Коллекционирование как элемент субкультуры современных дошкольников

472

Аннотация

В статье рассматриваются особенности такого элемента детской субкультуры, как коллекционирование в жизни современных дошкольников. Представлены результаты, полученные с помощью беседы со 160 дошкольниками разных возрастов, родителями и воспитателями. Полученные данные позволили говорить о значимости деятельности коллекционирования в дошкольном возрасте. Выявлены приоритеты в содержании детских коллекций в разных дошкольных возрастах, показаны современные феномены коллекционирования в виртуальном пространстве и сетевого коллекционирования, рассмотрено становление детской самостоятельности в рамках данного вида деятельности, выявлены функции коллекционирования в дошкольном возрасте. Показано, что в дошкольном возрасте, становясь все более самостоятельной деятельностью ребенка, детское коллекционирование уже приобретает форму культурной деятельности, как по содержанию, в котором отражаются существующие культурные ценности, так и по функциям, в которых отражается социальная направленность. На основании анализа полученных данных сделан вывод о том, что развитию ребенка будет способствовать поддержка познавательной направленности и самостоятельности в рамках коллекционирования, начиная со среднего дошкольного возраста, и создание на их основе возможностей для коммуникативного взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: детская субкультура, развитие дошкольников, коллекционирование, подготовка дошкольников

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170111

Для цитаты: Клопотова Е.Е., Злобина Т.Д. Коллекционирование как элемент субкультуры современных дошкольников // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 75–83. DOI: 10.17759/chp.2021170111

Полный текст

 
 

Введение

В ситуации современного образования, ориентированного на поддержку самоценности развития ребенка, исторически сложившиеся формы организации детского опыта и накопление их в виде культурных практик представляют большой потенциал для организации образовательной работы с детьми. В этом контексте значительный интерес представляет детская субкультура. На сегодняшний день о ней уже сложилось устойчивое представление как об одной из составляющих большой культурной системы, где доминируют взрослые. В широком значении термин «детская субкультура» включает в себя все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком значении это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, существующих в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития. Также это некоторое культурное обобщение социально-психологического опыта, накопленного в детском сообществе на протяжении длительного времени и передающегося из поколения в поколение [1, с. 109]. Именно второму, более узкому пониманию детской субкультуры в последние годы уделяется существенное внимание в рамках психолого-педагогических исследований (Абраменкова В.В., Иванова Н.В., Клопотова Е.Е., Котляр И.А., Кудрявцев В.Т., Осорина М.В., Смир­нова Е.О. и др.). Традиционно в этом контексте выделяют такие элементы детской субкультуры, как детский фольклор; дворовые игры; произведения детского юмора (потешки, анекдоты розыгрыши, поддевки, перевертыши и т. п.); явления детского философствования (размышления ребенка о таких универсальных феноменах, как добро, зло, жизнь, смерть и т. д.); детское словотворчество; детский правовой кодекс (различные знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах и т. д.); детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы, детские молитвы, обряды, суеверия); детское коллекционирование и собирательство, создание сокровищниц и секретов; изучение детьми ландшафта, их интерес к посещению страшных мест и свалок, постройка штабов и т. д.

Такая дифференцированность элементов детской субкультуры, на наш взгляд, позволяет поставить две основные исследовательские задачи. Первая может быть связана с выявлением функций элементов детской субкультуры в разных возрастах и их ролью во вхождении ребенка в культуру в широком смысле слова. Очевидно, решение данной задачи требует лонгитюдного исследования. Вторая исследовательская задача может быть связана с изучением образовательного потенциала элементов детской субкультуры. Сегодня, когда по целому ряду причин, связанных с актуальной ситуацией развития ребенка, стихийно развивающаяся детская субкультура осталась в очень незначительных проявлениях [3; 4; 7; 10; 17]; ряд ее элементов начинают активно использовать в организованной образовательной работе с дошкольниками. При этом их потенциал для образовательной работы практически не изучен. Как показывает анализ практики дошкольного образования (Александровская М., Алиева Т.И., Бардинова Е.Ю., Белополь­ская Н.Л., Блинова С.В., Иванова Н.В., Моделкина Р.Н., Калинина А.М., Кулешова Н.П., Премякова О.И., Про­хорова Л.Н., Рыжова И.А., и др.), наиболее активно педагоги используют два элемента детской субкультуры дворовые игры и детское коллекционирование. На сегодняшний день существуют исследования, раскрывающие потенциал дворовых игр для образовательной работы с дошкольниками [5; 7; 20 и др.], но относительно детского коллекционирования такого рода исследования практически отсутствуют. Организуемая педагогами образовательная работа с дошкольниками, основанная на коллекционировании, как правило, происходит стихийно с опорой на имеющийся практический опыт, а литература в данном направлении находится в формате обмена опытом. Педагоги отмечают, что с помощью собирания коллекций можно решить целый ряд образовательных задач, связанных с познавательным развитием дошкольников, расширением их кругозора, формированием коммуникативных навыков и развитием инициативы и др. (Александровская М., Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М., Пермякова О.И., Пермякова О.И. и др.). При этом отсутствуют целенаправленные исследования, которые показывали бы возможности использования коллекционирования в образовательной работе с детьми. Мы считаем, что для изучения этого вопроса целесообразно опереться на идеи Л.С. Выготского о том, что и деятельность, и психические процессы могут иметь как низшие, так и высшие формы проявления, и в процессе развития ребенка натуральные формы преобразуются в культурные [8]. Рассматривая коллекционирование как инстинкт к накоплению, свойственный в большей степени детям раннего возраста, Л.С. Выготский, видел в нем натуральную форму поведения, которую в процессе развития ребенка необходимо перевести в культурную, «соединяя всякий раз с более сложной деятельностью» [8, с. 90]. Он предлагал максимально использовать стремление ребенка к коллекционированию в процессе воспитания: «... инстинкт к накоплению и завладению может побудить к накоплению знаний и перенесению их в более высокие виды деятельности» [8, с. 91].

Описание экспериментального исследования

Задачей нашего экспериментального исследования было выявление особенностей коллекционирования у современных дошкольников на разных этапах дошкольного детства. В качестве основных интересующих нас аспектов были выделены содержание и динамика коллекционирования на протяжении дошкольного возраста и его функции.

В исследовании приняли участие 160 детей дошкольного возраста (40 человек в каждой возрастной группе), 80 родителей дошкольников и 20 воспитателей детских садов.

Характеристика детской выборки: младшая группа — средний возраст детей 3,8 лет, 18 девочек и 22 мальчика; средняя группа — средний возраст детей 4,5 лет, 21 девочка и 19 мальчиков; старшая группа — средний возраст детей 5,6 лет, 19 девочек и 21 мальчик; подготовительная группа — средний возраст детей 6,6 лет, 23 девочки и 17 мальчиков.

Характеристика выборки родителей: 65 человек — матери в возрасте от 23 до 44 лет), 15 человек — отцы в возрасте от 26 до 48 лет.

Характеристика выборки воспитателей: 20 педагогов дошкольного образования в возрасте от 21 до 55 лет.

Исследование проводилось на базе ГБОУ г. Москвы «Школа “Кузьминки”», ДО «Первоцвет» и ГБОУ г. Москвы «Школа № 2116, ДО 8 «Сказка».

В качестве методов исследования использовалась беседа с дошкольниками, которая была частично формализована и направлена на получение от детей информации об их коллекциях, а также анкетирование педагогов и родителей.

Вопросы, вошедшие в беседу с ребенком, были отобраны с помощью экспертной оценки и пилотного исследования. В экспертной оценке приняли участие 8 специалистов (4 преподавателя МГППУ (3 человека — кандидаты психологических наук, 1 человек — кандидат педагогических наук), 4 человека — педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций г. Москвы). Целью экспертной оценки было отобрать из предложенных минимально достаточное количество вопросов, направленных на получение необходимой информации в рамках экспериментального исследования. Были оставлены вопросы, мнение по которым совпало минимум у шести экспертов. Далее, в пилотном исследовании, вопросы, отобранные экспертами, были апробированы на дошкольниках разных возрастов с целью определения доступности формулировок. Таким образом, после экспертной оценки и апробации в план беседы в качестве основных были включены следующие вопросы: Есть ли у тебя какая- нибудь коллекция? Какая? Когда начал собирать? Зачем ты собираешь эту коллекцию? Откуда появляются предметы в твоей коллекции? В ходе беседы ребенку могли быть заданы и дополнительные вопросы, но при обработке результатов учитывались, в первую очередь, приведенные выше. В процессе обследования соблюдался принцип предварительного установления контакта с ребенком. Основная задача состояла в создании условий для свободного и открытого выражения ребенком своего опыта в данной деятельности. Беседа проводилась с ребенком индивидуально. Полученная информация заносилась в бланк для последующего качественного анализа данных.

Для родителей и педагогов использовались анкеты открытого типа, которые позволяли уточнить и конкретизировать информацию, полученную от детей.

Вопросы, вошедшие в анкеты для родителей и воспитателей, были отобраны с помощью экспертной оценки и пилотного исследования. Экспертная оценка проводилась аналогично той, которая была проведена в процессе отбора вопросов для беседы с детьми, с участием того же состава экспертов. В процессе пилотного исследования, отобранные вопросы были апробированы на родителях и воспитателях соответственно.

Анализ результатов экспериментального
исследования

Полученные нами данные позволяют говорить о том, что уже в младшем дошкольном возрасте дети собирают коллекции. Удивило, что 70% опрошенных детей младшего дошкольного возраста сказали, что у них есть собственная коллекция. В старшем дошкольном возрасте количество детей, имеющих собственную коллекцию, возрастает до 95%, т. е. практически — это все старшие дошкольники, что подтвердили данные, полученные от родителей и педагогов. Это позволяет говорить о том, что, возникая в ранних возрастах, коллекционирование является значимой деятельностью для детей дошкольного возраста.

Полученные нами результаты позволили выявить приоритеты в содержании детских коллекций на протяжении дошкольного возраста. Коллекции детей младшего дошкольного возраста представлены преимущественно игрушками из киндер-сюрпризов (47,5%) или мягкими игрушками (35%), машинками (12,5%) и природными объектами (5%) (камушки или ракушки).

Анализируя результаты анкет родителей, можно сделать вывод, что в этом возрасте содержание детских коллекций практически всегда каким-то образом связано с родителями. Это может быть совместная с родителями деятельность, связанная с удовлетворением потребности в общении и познавательного интереса (конструкторы, машинки, природные объекты и др.); продолжение родительской коллекции, как часто было с киндер-сюрпризами; переходные объекты, позволявшие сепарироваться и получить эмоциональную поддержку (мягкие игрушки). Младшие дошкольники в беседе о своих коллекциях практически всегда отмечали включен­ность родителей в этот процесс (Алиса, 3 года 1 мес.: «Мама купила, если не буду плакать, то будет еще покупать» (про коллекцию «киндеров»); Антон, 3 года 5 мес.: «Еще папа собирал, теперь вместе собираем» (про коллекцию «киндеров»); София, 3 года: «мама мишек мягких дарит, я их люблю»).

К старшему дошкольному возрасту появляется ярко выраженная спецификация коллекций, состоящих из игрушек; как правило, это в большей степени обусловлено содержанием субкультуры, которое задают взрослые. Доминирует привязанность коллекций игрушек к персонажам мультфильмов (например, машинки из мультфильмов «Маквин», «Рой- самолетик»; трансформеры, куклы из мультфильмов «Винкс» и др.). Кроме того, среди мальчиков, встречается коллекционирование машинок, но обязательно разных марок или разного вида транспорта. Существенно разнообразнее становятся коллекции природных материалов. К камушкам и ракушкам начинают добавляться гербарии, насекомые, различные находки, сделанные в поездках и др. В этом возрасте и, как правило, на материале природных объектов появляются классификации в рамках коллекции: по размеру, по цвету, по месту находки, по способу появления (нашел сам, подарили, выменял) и др. К концу старшего дошкольного возраста появляются два принципиально новых вида коллекций: сетевые игрушки и виртуальные объекты. Коллекционирование виртуальных объектов связано с доступностью гаджетов, которые, по разным данным, имеются в свободном пользовании примерно у 80% детей старшего дошкольного возраста, и их вовлечением в онлайн-пространство и игры. В качестве коллекционируемых виртуальных объектов у старших дошкольников выступают стикеры для социальных сетей, интерактивные картинки, рисунки, выполненные с помощью гаджетов, или фотографии, которые дети хранят в телефоне, планшете или на компьютере. Коллекционирование сетевых игрушек связано с рекламными акциями, проводимыми в сетевых магазинах («Прилипалы» в Дикси, Смурфики в Пятерочке и др.).

79% детей старшего дошкольного возраста имеют коллекцию в виртуальном пространстве. Стоит отметить, что такого рода коллекции существуют параллельно с реальными коллекциями и отходят как бы на второй план. Дети всегда в первую очередь рассказывали о реальной коллекции, а в процессе беседы вспоминали, что есть еще и виртуальная. При этом виртуальные коллекции могут быть очень разнообразны: они могут быть продолжением реальной коллекции ребенка (например, ребенок собирает реальные игрушки из мультфильма или марки машин, а в виртуальной коллекции имеет изображения тех, которые отсутствуют); могут существовать совершенно отдельно и быть связаны с виртуальными интересами ребенка (например, персонажи компьютерных игр, рисунки, седланные ребенком в графических редакторах и др.) либо быть коллекцией любимых мультфильмов или песен.

Существуют различия в содержании коллекций у детей 5 и 6 лет, на которые стоит обратить внимание. У детей 5 лет преобладают коллекции из природного материала (64%), что, с одной стороны, может объясняться возможностью самостоятельно собирать предметы коллекции и не зависеть от родителей в процессе ее пополнения, а с другой стороны, природный материал дает большие возможности для его структурирования в рамках коллекции (по размеру, цвету, месту находки, способу получения и т. д.), что, по-видимому, становится важно в этом возрасте. Также в 5 лет заметен самый высокий интерес к игрушкам, связанным с мультфильмами, которые популярны у детей. В этой возрастной группе никто из детей не собирал машинки сами по себе, только машинки, связанные с мультфильмами. Возможно, это обусловлено развитием у ребенка интересов и мышления, у него появляются первые попытки структурирования материала. В той или иной степени, структурирование содержания коллекции появляется практически у всех детей этого возраста.

У детей 6 лет на первое место по популярности выходят сетевые игрушки. Если у 5-летних детей такие коллекции были выявлены в 10% случаев, то после 6 лет 70% детей создавали коллекции предметов из сетевых магазинов (игрушки, ластики, наклейки и др.).

Беседа с детьми позволила выявить следующие причины возросшего интереса к коллекционированию сетевых игрушек в этом возрасте. Во-первых, для детей был понятен и доступен способ получения новых предметов в коллекцию и объем создаваемой коллекции. Соблюдение правил (например, покупка продуктов в определенном магазине) давало детям уверенность в том, что их коллекция будет пополняться, а знание точной информации об объеме коллекции позволяло четко определить достижимую цель. Во-вторых, создание данных коллекций открывает перед детьми большие возможности для коммуникативного взаимодействия. Именно с ними связан пик появления обменных операций у детей. Эти коллекции привлекают большое внимание сверстников, их владельцы приобретают определенную статусную категорию в группе, а особенно те, кто первым собрал всю коллекцию. Однозначно можно говорить о том, что появившееся в последнее время сетевое коллекционирование является очень значимой деятельностью для детей старшего дошкольного возраста, но на сегодняшний день оно является мало изученным феноменом.

Распределение содержания детских коллекций на протяжении дошкольного возраста можно наглядно увидеть на рис. 1.

На рисунке видно, что преобладающие в младшем дошкольном возрасте коллекции киндер-сюрпризов и мягких игрушек к старшему дошкольному возрасту либо исчезают совсем (коллекции мягких игрушек),
либо становятся незначительными (коллекции киндер- сюрпризов). При этом в старшем дошкольном возрасте появляются, а к его концу начинают занимать основное место коллекции сетевых игрушек. В то же время увеличивающееся от среднего к старшему дошкольному возрасту количество коллекций природных объектов к концу дошкольного возраста сокращается. Возможно, в содержании детских коллекций отражается тенденция к проявлению у ребенка самостоятельности в данном виде деятельности. Если мы посмотрим ответы детей на вопрос «Как пополняется твоя коллекция?», то получим результаты, представленные на рис. 2.

На рис. 2 видно, что, с одной стороны, в пополнении детских коллекций на протяжении дошкольного возраста происходит снижение роли взрослых, а с другой стороны, возрастает роль самого ребенка в этом процессе.

Если в младшем дошкольном возрасте содержание детских коллекций во многом связанно с совместной со взрослым деятельностью, как мы уже писали выше, и основным источником пополнения коллекции в данном случае являются взрослые, то в середине дошкольного возраста у ребенка возрастают собственные возможности пополнения коллекций; на этом фоне основное место начинают занимать коллекции из природных объектов (64%) (см. рис. 1), которые позволяют ребенку становиться все более самостоятельным в своей деятельности (см. рис 2). Неоднозначная ситуация складывается относительно коллекционирования сетевых игрушек. С одной стороны, способ их собирания делает ребенка зависимым от родителей (поэтому и происходит, хоть и незначительное, но увеличение роли взрослых в пополнении коллекции 5—6-летних детей); но при этом присутствует целенаправленность и самостоятельность в выборе этого содержания со стороны ребенка, в то время как в младшем возрасте содержание детских коллекций в основном продолжает коллекции взрослых (киндер- сюрпризы, машинки) или связано с ними.

Одновременная популярность и стихийность детского коллекционирования в рамках дошкольного возраста неизбежно ставит вопрос о том, какие задачи развития позволяет решать этот вид деятельности, какие функции он выполняет.

 

Для ответа на этот вопрос на основе анализа литературы были выделены основные задачи, которые могут решаться в рамках детского коллекционирования. В их числе оказались: познавательные задачи (А.А. Семенова, П.Ф. Вахтеров, О.В. Крежев- ских, М. В. Осорина, В.А. Забзеева, М. Александровская, А.М. Вербенец и др.); задачи, связанные с эмоциональной регуляцией, своего состояния (А.М. Вербенец, Р. Таньчук, И.А. Котляр, P. Subkowski и др.); коммуникативные задачи (В.А. Забзеева, О.В. Крежевских, Е.К. Ягловская, О.И. Пермякова, М.В. Осорина и др.). Таким образом, на основе анализа литературы нам удалось выделить следующие функции детского коллекционирования: познавательную, эмоционально-регуляторную и коммуникативную. Познавательная функция заключается в том, что создание коллекций, с одной стороны, обусловлено некоторыми интересами ребенка, а с другой побуждает его к поиску новой информации, побуждает больше узнавать о своей коллекции. По мнению М.В. Осориной, в основе коллекции всегда заложен интеллектуально-логический принцип подбора материала, пусть не всегда совершенный [13, с. 136]. Эмоционально-регуляторная функция детского коллекционирования обусловлена, с одной стороны, теми эмоциями, которые связаны у ребенка с коллекционируемыми предметами, с другой стороны позитивными эмоциями, вызванными занятием коллекционированием. Такую функцию, как правило, выполняют коллекции, которые И.А. Котляр называет процессуальными [12, с. 35]. В них заложены эстетическое удовольствие, интерес от самого процесса коллекционирования, получение положительных эмоций, ощущение чувства занятости. Коммуникативная функция детского коллекционирования связана с включением в этот процесс сверстников и взрослых. Взаимодействие со взрослыми в данном случае направленно на расширение коллекции или помощь в ее структурировании и получении дополнительной информации. Взаимодействие со сверстниками, с одной стороны, обусловлено обменными операциями с целью пополнения коллекций, с другой стороны, это совместная деятельность по их пополнению (например, природными объектами).

 
 

Выделенные функции детского коллекционирования в нашем исследовании выявлялись в процессе беседы с детьми в ответах на вопрос «Зачем ты собираешь эту коллекцию?». Если в ответах детей прослеживаются их познавательные интересы, стремление к поиску информации, стремление выстроить некоторую логику в классификации коллекции и др., можно предположить, что коллекция выполняет познавательную функцию. В качестве примеров можно привести следующие ответы детей: «Чтобы были все, кого я знаю» (про коллекцию динозавров) (Егор, 4 года 10 мес.); «Интересуюсь минералами» (про коллекцию минералов) (Андрей, 6 лет); «Хочу разные собрать и по цвету, и по деревьям» (про коллекцию сухих листьев) (Оля 5 лет 11 мес.). Если ответы детей относительно их коллекции были связаны с переживанием положительных эмоций, получением эстетического удовольствия, можно предположить, что такая коллекция выполняет эмоционально-регуляторную функцию. Например: «Вспоминаю о поездке на море» (София, 5 лет 4 мес.); «Они красивые (листики), нравится на них смотреть» (Алина, 6 лет); «Мягкие и нравятся» (о мягких игрушках) (Инга, 3 года 6 мес.); «Я на них смотрю и веселюсь. Сразу хочется с ними играть» (об игрушках из киндер-сюрпризов) (Егор, 3 года, 10 мес.). Если ребенок говорит о том, что собирает коллекцию для того, чтобы можно было обмениваться с друзьями, то очевидно, что данная коллекция выполняет коммуникативную функцию. В таком случае на вопрос «Зачем ты собираешь эту коллекцию?» дети давали следующие ответы: «Обмениваюсь картами с друзьями (карточки с динозаврами)» (Игорь, 6 лет, 2 мес.); «Кто- то начал собирать, и я тоже чтобы меняться» (Федя, 6 лет 4 мес.); «Стелла у меня сейчас на десять дней, потому что мне ее дала девочка, потом я тоже дам ей куклу, которой у нее нет» (Лиза, 6 лет, 6 мес.).

Если посмотреть на то, как функции коллекционирования распределяются на протяжении дошкольного возраста, то можно увидеть следующую картину, представленную на рис. 3.

Ответы ребенка на вопрос «Зачем ты собираешь коллекцию?» могли быть отнесены сразу к двум функциям. Например: «Они мне нравятся, красивые, а еще я с другими девочками меняюсь» (о коллекции карточек с литтл пони) (Аня, 6 лет, 2 мес.). В то же время некоторые дети не могли дать ответа на этот вопрос. Наиболее часто это встречалось у детей 3 лет (25% всех ответов). Поэтому, процентное распределение функций считалось от всех содержательных ответов, данных детьми каждого возраста.

Результаты, представленные на рис. 3, позволяют говорить о том, что на протяжении дошкольного возраста существует некоторая закономерность в распределении функций детского коллекционирования. Эмоционально-регуляторная функция наиболее ярко проявляется в младшем дошкольном возрасте (72% от всех ответов детей 3 лет), становится менее выраженной уже в среднем дошкольном возрасте (20%) и примерно в этих значениях остается у старших дошкольников. Познавательная функция очень несущественно проявляется у детей в 3 года (8%), но в 4 года начинает интенсивно расти (40%) и своего пика достигает в 5 лет (59%), несколько падая к концу дошкольного возраста (31%). Наиболее ярко представлена динамика коммуникативной функции детского коллекционирования. Совершенно отсутствуя в начале дошкольного возраста, она незначительно проявляется у детей 4 лет (5%), несколько возрастает к 5 годам (28%) и достигает своего пика в конце дошкольного возраста (64%).

Выводы

Анализируя полученные данные с точки зрения высказанного положения Л.С. Выготского о том, что натуральную форму поведения в процессе развития ребенка необходимо перевести в культурную, «соединяя всякий раз с более сложной деятельностью», мы можем сделать следующие выводы.


 

В дошкольном возрасте, становясь все более самостоятельной деятельностью ребенка, детское коллекционирование уже приобретает форму культурной деятельности, как по содержанию, в котором отражаются существующие культурные ценности (игрушки из мультфильмов, находки из поездок, листики с разных деревьев), так и по функциям в которых отражается социальная направленность. Выполняя преимущественно функцию эмоциональной регуляции и создавая для ребенка ситуацию эмоционального комфорта в младшем дошкольном возрасте, что, по сути, является удовлетворением более ранних потребностей, в 4—5 лет стихийным образом детское коллекционирование выходит на достаточно высокие уровни познавательной самостоятельности. Основным видом коллекций становятся коллекции из природного материала, которые решают целый класс познавательных задач этого возраста, что подтверждает положение Л.С. Выготским о том, что «... инстинкт к накоплению и завладению, может побудить к накоплению знаний и перенесению их в более высокие виды деятельности» [8, с. 90]. Как мы увидели, стихийным образом это происходит больше чем с половиной детей 5 лет. По сути, это мы и наблюдаем на рис. 3 до момента 6 лет. В этом возрасте познавательная функция детского коллекционирования у современных дошкольников начинает сдавать свои позиции, а на первое место выходит коммуникативная. Из описанных выше данных видно, что в современной ситуации в первую очередь она удовлетворяется посредством сетевого коллекционирования, ставшего популярным в последние годы. Из деятельности, направленной на стихийное познание окружающего мира, коллекционирование становится деятельностью для обозначения статуса ребенка, некоторой формой выражения субъектности. Безусловно, феномен сетевого коллекционирования у современных дошкольников требует более детального изучения, но, опираясь на полученные нами данные, мы можем говорить о том, что оно подавляет тенденцию к собиранию природного материала, тем самым подавляя и связанную с ним познавательно-исследовательскую деятельность ребенка. В то же время сетевое коллекционирование несет в себе возможность для развития коммуникативной деятельности. При этом стоит отметить, что, будучи полностью организованным извне (объем коллекции, сроки сбора, ее структура, даже формы хранения уже заложены маркетологами), процесс сетевого коллекционирования лишает ребенка какой-либо возможности проявления познавательно-исследовательской деятельности, в то время как коллекции из природного материала, решая познавательно-исследовательские задачи, оставляют возможность и для развития коммуникативной сферы дошкольников. Таким образом, можно говорить о том, что развитию ребенка будет способствовать поддержка познавательной направленности и самостоятельности в рамках коллекционирования, начиная со среднего дошкольного возраста, и создание на их основе возможностей для коммуникативного взаимодействия.

В рамках данного исследования была предпринята попытка выявления особенностей коллекционирования на разных этапах дошкольного детства. Были выделены содержание и динамика коллекционирования на протяжении дошкольного возраста и его функции. С опорой на полученные в исследовании данные, дальнейшее исследование по данной тематике может быть направленно на выявление роли детского коллекционирования во вхождении ребенка в культуру в широком смысле слова, что может быть выявлено в рамках лонгитюдного исследования.

 

 

 


 

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
  2. Александровская М. Зачем ребенку коллекции? Или как «спасти» способного дошкольника от школьных неудач? // Дошкольное образование. 2008. № 11. С. 18—22.
  3. Алиева Т., Кудрявцев В. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 68—72.
  4. Алиева Т.И. Практики внимательности и смыслопорождения в образовательном процессе детского сада [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 99— 109. DOI:10.17759/psyedu.2019110408. URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n4/Alieva.shtml (дата обращения: 29.11.2020).
  5. Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «хороводные игры» // Дефектология. 2017. № 1. С. 23—30.
  6. Блинова С.В. Коллекционирование как культурная практика современного ребенка-дошкольника // Сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 25 марта 2019 г.). Пенза, 2019. С. 18—23.
  7. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Влияние родителей на содержание субкультуры дошкольников // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов Международной научно- практической конференции (Санкт-Петербург, 22— 23 апреля 2019 г.). СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2019. С. 154—159.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология: краткий курс. М.: Работник просвещения, 1926. 348 с.
  9. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
  10. Клопотова Е.Е. Изучение субкультуры современных дошкольников // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 87—91.
  11. Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. К вопросу поддержки инициативы дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 90—98. DOI:10.17759/psyedu.2019110407. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n4/Klopotova_ Yaglovskya.shtml (дата обращения: 29.11.2020).
  12. Котляр И.А., Журкова Е.А. Коллекционирование — феномен культурный и психологический // Культурно- историческая психология. 2007. Том 3. № 4. С. 32—38. DOI:10.17759/chp.2007030404
  13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 304 с.
  14. Пермякова О.И. Коллекционирование как новая форма работы с дошкольниками // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 1. С. 16—19.
  15. Прохорова Л.Н., Моделкина Р.Н., Кулешова Н.П. Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2006. 64 с.
  16. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером // Игра и дети. 2004. № 4. С. 13.
  17. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 99—104. DOI:10.17759/ chp.2019150212
  18. Тимошенко Н.В. Социальная ситуация развития как одно из основных условий формирования творческих стратегий детей [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 70— 84. DOI:10.17759/psyedu.2019110106. URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n1/Timoshenko.shtml (дата обращения: 29.11.2020).
  19. Фельдштейн Д.И. Детство как социально- психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 3—19.
  20. Чернушевич В.А. Народная игра как ресурсный носитель традиционных ценностей // Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /. Отв. ред. Т.Т. Щелина. 2019. С. 459—465.
  21. Ягловская Е.К. Ориентация на моральную норму в действиях и высказываниях детей 5—7 лет // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1988. № 1. С. 69—72.

Информация об авторах

Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», старший научный сотрудник, Центр междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotovaee@mgppu.ru

Злобина Татьяна Дмитриевна, аспирант, Государственный университет «Дубна» (ГБОУ ВО МО «Дубна»), педагог-психолог, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Дубна, Россия, e-mail: zlotati@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 860
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 40

Скачиваний

Всего: 472
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5