС, 2011. 46 с.
- Сравнительный анализ речевых тестов в диагностике центральных слуховых расстройств / М.Ю. Бобошко, Н.В. Мальцева, И.П. Бердникова, М.А. Салахбеков, Е.В. Жилинская // Вестник оториноларингологии. 2014. № S5. С. 43—44.
- Трудности с восприятием речи на фоне шума у детей с расстройствами аутистического спектра не связаны с уровнем их интеллекта / К.А. Фадеев, Д.Э. Гояева, Т.С. Обухова, Т.М. Овсянникова, Е.Ф. Шведовский, А.Ю. Николаева, Е.Ю. Давыдова, Т.А. Строганова, Е.В. Орехова // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 1. C. 180—212. DOI:10.17759/cpse.2023120108
- Центральные слуховые расстройства (обзор литературы) / М.Ю. Бобошко, Е.С. Гарбарук, Е.В. Жилинская, М.А. Салахбеков // Российская оториноларингология. 2014. № 5(72). С. 87—96.
- A preliminary investigation of sound-field amplification as an inclusive classroom adjustment for children with and without Autism Spectrum Disorder / W.J. Wilson, K. Harper-Hill, R. Armstrong, C. Downing, K. Perrykkad, M. Rafter, J. Ashburne // Journal of Communication Disorders. 2021. Vol. 93. Article ID 106142. 14 p. DOI:10.1016/j.jcomdis.2021.106142
- Aristidou I.L., Hohman M.H. Central Auditory Processing Disorder [Электронный ресурс] // National Center for Biotechnology Information. Treasure Island: StatPearls, 2022. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK587357/ (дата обращения: 04.10.2023).
- Assistive listening devices drive neuroplasticity in children with dyslexia / J. Hornickel, S.G. Zecker, A.R. Bradlow, N. Kraus // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2012. Vol. 109. № 41. P. 16731—16736. DOI:10.1073/pnas.1206628109
- Assistive technology evaluations: Remote-microphone technology for children with Autism Spectrum Disorder / E.C. Schafer, S. Wright, C. Anderson [et al.] // Journal of Communication Disorders. 2016. Vol. 64. P. 1—17. DOI:10.1016/j.jcomdis.2016.08.003
- Auditory Processing Disorders: Assessment, Management, and Treatment / Eds. D.S. Geffner, D. Ross-Swain. 3rd ed. San Diego: Plural Publishing, 2018. 606 p.
- Bamiou D.-E., Musiek F.E., Luxon L.M. Aetiology and clinical presentations of auditory processing disorders — a review // Archives of Disease in Childhood. 2001. Vol. 85. № 5. P. 361—365. DOI:10.1136/adc.85.5.361
- Bellis T.J. Assessment and Management of Central Auditory Processing Disorders in the Educational Setting: From Science to Practice. 2nd ed. San Diego: Plural Publishing, 2011. 553 p.
- Brainstem transcription of speech is disrupted in children with autism spectrum disorders / N. Russo, T. Nicol, B. Trommer, S. Zecker, N. Kraus // Developmental Science. 2009. Vol. 12. № 4. P. 557—567. DOI:10.1111/j.1467-7687.2008.00790.x
- Castro A.C., Monteiro P. Auditory Dysfunction in Animal Models of Autism Spectrum Disorder // Frontiers in Molecular Neuroscience. 2022. Vol. 15. Article ID 845155. 11 p. DOI:10.3389/fnmol.2022.845155
- (Central) Auditory Processing Disorders — The Role of the Audiologist: Position Statement [Электронный ресурс] // American Speech-Language-Hearing Association (ASHA). 2005. URL: https://www.asha.org/policy/ps2005-00114/ (дата обращения: 04.10.2023).
- Characteristics of Auditory Processing Disorders: A Systematic review / E. de Wit, M.V. Bochane, B. Steenbergen, P. van Dijk, C.P. van der Schans, M.R. Luinge // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2016. Vol. 59. № 2. P. 384—413. DOI:10.1044/2015_jslhr-h-15-0118
- Chermak G.D., Musiek F.E. Central Auditory Processing Disorders: New Perspectives. San Diego: Singular Publishing Group, 1997. 374 p.
- Chermak G.D., Musiek F.E. Managing Central Auditory Processing Disorders in Children and Youth // American Journal of Audiology. 1992. Vol. 1. № 3. P. 61—65. DOI:10.1044/1059-0889.0103.61
- Clinical Practice Guidelines: Diagnosis, Treatment and Management of Children and Adults with Central Auditory Processing Disorder [Электронный ресурс] / American Academy of Audiology. Reston: AAA, 2010. 51 p. URL: https://www.audiology.org/practice-guideline/clinical-practice-guidelines-diagnosis-treatment-and-management-of-children-and-adults-with-central-auditory-processing-disorder/ (дата обращения: 04.10.2023).
- Dawes P., Bishop D. Auditory processing disorder in relation to developmental disorders of language, communication and attention: a review and critique // International Journal of Language & Communication Disorders. 2009. Vol. 44. № 4. P. 440—465. DOI:10.1080/13682820902929073
- Dockrell J.E., Shield B. The Impact of Sound-Field Systems on Learning and Attention in Elementary School Classrooms // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2012. Vol. 55. № 4. P. 1163—1176. DOI:10.1044/1092-4388(2011/11-0026)
- Earobics // WWC Intervention Report / U.S. Department of Education. Washington: Institute of Education Sciences, 2009. 23 p.
- Environmental Enrichment Improves Response Strength, Threshold, Selectivity, and Latency of Auditory Cortex Neurons / N.D. Engineer, C.R. Percaccio, P.K. Pandya, R. Moucha, D.L. Rathbun, M.P. Kilgard // Journal of Neurophysiology. 2004. Vol. 92. № 1. P. 73—82. DOI:10.1152/jn.00059.2004
- Fast ForWord [Электронный ресурс] // Fast forHome. 2023. URL: https://www.fastfword.com/ (дата обращения: 04.10.2023).
- Folsom R.C., Weber B.A., Thompson G. Auditory Brainstem Responses in Children with Early Recurrent Middle Ear Disease // Annals of Otology, Rhinology, and Laryngology. 1983. Vol. 92. № 3. P. 249—253. DOI:10.1177/000348948309200307
- Friederichs E., Friederichs P. Electrophysiologic and Psycho-Acoustic Findings Following One-Year Application of a Personal Ear-Level FM Device in Children with Attention Deficit and Suspected Central Auditory Processing Disorder // Journal of Educational Audiology. 2005. Vol. 12. P. 31—36.
- GIN (Gaps-In-Noise) Test Performance in Subjects with Confirmed Central Auditory Nervous System Involvement / F.E. Musiek, J.B. Shinn, R. Jirsa, D.-E. Bamiou, J.A. Baran, E. Zaida // EAR and Hearing. 2005. Vol. 26. № 6. P. 608—618. DOI:10.1097/01.aud.0000188069.80699.41
- Handbook of Central Auditory Processing Disorder. Volume II: Comprehensive Intervention / Eds. F.E. Musiek, G.D. Chermak. 2nd ed. San Diego: Plural Publishing, 2014. 792 p.
- Hearing Assistive Technology Facilitates Sentence-in-Noise Recognition in Chinese Children With Autism Spectrum Disorder / S. Xu, J. Fan, H. Zhang, H. Zhao, X. Jiang, H. Ding, Y. Zhang // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2023. Vol. 66. № 8. P. 2967—2987. DOI:10.1044/2023_JSLHR-22-00589
- Hornickel J., Kraus N. Objective Biological Measures for the Assessment and Management of Auditory Processing Disorder // Current Pediatric Reviews. 2011. Vol. 7. № 3. P. 252—261. DOI:10.2174/157339611796548438
- Increased rate of listening difficulties in autistic children / P. James, E.C. Schafer, J. Wolfe, L. Matthews, S. Browning, J. Oleson, E. Sorensen, G. Rance, L. Shiels, A. Dunn // Journal of Communication Disorders. 2022. Vol. 99. Article ID 106252. 11 p. DOI:10.1016/j.jcomdis.2022.106252
- Intact Spectral but Abnormal Temporal Processing of Auditory Stimuli in Autism / W.B. Groen, L. van Orsouw, N. ter Huurne, S. Swinkels, R.-J. van der Gaag, J.K. Buitelaar, M.P. Zwiers // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2009. Vol. 39. P. 742—750. DOI:10.1007/s10803-008-0682-3
- Ismen K., Emanuel D.C. Auditory Processing Disorder: Protocols and controversy // American Journal of Audiology. 2023. Vol. 32. № 3. P. 614—639. DOI:10.1044/2023_aja-23-00035
- Keith W.J., Purdy S.C. Assistive and Therapeutic Effects of Amplification for Auditory Processing Disorder // Seminars in Hearing. 2014. Vol. 35. № 01. P. 027—038. DOI:10.1055/s-0033-1363522
- Kulesza R.J., Lukose R., Stevens L.V. Malformation of the human superior olive in autistic spectrum disorders // Brain Research. 2011. Vol. 1367. P. 360—371. DOI:10.1016/j.brainres.2010.10.015
- Multiple benefits of personal FM system use by children with auditory processing disorder (APD) / K.N. Johnston, A.B. John, N.V. Kreisman, J.W. Hall III, C.C. Crandell // International Journal of Audiology. 2009. Vol. 48. № 6. P. 371—383. DOI:10.1080/14992020802687516
- Murphy C.F.B., Moore D.R., Schochat E. Generalization of Auditory Sensory and Cognitive Learning in Typically Developing Children // PLOS ONE. 2015. Vol. 10. № 8. Article ID e0135422. 17 p. DOI:10.1371/journal.pone.0135422
- Musiek F.E. Assessment of Central Auditory Dysfunction: the Dichotic Digit Test Revisited // EAR and Hearing. 1983. Vol. 4. № 2. P. 79—83. DOI:10.1097/00003446-198303000-00002
- Noreña A.J., Eggermont J.J. Enriched Acoustic Environment after Noise Trauma Reduces Hearing Loss and Prevents Cortical Map Reorganization // The Journal of Neuroscience. 2005. Vol. 25. № 3. P. 699—705. DOI:10.1523/jneurosci.2226-04.2005
- Otitis Media and Related Complications Among Children with Autism Spectrum Disorders / D.J. Adams, A. Susi, C.R. Erdie-Lalena, G. Gorman, E. Hisle-Gorman, M. Rajnik, M. Elrod, C.M. Nylund // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2016. Vol. 46. P. 1636—1642. DOI:10.1007/s10803-015-2689-x
- Patel A.D. Why would musical training benefit the neural encoding of speech? The OPERA hypothesis // Frontiers in Psychology. 2011. Vol. 2. Article ID 142. 14 p. DOI:10.3389/fpsyg.2011.00142
- Personal FM systems for children with autism spectrum disorders (ASD) and/or attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): An initial investigation / E.C. Schafer, L. Mathews, S. Mehta, M. Hill, A. Munoz, R. Bishop, M. Moloney // Journal of Communication Disorders. 2013. Vol. 46. № 1. P. 30—52. DOI:10.1016/j.jcomdis.2012.09.002
- Pinheiro M.L., Musiek F.E. Screening and temporal ordering in the auditory system // Assessment of Central Auditory Dysfunction: Foundations and Clinical Correlates / Eds. M.L. Pinheiro, F.E. Musiek. Baltimore: Williams and Wilkins, 1985. P. 291—338.
- Pinheiro M.L., Ptacek P.H. Reversals in the Perception of Noise and Tone Patterns // Journal of the Acoustical Society of America. 1971. Vol. 49. № 6B. P. 1778—1782. DOI:10.1121/1.1912581
- Practical guidelines to minimise language and cognitive confounds in the diagnosis of CAPD: a brief tutorial / G.D. Chermak, D.-E. Bamiou, V. Iliadou, F.E. Musiek // International Journal of Audiology. 2017. Vol. 56. № 7. P. 499—506. DOI:10.1080/14992027.2017.1284351
- Reducing Listening-Related Stress in School-Aged Children with Autism Spectrum Disorder / G. Rance, D. Chisari, K. Saunders, J.-L. Rault // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2017. Vol. 47. P. 2010—2022. DOI:10.1007/s10803-017-3114-4
- Remote Microphone Systems Can Improve Listening-in-Noise Accuracy and Listening Effort for Youth With Autism / J.I. Feldman, E. Thompson, H. Davis, B. Keceli-Kaysili, K. Dunham, T. Woynaroski, A.M. Tharpe, E.M. Picou // EAR and Hearing. 2022. Vol. 43. № 2. P. 436—447. DOI:10.1097/aud.0000000000001058
- Same or Different: The Overlap Between Children With Auditory Processing Disorders and Children With Other Developmental Disorders: A Systematic Review / E. de Wit, P. van Dijk, S. Hanekamp, M.I. Visser-Bochane, B. Steenbergen, C.P. van der Schans, M.R. Luinge // EAR and Hearing. 2018. Vol. 39. № 1. P. 1—19. DOI:10.1097/AUD.0000000000000479
- Schelinski S., Tabas A., von Kriegstein K. Altered processing of communication signals in the subcortical auditory sensory pathway in autism // Human Brain Mapping. 2022. Vol. 43. № 6. P. 1955—1972. DOI:10.1002/hbm.25766
- Sharma M., Purdy S.C., Kelly A.S. A randomized control trial of interventions in school-aged children with auditory processing disorders // International Journal of Audiology. 2012. Vol. 51. № 7. P. 506—518. DOI:10.3109/14992027.2012.670272
- Sharma M., Purdy S.C., Kelly A.S. Comorbidity of Auditory Processing, Language, and Reading Disorders // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2009. Vol. 52. № 3. P. 706—722. DOI:10.1044/1092-4388(2008/07-0226)
- Shriberg L.D., Smith A.J. Phonological Correlates of Middle-Ear Involvement in Speech-Delayed Children: A Methodological Note // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 1983. Vol. 26. № 2. P. 293—297. DOI:10.1044/jshr.2602.293
- Speech Sound Processing Deficits and Training-Induced Neural Plasticity in Rats with Dyslexia Gene Knockdown / T.M. Centanni, F. Chen, A.M. Booker, C.T. Engineer, A.M. Sloan, R.L. Rennaker, J.J. LoTurco, M.P. Kilgard // PLOS ONE. 2014. Vol. 9. № 5. Article ID e98439. 14 p. DOI:10.1371/journal.pone.0098439
- Stefanatos G.A., DeMarco A.T. Central Auditory Processing Disorders // Encyclopedia of Human Behavior / Ed. V.S. Ramachandran. 2nd ed. New York: Academic Press, 2012. P. 441—453. DOI:10.1016/B978-0-12-375000-6.00083-5
- Temporal plasticity in the primary auditory cortex induced by operant perceptual learning / S. Bao, E.F. Chang, J. Woods, M.M. Merzenich // Nature Neuroscience. 2004. Vol. 7. № 8. P. 974—981. DOI:10.1038/nn1293
- The descending corticocollicular pathway mediates learning-induced auditory plasticity / V.M. Bajo, F.R. Nodal, D.R. Moore, A.J. King // Nature Neuroscience. 2009. Vol. 13. № 2. P. 253—260. DOI:10.1038/nn.2466
- The Use of Listening Devices to Ameliorate Auditory Deficit in Children with Autism / G. Rance, K. Saunders, P. Carew, M. Johansson, J. Tan // The Journal of Pediatrics. 2014. Vol. 164. № 2. P. 352—357. DOI:10.1016/j.jpeds.2013.09.041
- Whitton J.P., Polley D.B. Evaluating the Perceptual and Pathophysiological Consequences of Auditory Deprivation in Early Postnatal Life: A Comparison of Basic and Clinical Studies // Journal of the Association for Research in Otolaryngology. 2011. Vol. 12. P. 535—547. DOI:10.1007/s10162-011-0271-6
- Willeford J.A. Assessing central auditory behavior in children: A test battery approach // Central auditory dysfunction / Ed. R.W. Keith. New York: Grune and Stratton, 1977. P. 43—72.
- Willeford J.A., Burleigh J.M. Sentence procedures in central testing // Handbook of clinical audiology / Ed. J. Katz. 4th ed. Baltimore: Williams & Wilkins, 1994. P. 256—268.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1103
В прошлом месяце: 128
В текущем месяце: 93
Скачиваний
Всего: 143
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 18