Типы нарушений речемыслительной деятельности у пациентов с расстройствами шизофренического спектра

55

Аннотация

При изучении шизофрении особое внимание уделяется нарушениям речи. Описания речи больных шизофренией, как правило, феноменологические. Необходим объективизированный анализ речи, который может позволить выделить дополнительные маркеры в оценке психического состояния и уточнить критерии психодиагностики. Возможность адаптации имеющихся англоязычных исследований неоднозначна. Необходим метод на базе русскоязычной выборки. Цель работы: выявление типов речевых характеристик у пациентов с расстройствами шизофренического спектра во взаимосвязи с патопсихологическими характеристиками мышления. Выборка — 70 человек: пациенты, страдающие шизофренией (n=45) и условно здоровые лица (n=25). Методы: экспертная оценка, экспериментально-психологические (методики для изучения мышления и фиксации речевой продукции), контент-анализ, методы математической статистики. В отличие от условной нормы, речь пациентов с шизофренией содержит меньше слов, структурно и грамматически проще, характеризуется формальностью и описательностью текста, но имеет бо́льшую смысловую нагрузку, содержит меньше описаний своих переживаний, меньше ориентирована на коммуникацию и социальное окружение. Было выделено 3 типа письменной речи у пациентов с шизофренией: «Витиеватое описание внутренних переживаний», «Повествовательная бедность», «Упоминание “Я”», и 2 типа устной речи: «Повествовательная бедность», «Рассуждательство». Все типы письменной речи и тип устной речи «Рассуждательство» были значимо взаимосвязаны с нарушениями мышления. Образованные 5 типов речевых характеристик во взаимосвязи с нарушениями мышления, характерными для шизофрении, формируют 3 типа расстройств речемыслительной деятельности при шизофрении.

Общая информация

Ключевые слова: шизофрения, речь, нарушения мышления, психолингвистика, нарушения речи, психодиагностика, страдавшие от шизофрении

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024130209

Получена: 18.12.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Смерчинская Э.М., Трегубенко И.А., Исаева Е.Р. Типы нарушений речемыслительной деятельности у пациентов с расстройствами шизофренического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 147–158. DOI: 10.17759/cpse.2024130209

Полный текст

Введение

При изучении расстройств шизофренического спектра (РШС) многие авторы отводили особое место речевым нарушениям и проводили исследования «шизофренической» речи [1; 3; 4; 6–18; 21; 22]. Речевые нарушения — один из основных диагностических критериев шизофрении, описанный и в МКБ, и в DSM. Проявление некоторых нарушений речи в преморбидный период подчеркивает значимость анализа речи при диагностике шизофрении. Аналогичные речевые нарушения в той или иной степени наблюдаются у здоровых родственников больных. Существует предположение, что нарушения речи могут быть ранним признаком развивающегося психотического состояния [3; 4; 9].

На данный момент исследование речи пациента с шизофренией служит лишь иллюстрацией уже установленного диагноза [5]. Вместе с тем, речевая продукция пациентов — ценный диагностический материал. Признаки нарушений речи можно обнаружить на ее структурном уровне, который поддается формализованному анализу [1; 3–5; 7; 19]. Структурный анализ речи как диагностическая методика на данный момент не признается, хотя в речи пациента возможно выделить маркеры нарушений речемыслительной деятельности [1; 3; 5; 10; 12–15]. Анализ структуры речи у пациентов с шизофренией может способствовать ранней диагностике, когда нарушения психической деятельности полиморфны и слабо выражены [1; 2; 7]. Анализ структуры речи также может позволить конкретизировать и уточнить дифференциально-диагностические критерии, обозначенные в клинических рекомендациях и современных диагностических руководствах [2; 7; 16; 19]. В литературе имеются описания различных психопатологических речевых синдромов, однако они были выделены феноменологически. При анализе достаточного речевого материала можно обнаружить статистически значимые закономерности и характеристики текста, скрытые от прямого наблюдения [5; 10; 11]. В зарубежной медицинской психологии и психиатрии уже ведутся разработки в области диагностики психических расстройств посредством анализа речи [11–20; 22], однако эти исследования базируются на англоязычной выборке, поэтому возможность их адаптации неоднозначна — нет достоверных исследований, которые подтвердили бы сопоставимость психологических, клинических и лингвистических характеристик англоязычных и русскоязычных выборок. Необходимо создание собственного метода речевого анализа на базе русскоязычной выборки. Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность исследуемой темы.

Цель исследования: выявление типов специфических речевых характеристик у пациентов с расстройствами шизофренического спектра во взаимосвязи с патопсихологическими характеристиками мышления.

Методы

Характеристика участников исследования. Общая выборка испытуемых составила 70 человек, которые были разделены на две группы (Таблица 1):

  • Экспериментальная группа (ЭГ) — 45 пациентов с шизофренией (F20 по МКБ-10) в возрасте от 19 до 68 лет;
  • Контрольная группа (КГ) — 25 условно здоровых лиц в возрасте от 20 до 59 лет.

Большинство испытуемых в обеих группах имели высшее образование (51% в ЭГ, 44% в КГ).

Таблица 1. Описание выборки

Группы

Экспериментальная группа (пациенты с РШС)

Контрольная группа (условно здоровые лица)

Количество испытуемых

45

25

Пол

мужской

24

10

женский

21

15

Возраст

37±11.9

28.9±10.86

Критерии включения пациентов в исследование: установленный врачом-психиатром диагноз (F20 по МКБ-10), доступность контакту, возраст испытуемых от 18 лет, дезактуализация продуктивной симптоматики, отсутствие когнитивного снижения (показатель MoCA ≥26 баллов) и эмоционально-волевого дефекта (верифицируется врачом-психиатром).

Критерии исключения пациентов из исследования: наличие коморбидного органического поражения головного мозга (согласно критериям МКБ-10), синдрома зависимости от алкоголя или других психоактивных веществ (согласно критериям МКБ-10).

Критерии включения здоровых лиц в исследование: отсутствие установленного врачом-психиатром диагноза, отсутствие в анамнезе обращений за психиатрической помощью, возраст испытуемых от 18 лет.

Использованные методы. При работе с испытуемыми и анализе полученных данных использовались методы:

  • экспертных оценок (постановка диагноза врачом-психиатром, анализ патопсихологических особенностей мышления (в соответствии с классификацией нарушений мышления Б.В. Зейгарник)).
  • экспериментально-психологический:
  • фиксация произвольной речевой продукции пациента (автобиографические тексты (ранние воспоминания и яркие воспоминания в соответствии с инструкцией методики «Ранние воспоминания» А. Адлера));
  • методики изучения мышления («Исключение лишнего» (невербальный вариант), «Сравнение понятий»).
  • контент-анализ (лингвостатистический анализ структурных характеристик речи).

Статистическая обработка данных была выполнена с помощью программы STATISTICA 8 и включала в себя: сравнительный анализ для установления различий между речью пациентов с РШС и речью условно здоровых лиц (U-критерий Манна-Уитни), факторный анализ для выделения типов речи у пациентов с РШС, корреляционный анализ для выявления взаимосвязей между типами речи у пациентов с РШС и выявленными у данных пациентов нарушениями мышления (Гамма-корреляция).

Результаты

Сравнение речевых характеристик пациентов с РШС и условно здоровых лиц

Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Различия между речью пациентов с РШС и речью здоровых лиц

 

Медиана (РШС)

Медиана (норма)

Z

p-уровень

Характеристики письменной речи

Общий объем текста

14.00

66.00

-4.85

0.000001

Предложения с сочинительным типом синтаксической связи

0.00

1.00

-3.44

0.0006

Предложения с подчинительным типом синтаксической связи

0.00

1.00

-2.65

0.008

Предложения со смешанным типом синтаксической связи

0.00

0.13*

0.00

0.96*

-2.64

0.008

Простые предложения

1.00

3.00

-4.42

0.00001

Индекс лексического многообразия

71.43

62.37

2.49

0.01

Внутренние предикаты

0.00

6.45

-3.37

0.0007

Глаголы в настоящем времени

0.00

2.73

-3.43

0.0006

Отглагольные формы

0.00

0.48*

0.00

0.80*

-2.21

0.03

Имя существительное

31.25

25.56

2.46

0.01

Наречия

0.00

4.69

-2.37

0.02

Местоимения 3 лица множественного числа

0.00

0.00*

0.00

0.57*

-2.48

0.01

Характеристики устной речи

Общее количество слов в тексте

57.00

132.00

-4.03

0.00006

Предложения со смешанным типом синтаксической связи

1.00

2.00

-3.13

0.002

Простые предложения

1.00

2.00

-2.49

0.01

Индекс лексического многообразия

50.00

42.86

2.53

0.01

Внутренние предикаты

5.36

7.41

-2.61

0.009

Примечание. Знаком * отмечены средние значения по показателю.

Как видно из таблицы 2, устная и письменная речь пациентов с шизофренией значительно меньше по общему количеству слов в сравнении с речью условно здоровых людей. Структура речи у здоровых испытуемых сложнее, синтаксически разнообразнее, чем у пациентов с шизофренией. Однако речь пациентов с РШС отличается от речи здоровых лиц большей содержательностью благодаря малому количеству используемых слов и их большей семантической вариативности. Пациенты с шизофренией, в отличие от контрольной группы, значимо меньше используют в своей речи слова, выражающие их мысли, переживания (внутренние предикаты).

Письменная речь условно здоровых лиц также отличается от речи пациентов с шизофренией большей коммуникативной направленностью (описание в тексте действий посредством настоящего времени глагола, отглагольных форм (причастия, деепричастия)). Также речь здоровых испытуемых разнообразнее по морфологическому составу (использование наречий, местоимений), обладает большей ориентированностью на других людей (наличие местоимений 3-го лица), в то время как письменная речь пациентов с шизофренией характеризуется формальностью и описательностью из-за преобладания имен существительных.

Выделение типов речи у пациентов с шизофренией

Посредством процедуры факторного анализа были сформированы типы речи пациентов с РШС: три типа — в письменной речи, два типа — в устной.

Первый тип письменной речи — «Витиеватое описание внутренних переживаний» (доля дисперсии — 27%): пациент описывает внутренние переживания словами «чувствуется», «помню», «ощущается» и т.п. (внутренние предикаты), однако для выражения своих мыслей и переживаний пациент использует витиеватые речевые конструкции — усложняет их сложными предложениями, множеством союзов, наречиями.

Второй тип письменной речи — «Повествовательная бедность» (доля дисперсии — 23%): пациент, используя очень небольшое количество слов (≈10), описывает ситуации из своего прошлого с помощью скудного перечисления происходивших вокруг пациента действий (внешние предикаты). При этом в описываемых событиях пациент занимает, как правило, пассивную позицию наблюдателя, проявляет аспонтанность.

Третий тип письменной речи — «Упоминание “Я”» (доля дисперсии — 14%): пациент рассказывает непосредственно о себе и своих эмоциях, используя местоимение «Я», но это значительно снижает простоту и понятность текста, потому что возрастает грамматическая сложность речи.

Первый тип устной речи — «Повествовательная бедность» (доля дисперсии — 26%): тип устной речи соответствует идентичному по названию и содержанию описанному раннее типу письменной речи.

Второй тип устной речи — «Рассуждательство» (доля дисперсии — 24%): пациент использует в речи сложные речевые конструкции, различные типы сложной синтаксической связи, множество союзов, рассказывает о себе и о других, однако смысловая нагрузка речевой продукции значительно снижается вследствие увеличения общего объема текста, множественных повторяющихся слов, уменьшения количества существительных.

Взаимосвязи между типами речи и выявляемыми нарушениями мышления

В результате проведения процедуры корреляционного анализа данных было получено несколько взаимосвязей на уровне статистической значимости р<0.05 (Рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязи между типами речи пациентов с РШС и выявляемыми у них нарушениями мышления.

На рисунке: 1 — тип письменной речи «Повествовательная бедность», 2 — тип устной речи «Рассуждательство», 3 — тип письменной речи «Витиеватое описание внутренних переживаний», 4 — тип письменной речи «Упоминание “Я”», 5 — искажение процесса обобщения с актуализацией формальных признаков, 6 — искажение процесса обобщения с актуализацией латентных признаков, 7 — разноплановость мыслительной деятельности.

Тип письменной речи «Витиеватое описание внутренних переживаний» и тип устной речи «Рассуждательство» положительно коррелируют между собой (r=0.36) и с искажением процесса обобщения с актуализацией латентных признаков (r=0.38, r=0.47 соответственно). Т.е. чем больше пациент описывает собственные чувства, мысли, эмоции и использует более сложную грамматическую структуру речи, тем больше его мыслительные операции содержат искажения по «латентным признакам». Тип письменной речи «Повествовательная бедность» положительно взаимосвязан с искажением процесса обобщения по формальному типу (r=0.34). Чем скуднее описание происходивших вокруг пациента действий, тем больше в его мышлении искажений по формальному типу. Тип письменной речи «Упоминание “Я”» имеет положительную корреляцию с нарушениями мотивационного компонента мышления (r=0.37): чем больше пациент использует в речи местоимение «Я», рассказывает о своих эмоциях, тем чаще в мышлении присутствуют нарушения по типу разноплановости.

Обсуждение результатов

Полученные результаты могут указывать на наличие специфических структурных характеристик речи, значимо отличающих пациентов с шизофренией от условно здоровых лиц. Для уточнения специфичности выявленных нарушений планируется сравнение речи пациентов с шизофренией с речью пациентов с биполярным аффективным расстройством и расстройством личности.

Также по результатам проведенного исследования можно предположить, что структурный анализ речи может быть эффективен в психодиагностике расстройств шизофренического спектра. Структурные характеристики речи, обнаруженные в данном исследовании у русскоязычных пациентов с шизофренией, согласуются с данными других исследований [1; 11; 12; 14–16] и дополняют их за счет охвата бо́льшего количества формальных структурных речевых характеристик. Для уточнения результатов и повышения их достоверности необходимы дальнейшие исследования и увеличение объема выборки.

Структурные характеристики речи пациентов с шизофренией образуют собой типы речи, которые во взаимосвязи с нарушениями мышления формируют комплексы нарушений речемыслительной деятельности. Данные комплексы нарушений могут позволить уточнить критерии дифференциальной психодиагностики.

Основными ограничениями проведенного исследования на данный момент являются узкий репертуар исследуемых нозологических групп и недостаточный для подтверждения высокой точности результатов объем выборки.

В качестве дальнейших перспектив данного исследования и изучения формальных характеристик речи можно выделить создание новой диагностической методики для дифференциальной психодиагностики с помощью технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Для реализации этих перспектив необходимо увеличение исследовательской выборки, расширение репертуара исследуемых нозологических категорий (шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство, биполярное аффективное расстройство, депрессивное расстройство, органические расстройства, невротические и связанные со стрессом расстройства, расстройства личности), приложение результатов исследования к технологиям машинного обучения и искусственного интеллекта с привлечением специалистов IT-сферы.

Выводы

  1. В отличие от условно здоровых лиц, тексты пациентов с шизофренией характеризуются такими формальными речевыми индикаторами, как: грамматическая простота, преобладание существительных, малый объем используемых слов, сниженная коммуникативная направленность, редкая встречаемость описания внутренних переживаний и мыслей.
  2. Выделенные в исследовании 3 типа письменной речи у пациентов с шизофренией отражают наличие у них сложностей при описании внутренних переживаний, описании себя, социальную пассивность и аспонтанность.
  3. Выделенные 2 типа устной речи отражают, с одной стороны, социальную пассивность, признаки абулии у пациентов, с другой стороны, выявляют формальные речевые характеристики «рассуждательства».
  4. Существуют взаимосвязи между типами речевых характеристик и нарушениями мышления у пациентов с шизофренией, которые формируют специфические комплексы расстройств речемыслительной деятельности, значимые в вопросах дифференциальной психодиагностики. Большинство взаимосвязей обнаруживалось для письменных текстов.

Литература

  1. Ениколопов С.Н., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю. и др. Лингвистические характеристики текстов психически больных и здоровых людей // Психологические исследования. 2018. Том 11. № 61. DOI: 10.54359/ps.v11i61.258
  2. Зислин И. Онтогенез бредового нарратива // Независимый Психиатрический Журнал. 2017. № 2. С. 63–73.
  3. Карякина М.В. Сидорова М.Ю., Шмуклер А.Б. Нарушения речи у больных шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. Том 27. № 4. С. 93–100.
  4. Микиртумов Б.Е. Лексика психопатологии. СПб.: Речь, 2004. 200 с.
  5. Пашковский В.Э., Пиотровская В.Р. Психиатрическая лингвистика. Изд. 4-е. М.: ЛЕНАНД, 2015. 168 с.
  6. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974. 168 с.
  7. Случевский Ф.И. Избранные труды: статьи, опубликованные с 1964 по 1993 год. СПб.: Фонд «Содружество», 2011. 414 с.
  8. Chaika E.O. Understanding psychotic speech: Beyond Freud and Chomsky. Springfield: Charles C. Thomas Publisher, 339 p.
  9. Condray R., Steinhauer S. The language system in schizophrenia: Effects of capacity and linguistic structure // Schizophrenia Bulletin. 2002. Vol. 28 (3). P. 475–490. DOI:1093/oxfordjournals.schbul.a006955
  10. Crow T. Nuclear schizophrenic symptoms as a window on the relationship between thought and speech // The British Journal of Psychiatry. 2008. Vol. 173 (4). P. 303–309. DOI: 10.1192/bjp.173.4.303
  11. de Boer J.N., Hoogdalem M., Mandl R. et al. Language in schizophrenia: relation with diagnosis, symptomatology and white matter tracts // npj Schizophrenia. 2020. Vol. 6 (1). P. 1–10. DOI: 10.1038/s41537-020-0099-3
  12. de Boer J.N., Voppel A.E., Bredero S. et al. Acoustic speech markers for schizophrenia-spectrum disorders: a diagnostic and symptom-recognition tool // Psychological Medicine. 2023. Vol. 53 (4). P. 1302–1312. DOI: 10.1017/S0033291721002804
  13. Dusi L., Lucarini V., Cangemi F. et al. Language and turn-taking in schizophrenia spectrum disorders // European Psychiatry. 2022. Vol. 65 (S1). P. S763–S764. DOI: 10.1192/j.eurpsy.2022.1971
  14. Hartopo D., Kalalo R.T. Language disorder as a marker for schizophrenia // Asia-Pacific Psychiatry. 2022. Vol. 14 (3). Art. e12485. DOI: 10.1111/appy.12485
  15. Hinzen W., Rossello J. The linguistics of schizophrenia: thought disturbance as language pathology across positive symptoms // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. Art. 971. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00971
  16. Ketteler D., Theodoridou A., Ketteler S., Jage M. High order linguistic features such as ambiguity processing as relevant diagnostic markers for schizophrenia // Schizophrenia Research and Treatment. 2012. Vol. 2012. Art. DOI: 10.1155/2012/825050
  17. Liddle P.F., Ngan E.T.C., Caissie S.L. et al. Thought and Language Index: an instrument for assessing thought and language in schizophrenia // British Journal of Psychiatry. 2002. Vol.181 (4). P. 326–330. DOI: 10.1192/bjp.181.4.326
  18. Lysaker J., Lysaker P. Being interrupted: The self and schizophrenia // Journal of Speculative Philosophy. 2005. Vol. 19 (1). 1–21. DOI: 10.2307/25670546
  19. Marini A., Spoletini I., Kravets Y. et al. The language of schizophrenia: an analysis of micro and macrolinguistic abilities and their neuropsychological correlates // Schizophrenia Research. 2008. Vol. 105 (1-3). P. 144–155. DOI: 10.1016/j.schres.2008.07.011
  20. Moro A., Bambini V., Bosia M. et al. Detecting syntactic and semantic anomalies in schizophrenia // Neuropsychologia. 2015. Vol. 79 (Pt. A). P. 147–157. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2015.10.030
  21. Semenova N.D., Sizova N. The relationship between linguistic features of speech and psychological characteristics in schizophrenia spectrum disorders // European Psychiatry. 2023. Vol. 66 (S1). P. S631–S631. DOI: 10.1192/j.eurpsy.2023.1313
  22. van der Watt G., Coall D., Sng A., Janca A. Early memories: Clinical relevance and significance // Australasian Psychiatry. 2016. Vol. 24 (1). P. 34–38. DOI: 10.1177/1039856215598867

Информация об авторах

Смерчинская Элина Маратовна, аспирант кафедры общей и клинической психологии, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6646-2396, e-mail: fotaroaeko4897@gmail.com

Трегубенко Илья Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова (ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8836-5084, e-mail: ia2312@yandex.ru

Исаева Елена Рудольфовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова (ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7731-7693, e-mail: isajeva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 178
В прошлом месяце: 75
В текущем месяце: 62

Скачиваний

Всего: 55
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 17