Культурно-историческая психология
2021. Том 17. № 2. С. 37–49
doi:10.17759/chp.2021170204
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Еще раз о зоне ближайшего развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: зона ближайшего развития, культурно-историческая психология, многовекторная модель зоны ближайшего развития, рефлексивно-деятельностный подход, рефлексивно-деятельностный подход к оказанию консультативной помощи, учебные трудности , учебные трудности и их преодоление, субъектная позиция, субъектная позиция учащегося, методологический статус понятия
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170204
Для цитаты: Зарецкий В.К. Еще раз о зоне ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 37–49. DOI: 10.17759/chp.2021170204
Литература
- Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: дисс… докт. психол. н. в виде научного доклада. М. 2002. 41 с.
- Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 19—25.
- Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство. 1931. 208 с.
- Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 102—108. doi:10.17759/chp.2018140211
- Вересов Н.Н. «Зона ближайшего развития» и «zone of proximal development»: есть ли разница? // Культурно- историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 23—36. doi:10.17759/chp.2017130102
- Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М.: Смысл, 1996. 420 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.—Л.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Том 1. М.: Педагогика. 1982. С.291—436.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т. Том 2. М.: Педагогика. 1982. С. 5—361.
- Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии). Собр. соч.: в 6 т. Том Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243—432.
- Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // В кн.: Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Издательство «Институт прак- тической психологии». Воронеж НПО «МОДЭК». 1998. С. 357—388.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР. 1996. 544 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 2. С. 14—19.
- Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. Ред. Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера. — Москва : Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. 608 с.
- Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
- Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—26.
- ЗарецкийВ.К. Становлениеисущностьрефлексивно- деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С.8—37.
- Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 44—63. DOI:10.17759/chp.2015110305
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Случай Дениса Г. // Журнал консультативной психологии и психотерапии. 2015. № 2. С. 166—180.
- Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 95—113. doi:10.17759/cpp.2019270207
- Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Метод ситуационно-векторного анализа когнитивно-личностного развития учащихся в процессе преодоления учебных трудностей // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 35—48. DOI:10.17759/chp.2020160104
- Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 33—59. DOI:10.17759/ cpp.2017250303
- Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №2. С.110—128.
- Зарецкий Ю.В. Опыт психологического консультирования учителей, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 137—150. doi:10.17759/ cpp.2020280208
- Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К. // Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. С. 110—134.
- Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность. — В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. Коллективная монография / под общ ред. Т.Г.Щедриной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011. С. 294— 299.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. — М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1976. 98 с.
- Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №4. С. 42—50.
- Котляр И.А., Марголис А.А., Рубцов В.В., Сафронова М.А. Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы развития (отчет о международной конференции) // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 4. С. 115—124.
- Котляр И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно- историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 74—83.
- Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 12—23. doi:10.17759/chp.2018140202
- Манске К. Инклюзивное обучение грамоте детей стрех лет с синдромом Дауна, легистенией и другими особенностями / Кристель Манске. М.: Издательство «Национальное образование, 2018. — 144 с.
- Марголис А.А. Зона ближайшего развития, скаффолдинг и деятельность учителя // Культурно- историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 15—26. doi:10.17759/chp.2020160303
- Николаевская И.А. Ситуационно-векторный анализ стенограмм занятий по преодолению учебных трудностей: анализ случая [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 186—203. DOI:10.17759/cpse.2020090110
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола. 1995. 360 с.
- Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственно- временная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 13—26.
- Сергиенко А.И., Холмогорова А.Б. Посттравматический рост и копинг-стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 8—26. doi:10.17759/cpp.2019270202
- Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 58—92. DOI:10.17759/chp.2016120305
- Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
- Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно- историческая психология. 2006. № 4. С. 61—73.
- Эльконин Б.Д. Педагогическая идея развивающего обучения. В кн.: Современность и возраст / Эльконин Б.Д., Архипов Б.А., Остоверх О.С., Свиридова О.И. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб». 2015. С. 26—28.
- Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС. 1997. 440 с.
- Daniels H. (eds.) The Cambridge Companion to Vygotsky. Cambridge University Press, 2007, 462 p.
- Stiles W.B., Gabalda I.C., Ribeiro E. Exceeding the Therapeutic Zone of Proximal Development as a clinical Error // Psychotherapy © 2016 American Psychological Association 2016, Vol. 53, No. 3, 268—272 0033- 3204/16/$12.00 http://dx.doi.org/10.1037/pst0000061
- Vygotsky L.S. (1978). Mind in society: The Development of higher psychological processes. M. Cole, V. John-Steiner, S. Scribner, & E. Souberman (Eds.) Cambridge, MA: Harvard University Press. 159 p.
- Zaretskii V.K. Zone of proximal development: what Vygotsky didn’t have time to write // Journal of Russian and East European Psychology. 2009. Vol. 47. № 6. P. 70—93.
- Zaretsky V.K. Vygotsky’s Principle “One Step in Learning — One Hundred Steps In Development”: From Idea To Practice. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology. 2016. Vol. 12. no. 3. p. 149— 188. dol:10.17759/chp.2016120309 (In Russ., аbstr. in Engl.)
- Zaretskii V.K., Kholmogorova A.B. Pedagogical, Psychological and Psychotherapeutic Help in Overcoming Learning Diculties to Facilitate Development // Barma S. & Zaretskii Z.K., Contemporary Russian Contributions to Vygotsky’s Heritage. Special Issue. CRI_SAS International Journal/Revue internationale du CRIRES: innover dans la tradition de Vygotsky. 2017. Vol. 4. № 1.
- Zaretsky V.K., Kholmogorova A.B. Relationship between Education, Development & Health from Cultural-Historical Perspective. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2020. Vol. 16, no. 2, pp. 89— 106. doi:10.17759/chp.2020160211
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1881
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 38
Скачиваний
Всего: 1440
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 13