Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 3
ISSN: 2304-0394 (online)
Пилотажное исследование возможности использования опросника Ф-07 для ориентировочной оценки готовности детей 2-3 лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: нарушение , развитие, функциональность, ребенок, ранний возраст, дошкольный возраст, инклюзия
Рубрика издания: Методы и методики
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Казьмин А.М., Лобова А.А., Прочухаева М.М., Рукина И.Б., Федина Е.В. Пилотажное исследование возможности использования опросника Ф-07 для ориентировочной оценки готовности детей 2-3 лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64021 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
В настоящее время в российском педагогическом сообществе происходит интенсивное накопление опыта воспитания детей с выраженными нарушениями развития в массовых или инклюзивных группах детского сада. Для одних детей включение в группу происходит успешно, для других - нет. Ситуации неуспешного включения способствуют дестабилизации психологического климата в группе, возникновению конфликтов и часто завершаются выводом ребенка из детского коллектива. Для детей, неготовых к посещению детского сада, в РФ всё чаще используются альтернативные возможности психолого-педагогической поддержки, объединяемые понятием «вариативные формы дошкольного образования» (ВФДО), такие как группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», служба ранней помощи, лекотека и др.[4]. В тоже время, переход ребенка из ВФДО в группу детского сада, имеющую высокий стимулирующий потенциал, является для многих родителей и педагогов желаемым и в тоже время недостаточно разработанным процессом. Решение этой проблемы частично зависит от наличия адекватного инструментария, позволяющего оценить готовность ребенка к адаптации в группе. Одним из способов проведения быстрой ориентировочной оценки такой готовности может быть применение опросной методики, рассчитанной на людей, хорошо знающих его(её) поведение в различных ситуациях повседневной жизни: родителей, воспитателей и других.
На наш взгляд, разработанный нами ранее опросник «Функциональность-07» (Ф-07) [1]; [3] может быть использован в качестве искомого инструмента. Под термином «функциональность» мы подразумеваем общую способность ребенка (человека) адекватно взаимодействовать с внешней средой, решая задачи повседневной жизни, т.е. использовать свой опыт и физические возможности целенаправленно, с учетом контекста. Эта способность зависит, в первую очередь, от степени зрелости управления психическими процессами, т.е. выполнения «контролируемых» процессов [8] («функциональных» - в терминах теории процессуального анализа [2], «исполнительных функций»), при помощи механизмов торможения [5], избирательной активации [9] и синхронизации активности мозговых структур [6]. На показатель функциональности могут существенно влиять двигательные возможности ребенка, возможности слуха и зрения, состояние других телесных функций, текущее эмоциональное состояние, поддерживающие или ограничивающие свойства среды, например, наличие или отсутствие вспомогательных технических средств (таких как специальное оборудование для удержания позы и передвижения, слуховой аппарат или кохлеарный имплант и т.п.).
Целью настоящей работы было предварительное изучение возможности использования опросника Ф-07 для ориентировочной оценки готовности детей 2-3- х лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада.
Испытуемые
Для получения данных об уровне функциональности детей 2-3-х лет, посещающих детский сад, были обследованы 80 детей в возрасте от 24 до 35 месяцев (40 мальчиков и 40 девочек) и 80 детей в возрасте от 35 до 47 месяцев (40 мальчиков и 40 девочек). В первую возрастную группу вошли 37 детей с «типичным развитием» (дети, у которых в медицинской карте не было указаний на наличие какого-либо нарушения), а также 2 ребенка с задержкой психического развития и 1 - с синдромом Дауна. Во вторую группу вошли 37 детей с «типичным развитием», 1 ребенок с синдромом Дауна, 1 - с задержкой речевого развития и 1 глухой ребенок с кохлеарным имплантантом с одной стороны. Включение всех детей с нарушениями, вошедших в эти группы, считалось воспитателями успешным.
Также были обследованы 15 детей с нарушениями развития, которые при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии были идентифицированы как неготовые к посещению детского сада; они были направлены в ВФДО и получали в них помощь не менее одного учебного года до момента обследования (таблица 1).
Таблица 1. Возраста и диагнозы детей с нарушениями развития
|
Вариативная форма дошкольного образования |
Диагноз |
Возраст ребенка в месяцах |
1 |
СРП* |
Первазивное нарушение развития неуточненное |
28 |
2 |
СРП* |
Задержка психомоторного и речевого развития гидроцефалия |
30 |
3 |
СРП* |
Синдром Дауна |
30 |
4 |
СРП* |
Расстройство аутистического спектра |
35 |
5 |
СРП* |
Первазивное нарушение развития неуточненное |
28 |
6 |
СРП* |
Расстройство аутистического спектра |
30 |
7 |
СРП* |
Редкий синдром (генетическое нарушение, неуточненное) |
32 |
8 |
Лекотека |
Слепота (последствие ретинопатии недоношенных) |
30 |
9 |
Лекотека |
G93.1 Последствия тяжелого перинатального |
30 |
10 |
Лекотека |
поражения ЦНС Задержка речевого развития, эмоциональное расстройство |
34 |
11 12 |
Лекотека Группа для детей со сложными дефектами |
Расстройство аутистического спектра Синдром Дауна |
40 |
13 |
Лекотека |
Спастическая диплегия (легкая форма) |
44 |
14 |
Лекотека |
Расстройство аутистического спектра |
45 |
15 |
Лекотека |
Расстройство аутистического спектра |
46 |
*СРП- служба ранней помощи
Методы
«Функциональность-07» (Ф-07, © А.М. Казьмин, 2013) - опросная методика, состоящая из 34 пунктов, рассчитанная на опрос воспитателей, родителей и педагогов-психологов [3]. При первичной оценке внутренней согласованности пунктов опросника при обследовании 162 детей было получено значение альфы Кронбаха = 0,99. В настоящее время обследовано 487 детей с типичным и атипичным развитием в возрасте от 14 до 96 месяцев. При этом значение альфы Кронбаха не изменилось.
Опросники заполнялись воспитателями, хорошо знающими детей, или педагогами-психологами со слов этих воспитателей.
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».
Результаты
Функциональность детей 2-3-х лет, посещающих массовые и инклюзивные группы детского сада
Распределение значений показателя «функциональность», полученных при обследовании 160 детей двух возрастных групп (24 - 35 месяцев и 36 - 47 месяцев), определенных для нормирования, оказалось отличными от нормального (при использовании теста Шапиро-Уилка получена статистика W с уровнем значимости <0,01, в отличие от предыдущего исследования [1], проведенного на меньшей выборке по этим возрастным категориям).
Стремясь следовать рекомендациям Р. Симеонссон (R. Simeonsson) [7] по созданию оценочных шкал для выявления ограничений жизнедеятельности, мы взяли значения минимума - 1.25-й, 5-й и 30-й перцентилей (таблица 2) - в качестве границ для определения степеней ограничений функциональности.
Таблица 2. Критерии определения степени снижения функциональности у детей в возрастных группах от 24 до 35 и от 36 до 47 месяцев
Возрастна я группа |
Степень снижения функциональности |
||||
0 отсутстви е снижения |
1 легкое снижение |
2 умеренно е снижение |
3 тяжелое снижение |
4 экстремально тяжелое снижение |
|
Значения функциональности |
|||||
24-35 месяцев |
> 49 |
от 39 до 48 |
от 35 до 38 |
от 32 до 34 |
< 32 |
36-47 месяцев |
> 57 |
от 42 до 46 |
от 36 до 41 |
от 32 до 35 |
< 32 |
Таблица 3. Распределение детей, посещающих детский сад по степени снижения функциональности в возрастных группах от 24 до 35 и от 36 до 47 месяцев
Возрастная |
Степень снижения функциональности |
||||
группа |
0 отсутствие снижения |
1 легкое снижение |
2 умеренное снижение |
3 тяжелое снижение |
4 экстремально тяжелое снижение |
|
Процент детей |
||||
24-35 месяцев |
72,5 % |
25% |
1,25% |
1,25% |
0% |
36-47 месяцев |
70,00 % |
26,25% |
2,5% |
1,25% |
0% |
Из 6 детей с нарушениями развития, посещающих детский сад, 1 ребенок не имел снижения функциональности и 5 имели легкое снижение (таблица 4).
Таблица 4. Распределение детей с «типичным развитием» и выявленными нарушениями развития, посещающих детский сад, по степени снижения функциональности
Диагноз |
Степень снижения функциональности |
|||||
0 отсутст вие снижения |
1 легкое снижени е |
2 умеренн ое снижени е |
3 тяжелое снижение |
4 экстремал ьно тяжелое снижение |
Всего |
|
Количество детей |
||||||
Задержка речевого развития |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Задержка психическ ого развития |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Синдром Дауна |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Глухота (ребенок с кохлеарны м имплантом ) |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Отсутствие диагноза |
69 |
0 |
3 |
2 |
0 |
74 |
ИТОГО |
70 |
5 |
3 |
2 |
0 |
80 |
Из 74 детей, посещающих детский сад и не имевших к моменту обследования выявленных нарушений развития, 3-е имели умеренное снижение и 2-е - тяжелое снижение функциональности (таблица 4). Двое из этих детей были из семей мигрантов, ещё двое детей в период поступления в детский сад направлялись на психолого-педагогическую комиссию, но их родители отказались от обследования.
Функциональность детей 2-3-х лет с нарушениями развития, получающих психолого-педагогическую помощь в вариативных формах дошкольного образования
При обследовании 15 детей с нарушениями развития, получающих психологопедагогическую помощь в ВФДО, было выявлено снижение функциональности у каждого ребенка (таблица 5). У 4-х детей выявлено тяжелое и у 6-и - экстремально тяжелое снижение функциональности.
Таблица 5. Результаты оценки функциональности у детей с нарушениями развития, получающих психолого-педагогическую помощь в вариативных формах дошкольного образования
|
Вариативная форма дошкольного образования |
Диагноз |
Степень снижения функциональности |
1 |
СРП* |
Первазивное нарушение развития неуточненное |
4 |
2 |
СРП* |
Задержка психомоторного и речевого развития гидроцефалия |
3 |
3 |
СРП* |
Синдром Дауна |
2 |
4 |
СРП* |
Расстройство аутистического спектра |
1 |
5 |
СРП* |
Первазивное нарушение развития неуточненное |
2 |
6 |
СРП* |
Расстройство аутистического спектра |
3 |
7 |
СРП* |
Редкий синдром (генетическое нарушение, неуточненное) |
4 |
8 |
Лекотека |
Слепота (последствие ретинопатии недоношенных) |
4 |
9 |
Лекотека |
G93.1. Последствия перинатального поражения ЦНС |
3 |
10 |
Лекотека |
Задержка речевого развития, эмоциональное расстройство |
2 |
11 |
Лекотека |
Расстройство аутистического спектра |
3 |
12 |
Группа для детей со сложными дефектами |
Синдром Дауна |
4 |
13 |
Лекотека |
Спастическая диплегия (легкая форма) |
1 |
14 |
Лекотека |
Расстройство аутистического спектра |
4 |
15 |
Лекотека |
Расстройство аутистического спектра |
4 |
Обсуждение
Проведенное пилотное исследование продемонстрировало тенденцию к включению в массовую или инклюзивную группу детского сада детей 2-3-х лет с нарушениями развития, которые демонстрируют отсутствие снижения или легкое снижение функциональности. Такие дети успешно адаптируются в среде детей с типичным развитием и не вызывают озабоченности среди воспитателей.
В тоже время, было показано, что группы детского сада посещают отдельные дети без выявленных нарушений развития, имеющие умеренное или тяжелое снижение функциональности. Мы предполагаем, что ранняя идентификация низкофункциональных детей в детском саду может оказаться полезной для выявления детей, нуждающихся в составлении адаптированных программ и проведении адресной профилактики детской эмоциональной и поведенческой дезадаптации.
Другие результаты были выявлены в ходе изучения 15-и детей с нарушениями развития, получавших помощь в ВФДО по решению психолого-медико-педагогической комиссии как неготовые к посещению детского сада. У всех детей функциональность оказалась снижена, причем у 4-х - в тяжелой и у 6-и в экстремально тяжелой степени. Для этих 10-и детей с тяжелым и экстремально тяжелым снижением функциональности специалисты ВФДО расценивали ближайшую перспективу включения в группы детского сада как пессимистическую.
Полученные данные по использованию опросника Ф-07 как одного из инструментов в оценке готовности детей 2-3-х лет к посещению детского сада мы расцениваем как обнадеживающие. Тем не менее, остается ряд вопросов, требующих проведения дополнительных исследований:
• какова успешность адаптации в группах детского сада и динамика достижений низкофункциональных детей без установленных нарушений развития?
• какова успешность адаптации в группах детского сада и динамика достижений детей с нарушениями развития, с разной степенью снижения функциональности, поступивших в детский сад из ВФДО?
• какова динамика развития функциональности у детей с «типичным развитием» и выявленными нарушениями развития?
Литература
- Дугина О.В., Kазьмин А.М., Писаренко А.Н., Прочухаева М.М. Функциональность и базовые возможности у дошкольников с синдромом Дауна и с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №2. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 21.09.2013)
- Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 15.06.2013)
- Казьмин А.М., Лобова А.А., Федина Е.В. Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 15.06.2013)
- Указ президента Российской Федерации от 1 июля 2012 года № 671«О национальной стратегии действий в интересах детей».
- Aron A.R., Poldrack R.A. (March 2006). "Cortical and subcortical contributions to Stop signal response inhibition: role of the subthalamic nucleus". J Neurosci. 26 (9): 2424–33.
- Mizuhara H., Yamaguchi Y. Human cortical circuits for central executive function emerge by theta phase synchronization// NeuroImage, Volume 36, Issue 1, 15 May 2007, Pages 232–244
- Simeonsson R.J. Development of the child and youth version of ICF, ICF-CY. Nordic-Baltic ICF conference Oslo 4.- 5. June 2007
- Shiffrin, R.d M.; Schneider, W. (March 1977). Controlled and automatic human information processing: II. Perceptual learning, automatic attending and a general theory //Psychological Review, Vol 84(2), Mar 1977, 127-190
- Yaxley R.H., Van Voorhees E.E., Bergman S., Hooper S.R., Huettel S.A., De Bellis M.D. (2011) Behavioral risk elicits selective activation of the executive system in adolescents: clinical implications// Front. Psychiatry 2:68
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1744
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 807
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0