Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 2. С. 17–24
doi:10.17759/bppe.2024210202
ISSN: 2658-3100 (online)
Карьерные ориентации студентов — будущих педагогов на завершающем этапе вузовской подготовки
Аннотация
Одним из направлений изучения мотивационных основ выбора и вхождения в педагогическую профессию является рассмотрение карьерных ориентаций студентов на разных этапах профессиональной подготовки. В статье представлены результаты исследования, проведенного с 36 студентами выпускного курса бакалавриата направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) Смоленского государственного университета. Использование диагностической методики Э. Шейна «Якоря карьеры» и опросника для определения социально-демографических и мотивационно-профессиональных характеристик показало, что доминирующие карьерные ориентации выпускников соотносятся как с ценностями социальной полезности (служение), так и с мотивами внешней полезности (стабильность места работы, интеграция стилей жизни). Последующий анализ выявил, что у студентов, осознанно выбравших профессию учителя и желающих работать по специальности, более высокие показатели также по шкале профессиональной компетентности. Испытуемые осознают социальную значимость, творческий характер и сложность учительской профессии. Важное значение для профессионального развития они придают стабильным условиям труда и жизни.
Общая информация
Ключевые слова: педагогическая профессия, педагогическое образование, студенты выпускного курса, карьерные ориентации, профессионально-педагогическая мотивация
Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210202
Получена: 15.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Кремень С.А., Кремень Ф.М. Карьерные ориентации студентов — будущих педагогов на завершающем этапе вузовской подготовки [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 17–24. DOI: 10.17759/bppe.2024210202
Полный текст
Введение
Решение проблемы нехватки учителей, остро стоящей перед образовательными системами многих стран мира, независимо от уровня их социально-экономического развития [2; 9; 14], заставляет обратиться к изучению возможностей раннего формирования мотивационных основ педагогического труда.
В многочисленных зарубежных и российских исследованиях выделяют различные типы мотивации при выборе педагогической профессии, которые можно свести к следующим группам:
- альтруистические мотивы: желание делиться знаниями и ценностями, вносить вклад в будущее общества [12; 16];
- внутренние мотивы: работа с детьми, интерес к предмету, динамичный, творческий характер работы [10];
- мотивы внешней полезности: гибкий график труда, возможности совмещения с семейными ролями, длительные каникулы, гарантии занятости [12; 13].
Формирование данных мотивов у будущих педагогов происходит вследствие влияния различных факторов, среди которых важное место занимает собственный опыт обучения, который складывается в процессе общения с родителями, педагогами и репетиторами, а также положительный опыт раннего включения в педагогическую деятельность [17].
Исследователями выявлена положительная связь между высокоразвитыми альтруистическими и внутренними мотивами — и удовлетворенностью педагогической деятельностью на начальном этапе работы, готовностью к собственному профессиональному росту [12; 15]. При этом преобладание только внутренних и альтруистических мотивов может приводить к идеализации профессии и повышает риски разочарования в ней при включении в профессиональные реалии [5]. Поэтому внешние мотивы личной полезности также должны присутствовать в системе профессиональной мотивации будущих педагогов.
Подготовка учителя, владеющего предметными и методическими компетенциями и осознающего социальную значимость своей профессии как личностную ценность, мотивированного и стремящегося к саморазвитию, становится важной задачей педагогического образования, направленной на минимизацию рисков раннего ухода из профессии. В этой связи целесообразно обратиться к понятию карьерных ориентаций — сочетания мотивов, ценностей и установок, являющихся источником целей и отражающих способы достижения успеха при построении карьеры [3].
Данные образования являются достаточно устойчивыми, формируясь еще в начальные годы развития карьеры, поэтому их изучение у студентов имеет прогностическое значение [7]. При этом процесс обучения в вузе — особенно включение в практическую деятельность — положительно влияет на учебную мотивацию [11], актуализируя смысловые и ценностные аспекты будущей профессии. В исследовании О.П. Терновской определены особенности карьерных ориентации студентов вуза на завершающем этапе обучения: взаимосвязь с уровнем развития рефлексивных способностей и планированием карьеры, наличие внутриличностных конфликтов, связанных с карьерными замыслами [8]. Проведенный мониторинг эффективности основных образовательных программ УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» показал многочисленные проблемы в подготовке будущих педагогов, которые ведут к осуществлению профессионального образования «фрагментарно, по реактивному типу, то есть реагируя на отдельные задачи обучения, что является неэффективным для развития любых групп компетенций …» [1, с. 165], изменяя первоначальную карьерную мотивацию.
Можно предположить, что карьерные ориентации будущих педагогов начинают развиваться еще в период профессионального выбора и влияют на определение направления профессиональной подготовки. В процессе освоения знаний и включения в педагогическую деятельность карьерные ориентации становятся более осознанными, теоретическая и методическая подготовка и соприкосновение с реальной профессиональной средой позволяют утвердиться в собственных целях и ценностях или усомниться в правильности выбора. Особенно это касается тех студентов, чье поступление в вуз было обусловлено преимущественно внешними мотивами.
Целью данного исследования было выявление особенностей карьерных ориентаций студентов — будущих педагогов, обучающихся на выпускном курсе, определение их связи с мотивацией выбора профессии, включенностью в практическую и образовательную деятельность, профессиональными планами.
Методы
Исследование проводилось с использованием опросника, выявляющего социально-демографические характеристики студентов, особенности их профессионального самоопределения, отношения к учебной деятельности, профессиональные планы, и методики Э. Шейна «Якоря карьеры» (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер) для определения профессиональных мотивов, ценностных ориентаций и установок по отношению к педагогической профессии. Методика выявляет следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность (ПК), менеджмент (Мен), автономия (Авт), стабильность места работы (СтР), стабильность места жительства (СтЖ), служение (Служ), вызов (Выз), интеграция стилей жизни (ИСЖ), предпринимательство (Пред).
В ходе обработки данных, помимо определения средних значений по шкалам, сравнивались показатели среди испытуемых, выделенных по ряду критериев: осознанный/случайный выбор профессии; наличие/отсутствие опыта педагогической деятельности до поступления; определенность/неопределенность профессиональных планов. Также определялось влияние учебно-профессиональной деятельности на карьерные ориентации.
В исследовании приняли участие 36 студентов 5 курса филологического факультета Смоленского государственного университета, обучающихся по программе 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями). Социально-демографические характеристики выборки соответствуют изучаемому направлению подготовки: возраст 21–22 года, 89% девушек, 58% из семей со средним достатком, 55,6% приехали учиться в региональный вуз из районных центров и сельской местности. Ограничением исследования является размер выборки испытуемых и профиль обучения (филологические науки).
Результаты и обсуждение
По данным опроса, 64% испытуемых осознанно выбрали данное направление подготовки, 69% попробовали свои силы в разных видах образовательной деятельности еще до поступления в вуз: выполнение обязанностей вожатого, участие в днях самоуправления, репетиторство. У ряда студентов утвердился интерес к получаемой профессии в ходе теоретического (31%) и практического обучения (42%). Половина опрошенных собирается работать или уже работает в сфере образования, остальные еще не определились с планами, но никто не исключил работу по профессии. В целом, исследуемые достаточно мотивированы к педагогической деятельности, в полной мере осознают ее сущность, владеют профессиональными приемами и методами, проявляют интерес к работе по специальности.
Диагностика карьерных ориентаций студентов показывает наиболее высокие баллы (˃7) по шкалам Авт, СтР, Служ и ИСЖ (рис. 1).
Эти данные согласуются с результатами ранее проведенных исследований [6; 7], позволяющих предположить наличие типичного карьерного профиля студентов — будущих педагогов. Служ и СтР отражают сущностные и организационные характеристики учительского труда как деятельности, осуществляемой на благо общества, социально значимой и поддерживаемой государством, всегда востребованной на рынке труда, стабильной, обеспечивающей социальные гарантии. Выбор ориентаций Авт и ИСЖ обусловлен половозрастными характеристиками испытуемых, последняя ориентация соотносится с представлением о педагогическом труде как преимущественно женском, позволяющем совмещать выполнение профессиональной и семейной роли, что подтверждается высоким показателем (8 баллов) у респондентов. При этом сравнение данных студентов-выпускников со студентами-первокурсниками [6] показывают у студентов 5 курса более низкие показатели (в пределах 1–1,5 баллов) по шкалам ПК, Служ и Выз, что, с одной стороны, показывает более реалистичное видение профессии, а с другой — снижение интереса к ней, которое может быть вызвано как проблемами организации учительского труда (высокая эмоциональная нагрузка, чрезмерная регламентация образовательного процесса и школьной жизни, слабая наставническая поддержка, недостаточно высокая зарплата), так и качеством профессиональной подготовки.
Выделение переменных, связанных с особенностями профессионального самоопределения, позволяет выявить более дифференцированную картину карьерных ориентаций (рис. 1).
Рис. 1. Средние показатели по методике «Якоря карьеры»
Студенты, осознанно выбравшие педагогическое образование, имевшие различный опыт данной деятельности еще до поступления, осознавшие свой интерес к педагогическому труду и планирующие в дальнейшем работать по полученной специальности, имеют более высокие показатели по шкалам ПК, СтР и Служ.
Наиболее высокие показатели ПК и СтР, СтЖ связаны с профессиональным развитием в процессе обучения и желанием работать по специальности. Соотнесение полученных данных с ранее выделенными в зарубежных исследованиях мотивами выбора профессии педагога [11; 17] позволяет сопоставить Служ с альтруистическими мотивами, ИСЖ и СтР с мотивами личной полезности, а ПК с внутренними мотивами. При этом более осознанная карьерная мотивация, подкрепленная профессиональными знаниями и опытом практической деятельности, опирается не только на социальные и внешние, но и на внутренние мотивы. Однако при столкновении с трудностями профессии уже на начальном этапе деятельности высокая степень влияния внутренних и альтруистических мотивов уменьшится, смещаясь в сторону внешних, что, по нашему мнению, повышает риск ухода из профессии [4].
Корреляционный анализ выявил связи между следующими карьерными ориентациями: Служ и Выз (0,48); Служ и Пред (0,41); СтР и ИСЖ (0,48); ПК и СтЖ (0,59). Эти результаты показывают, что студенты, завершающие профессиональную подготовку, оценивают педагогическую деятельность как социально значимую, ориентированную на ценности как результат работы, с пониманием сложности решаемых задач, необходимости преодолевать препятствия для достижения целей, проявлять творчество в работе. В то же время профессиональное развитие связывается с условиями стабильности на рабочем месте и устроенности жизни.
Заключение
Проведенное исследование показывает, что студенты выпускного курса, получающие педагогическое образование, осознают социальную ценность своей профессии, также их привлекают востребованность и социальные гарантии учительского труда. Осознанный выбор программы обучения, раннее включение в педагогическую деятельность, успешное освоение дисциплин и прохождение практик, готовность к началу профессиональной деятельности педагога связаны с более высокими показателями не только по карьерным ориентациям «служение» и «стабильность места работы», но и «профессиональная компетентность», что свидетельствует о положительных тенденциях развития профессионального самоопределения на этапе вхождения в профессию. Однако неуверенность половины респондентов в выборе места работы заставляет обратить внимание как на развитие внутренней позиции личности в процессе обучения в вузе, так и на создание благоприятных, поддерживающих условий для начинающих специалистов в образовательных организациях.
Литература
- Басюк В.С., Казакова Е.И., Врублевская Е.Г. Результаты мониторинга педагогического образования: ценностно-смысловая интерпретация [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. Том 20. № 4. С. 152–168. doi:10.51314/2073-2635-2022-4-152-168
- Голикова оценила нехватку педагогов в России [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20231018/uchitelya-1903640426.html (дата обращения: 21.02.2024).
- Егорова У.Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Том 19. № 6. С. 26–30.
- Кремень С.А. Начинающие учителя: перестройка мотивов профессиональной деятельности // Перспективы развития социальной работы, социальной педагогики и образования в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов: Сборник научных трудов преподавателей и студентов. Выпуск 7 / Отв. ред. Ф.М. Кремень. Киров: Издательство МЦИТО, 2023. С. 28–36.
- Кремень С.А., Кремень Ф.М. Ценностные основания выбора педагогической профессии [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Том 21. № 4. С. 77–93. doi:10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-77-93
- Кремень Ф.М., Кремень С.А. Особенности карьерных ориентаций студентов — будущих педагогов заочной формы обучения [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 4 (115). С. 276–285. doi:10.51944/20738528_2023_4_276
- Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов / Валеева Р.А. [и др.]. [Электронный ресурс] // Образование и саморазвитие. 2022. Том 17. № 3. С. 169–186. doi:10.26907/esd.17.3.14
- Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Оренбург, 2006. 20 с.
- Bates G., Fisher R., Turner K., Machirori T.L., Rixon A. Raising the social status of teachers: teachers as social entrepreneurs // The Australian Educational Researcher. 2023. doi:10.1007/s13384-023-00646-4
- Jarvis J., Woodrow D. Reasons for Choosing a Teacher Training Course // Research in Education. 2005. Vol. 73(1). P. 29–35. doi:10.7227/RIE.73.3
- Miranda-Ossandón J., Precht A., Lobos C., Valenzuela J., Muñoz C., Del Valle M. Enablers and barriers to the construction of motives for learning at the university: The student’s perspective // International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). 2023. Vol. 12(4). P. 1903–1913. doi:10.11591/ijere.v12i4.25254
- Richardson P.W., Watt H.M.G. Who Chooses Teaching and Why? Profiling Characteristics and Motivations Across Three Australian Universities // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2006. Vol. 34(1). P. 27–56. doi:10.1080/13598660500480290
- Roness D., Smith K. Stability in motivation during teacher education // Journal of Education for Teaching. 2010. Vol. 36(2). P. 169–185. doi:10.1080/02607471003651706
- See B.H., Gorard S. Why don’t we have enough teachers?: A reconsideration of the available evidence // Research Papers in Education. 2020. Vol. 35(4). P. 416–442. doi:10.1080/02671522.2019.1568535
- Simonsz H., Leeman Y., Veugelers W. Beginning student teachers’ motivations for becoming teachers and their educational ideals // Journal of Education for Teaching. 2022. Vol. 49(3). P. 1–15. doi:10.1080/02607476.2022.2061841
- Thomson M.M., Turner J.E., Nietfeld J.L. A typological approach to investigate the teaching career decision: Motivations and beliefs about teaching of prospective teacher candidates // Teaching and Teacher Education. 2012. Vol. 28(3). P. 324–335. doi:10.1016/j.tate.2011.10.007
- Watt H.M.G., Richardson P.W. Supportive School Workplaces for Beginning Teachers’ Motivations and Career Satisfaction // Remembering the Life, Work, and Influence of Stuart A. Karabenick. A Legacy of Research on Self-Regulation, Help Seeking, Teacher Motivation, and More / Urdan T., Gonida E.N. (Eds.). Leeds: Emerald Publishing Limited, 2023. P. 115–138. doi:10.1108/S0749-742320230000022009
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 76
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 16
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1