Программа по профилактике девиантного поведения учащихся начальной школы с применением народных игр

236

Аннотация

Программа относится к профилактическому психолого-педагогическому направлению. В данном конкретном варианте программа направлена на профилактическую и психокоррекционную работу с детьми с использованием народной игры. Феномен народной игры в программе используется как технологический ресурс в работе с детьми по развитию социализации, адаптивных ресурсов, коммуникативных способностей, профилактике девиантного поведения. Он может применяться практически для любого школьного возраста. В народных играх моделируются и переживаются в безопасных условиях следующие психоэмоциональные состояния: страх, агрессия, обида, отверженность, власть, избранность. Это интенсивный и безопасный способ социализации и профилактики девиантности. Если не отработан игровой этап в жизни ребенка, то, получая в игре разнообразный и сложный опыт межличностного общения и взаимодействия, участник игры освобождается от уже приобретенных деструктивных стереотипов и зажимов на эмоциональном и телесном уровне. Игровые ситуации наиболее удачным образом формируют личностные качества, изложенные в требованиях ФГОС начального общего образования: доброжелательность, умение сотрудничать, находить выходы из трудных ситуаций, нести ответственность за свои поступки. Данная программа предполагает целый комплекс психопрофилактических мер, которые направлены не только на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности учащегося, но и на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников. Народная игра, включенная в психопрофилактическую программу как основной атрибут, не требует дополнительных материально-технических затрат и учебно-методического обеспечения, но требует серьезной подготовки со стороны педагога-психолога. Необходимы знания о психологическом воздействии народных игр, спектре их применения, возрастном цензе, а также психофизиологических особенностях детей определенного возраста при подборе игр, оценке психоэмоциональной нагрузки игр, определении порядка чередования игр

Общая информация

Ключевые слова: психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения, метод народной игры, развитие адаптивных ресурсов, социализация, школьники начальных классов

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170406

Для цитаты: Зозуля Г.А. Программа по профилактике девиантного поведения учащихся начальной школы с применением народных игр [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 60–67. DOI: 10.17759/bppe.2020170406

Полный текст

 

 

Описание целей и задач программы

Цель программы:

•           психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения и гиперактивности;

•           развитие адекватного проявления активности;

•           снижение уровня тревожности, застенчивости, страхов, обиды, агрессии, аффективных состояний;

•           развитие навыков преодоления трудностей в сложных ситуациях;

•           улучшение психоэмоционального статуса учащихся в коллективе.

Задачи программы:

•           изучение морально-психологического климата в учебной группе;

•           определение социально-психологического статуса учащихся с помощью социометрического исследования с целью выявления формальных и неформальных лидеров, принятых группой, пренебрегаемых и аутсайдеров;

•           проведение сравнительного лонгитюдного психодиагностического исследования учащихся начальной школы с применением проективных методик до и после проведения занятий с использованием народных игр с целью изучения личностных особенностей и психоэмоционального состояния;

•           выявление детей, имеющих тенденции к агрессивности, тревожности, и отслеживание динамики их психоэмоционального состояния и динамики морально-психологического климата в учебной группе;

•           формирование и развитие особенностей взаимоотношений на уровне физического, психоэмоционального и вокального взаимодействия;

•           создание у учащихся ситуации успеха через игровую деятельность;

•           развитие детской инициативы;

•           развитие интереса учащихся к народному творчеству, его прикладным видам;

•           формирование навыков организации творческих контактов.

Отличительные особенности программы.

1.         Профилактическая ресурсность.

2.         Психокоррекционная ресурсность.

3.         Технологический ресурс:

3.1.     развитие социализации;

3.2.     развитие адаптивных ресурсов;

3.3.     развитие коммуникативных способностей.

4.         Профилактика девиантного поведения.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Данная программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста с учетом возрастных особенностей.

Особенности детей младшего школьного возраста заключаются в малой осознанности своих переживаний и неспособности понять вызывающие их причины. На трудности в школе дети зачастую отвечают эмоциональными реакциями, а именно: гневом, страхом, обидой.

Для более сознательной регуляции поведения младших школьников необходимо обучить их адекватности в выражении своих чувств, поиску конструктивных способов выхода из сложных ситуаций. В противном случае невыраженные чувства могут длительное время определять вектор жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте особенно активно происходит развитие способности к рефлексии и формирование произвольности, внутреннего плана действий. В связи с чем на этом этапе ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.

Известно, что дети с проблемами в развитии отличаются характерными особенностями психоэмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля. Эмоции недостаточно дифференцированы, диапазон переживаний невелик. Переживания примитивные, полярные: ребенок испытывает либо печаль, либо радость, либо удовольствие, либо неудовольствие. В ответ на внешние воздействия ребенок проявляет неадекватную эмоциональную реакцию и не способен контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме, его переживания поверхностные и неустойчивые. Волевая регуляция выражена слабо, отсутствует желание преодолевать даже мелкие трудности и в особенности — брать за них ответственность. Зато ярко выражена зависимость от минутных влечений. При этом отмечается демонстративность в поведении, которая диктуется потребностью привлечь к себе внимание взрослых ввиду неумения создавать прочные эмоциональные привязанности. Достаточно низкий уровень критичности не позволяет детям в полном объеме выявить и дать объективную оценку своего поведения, поэтому можно отметить специфический тип их психической ориентации в обществе, что непосредственно отражается и на характере их социальных контактов.

Важным фактором учебной деятельности выступает личностная саморегуляция, связанная с осознанием и воплощением в жизнь социальной позиции ученика. Степень мотивации и понимание ребенком своей значимости, умение соблюдать требования к деятельности и поведению, способность управлять произвольными процессами (памятью, вниманием, действиями) — важнейшие показатели уровня саморегуляции.

Программа призвана способствовать эмоционально-положительному отношению к познавательным ситуациям, формам содержательного общения и взаимодействия.

В ходе проведения занятий в рамках программы создаются условия для достижения единства эмоционального и познавательного развития, обретения детьми некоторых речевых навыков выражения своих эмоциональных состояний (радость, грусть, обида, раздражение, недовольство).

В составлении программы с использованием народных игр соблюдались следующие требования:

•           игра подбиралась с учетом возраста участников;

•           каждая игра требует различных энергетических затрат, поэтому игры комбинировались по степени нагрузки — от самых спокойных до самых подвижных и трудных.

Общие идеи данной систематизации:

•           игровое занятие начинается с нарастания активности, а затем активность убывает;

•           контактность детей нарастает от первой игры к последующей, т.е. по интенсивности 2-я и 5-я категории могут быть одинаковы, но степень взаимодействия участников в 5-й категории выше (например, бегают активно, но по отдельности).

Условия проведения.

Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.

Каждый раздел программы является завершенным и автономным, может использоваться отдельно в консультировании и других видах психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Этапы реализации программы

Программа включает в себя 6 этапов.

Первый этап — организационный. Вводное занятие с детьми.

Второй этап — первичная диагностика (социометрическое исследование; изучение личностных особенностей и психоэмоционального состояния учащихся начальной школы; выявление детей, имеющих тенденции к агрессивности, тревожности; анализ результатов).

Третий этап — деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий. Состоит из 2-х разделов, включающих 3 части: начальную, активную и спокойную).

Четвертый этап — промежуточная диагностика, анализ и дальнейшая реализация запланированной работы с учетом полученных результатов и рекомендаций.

Пятый этап — кульминационный (включение игр с максимально возможным для каждого возраста накалом: 3 части — начальная, активная и спокойная).

Шестой этап — заключительная диагностика (анализ и подведение итогов проведенной работы, разработка рекомендаций).

Содержание программы

Первый этап — организационный (1 занятие).

Вводное занятие с детьми. На занятии дети знакомятся с феноменом народной игры.

При составлении занятия по реализации воспитательного, профилактического воздействия народной игры на учащихся учитывались основные принципы:

•            интерактивность, обеспечивающая многообразие связей и отношений в игровых ситуациях, как межличностных, так и в групповом плане;

•            мотивированность, проявляющаяся как желание быть принятым в игру, в игровое сообщество, обеспечивает добровольность игры и ее иерархичность, так как для ребенка быть принятым в игру значит быть принятым в общении;

•            идентификация и обособление, проявляющиеся в способности «быть собой и другим». Смена социальной позиции в игре, обеспечивающая идентификацию с позицией другого, является причиной развития гуманных отношений, которые воплощают становление в сознании и поведении ребенка ценности другого человека, переживаний его успехов и неудач как своих собственных.

Второй этап — диагностический (2 занятия).

1    занятие.

Проведение социометрического исследования. Цель: определение социального статуса учащегося в группе.

Использование проективного диагностического метода «Цветопись» (А.Н. Лутошкин). Цель: изучение социально-психологического климата в коллективе.

2     занятие.

Психологическая диагностика с использованием проективных рисуночных методик: «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дерево». Цель: изучение личностных особенностей и психоэмоционального состояния учащихся; выявление тенденций к агрессивности, тревожности, невротическому состоянию; взаимоотношений в семье.

Третий этап — деятельностный (6 занятий).

В каждом занятии 3 части: вводная, основная, заключительная.

Перед началом проведения игр с детьми обсуждается тема народной игры, культурно­историческая значимость народной игры. Выясняется, какие народные игры дети знают.

В начале занятия предлагаются игры, которые объединяют детей в кругу и имеют невысокую степень тактильного контакта, чтобы заинтересовать и включить детей в игру, т.е. игровое занятие идет сначала с нарастанием активности, потом — с убыванием (обеспечивается вход и выход из игрового занятия).

Контактность должна нарастать от первой игры к последней, т.е. по интенсивности вторая и пятая игра — одинаковые, а степень взаимодействия участников в пятой игре выше. Например, бегают активно, но по отдельности.

Четвертый этап — промежуточная диагностика (1 занятие).

Цель: анализ и дальнейшая реализация запланированной работы с учетом полученных результатов и рекомендаций.

Используются повторно рисуночные проективные методики, которые применялись на 1 этапе, с целью оценки динамики развития личностных особенностей и психоэмоционального состояния учащихся; выявления тенденций к агрессивности, тревожности, невротическому состоянию: «Несуществующее животное», «Дерево».

Пятый этап — кульминационный (6 занятий).

Каждое занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Включают игры с максимально возможным для каждого возраста накалом.

Шестой этап — заключительная диагностика (2 занятия).

Диагностика проводится с помощью методик, применяемых на 2 и 4 этапах программы, с целью определения динамики показателей: личностных особенностей, социального статуса в классе, социально-психологического климата в классе.

1    занятие.

Проведение социометрического исследования. Цель: анализ социального статуса учащегося в группе и сравнение с результатами, полученными на 2 этапе.

Использование проективного диагностического метода «Цветопись» (А.Н. Лутошкин). Цель: сравнение и анализ динамики показателей социально-психологического климата в коллективе.

2     занятие.

Психологическая диагностика с использованием проективных рисуночных методик: «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дерево». Цель: анализ динамики изменения личностных качеств и психоэмоционального состояния учащихся в сравнении с результатами на 2 этапе; выявление наличия агрессивности, тревожности, невротического состояния; анализ изменений взаимоотношений в семье.

 

Литература

  1. Бендас Т.В. Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. М., 1982. 103 с.
  2. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. М., 1989. 128 с.
  3. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М., 1980.
  4. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
  5. Казанский О.А. Игры в самих себя. 2-е изд. М.: Роспедагентство, 1995. 128 с.
  6. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис. 2002. 208 с.
  8. Лахин Р.А. Народная игра как средство социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2009. 25 с.
  9. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
  10. Малова В.В. Фольклорный праздник «ОСЕНИНЫ» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2011.  № 1. С. 53–57.
  11. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996. 240 с.
  12. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. 2-е изд. М.: Айрис Пресс; Айрис-Дидактика, 2004. 250 с.
  13. Стукова О.И., Хайдукова Л.В. Современный детский игровой фольклор: считалки // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2012. № 5. С. 65–67.
  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х т. Т. 3. М.: Генезис, 1998. 160 с.
  15. Чистякова Г.И. Психогимнастика. 2-е изд. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. 160 с.

Информация об авторах

Зозуля Галина Анатольевна, педагог-психолог, Центр образования — гимназия № 1 (МБОУ «ЦО-гимназия № 1»), Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7578-2498, e-mail: galina.zozulya.66@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 661
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 236
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3