Л.С. Выготский в 21 веке: влияние на психологию эмоций (на основе англоязычных диссертаций)

483

Аннотация

Несмотря на известность Л.С. Выготского в англоязычном мире, много дискуссий вызывает то, как именно его идеи используются в современных исследованиях. В статье проведен количественный анализ диссертаций по психологии эмоций с упоминанием Л.С. Выготского за период 2000—2020 годы. Описаны 177 диссертаций из базы Pro Quest Dissertations & Thesis, их тематика и использование в них идей Л.С. Выготского. Выявлено, что диссертации распределяются примерно поровну — на педагогические (89) и психологические (88). Половина всех диссертаций ссылаются на «Mind & Society», четверть опираются на английские издания «Мышления и речи». Eще в 16% диссертаций нет прямых ссылок на Л.С. Выготского. В преобладающем числе работ Л.С. Выготский упоминается либо как автор социокультурной теории в целом, либо в качестве изобретателя одного из концептов в области развития. Методология анализа смысловой структуры сознания и переживаний мало востребована англоязычными докторантами. Лишь в двух диссертациях проведена работа с концептом «переживание». В 13 работах на основе методологии Л.С. Выготского авторы применяют идеи опосредования, зон развития, развития понятий к эмоциям в детстве, культурному своеобразию эмоционального языка, а также рассматривают эмоциональную сторону речи. Можно проследить как косвенное влияние наследия Л.С. Выготского на психологию эмоций, свидетельствующее о знакомстве аспирантов с культурно-историческим подходом, так и прямое, через разработки релевантных идей.

Общая информация

Ключевые слова: эмоции, методология психологии, переживание, Выготский Л.С.

Рубрика издания: Выготсковедение

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180215

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 20-18-00028.

Получена: 16.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Леонтьева А.А. Л.С. Выготский в 21 веке: влияние на психологию эмоций (на основе англоязычных диссертаций) // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 136–144. DOI: 10.17759/chp.2022180215

Полный текст

Введение

В исследованиях последних лет растет интерес к социальной и культурной обусловленности эмоционального опыта. Если в начале 2000-х вместе с быстрым совершенствованием психофизиологических методов и техник точной регистрации рос интерес к психологии эмоций как к естественнонаучной дисциплине [см.: 12; 30], то после некоторого насыщения данными ситуация меняется. Так, известная исследовательница эмоций Л.Ф. Барретт разработала концепцию социального конструирования эмоций [1], которая также находит подтверждения в нейроданных [27]. Хотя сама Барретт знакома с работой Л.С. Выготского и ссылается на него, не ясно, насколько именно начатая им традиция в общей психологии оказывается продуктивной и востребованной в этом «гуманитарном повороте» исследователей эмоций.

Ряд современных исследований посвящены рецепции и развитию культурно-исторической традиции в мировой научной литературе [3; 6; 9, 10]. Наукометрическое исследование показывает, что работы о Выготском стабильно появлялись в десятилетний период с 2009 года, причем преобладали российские исследователи [9]. В связи с тем, что интерес к социальному развитию эмоциональной сферы среди исследователей сейчас высок, (не)проникновение подхода Л.С. Выготского в психологию эмоций можно рассматривать как отдельный кейс науковедческого анализа. Прибегает ли широкий круг исследователей эмоций к работам Л.С. Выготского как к источнику методологических идей? И как именно это происходит?

Чтобы ответить на этот вопрос, я провела тематический анализ диссертаций на соискание доктора философии (PhD), доступных через базу Pro Quest Dissertations and Theses database. Диссертации отражают направления, которые, как минимум, исследователи, имеющие право вести аспирантов, сочли перспективными, а как максимум, в которых заинтересованным аспирантам удалось получить конкретный результат. Критерием отбора стало то, что в диссертациях в явной форме проявлено знание о наследии Л.С. Выготского. Поэтому я предположила, что анализ использования идей культурно-исторической психологии и преобладающей тематики работ в области эмоций, в которых упоминается Л.С. Выготский, позволяет описать современное распространение его подхода в этом относительно новом предмете.

Возможности количественных методов в историко-научных и науковедческих исследованиях ограничены и не позволяют провести содержательного анализа развития концепций. Однако алгоритмизация предоставляет исследованию особые инструменты. Возможность поставить разные виды программ на службу научной рефлексии становится очень реальной для современных ученых, в том числе при исследовании развития культурно-исторического подхода.

Эмоции в культурно-исторической перспективе

Эмоции не являются ключевым термином для культурно-исторической психологии с точки зрения экспертов [9], хотя анализ публикаций журнала «Культурно-историческая психология» показывает, что в период с 2005 по 2016 год 11% статей принадлежали тематически сектору «Личность, мотивация и эмоции», 13 статей были опубликованы на тему «Переживания» и 15 на тему «Смысл». Исследования эмоциональной жизни, несмотря на то, что их методологические схемы не столь проработаны, как, например, в исследованиях обучения и развития, связаны с очень важными для Л.С. Выготского проблемами.

К 1933 году Л.С. Выготский написал критическую часть трактата «Учение об эмоциях» [4]. Его позитивная часть так и не была написана [7]. В 1932 году он прочитал лекцию «Эмоции и их развитие в детском возрасте» [5]. К родственным эмоциям проблемам — аффекта и переживания — Л.С. Выготский обращался в их связи с развитием личности ребенка (например, в работе «Кризис 7 лет»), искусством (эстетические эмоции), интеллектом (единство аффекта и интеллекта), мастерством актера и так далее.

Для подхода Выготского к эмоциональной жизни важным является понятие «переживания», трудно переводимое на английский язык [14]. Методология анализа собственно эмоциональной жизни не была сформулирована Выготским эксплицитно. Эта незаконченность создает пространство дискуссии о возможных культурно-исторических версиях теории эмоций [см.: 16; 18; 23].

В качестве предисловия к анализу материалов об эмоциях можно отметить, что среди последователей Л.С. Выготского самую разработанную из известных русскоязычному читателю версию психологии эмоций можно найти в московской психологической школе [8]. Для А.Н. Леонтьева эмоции — это инструмент регуляции деятельности, сигнализирующий субъекту о мотивации. В этом качестве эмоциональная жизнь человека тесно связана с его жизненным миром.

Проведенный бразильской исследовательницей Дж. Мескитой анализ называется «Выготский и теории эмоций в поисках возможного диалога» [28]. Она предположила возможность рассматривать эмоции как продукт опосредования культурными сценариями первичных эмоциональных реакций с последующей интериоризацией по аналогии с понятиями в развитии мышления. Этот подход реализуется в бразильской школе КИП [см., например: 31], но не только в ней.

Более разработанный вариант воплощения выготскианской идеи о культурном опосредовании — это теория интериоризации эмоций Холодинского, известная русскоязычному читателю благодаря учебнику Г. Бреслава [2]. В 2013 году Журнал Mind, Culture, and Activity выпустил два специальных номера по эмоциям в культурно-историческом ключе. Редактором стал Манфред Холодинский; в этом номере он, в частности, изложил и обновленную версию своей теории [22].

Еще один способ говорить о целостной теории эмоций в перспективе культурно-исторической деятельностной психологии предлагает И. Буркит [16]. Для него эмоции также связаны с личностью и идеи Л.С. Выготского дополняются работой М.М. Бахтина об эмоционально-смысловых процессах.

Таким образом, культурно-историческая перспектива исследований эмоций составляет отдельную содержательную область, преемственную Л.С. Выготскому.

Методология

Критерии. Выборку исследования составили 177 диссертаций на соискание доктора философии из базы Pro Quest Dissertations & Theses. Критерии включения: диссертации, написанные после 1999 года на английском языке, содержащие в своем тексте имя Vygotsky и среди ключевых слов термин emotion. Из 196 результатов были исключены по критерию языка и доступа: 3 диссертации на испанском языке; 8 магистерских; а 7 диссертаций были либо недоступны, либо по их текстам не осуществлялся поиск. Распределение диссертаций по годам представлено на рис. 1. Из 177 диссертаций этой базы 172 защищены в США. Анализ был проведен в 2021 году.

Параметры. База данных Pro Quest Dissertations & Theses содержит информацию о месте защиты, годе, тематическом и предметном поле. Количество присваиваемых тематических и предметных категорий для каждой диссертации не ограничено. Более того, предлагается шесть типов классификаций с названиями: «Classification», «Classification Codes», «Major Classification Codes», «Subject Classifications», «Subject Terms», «Subjects». Для кодировки тематики я взяла список «Subject Terms».

Я закодировала, какие ссылки на работы Л.С. Выготского содержались в использованной литературе и каков контекст цитирования работы. Из массива упоминаний я выделила в одну подкатегорию те, где Л.С. Выготский упоминается только как автор теории «социокультурного развития» без уточнений. Во вторую подкатегорию вошли цитирования, в которых Л.С. Выготский кратко упоминается в связи с зоной ближайшего развития или роли культурных орудий (scaffolding). Пример цитаты, определяющий отнесение к такой подкатегории: «L.S. Vygotsky (1962) also argues that the self concept of a child emerges through interaction with others.» [25]. Работы с расширенным и аналитическим цитированием я выделила в отдельную подкатегорию методологического продолжения и рассматривала эти работы отдельно.

В случайной подвыборке (по алфавиту) диссертаций (n=50) я закодировала парадигму основного исследования по очень крупным категориям: 1) корреляционное исследование с количественным измерением, включая тестирования или интервью; 2) экспериментальные и квазиэкспериментальные схемы; 3) качественное исследование, включая этнографические и антропологические методы; 4) категория «другое», куда вошли кросскультурные сравнения, action research, теоретические исследования.

Все виды кодирования выполнялись одной кодировщицей. Помимо этого был проведен анализ той же базы средствами программы Vos Viewer, предназначенной для библиографического анализа.

Результаты

Тематика работ. Тематика работ, отображаемая системой Proquest Dissertations & Theses, представлена в таблице. Исходя из 22 тематических полей, диссертации были классифицированы методом двухэтапной кластеризации в две группы. Их размер оказался практически равным — из 88 и 89 работ (силуэтная мера = 0,3).

Таким образом, существует две группы исследований эмоций с использованием работ Л.С. Выготского, которые можно обозначить как психологические и педагогические. Интересно, что исследования в областях социальной психологии, когнитивной психологии, исследования семьи и коммуникации оказываются интегративными. Они представлены сопоставимо среди и педагогических, и психологических исследований эмоций. Кластеры не различаются по годам (F=0,90; p=,764) в педагогических исследованиях (M=2011,99; sd=5,098) и психологических исследованиях (M=2010,69; sd =5,087).

Автоматическая обработка той же базы средствами Vox Viewer привела не к двум, а к трем кластерам (рис. 2). «Education» и «Psychology» дополнились кластером «Social Sciences» и отдельными группами, такими как «Language» «Early childhood education» и т. п. Основное расхождение в анализе состоит в том, что метод кластеризации в Vos Viewer дополнен MM-алгоритмом, и он использует другой список ключевых слов из метаданных статей.

Рис. 1. Распределение по годам диссертаций в области эмоций, связанных с именем Л.С. Выготкого

Рис. 2. Связность тематических областей диссертаций в области эмоций, упоминающих Л.С. Выготского и три тематических кластера по результатам обработки программой Vox Viewer

Таблица

Тематика диссертаций и распределение по кластерам (n=177)

 

Присвоенные диссертациям тематико-дисциплинарные области*

Распределение работ этой области по кластерам

Проверка гипотезы о том, что распределение работ по кластерам равномерно

Тематика

Коли-чество

Кластер психологии, %

Кластер педагогики, %

Хи квадрат,
ст.св.=1

Значимость двустронняя

Developmental psychology

61

74,1

25,9

19,64

p <,001

Educational psychology

37

-

100

42,56

p <,001

Clinical psychology

25

88

12

16,56

p <,001

Social psychology

20

65

35

1,95

,162

Early childhood education

18

-

100

15,37

p <,001

Cognitive psychology

17

62,5

37,2

1,05

,305

Teacher education

17

-

100

17,79

p <,001

Psychology

11

88,9

11,1

5,65

,017

Education

10

-

100

169,17

p <,001

Personality psychology

10

100

-

9,34

,002

Individual & family studies

9

75

25

2,05

,152

Language & arts

8

-

100

21,53

p <,001

Behavioral psychology

7

83,3

16,7

2,71

,099

Communication

7

66,7

33,3

,67

,414

Elementary education

7

0

100

5,20

,023

Organizational behavior

7

57,1

42,9

,14

,711

Psychotherapy

7

100

-

7,21

,007

Curriculum development

7

-

100

7,37

,007

Higher education

6

-

100

6,28

,012

Neurosciences

6

80

20

1,82

,178

Rhetoric

6

80

20

1,82

,178

Special education

6

-

100

4,14

,042

* отмеченные в базе при выгрузке subjectTerms

Исследовательская парадигма и источники. Из 50 выбранных для дополнительного кодирования работ 24 основаны на количественных измерениях, 5 — экспериментальные, 13 — качественные. Остальные используют другие парадигмы: три кросскультурных сопоставления, две историко-теоретические работы и по одной research-in-action (формирующее исследование) и анализ вторичных количественных данных. Эти распределения не показали значимых связей с годом работы (F от ,315 до ,405). Количественные измерения как парадигма преобладают в психологическом кластере диссертаций по сравнению с педагогическим на уровне тенденции (χ­2= 3,82; p=,051), а качественные/этнографические — в педагогическом (χ2= 5,03; p=,025).

Анализ списков источников диссертаций показал, что половина всех диссертаций ссылаются на то или иное издание «Mind in Society» [37] четверть опираются на английские издания «Мышления и речи» [38; 39], а еще в 16% диссертаций нет прямых ссылок на Л.С. Выготского, что означает, что его идеи излагаются в них на основе вторичных источников [15; 32; 41]. Лишь три работы [24; 33; 42] цитировали английский перевод текста «Эмоции и их развитие в детском возрасте» в двух разных изданиях [35; 36]. Связи с годом диссертацией и тематическим кластером у ссылок нет.

В значительной части работ эмоции, хотя и рассматриваются, но не являются основным предметом. По всей базе диссертаций был специально изучен контекст упоминаний работ Л.С. Выготского. Можно выделить три типа цитирования Л.С. Выготского на этой основе. Во-первых, это использование ссылки для указания на социокультурный подход в целом; при этом Выготский зачастую упоминается вместе с другими авторами, такими как А. Бандура [например: 17]. Во-вторых, это цитирование конкретной идеи, чаще всего о развитии или речи: зоны ближайшего развития, опосредования, интериоризации [например: 13]. В-третьих, я выбрала диссертации, где идеи Л.С. Выготского используются для построения гипотезы или аргумента по поводу эмоций. Одна — ранняя — диссертация посвящена теоретическому осмыслению наследия Л.С. Выготского в понимании личности и эмоции [26]. В нескольких работах авторы используют идею опосредования к развитию социоэмоциональных понятий, например, понимания концепции извинений детьми [34]. В одной диссертации раскрывается идея переживания [19]. Другие так или иначе используют подход Л.С. Выготского для анализа развития эмоциональной регуляции, рассматривая связь эмоционального опыта и языка [29; 43].

Обсуждение

У моего метода кодирования содержания диссертаций два серьезных ограничения. Во-первых, кодирование для этой работы выполнялось только одной исследовательницей, а значит, не оценена угроза смещений этой оценки. Во-вторых, для определения контекста использования наследия Л.С. Выготского применялся поиск по его имени. Это означает, что работы, написанные в русле культурно-исторического подхода и изучающие эмоции, могли не попасть в соответствующую категорию, если они опирались на разработки поздних последователей. В нашей выборке, например, есть работы, упоминающие Л.С. Выготского и использующие только ссылки на реферативные работы либо те, которые постулируют свою связь с теорией [15; 21; 32; 40; 41].

В выборке диссертаций 2000—2020 года с годами нет переломов в интересе к наследию Л.С. Выготского, хотя некоторый всплеск прошел в нулевые и выразился пиком публикаций в 2009 году. Это отличается от динамики упоминания Выготского в общем массиве академических статей, где, по данным коллег [9], присутствует медленный рост с пиком скорее около 2015—2017 годов. Это может быть связано с тематической спецификой, так как представленный анализ направлен только на работы по эмоциям, а не на все научные материалы. Мы можем предполагать, что подготовка англоязычных диссертаций по эмоциям не ориентируется на общий контекст публикаций в области культурно-исторической психологии. Возможно, из-за проявленного восприятия Л.С. Выготского преимущественно как автора социокультурной теории в психологии и педагогике, в них нет тесной связи именно с развитием культурно-исторической методологии.

Полученные мною данные о цитировании трудов Выготского соответствуют наблюдению М. Дафермоса [6] и Н. Вересова [3], также отметивших, что преобладающие ссылки — переводы «Мышления и речи» и «Mindin Society».

Исследование А. Шведовской и Н. Мешковой [11] позволяет сопоставить тематику работ в области эмоций в диссертациях и в журнале культурно-исторической направленности. Оно показало, что из 316 эмпирических статей, опубликованных в журнале «Культурно-историческая психология» с 2006 по 2016 год, 11% можно объединить в блок «Личность, мотивация, эмоции». В этом блоке выделяются темы страхов, участия телесных ощущений в понимании эмоций, смыслообразования и саморегуляции [11]. Эти темы образуют в целом единое поле с теми, которым посвящены диссертации в представленном анализе. Правда, возможны стилистические различия: так, в англоязычных диссертациях проблематизируется скорее роль языка, чем участие телесных ощущений в эмоциональных процессах, тогда как в русскоязычных работах тенденция обратная. Также в русскоязычном журнале представлено 13 публикаций о переживании, которое в англоязычных диссертациях анализировалось лишь 2 раза (один раз специально [19] и другой раз в работе, посвященной вкладу Выготского [26]). Некоторые материалы диссертации по переживанию Бет Ферхольт впоследствие были опубликованы в специальном выпуске журнала «Mind, Culture, and Activity» [20], в том числе в полемическом ключе. Это напоминает, что диссертации не только маркируют интерес к Выготскому, но и сами являются факторами развития культурно-исторической психологии эмоций.

Выводы

Диссертации по эмоциям, в которых авторы используют идеи Л.С. Выготского, образуют два равных блока: психологических исследований, преимущественно развития, и педагогических исследований образования и его участников. В большинстве работ Л.С. Выготский представлен как автор социокультурного подхода и таких понятий, как «зона ближайшего развития», «опосредование» и т. п.; и в них не прослеживается прямой связи с эмоциями как предметом исследования. Лишь две диссертации [26; 19] работают с концептом «переживание».

Половина всех диссертаций ссылаются на то или иное издание «Mind in Society», четверть опираются на английские издания «Мышления и речи», а еще в 16% диссертаций нет прямых ссылок на Л.С. Выготского. Работы Л.С. Выготского по эмоциям относительно мало представлены на английском языке и еще не нашли свой путь к исследователям.

В абсолютных цифрах число работ, опирающихся на методологию Л.С. Выготского в разработке психологии эмоций, невелико. Среди диссертаций по эмоциям есть и такие, где авторы предпринимают творческие попытки использовать идеи опосредования, зон развития, развития понятий по отношению к эмоциям на разных этапах детства, культурному своеобразию эмоционального языка и опыта, а также к эмоциональной стороне речи.

Можно проследить в диссертациях как косвенное влияние наследие Л.С. Выготского на психологию эмоций, свидетельствующее о знакомстве аспирантов с культурно-историческим подходом, так и прямое, через разработки релевантных идей.

Литература

  1. Барретт Л.Ф. Как рождаются эмоции: Революция в понимании мозга и управлении эмоциями / Пер. с англ. Е. Поникарпова. M.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 432 с.
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2007. 672 с.
  3. Вересов Н.Н. Что нам делать с «Большой Королевской Печатью»: новая реальность в наследии Выготского // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 107—117. DOI:10.17759/chp.2020160212
  4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6 . М.: Педагогика, 1984. С. 91—318.
  5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 416—435.
  6. Дафермос М. Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 27—46. DOI:10.17759/chp.2016120303
  7. Завершнева Е.Ю. К публикации заметок Л.С. Выготского // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 15—24.
  8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.
  9. Рубцов В.В., Марголис А.А., Шведовская А.А., Пономарева В.В. Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 119—132. DOI:10.17759/chp.2019150412
  10. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 25—43. DOI: 10.17759/chp.2015110304
  11. Шведовская А.А. Мешкова Н.В. Развитие идей научной школы Л.С. Выготского: научные публикации журнала «Культурно-историческая психология» (2005—2016 гг.) // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 47—57. DOI:10.17759/chp.2016120304
  12. Экман П. Психология эмоций / Пер. с англ. В. Кузина . СПб.: Питер, 2010. 334 с.
  13. Bekman, S. K. Emergence of preschoolers’ self -regulatory competence under risk and non-risk conditions [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. Arizona State University. Ann Arbor, 2009. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/emergence-preschoolers-self-regulatory-competence/docview/304844806/se-2?accountid=45451(дата обращения:12. 11. 2021).
  14. Blunden A. Translating perezhivanie into English // Mind, Culture, and Activity. 2016. Vol. 23. № 4. P. 274—283.
  15. Britton J. Language and learning [2nd ed.]. Portsmouth, NH: Boynton/Cook, 1993. 329 p.
  16. Burkitt I. The Emotions in Cultural-Historical Activity Theory: Personality, Emotion and Motivation in Social Relations and Activity // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2021. Vol. 55. P. 797—820. DOI:10.1007/s12124-021-09615-x.
  17. Chae S.J. Cross-cultural study of special education teachers’ perception of iconicity of graphic symbols for emotions [Электронный ресурс]. Purdue University. Ann Arbor, 2011. Pro Quest Dissertations and Theses. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/cross-cultural-study-special-education-teachers/docview/1015363741/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  18. Cole M., Gajdamschko N. The Growing Pervasiveness of Perezhivanie // Mind, Culture, and Activity. 2016. Vol. 23. № 4. P. 271. DOI: 10.1080/10749039.2016.1201515
  19. Ferholt B. The development of cognition, emotion, imagination and creativity as made visible through adult -child joint play: Perezhivanie through playworlds. Pro Quest Dissertations and Theses [Электронный ресурс]. University of California, San Diego. Ann Arbor, 2009. URLhttps://search.proquest.com/dissertations-theses/development-cognition-emotion-imagination/docview/304850005/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  20. Ferholt B. Nilsson M. Perezhivaniya as a means of creating the aesthetic form of consciousness // Mind, Culture, and Activity. 2016. Vol. 23. № 4. P. 294—304.
  21. Fernyhough C. Vygotsky’s sociocultural approach: Theoretical issues and implications for current research // The Development of Social Cognition. UK: Psychology Press. 1997. P. 65—93.
  22. Holodynski M. The Internalization Theory of Emotions: A Cultural Historical Approach to the Development of Emotions // Mind, Culture, and Activity. 2013. Vol. 20. № 1. P. 4—38. DOI: 10.1080/10749039.2012.745571
  23. Holodynski M., Seeger F. The Psychology of Emotions and Cultural Historical Activity Theory, Part 1 // Mind, Culture, and Activity. 2013. Vol. 20. № 1. P. 1—3. DOI: 10.1080/10749039.2012.746370
  24. Imai Y. Collaborative learning for an EFL classroom: Emotions, language, and communication [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. University of Toronto (Canada). Ann Arbor, 2007. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/collaborative-learning-efl-classroom-emotions/docview/304749870/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  25. Jung H.-J. «Control yourself»: Emotion and person in an American junior-high school. Pro Quest Dissertations and Theses [Электронный ресурс]. Pro Quest University of Minnesota. Ann Arbor, 2001. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/control-yourself-emotion-person-american-junior/docview/304702661/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  26. Levykh M.G. Personality, emotions, and behavioural mastery in the thought of Lev Vygotsky. Pro Quest Dissertations and Theses [Электронный ресурс]. Pro Quest Simon Fraser University (Canada). Ann Arbor, 2008. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/personality-emotions-behavioural-mastery-thought/docview/304325090/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  27. Lindquist K.A., Wager T.D., Kober H., Bliss-Moreau E., Barrett L.F. The brain basis of emotion: a meta-analytic review // The Behavioral and brain science. 2012. Vol. 35. № 3. P. 121—143. doi.org/10.1017/S0140525X11000446
  28. Mesquita G.R. Vygotsky and the theories of emotions: In search of a possible dialogue // Psicologia: reflexão e crítica. 2012. Vol. 25. № 4. P. 809—816. DOI:10.1590/S0102-79722012000400021
  29. Ono K. What is it to feel «ureshii,» «tanoshii,» and «yorokobu?»: An investigation into meaning construction [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. Clark University. Ann Arbor, 2011. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/what-is-feel-i-ureshii-tanoshii-yorokobu/docview/867801739/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  30. Phan K.L., Wager T., Taylor S.F., & Liberzon I. Functional neuroanatomy of emotion: a meta-analysis of emotion activation studies in PET and fMRI // Neuroimage. 2002. Vol. 16. № 2. P. 331—348. DOI: 10.1006/nimg.2002.1087
  31. Ramos F.S. Becoming an English Teacher: A Historical-Cultural Study of the Interrelationship between Emotions and Pedagogical Practices inside the Classroom // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology. 2018. Vol. 14. № 1. P. 52—58. DOI:10.17759/chp.2018140106
  32. Ratner C. Historical and contemporary significance of Vygotsky’s sociohistorical psychology // Psychology: Theoretical—historical perspectives (2nd ed.) / R.W. Rieber & K. Salzinger (Eds.). Washington DC: American Psychological Association, 1998. P. 455—473.
  33. Robbins B.D. Joy and the politics of emotion: Towards a cultural therapeutics via phenomenology and critical theory [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. Duquesne University, Ann Arbor, 2003. URL.: https://search.proquest.com/dissertations-theses/joy-politics-emotion-toward-cultural-therapeutics/docview/305333683/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  34. Smith C.E. He wished he didn’t do it: Children’s thinking about transgression and apology [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. Harvard University, Ann Arbor, 2009. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/i-he-wished-didnt-do-childrens-thinking-about/docview/304892502/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  35. Vygotsky L.S. Emotions and their development in childhood // The essential Vygotsky / R. Rieber, D.K, Robinson, J.S. Buner (Eds). New York: Kluwer Academic/ Plenum Publishers, 2004. P. 125-138.
  36. Vygotsky L.S. Emotions and their development in childhood // The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1: Problems of general psychology / R. Rieber, A. Carton (Eds.). New York: Plenum Press, 1987. P. 325—337.
  37. Vygotsky L. S. Mind in society: The development of higher psychological processes. Harvard University Press, 1980. 176 p.
  38. Vygotsky L.S. Thinking and speech // The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1: Problems of general psychology / R. Rieber, A. Carton (Eds.). New York: Plenum Press, 1987. P. 39—285.
  39. Vygotsky L.S. Thought and language / A. Kozulin (Ed.). Cambridge, MA: The MIT Press, 1986. 351 p.
  40. Wells G. Dialogic inquiry in education: Building on the legacy of Vygotsky // C.D. Lee, P. Smagorinsky (Eds.) Vygotskian perspectives on literacy research: Constructing meaning through collaborative inquiry. New York: Cambridge University Press, 2000. P. 51—85.
  41. Wertsch J.V., Tulviste P. Lev Semyonovich Vygotsky and contemporary developmental psychology // R.D. Parke, P.A. Ornstein, J.J. Rieser, C. Zahn—Waxler (Eds.) A century of developmental psychology. Washington, DC: American Psychological Association, 1994. P. 333—355.
  42. Whitt P.B. In the path of a teacher’s desire: Exploring quality teaching with an emotive lens [Электронный ресурс]. Pro Quest ProQuest Dissertations and Theses. University of Missouri — Saint Louis, Ann Arbor, 2007. URL.: https://search.proquest.com/dissertations-theses/path-teachers-desire-exploring-quality-teaching/docview/304766893/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  43. Wu Q. Communicating Emotions in L2 Chinese: A Mixed-methods Multiple Case Study of American Learners of Chinese Studying Abroad in China. ProQuest Dissertations and Theses [Электронный ресурс]. Pro Quest The Pennsylvania State University, Ann Arbor, 2018. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/communicating-emotions-l2-chinese-mixed-methods/docview/2449966579/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).

Информация об авторах

Леонтьева Анна Алексеевна, магистр психологии и социальной политики, младший научный сотрудник, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (ФГАОУ ВО «НИУ БелГУ»), Белгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5689-0442, e-mail: anna.a.leontieva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1327
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 483
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8