Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением

274

Аннотация

В связи с тем, что проблема профессионального самоопределения личности подростков с противоправным поведением изучена недостаточно, перед авторами статьи стояла цель выявить специфику этого процесса. Предполагается, что подростки с устойчивым противоправным поведением больше проявляют нерешительность, зависимость и инфантильность профессионального выбора по сравнению со сверстниками с нормой поведения. В исследовании приняли участие 63 подростка старшего пубертатного возраста: 30 учащихся МБОУ СШ № 15 г. Иваново и 33 учащихся ГБОУ Спецшкола № 1 г. Москвы. Использовались методика диагностики профессиональных установок И.М. Кондакова и опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Полученные результаты дают возможность говорить о том, что подростки с устойчивым противоправным поведением более зависимы и инфантильны в ситуации профессионального выбора. Отмечается, что они более склонны к аддиктивному, агрессивному и делинквентному поведению, при этом только склонность к преодолению норм и правил коррелирует обратной связью с рационализмом профессионального выбора.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, девиантное поведение детей и подростков, девиантное поведение, противоправное поведение

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190110

Получена: 12.01.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Смоленкова В.А., Шпагина Е.М. Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 109–118. DOI: 10.17759/bppe.2022190110

Полный текст

Введение

На рубеже подросткового и юношеского возраста возникает потребность в профессиональном самоопределении. У каждого автора, изучающего эту тему, определены свои границы и положена своя суть профессионального самоопределения на основе его практических и теоретических приоритетов. Так, Е.А. Климов говорит, что профессиональное самоопределение — это «есть некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем» [8]. Н.С. Пряжников определяет его как «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности» [6, 10]. В работах Е.И. Головахи подчеркивается, что профессиональное самоопределение — это динамичный компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, который реализуется обязательно с учетом отдаленных последствий, в то время как профессиональный выбор затрагивает лишь ближайшую перспективу. Таким образом, единственно правильного определения понятия не существует. В эмпирическом исследовании мы трактуем его как «детерминированный отдаленными жизненными целями процесс поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, который не сводится к одномоментному выбору конкретной профессии».

Социальная ситуация развития изменилась: возросла социальная фрустрированность, изменяется система образования [7], структура занятости [2]. Более того, общество предъявляет высокие требования к автономии, ответственности, саморегуляции, самосознанию и саморазвитию будущих специалистов в различных «пространствах» самоопределения [9]. При этом профессиональные планы на данном этапе развития в большинстве случаев расплывчаты, имеют романтические очертания.

Трудности в профессиональном самоопределении характерны и для подростков с отклоняющимся поведением, однако неблагоприятная социокультурная среда, в которой они находятся, индивидуально-психологические особенности сильно затрудняют их личностное и профессиональное развитие. Так, социокультурная среда таких подростков чаще отличается семейным неблагополучием (низкий социальный статус, плохое материальное положение, отсутствие внимания, заботы и т. д.), занимаемой подростком позицией «отшельника» или «козла отпущения» в коллективе сверстников, конфликтными отношениями с учителями и др. Что касается качеств личности, негативно сказывающихся на потребности в профессиональном самоопределении, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова, Д.И. Фельдштейн, Т.А. Шилова и др. выделили самые яркие из них: агрессивность, вспыльчивость, инертность, лживость, повышенная конфликтность, заниженная самооценка, низкая коммуникативность, стремление избежать ответственности, пониженная переносимость повседневных трудностей, стереотипность поведения, нарушение ощущения самостоятельности, принадлежность к среде, не поддерживающей интереса к профессиональному развитию. Также С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев установили, что профессиональные планы подростков с отклоняющимся поведением часто сформированы слабо и противоречиво, профессиональный выбор носит инфантильный характер, из-за чего можно столкнуться с негативизмом и циничным отношением к труду. По мнению И.С. Арон, жизненные (в т. ч. профессиональные) цели осужденных несовершеннолетних связаны с потребительством, комфортом в референтной группе, мотивация и интерес к учебной и трудовой деятельности выражены слабо, преобладают досуговые интересы, потребности носят примитивный характер, подростки практически не включены в трудовой коллектив, имеют утилитарное отношение к профессии [3].

Из этого вытекает, что трудности профессионального самоопределения подростков с противоправным поведением проявляются в более утрированной, грубой форме, в силу этого они нуждаются в повышенном внимании к себе со стороны семьи и специалистов, что требует более глубокого изучения этой проблемы.

Мы отмечаем противоречие между требованиями, которые предъявляет общество к личности выпускника школы (которые распространяются и на подростков с устойчивым противоправным поведением), и недостаточным исследованием проблемы профессионального самоопределения подростков, личность которых развивается в негативном социальном контексте. Проблемой исследования является недостаточность изученности особенностей и трудностей профессионального самоопределения старших подростков с устойчивым противоправным поведением.

Программа исследования

Проведено эмпирическое исследование с целью выявления особенностей профессионального самоопределения у несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением и трудностями в социальной адаптации.

Объект исследования — профессиональное самоопределение в раннем юношеском возрасте.

Предмет исследования — особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что подростки с устойчивым противоправным поведением и трудностями в социальной адаптации больше проявляют нерешительность, зависимость и инфантильность в процессе профессионального самоопределения по сравнению со сверстниками с нормой поведения.

Дополнительная гипотеза: если у подростков отмечается низкий уровень рационализма и самостоятельности профессионального выбора, то, по сравнению со сверстниками, они более склонны к нарушению норм и правил, агрессивному и делинквентному поведению.

Производилось комплектование простой случайной выборки с дальнейшим разбиением на группы: подростки с устойчивым противоправным поведением и трудностями в социальной адаптации (учащиеся учебно-воспитательного учреждения открытого типа г. Москвы) и подростки с нормативным поведением (учащиеся общеобразовательной школы г. Иваново). После был сформирован комплекс процедур и методов для эмпирического исследования проблемы, подобран и обоснован целесообразный диагностический инструментарий для исследования склонности к отклоняющемуся поведению, для чего был выбран опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Данная методика предназначена для подростков, она состоит из 98 утверждений в версии для мальчиков и 108 утверждений в версии для девочек и включает в себя следующие содержательные шкалы: установка на социально-желательные ответы, склонность к нарушению норм и правил, склонность к аддитивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению.

Для изучения профессиональных установок подростков использовалась методика «Диагностика профессиональных установок подростков» (далее — ПУ), разработанная И.М. Кондаковым на основе методики «Шкала зрелости профессиональных установок» Дж. Крайтса. Она направлена на изучение следующих профессиональных установок: готовность подростка принимать профессионально важные решения, которые, с позиции автора, обусловлены как объективными требованиями ситуации профессионального выбора, так и опытом решения жизненных задач. Включает в себя такие факторы, как: нерешительность профессионального выбора, рационализм профессионального выбора, оптимизм в отношении профессионального будущего, высокая самооценка, зависимость в профессиональном выборе.

В исследовании приняли участие 63 подростка старшего пубертатного возраста (15–17 лет): 30 учащихся МБОУ СШ № 15 г. Иваново (нормативное поведение); 33 учащихся ГБОУ Спецшкола № 1 г. Москвы (устойчивое противоправное поведение и трудности в социальной адаптации). По гендерной принадлежности респонденты распределились следующим образом: 28 девочек (44,4%) и 35 мальчиков (55,6%) в возрасте от 15 до 18 лет (средний возраст выборки составил 16,29 лет).

Подросткам было предложено пройти опросник СОП с целью выявления склонности (готовности) к отклоняющемуся поведению, после — опросник ПУ для получения информации о доминирующих профессиональных установках.

Исследование носило групповой характер, проводилось дистанционно с помощью онлайн-сервиса Google Forms. Далее полученные результаты были обработаны с помощью программы Microsoft Ecxel, затем с помощью программы SPSS были высчитаны средние ранги по критерию U Манна — Уитни для оценки различий между двумя независимыми выборками и корреляционные связи между склонностью к отклоняющемуся поведению и профессиональными установками по критерию r Спирмена, где статистически значимым считалось значение p ≤ 0,05.

Результаты исследования

1. Изучение различий в уровне склонности к отклоняющемуся поведению и доминирующими профессиональными установками.

По результатам прохождения методики «Диагностика профессиональных установок подростков» установлено, что существует значительное различие между выборками по признаку «зависимость в профессиональном выборе»: средний ранг выше в группе «подростки с устойчивым противоправным поведением» и равен 37,77, а в группе «подростки с нормативным поведением» средний ранг равен 25,65. Показатель «асимптотическая значимость 2-сторонняя», p=0,007, что меньше уровня значимости 0,05 (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение профессиональных установок в двух группах подростков
(1 —с нормой поведения, 2 — с устойчивым противоправным поведением)

Изучаемые параметры

Значения (средний ранг)

Значимость*

группа 1

группа 2

Нерешительность профессионального выбора

31,67

32,3

0,889

Рационализм профессионального выбора

33,22

30,89

0,61

Оптимизм в отношении профессионального будущего

34,45

29,77

0,304

Высокая самооценка

31,77

32,21

0,922

Зависимость профессионального выбора

25,65

37,77

0,007*

Примечание: «*» — критерий U Манна — Уитни для независимых выборок (уровень значимости равен ,05).

Следовательно, подростки с устойчивым противоправным поведением более зависимы от других и социально незрелы в ситуации профессионального выбора.

По результатам прохождения методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» выявлено, что существует значительное различие между выборками по переменным «склонность к аддитивному поведению», «склонность к агрессии и насилию», «склонность к делинквентному поведению» (табл. 2).

Таблица 2. Сравнение уровня склонности к отклоняющемуся поведению в двух группах подростков (1 — с нормой поведения, 2 — с устойчивым противоправным поведением)

Изучаемые параметры

Значения (средний ранг)

Значимость*

группа 1

группа 2

Социальная желательность

31,83

32,15

0,945

Склонность к преодолению норм и правил

29

34,73

0,215

Склонности к аддиктивному поведению

24,93

38,42

0,003*

Склонность к самоповреждающему
и саморазрушающему поведению

28,23

35,42

0,119

Склонность к агрессии и насилию

25,48

38,02

0,006*

Волевой контроль эмоциональных реакций

27,53

36,06

0,065

Склонность к делинквентному поведению

24,43

38,88

0,002*

Примечание: «*» — критерий U Манна — Уитни для независимых выборок (уровень значимости равен ,05).

По показателю «склонность к аддитивному поведению» средний ранг выше в группе «подростки с устойчивым противоправным поведением» и равен 38,42, а в группе «подростки с нормативным поведением» средний ранг равен 24,93; «асимптотическая значимость 2-сторонняя», p=0,003, что меньше уровня значимости 0,05.

Следовательно, подростки с устойчивым противоправным поведением более предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем (иными словами, для них характерна копинг-стратегия «избегание проблем»), что может быть связано с пониженной переносимостью повседневных трудностей и тем, что нормы и ценности таких подростков ориентированы на получение удовольствия (гедонизм). Как мы помним, у подростков с аддитивным поведением нарушена мотивационная сфера, что объясняет отсутствие у них потребности в профессиональном выборе [2; 5].

По показателю «склонность к агрессии и насилию» средний ранг выше в группе «подростки с устойчивым противоправным поведением» и равен 38,02, а в группе «подростки с нормативным поведением» средний ранг равен 25,38, «асимптотическая значимость 2-сторонняя», p=0,006, что меньше уровня значимости 0,05.

Следовательно, есть значимые различия в выраженности агрессивной (садистической, в том числе) тенденции личности во взаимоотношениях с другими людьми у сравниваемых выборок, а именно: подростки с устойчивым противоправным поведением больше склонны решать проблемы посредством насилия, использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки.

Напомним, что шкала склонности к делинквентному поведению дифференцирует «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. Средний ранг выше в группе «подростки с устойчивым противоправным поведением» и равен 38,88, а в группе «подростки с нормативным поведением» средний ранг равен 24,43, показатель «асимптотическая значимость 2-сторонняя», p=0,002, что меньше уровня значимости 0,05.

Следовательно, есть значимые различия в выраженности склонности к делинквентному поведению у сравниваемых выборок, где «делинквентный потенциал» подростков с противоправным поведением логично выше, что еще раз подтверждает их статус и нахождение в школе для детей с девиантным поведением открытого типа.

2. Изучение связей между профессиональными установками и склонностью (готовностью) к отклоняющемуся поведению.

Для проверки второго предположения нами был проведен корреляционный анализ по Ч. Спирмену. По результатам корреляционного анализа в контрольной группе выявлено 2 положительных статистически значимых коэффициента корреляции (табл. 3).

Таблица 3. Связи между шкалами методики «Профессиональные установки» и
«Склонность к отклоняющемуся поведению» у подростков с нормой поведения

Шкала методики «ПУ»

Шкала методики «СОП»

Коэффициент корреляции Спирмена*

Зависимость профессионального выбора

Установка на социально-желательные ответы

,450*

Рационализм профессионального выбора

Склонность к самоповреждающему поведению

,402*

* корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).

Баллы по шкале «Зависимость профессионального выбора» коррелируют прямой связью со шкалой «Установка на социально-желательные ответы» (0,450 корреляция значима на уровне 0,05, двухсторонняя).

Следовательно, чем более подростки с нормой поведения готовы представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности, тем более они несамостоятельны, податливы в процессе профессионального самоопределения.

Отмечено, что чем выше уровень рационализма профессионального выбора, тем выше склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (0,402 корреляция значима на уровне 0,05, двухсторонняя; табл. 3).

Иначе говоря, чем больше подросток проявляет готовность действовать по плану в процессе профессионального самоопределения, тем более он склонен к соматизации тревоги и реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

В экспериментальной группе выявлен 1 отрицательный статистически значимый коэффициент корреляции (табл. 4).

Таблица 4. Связи между шкалами методики «Профессиональные установки» и
«Склонность к отклоняющемуся поведению у подростков
с устойчивым противоправным поведением»

Шкала методики «ПУ»

Шкала методики «СОП»

Коэффициент корреляции Спирмена*

Рационализм профессионального выбора

Склонность к преодолению норм и правил

-,422*

* корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).

Баллы по шкале «Рационализм профессионального выбора» коррелируют обратной связью со склонностью к преодолению норм и правил (–0,422 корреляция значима на уровне 0,05, двухсторонняя).

Следовательно, чем более подростки рассудительны, последовательны при принятии решений, тем менее они склонны к негативизму, к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, что, вероятно, смягчает характерное для них циничное отношение к учебной и трудовой деятельности.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Таким образом, профессиональный выбор подростков с устойчивым противоправным поведением принимает более инфантильную, зависимую форму, что подтверждает результаты исследования Д.И. Фельдштейна, Т.А. Шиловой, С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева: подростки с отклонениями в поведении сильно зависят от референтной группы, которая зачастую не поддерживает интерес к профессиональному развитию [3; 11].

Кроме того, они более склонны к разного рода аддикциям, к иллюзорно-компенсаторному или агрессивно-насильственному способу решения личностных проблем. Также выявлено основное различие между группами: у подростков группы риска выше уровень «делинквентного потенциала» по сравнению со сверстниками.

По результатам корреляционного анализа установлено, что чем более подростки с нормой поведения зависимы от мнения окружающих, тем чаще они подстраивают свое поведение в ситуации профессионального выбора под ожидания референтной группы. Далее, чем более старшеклассники рассудительны в ситуации профессионального выбора, тем больше склонны к самоповреждающему поведению.

Что касается подростков с устойчивым противоправным поведением, то те, кто имеют высокий уровень рационализма профессионального выбора, менее склонны к преодолению норм и правил.

Рекомендуется включать в профориентационные занятия с подростками упражнения, направленные на развитие самостоятельности, рефлексии, правосознания, представлений о своей умелости, компетентности, положительных качествах, на осознание значимости собственного выбора и перспектив на будущее.

Перспективными направлениями развития исследования может быть изучение специфики профессионального самоопределения подростков, находящихся в конфликте с законом, обусловленной дополнительно гендером, семейным воспитанием или проблемами психического или физического развития.

Полный текст программы размещен на сайте Федерации психологов образования России https://www.rospsy.ru/.

Литература

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: Монография. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 180 с.
  2. Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2013. Т. 11. № 3. С. 20–27. doi:10.11621/npj.2013.0303
  3. Арон И.С. Психология готовности к профессиональному самоопределению: подходы и результаты исследований: Монография. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. 284 с.
  4. Арон И.С. Структурно-содержательный анализ понятия «социальная ситуация развития» в контексте профессионального самоопределения личности // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 4. С. 53–57.
  5. Головина С.Г., Смолина Т.В. Психологические особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением // Инновационное развитие. 2019. Т. 28. № 1. С. 63–69.
  6. Ермаков Д.С. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. Т. 27. № 3. С. 75–79.
  7. Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности // Мир психологии. 2018. Т. 93. № 1. С. 37–45.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
  9. Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2017. Т. 27. № 3. С. 144–150. doi:10.11621/npj.2017.0316
  10. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
  11. Федонкина А.А. Способность несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью к осознанному руководству своими действиями [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т. 6. № 3. С. 178–192. doi:10.17759/psylaw.2016060313

Информация об авторах

Смоленкова Виктория Алексеевна, студент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2663-9390, e-mail: v5sage@yandex.ru

Шпагина Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3325-3402, e-mail: shpaginaem@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 648
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 274
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 11