Клиническая и специальная психология
2023. Том 12. № 1. С. 180–212
doi:10.17759/cpse.2023120108
ISSN: 2304-0394 (online)
Трудности с восприятием речи на фоне шума у детей с расстройствами аутистического спектра не связаны с уровнем их интеллекта
Аннотация
Известно, что детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) сложнее, чем типично развивающимся сверстникам, понимать речь в шумной обстановке. В основе такого нарушения могут лежать снижение помехоустойчивости и/или трудности интеграции фрагментов речи, расслышанных в интервалах, которые имеются в окружающих шумах. Мы исследовали роль этих факторов в восприятии слов на фоне шума у детей с РАС с широким спектром интеллектуальных способностей. Выборку составили 42 ребенка с РАС и 38 типично развивающихся детей 7–12 лет. Детям предлагалось повторять двусложные слова, предъявляемые на фоне шума. Использовалось два типа маскировки: стационарный шум и шум, модулированный по амплитуде. Уровень интеллекта оценивался с помощью Батареи тестов Кауфмана для детей (KABC-II). Результаты свидетельствуют о том, что дети с РАС хуже, чем типично развивающиеся дети, распознавали слова на фоне стационарного шума, т.е. имели сниженную помехоустойчивость. Даже после поправки на помехоустойчивость, наличие интервалов сниженной интенсивности в шуме, модулированном по амплитуде, в меньшей степени улучшало распознавание слов у детей с РАС, чем у типично развивающихся детей (F(1,75)=18,57, p<0,001). Ни успешность восприятия слов на фоне стационарного шума, ни способность использовать для распознавания интервалы низкой интенсивности шума не коррелировали у детей с РАС с уровнем интеллекта (коэффициент Спирмена, все p>0,80). Трудности восприятия зашумленной речи у детей с РАС не зависят напрямую от уровня их когнитивных способностей и связаны как с низкой помехоустойчивостью, так и слабыми возможностями временной интеграции фонем в слова.
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, восприятие речи, шум, интеллект, фонематические особенности восприятия, временная интеграция фонем, проблема коктейльной вечеринки
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120108
Финансирование. Исследование выполнено в рамках Государственного задания № 073-00038-23-02 от 13.02.2023 г. Министерства просвещения Российской Федерации
Благодарности. Исследование выполнено на уникальном научном оборудовании Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) ФГБОУ ВО МГППУ.
Получена: 23.01.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Фадеев К.А., Гояева Д.Э., Обухова Т.С., Овсянникова Т.М., Шведовский Е.Ф., Николаева А.Ю., Давыдова Е.Ю., Строганова Т.А., Орехова Е.В. Трудности с восприятием речи на фоне шума у детей с расстройствами аутистического спектра не связаны с уровнем их интеллекта [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 180–212. DOI: 10.17759/cpse.2023120108
Полный текст
Введение
Материалы и методы
Выборка. Участников с РАС рекрутировали в исследование из числа учащихся Федерального ресурсного центра ФГБОУ ВО МГППУ, либо через объявления в СМИ. Общими критериями включения в выборку были возраст от 7 до 12 лет включительно и способность следовать инструкциям при тестировании. Все дети с РАС были диагностированы психолого-медико-педагогической комиссией в соответствии с критериями, установленными МКБ-10 (F84.0, F84.1, F84.5) [51], либо независимым психиатром в соответствии с критериями, установленными DSM-V [7]. Типично развивающиеся дети были приглашены через объявления в СМИ. В контрольную группу были включены только типично развивающиеся дети без неврологических и психиатрических нарушений, посещающие общеобразовательные школы.
Изначально мы протестировали 50 детей с РАС и 38 типично развивающихся детей. Семь детей с РАС не были включены в данную выборку из-за неспособности следовать инструкциям. Один ребенок с РАС был исключен из-за подозрения на снижение чувствительности слуха. Конечную выборку составили 38 типично развивающихся детей (ТР; 8 девочек; M=10,01 лет, SD=1,59 лет, Mе=10,00 лет, возрастной диапазон — 7,00–12,83 лет) и 42 ребенка с РАС (РАС; 5 девочек; M=10,62 лет, SD=1,39 лет, Me=10,83 лет, возрастной диапазон — 7,40–12,83), способных следовать инструкциям при выполнении психофизического теста. Группы были уравнены по возрасту (U=983,50, z=1,78, p=0,075). Половой состав в группах значимо не различался (z=1,11, p=0,280). Все участники исследования были монолингвальными носителями русского языка.
Этапы и методы исследования. Исследование было разделено на два сеанса, проводившихся в отдельные дни. Аудиометрия и психофизическое тестирование проводились в один день и занимали около 10 и 40 минут соответственно. Оценку уровня интеллекта (1-2 часа — в зависимости от особенностей испытуемого) проводили в отдельные дни — до или после психометрического тестирования.
Уровень интеллекта оценивался с помощью Батареи тестов Кауфмана для детей (KABC-II) [23]. Батарея рекомендована для тестирования интеллекта у детей с аутизмом [25], поскольку она в меньшей степени чем, например, широко распространенный тест Векслера, опирается на вербальные способности и приобретенные знания; ее стимулы просты и визуально привлекательны, а шкалы тесно связаны с нейрофизиологическими процессами. Включенное в процедуру стандартизации положение позволяет тестирующему обучать и демонстрировать ребенку начальные стимулы в каждом субтесте. Это дает возможность проверить способность ребенка к обучению с использованием имитации по модели и иногда позволяет тестирующему преодолеть первоначальную неспособность ребенка понять инструкции.
- Шкала «Запоминание новой информации» (Learning Scale Index) оценивает способность ребенка хранить и эффективно извлекать новую или ранее изученную информацию;
- Шкала «Последовательная обработка информации» (Sequential Scale Index) оценивает способность запоминать и воспроизводить линейно или временно связанные единицы информации в последовательном порядке.
- Шкала «Целостная обработка информации» (Simultaneous Scale Index) необходима для оценки способности ребенка к интеграции одновременно воспринимаемой информации, в первую очередь зрительной, и умения анализировать пространственные отношения между объектами.
- Шкала «Логика» (Planning Scale Index) измеряет способности ребенка к установлению логических закономерностей, навыки принятия решения при выборе наиболее подходящего варианта из нескольких альтернатив.
Таблица 1
Обозначения условий, используемые в статье
|
Отношение сигнал/шум (ОСШ)* |
|||
Тип шума |
0 |
-3 |
-6 |
-9 |
Стационарный (СТ) |
СТ-0 |
СТ-3 |
СТ-6 |
СТ-9 |
Амплитудно-модулированный (АМ) |
АМ-0 |
АМ-3 |
АМ-6 |
АМ-9 |
Примечания: * — дано в децибелах над уровнем звукового давления целевого сигнала (в среднем 60 дБ). То есть ОСШ 0 дБ означает, что уровень звукового давления шума равен уровню звукового давления целевого сигнала (в среднем — для СТ шума и на пике — для АМ шума). Отрицательные значения означают превышение уровня шума над уровнем сигнала.
Результаты
Распознавание слов детьми с РАС и ТР детьми при разных типах и уровнях маскировки. На рисунке 2 показано среднее число правильно распознанных слов для разных уровней и типов шума у детей с РАС и ТР детей. Во всех случаях дети с РАС распознали меньше слов (U-тесты, все условия p<0,05, кроме условий СТ-9 и АМ-9; p=0,206 и p=0,464 соответственно; см. Приложение № 1). Таким образом, дети с РАС в целом хуже распознавали речь на фоне шума независимо от его уровня или наличия/отсутствия амплитудной модуляции.
Рис. 2. Различия между детьми с РАС и ТР детьми в количестве правильно распознанных слов при их маскировке стационарным и амплитудно-модулированным шумом
Рис. 3. Сравнение числа правильно распознанных слов при их маскировке стационарным и амплитудно-модулированным шумом у детей РАС и ТР детей
Рис. 4. Зависимость числа правильно распознанных слов в условиях стационарного и амплитудно-модулированного шума от возраста (А) и IQ (Б) у ТР детей и детей с РАС
Рис. 5. Различие в распознавании слов в амплитудно-модулированном шуме в парах детей с РАС и ТР детей, схожим образом выполнявших тест в условиях стационарного шума
Примечания: вставка в рисунок демонстрирует, что дети в этих парах (n=22) распознавали сходное число слов (±1 слово) в условиях маскировки стационарным шумом. Жирная черная линия — среднее по группе. Несмотря на это, в условиях амплитудно-модулированной маскировки те же дети с РАС выполняли тест хуже ТР детей: * — p<0,05.
Таблица 2
Зависимость успешности распознавания слов в условиях амплитудно-модулированной маскировки от успешности в условиях маскировки стационарным шумом, а также от возраста и наличия/отсутствия РАС
Предиктор |
F |
df |
p |
η2 |
СТ-3,-6 |
34,51 |
1, 75 |
<0,001 |
0,315 |
Возраст |
12,08 |
1, 75 |
<0,001 |
0,139 |
Группа |
18,57 |
1, 75 |
<0,001 |
0,198 |
Возраст*Группа |
0,24 |
1, 75 |
0,622 |
0,003 |
Примечания: зависимая переменная — разница между числом слов, названных в условиях маскировки амплитудно-модулированным (АМ-3,-6) и стационарным (СТ-3,-6) шумом: АМ-3,-6 – СТ-3,-6. Независимые переменные — факторы «Группа» (ТР или РАС), «Возраст» и число слов, названных в условиях маскировки СТ шумом (СТ-3,-6).
Рис. 6. Отсутствие влияние интеллекта на облегчающий эффект амплитудной модуляции шума у детей с РАС
Обсуждение
В данной работе мы исследовали, как шум влияет на слухоречевое восприятие у детей с РАС, владеющих функциональной речью. Мы также оценили, насколько чувствительность слухоречевого восприятия к шуму у детей с РАС зависит от уровня их когнитивных способностей. Детям предлагали повторять простые слова, предъявляемые на фоне шума двух типов: непрерывного и амплитудно-модулированного. Восприятие слов на фоне амплитудно-модулированного шума требует временнóй интеграции обрывков слов, расслышанных в интервалах с низкой интенсивностью шума, и затрагивает более сложные процессы слухоречевой обработки, чем постоянный шум. Дети с РАС в целом хуже, чем типично развивающиеся сверстники, распознавали слова на фоне шума и в меньшей степени использовали для улучшения распознавания интервалы относительной тишины в амплитудно-модулированном шуме. Неожиданно, мы не обнаружили связи между уровнем интеллекта детей с РАС и их способностью распознавать зашумленные слова. Ниже мы рассмотрим, какие факторы могли привести к ухудшению восприятия речи в шуме у детей с РАС.
В нашем исследовании дети с РАС хуже, чем ТР сверстники, распознавали речь в условиях энергетической маскировки стационарным шумом (рис. 2, левая панель), тогда как в ряде предыдущих исследований такого ухудшения у детей и подростков с РАС выявлено не было [5; 16]. Такие различия в результатах могут обусловливаться как особенностями методики, так и различием выборок. В описанных выше исследованиях выборку участников с РАС составляли люди с нормальным интеллектом, тогда как в настоящем исследовании средний уровень интеллекта наших участников с РАС составил 83 балла, а 55% (n=22) детей имели легкую степень умственной отсталости либо находились в пограничном диапазоне (IQ<85). Несмотря на то, что мы не наблюдали у детей с РАС связи между IQ и успешностью выполнения задания, такая связь могла обнаруживаться в зависимости от тяжести симптомов аутизма, нарушений внимания или степени речевых нарушений — факторов, которые не контролировались в нашем исследовании.
В отличии от текущего исследования, J.J. Foxe и соавторы [15] обнаружили у детей с РАС положительную корреляцию между IQ и способностью распознавать слова на фоне стационарного шума. Такое различие в результатах может объясняться особенностями выборок и/или методами тестирования. В их исследовании дети с и без РАС повторили в среднем только около 90% слов, предъявленных без шума, что, вероятно, является следствием утомления в результате длительного эксперимента. Так, исследователи предъявляли детям 300 слов, тогда как в нашем исследовании использовалось 160 слов. Кроме того, эти авторы исследовали зрительные стимулы и регистрировали глазодвигательную активность, что требовало фиксации головы и доставляло дополнительные неудобства испытуемым. Возможно, в исследовании J.J. Foxe и коллег [15] дети с высоким IQ, имевшие также более высокий уровень речевой компетентности (синдром Аспергера), меньше утомлялись и лучше удерживали внимание, что и привело к корреляции между IQ и успешностью распознавания слов. В нашем исследовании дети повторили 100% нерасслышанных слов, когда их предъявляли в конце эксперимента без шума, что говорит о меньшей роли утомления при выполнении задания. С другой стороны, дети с высоким IQ в нашей выборке были представлены в гораздо меньшей степени.
Заключение
Результаты исследования указывают на то, что трудности с распознаванием зашумленной речи у детей РАС являются обособленным дефицитом и не связаны напрямую с когнитивными нарушениями или общим снижением слуха. Они также свидетельствуют о том, что трудности с восприятием речи в шуме у детей с РАС обусловлены двумя группами факторов: сниженной помехоустойчивостью слухоречевого восприятия и проблемами интеграции фонем в целостное слово. Хотя нарушение способности к интеграции и может быть связано с пониженной помехоустойчивостью фонетического слуха, оно не объясняется полностью этим фактором. В то же время наличие такого специфического дефицита интеграции при РАС соответствует гипотезе «слабой центральной когерентности» и может объясняться нарушением автоматических, «досознательных» механизмов сборки слуховых фонем в единое целое. В перспективе использованный в нашем исследовании подход может оказаться полезным в коррекционно-педагогической практике для оценки особенностей нарушений слухоречевого восприятия у детей с РАС, имеющих широкий диапазон когнитивных способностей.
Небольшой размер выборки является существенным ограничением исследования. Кроме того, хотя использованные в тесте слова являлись высокочастотными и знакомыми детям младшего школьного возраста, владеющим функциональной речью, различия их фонетического состава и семантического значения могли влиять на сложность распознавания на фоне шума. Случайное сочетание слова и типа и/или уровня шума в нашем эксперименте элиминировали систематическое влияние данного фактора, но также вносили «шум» в получаемые результаты. Впоследствии мы планируем использовать полученную в данном исследовании информацию о «трудноразличимости» слов для дальнейшего усовершенствования теста.
В практическом отношении наше исследование призвано привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сниженной толерантности к шуму у детей с РАС. Такие дети вне зависимости от уровня их когнитивных способностей значительно более чувствительны к маскировке речи шумом, чем их типично развивающиеся сверстники. Шум негативно сказывается на возможности ребенка с РАС воспринимать речь педагога в классной комнате, особенно в ситуации инклюзивного образования, когда ребенок помещен в обычный класс общеобразовательной школы. Наиболее простым техническим решением, облегчающим восприятие речи в шумной обстановке, могут стать специальные устройства, повышающие соотношение сигнал–шум, такие, например, как небольшие наушные усилители звука, доносящие речь непосредственно до ушей ребенка [40]. При этом удаленный микрофон находится близко ко рту говорящего (педагога), тогда как наушный усилитель обеспечивает прямой аудиовход, который поддерживает постоянный высокий уровень входного сигнала, преодолевая негативные эффекты расстояния до говорящего, окружающего шума и реверберации. Использование подобных средств детьми с РАС значительно облегчает распознавание речи [14; 38; 41; 42], снижает стресс [37] и в целом улучшает поведение при прослушивании и выполнении заданий у детей с нарушениями слухового восприятия [40]. Подход к тестированию восприятия речи в шуме, использованный в нашем исследовании, может помочь выделить детей, которым такие технические средства оптимизации отношения сигнал–шум могут оказаться особенно полезны, а также использоваться для объективной оценки коррекционного эффекта продолжительного применения таких средств [24].
Дополнительные материалы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты сравнения числа правильно названных слов
между группами ТР детей и детей с РАС в восьми условиях
Тип шума |
Группа |
M |
Me |
SD |
U |
p* |
d |
СТ-9 |
РАС |
1,14 |
1 |
1,12 |
566,5 |
0,206 |
0,52 |
ТР |
1,79 |
2 |
1,28 |
||||
АМ-9 |
РАС |
6,50 |
6 |
2,55 |
601,0 |
0,464 |
0,46 |
ТР |
7,89 |
7,5 |
3,39 |
||||
СТ-6 |
РАС |
3,74 |
4 |
1,87 |
346,0 |
<0,001 |
0,97 |
ТР |
5,79 |
6 |
1,85 |
||||
АМ-6 |
РАС |
9,45 |
9 |
2,47 |
421,0 |
0,001 |
0,78 |
ТР |
11,84 |
12 |
3,20 |
||||
СТ-3 |
РАС |
9,26 |
9 |
2,88 |
445,5 |
0,004 |
0,78 |
ТР |
11,68 |
12 |
2,88 |
||||
АМ-3 |
РАС |
12,98 |
13 |
3,10 |
333,0 |
<0,001 |
1,00 |
ТР |
15,95 |
16 |
1,86 |
||||
СТ-0 |
РАС |
13,38 |
13,5 |
2,79 |
495,0 |
0,025 |
0,65 |
ТР |
15,21 |
16 |
2,51 |
||||
АМ-0 |
РАС |
15,24 |
16 |
2,21 |
432,5 |
0,002 |
0,77 |
ТР |
17,08 |
17 |
2,17 |
Примечания: M — среднее, Me — медиана, SD — стандартное отклонение, U — тест Манна–Уитни, p — статистическая значимость, d — размер эффекта Коэна. * — значения p с поправкой Бонферрони на множественные сравнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты сравнения числа правильно названных слов между условиями СТ
и АМ шума при четырех уровнях шума у ТР детей и детей с РАС
Группа |
Тип шума |
M |
Me |
SD |
U |
p* |
d |
РАС |
СТ-9 |
1,14 |
1 |
1,12 |
22,5 |
<0,001 |
1,61 |
АМ-9 |
6,50 |
6 |
2,55 |
||||
ТР |
СТ-9 |
1,79 |
2 |
1,28 |
51,0 |
<0,001 |
1,53 |
АМ-9 |
7,89 |
7,5 |
3,39 |
||||
РАС |
СТ-6 |
3,74 |
4 |
1,87 |
58,5 |
<0,001 |
1,59 |
АМ-6 |
9,45 |
9 |
2,47 |
||||
ТР |
СТ-6 |
5,79 |
6 |
1,85 |
97,5 |
<0,001 |
1,51 |
АМ-6 |
11,84 |
12 |
3,20 |
||||
РАС |
СТ-3 |
9,26 |
9 |
2,88 |
331,5 |
<0,001 |
1,06 |
АМ-3 |
12,98 |
13 |
3,10 |
||||
ТР |
СТ-3 |
11,68 |
12 |
2,88 |
155,5 |
<0,001 |
1,32 |
АМ-3 |
15,95 |
16 |
1,86 |
||||
РАС |
СТ-0 |
13,38 |
13,5 |
2,79 |
540,0 |
0,015 |
0,69 |
АМ-0 |
15,24 |
16 |
2,21 |
||||
ТР |
СТ-0 |
15,21 |
16 |
2,51 |
408,0 |
0,007 |
0,74 |
АМ-0 |
17,08 |
17 |
2,17 |
Примечания: M — среднее, Me — медиана, SD — стандартное отклонение, U — тест Манна–Уитни, p — статистическая значимость, d — размер эффекта Коэна. * — значения p с поправкой Бонферрони на множественные сравнения.
Литература
- ИСО 8253-1:2010. «Акустика. Методы аудиометрических испытаний. Часть 1. Тональная пороговая аудиометрия по воздушной и костной проводимости» (ISO 8253-1:2010 «Acoustics — Audiometric test methods — Part 1: Pure-tone air and bone conduction audiometry»).
- Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009. 1087 с.
- Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Хаустов А.В. и др. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 4. С. 3–11. DOI: 10.17759/autdd.2015130401
- Ahveninen J., Hämäläinen M., Jääskeläinen I.P. et al. Attention-driven auditory cortex short-term plasticity helps segregate relevant sounds from noise / R. Desimone (ed.) // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. Vol. 108 (10). P. 4182–4187. DOI: 10.1073/pnas.1016134108
- Alcantara J.I., Weisblatt E.J.L., Moore B.C.J. et al. Speech-in-noise perception in high-functioning individuals with autism or Aspergers syndrome // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. Vol. 45 (6). P. 1107–1114. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2004.t01-1-00303.x
- Antshel K.M., Zhang-James Y., WagnerK.E. et al. An update on the comorbidity of ADHD and ASD: A focus on clinical management // Expert Review of Neurotherapeutics. 2016. Vol. 16 (3). P. 279–293. DOI: 10.1586/14737175.2016.1146591
- APA. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 5th ed. // American Psychiatric Association, 2013. DOI: 10.1176/appi.books.9780890425596
- Belin P., Fecteau S., Bédard C. Thinking the voice: Neural correlates of voice perception. // Trends in Cognitive Sciences. 2004. Vol. 8 (3). P. 129–135. DOI: 10.1016/j.tics.2004.01.008
- Bhatara A., Babikian T., Laugeson E. et al. Impaired timing and frequency discrimination in high-functioning autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. Vol. 43 (10). P. 2312–2328. DOI: 10.1007/s10803-013-1778-y
- Binder J.R. Current controversies on Wernicke’s area and its role in language // Current Neurology and Neuroscience Reports. 2017. Vol. 17 (58). DOI: 10.1007/s11910-017-0764-8
- Castro A.C., Monteiro P. Auditory dysfunction in animal models of autism spectrum disorder // Frontiers in Molecular Neuroscience. 2022. Vol. 15. DOI: 10.3389/fnmol.2022.845155
- Curran-Everett D., Williams C.L. Explorations in statistics: The analysis of change // Advances in Physiology Education. 2015. Vol. 39 (2). P. 49–54. DOI: 10.1152/advan.00018.2015
- Dunlop W.A., Enticott P.G., Rajan R. Speech discrimination difficulties in high-functioning autism spectrum disorder are likely independent of auditory hypersensitivity // Frontiers in Human Neuroscience. 2016. Vol. 10. DOI: 10.3389/fnhum.2016.00401
- Feldman J.I., Thompson E., Davis H. et al. Remote microphone systems can improve listening-in-noise accuracy and listening effort for youth with autism // Ear & Hearing. 2022. Vol. 43 (2). P. 436–447. DOI: 10.1097/aud.0000000000001058
- Foxe J.J., Molholm S., Del Bene V.A. et al. Severe multisensory speech integration deficits in high-functioning school-aged children with autism spectrum disorder (ASD) and their resolution during early adolescence // Cerebral Cortex. 2013. Vol. 25 (2). P. 298–312. DOI: 10.1093/cercor/bht213
- Frith U. Autism: Explaining the Enigma. Oxford, UK: Wiley-Blackwell, 2003. 264 p.
- Fritz C.O., Morris P.S., Richler J.J. Effect size estimates: Current use, calculations, and interpretation // Journal of Experimental Psychology. 2012. Vol. 141 (1). P. 2–18. DOI: 10.1037/a0024338
- Groen W.B., van Orsouw L., Huurne N. ter et al. Intact spectral but abnormal temporal processing of auditory stimuli in autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2009. Vol. 39 (5). P. 742–750. DOI: 10.1007/s10803-008-0682-3
- Hashimoto T., Tayama M., Miyazaki M. et al. Reduced brainstem size in children with autism // Brain & Development. 1992. Vol. 14 (2). P. 94–97. DOI: 10.1016/s0387-7604(12)80093-3
- Irwin J.R., Tornatore L.A., Brancazio L. et al. CAN children with autism spectrum disorders “hear” a speaking face? // Child Development. 2011. Vol. 82 (5). P. 1397–1403. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2011.01619.x
- James P., Schafer E., Wolfe J. et al. Increased rate of listening difficulties in autistic children // Journal of Communication Disorders. 2022. Vol. 99. 106252. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2022.106252
- Jones P.R., Moore D.R., Amitay S. Development of auditory selective attention: Why children struggle to hear in noisy environments // Developmental Psychology. 2015. Vol. 51 (3). P. 353–369. DOI: 10.1037/a0038570
- Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children, 2nd ed. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 2004.
- Keith W.J., Purdy S.C. Assistive and therapeutic effects of amplification for auditory processing disorder // Seminars in Hearing. 2014. Vol. 35 (1). P. 27–38. DOI: 10.1055/s-0033-1363522
- Klin A., Saulnier C., Tsatsanis K.D. et al. Clinical evaluation in Autism Spectrum Disorders: Psychological assessment within a transdisciplinary framework / F.R. Volkmar, R. Paul, A. Klin & D. Cohen (eds.) // Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders: Assessment, Interventions, and Policy, 3rd ed. 2005. P. 772–798. DOI: 10.1002/9780470939352.ch3
- Kulesza R.J., Lukose R., Stevens L.V. Malformation of the human superior olive in autistic spectrum disorders // Brain Research. 2011. Vol. 1367. P. 360–371. DOI: 10.1016/j.brainres.2010.10.015
- Luria A.R. Higher cortical functions in man (2nd. rev. ed.). New York: Basic Books, 1980.
- Mamashli F., Khan S., Bharadwaj H. et al. Auditory processing in noise is associated with complex patterns of disrupted functional connectivity in autism spectrum disorder // Autism Research. 2017. Vol. 10 (4). P. 631–647. DOI: 10.1002/aur.1714
- Manyukhina V.O., Prokofyev A.O., Galuta I.A. et al. Globally elevated excitation–inhibition ratio in children with autism spectrum disorder and below-average intelligence // Molecular Autism. 2022. Vol. 13 (20). DOI: 10.1186/s13229-022-00498-2
- McGrew K.S. The Cattell-Horn-Carroll Theory of cognitive abilities: Past, present, and future / D.P. Flanagan & P.L. Harrison (eds.) // Contemporary Intellectual Assessment: Theories, Tests, and Issues. New York: Guilford Press, 2005. P. 136–181.
- Morbidity and Mortality Weekly Report (MMWR). Correction and republication: Prevalence and characteristics of autism spectrum disorder among children aged 8 years — autism and Developmental Disabilities Monitoring Network, 11 sites, United States, 2012 // Morbidity and Mortality Weekly Report. 2018. Vol. 67 (45). 1279. DOI: 10.15585/mmwr.mm6745a7
- Moseley R.L., Correia M.M., Baron-Cohen S. et al. Reduced volume of the arcuate fasciculus in adults with high-functioning autism spectrum conditions // Frontiers in Human Neuroscience. 2016. Vol. 10. DOI: 10.3389/fnhum.2016.00214
- Nair A., Carper R.A., Abbott A.E. et al. Regional specificity of aberrant thalamocortical connectivity in autism // Human Brain Mapping. 2015. Vol. 36 (11). P. 4497–4511. DOI: 10.1002/hbm.22938
- O’Connor K. Auditory processing in autism spectrum disorder: A Review // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2012. Vol. 36 (2). P. 836–854. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2011.11.008
- Plaisted K., Saksida L., Alcántara J. et al. Towards an understanding of the mechanisms of weak central coherence effects: Experiments in visual configural learning and auditory perception // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B: Biological Sciences. 2003. Vol. 358 (1430). P. 375–386. DOI: 10.1098/rstb.2002.1211
- Price C.N., Bidelman G.M. Attention reinforces human corticofugal system to aid speech perception in noise // NeuroImage. 2021. Vol. 235. 118014. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2021.118014
- Rance G., Chisari D., Saunders K. et al. Reducing listening-related stress in school-aged children with autism spectrum disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2017. Vol. 47 (7). P. 2010–2022. DOI: 10.1007/s10803-017-3114-4
- Rance G., Saunders K., Carew P. et al. The use of listening devices to ameliorate auditory deficit in children with autism // The Journal of Pediatrics. 2014. Vol. 164 (2). P. 352–357. DOI: 10.1016/j.jpeds.2013.09.041
- Russo N., Nicol T., Trommer B. et al. Brainstem transcription of speech is disrupted in children with autism spectrum disorders // Developmental Science. 2009. Vol. 12 (4). P. 557–567. DOI: 10.1111/j.1467-7687.2008.00790.x
- Schafer E.C., Florence S., Anderson C. et al. A critical review of remote-microphone technology for children with normal hearing and auditory differences // Journal of Educational Audiology. 2014. Vol. 20. P. 1–11.
- Schafer E.C., Gopal K.V., Mathews L. et al. Effects of auditory training and remote microphone technology on the behavioral performance of children and young adults who have autism spectrum disorder // Journal of the American Academy of Audiology. 2019. Vol. 30 (5). P. 431–443. DOI: 10.3766/jaaa.18062
- Schafer E.C., Mathews L., Mehta S. et al. Personal FM systems for children with autism spectrum disorders (ASD) and/or attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): An initial investigation // Journal of Communication Disorders. 2013. Vol. 46 (1). P. 30–52. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2012.09.002
- Schelinski S., Tabas A., von Kriegstein K. Altered processing of communication signals in the subcortical auditory sensory pathway in autism // Human Brain Mapping. 2022. Vol. 43 (6). P. 1955–1972. DOI: 10.1002/hbm.25766
- Schelinski S., von Kriegstein K. Brief report: Speech-in-noise recognition and the relation to vocal pitch perception in adults with autism spectrum disorder and typical development // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 50 (1). P. 356–363. DOI: 10.1007/s10803-019-04244-1
- Simpson S.A., Cooke M. Consonant identification in N-talker babble is a nonmonotonic function of N // The Journal of the Acoustical Society of America. 2005. Vol. 118 (5). P. 2775–2778. DOI: 10.1121/1.2062650
- Smith E.G., Bennetto L. Audiovisual speech integration and lipreading in autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2007. Vol. 48 (8). P. 813–821. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2007.01766.x
- Sound Pressure Level Calculator / Chad Greene // MATLAB Central File Exchange: URL: https://www.mathworks.com/matlabcentral/fileexchange/35876-sound-pressure-level-calculator (дата обращения: 21.03.2023)
- Tager-Flusberg H., Kasari C. Minimally verbal school-aged children with autism spectrum disorder: The neglected end of the spectrum // Autism Research. 2013. Vol. 6 (6). P. 468–478. DOI: 10.1002/aur.1329
- Thompson E.C., Woodruff Carr K., White-Schwoch T. et al. Individual differences in speech-in-noise perception parallel neural speech processing and attention in preschoolers // Hearing Research. 2017. Vol. 344. P. 148–157. DOI: 10.1016/j.heares.2016.11.007
- Viscidi E.W., Triche E.W., Pescosolido M.F. et al. Clinical characteristics of children with Autism Spectrum Disorder and co-occurring epilepsy // PLOS ONE. 2013. Vol. 8 (7). e67797. DOI: 10.1371/journal.pone.0067797
- WHO. The ICD-10 classification of mental and behavioural disorders. Geneva: World Health Organization, 1993. 248 p. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/37108/9241544554.pdf (дата обращения: 21.03.2023)
- Williams Z.J., Abdelmessih P.G., Key A.P. et al. Cortical auditory processing of simple stimuli is altered in autism: A meta-analysis of auditory evoked responses // Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging. 2021. Vol. 6 (8). P. 767–781. DOI: 10.1016/j.bpsc.2020.09.011
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1068
В прошлом месяце: 69
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 315
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 11