Опыт работы психолого-педагогической службы Хабаровского края в контексте профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

337

Аннотация

В течение уже почти трех лет в России и в Хабаровском крае, в частности, ведется активная систематическая работа по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного 24 июля 2015 года приказом Министерства труда Российской Федерации №514н. Организациями, которым был присвоен статус Центра трансфера технологий, специально созданными рабочими группами проделана колоссальная работа по адаптации трудовых функций, описанных в профстандарте, к конкретным условиям работы, к сложившимся принципам организации образовательного процесса в Хабаровском крае. Без преувеличения эту работу нельзя назвать иначе как осмыслением профессионального стандарта, наполнением обобщенных трудовых функций конкретным, прикладным содержанием. В данной статье проведен анализ трудовых функций профстандарта и функционала педагогов-психологов Хабаровского края.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, «эффективный контракт», адаптация трудовых функций, психологическая служба системы образования

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Олифер О.О., Галич А.А. Опыт работы психолого-педагогической службы Хабаровского края в контексте профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 52–55. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Olifer_Galich (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (далее — профстандарт), как один из документов, регламентирующий внедрение инновационной образовательной практики в работу педагога-психолога, действительно имеет потенциал для того, чтобы модернизировать на своей основе всю психологическую службу образования Хабаровского края, создать для развития этой службы прочный фундамент, окончательно определить и закрепить место и высокую значимость психологической службы в образовательном процессе. Однако и до введения профессионального стандарта психологическая мысль не стояла на месте. Практическая психология образования никогда не находилась в кристаллизованном, остановившемся виде, никогда не представляла собой монолитный, огульно применяющийся комплекс организационных форм и содержательных методов работы. Глубокие, прочные традиции отечественной психологической науки никогда не препятствовали инновациям, не вставали у них на пути, но служили фундаментом, базой для развития. Поэтому можно с уверенностью сказать, что большая работа по внедрению и адаптации трудовых функций профстандарта была проведена еще до его написания. Глобальные политические, экономические, социокультурные изменения внутри и вне нашей страны, реформирование системы образования, появление принципиально новых возможностей и принципиально новых источников опасности, связанных с развитием информационных технологий, гуманизацией образовательной и социальной сфер, — все эти факторы определили направление и смысл развития психологической службы в образовании.

Практически все трудовые функции, налагаемые на педагога-психолога профстандартом, оказались для специалистов психологической службы Хабаровского края частично (а в некоторых случаях и полностью) известными, соответствующими их нынешней трудовой деятельности. Профстандарт не стал началом какого-то нового, неизведанного пути, он резюмировал и регламентировал актуальные тренды развития практической психологии образования, направил их в единое русло и позволил эффективно планировать их дальнейшую модернизацию. И психологическая служба системы образования Хабаровского края начала и продолжает работу по апробации профессионального стандарта педагога-психолога не с чистого листа, а имея за плечами внушительный багаж собственного инновационного, без преувеличения уникального опыта.

Значительная работа была проведена в рамках Центра трансфера технологий по модернизации деятельности педагога-психолога в рамках введения ФГОС ОВЗ. Была разработана и реализована экспериментальная программа по дополнительной профессиональной подготовке педагогов-психологов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, организовано систематическое повышение квалификации педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, в каждое из которых принимают детей с особыми образовательными потребностями в режиме инклюзивного обучения. Огромную пользу принесло рассмотрение психолого-педагогическим сообществом Хабаровского края профстандарта педагога-психолога и ФГОС ОВЗ в сравнительном аспекте, выделение единых компетен­ций педагога-психолога, общих требований, предъявляемых нормативными документами по психологическому обеспечению образовательного процесса. В результате работы Центра трансфера технологий была создана типовая модель программы индивидуального профессионального развития  педагога-психолога, разработаны конкретные предложения о создании дифференцированной, уровне­вой модели соответствия профессиональных компе­тенций педагога-психолога содержанию трудовых действий.

Отдельного внимания заслуживает работа специалистов Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Хабаровского края, усилиями которых была создана и ведется база данных детей с ОВЗ, в которой на текущий момент содержится более 10.000 уникальных записей о детях и их образовательных потребностях. Всего в базе данных содержится информация о более чем 80.000 заключений. Возможность неограниченного по объему и времени хранения информации в электронном виде позволяет отслеживать динамику как конкретных детей, так и состояния психолого-педагогической помощи таким детям в целом, вести статистику как по детям, так и по оказываемой им помощи.

Особым кластером трудовых функций профстандарта, вызвавшем среди педагогов-психологов значительный резонанс, стали функции по оказанию психолого-педагогической помощи детям, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

12 апреля 2013 года было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между министерством образования и науки Хабаровского края, Дальневосточным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации и следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю. Эта дата стала днем начала работы Сектора экстренной психолого-педагогической помощи и экспертизы КГБУ «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Специалисты Сектора обеспечивают психологическое сопровождение несовершеннолетних в ходе следственных действий и проверочных мероприятий по статьям преступлений против половой неприкосновенности, половой свободы личности, а также иных противоправных действий (грабежей и др.), сопровождают несовершеннолетних на судебном процессе. Работа Сектора организована таким образом, что у педагога-психолога есть возможность выехать для помощи и сопровождения несовершеннолетнего круглосуточно. Также педагоги-психологи Сектора, являясь одними из наиболее компетентных специалистов в сфере кризисной психологии в Хабаровском крае, на безвозмездной основе занимаются реабилитацией несовершеннолетних потерпевших и членов их семей.

Разработан и введен в действие алгоритм межведомственного взаимодействия и психологического сопровождения, позволяющий всем специалистам, оказывающим помощь ребенку, действовать максимально эффективно. Межведомственное сотрудничество с силовыми структурами показало себя как крайне продуктивное, приносящее пользу как детям и членам их семей, так и сотрудникам силовых ведомств, по запросу которых педагоги-психологи Сектора грамотно и своевременно пишут психологические заключения. По результатам этих заключений сотрудники систем досудебного и судебного разбирательства имеют возможность выносить решения и принимать меры, наиболее сообразные психологическому состоянию ребенка, находящегося на психологическом сопровождении.

Эффективность работы Сектора экстренной помощи не осталась незамеченной и имела свое закономерное развитие. В период с 2013 по 2016 годы были заключены соглашения с Минсоцзащиты, Минздра­вом, Управлением Министерства внутренних дел, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний и Адвокатской палатой Хабаровского края. Развитая межведомственная сеть позволяет оказывать помощь несовершеннолетним с позиций комплексного подхода, осуществлять профессиональную, методическую и информационную поддержку ведомств.

На фоне увеличивающейся активности в обсуждении вопроса о создании и развитии единой концепции психологической службы в системе образования, весьма интересен уникальный опыт организации психологической службы в системе среднего профессионального образования Хабаровского края. Все педагоги-психологи ПОУ работают на местах, в учреждениях, к которым они прикреплены, однако фактически являются сотрудниками одной образовательной организации — КГБУ «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Такая структура позволяет назвать систему оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам ПОУ психологической службой в полном смысле этого слова, службой, обладающей единым центром управления, единой методической базой, позволяющей регулярно обмениваться инновационным опытом, централизовать и систематизировать работу с крайне сложной категорией лиц — подростками, в том числе подростками с ОВЗ, для обучения, воспитания и психологической помощи которым (в том числе по профориентации лиц с ОВЗ) пока не разработано единых стандартов, регламентов и протоколов. Эффективно взаимодействуя с администрацией и педагогическим коллективом ПОУ, педагог-психолог получил возможность сохранения определенной автономности, независимости суждений и действий и получил ресурс в виде единого, сплоченного профессионального сообщества.

Чрезвычайно важное, особое место в работе психолого-педагогической службы края принадлежит усилиям наших психологов по профилактике и противодействию опаснейшей угрозе нашего времени — терроризму. Речь идет как о терроризме явном, не нуждающемся в дополнительных дефинициях, так и терроризме скрытом, завуалированном. Одним из примеров такого скрытого терроризма является пропаганда суицидального поведения среди молодежи в социальных сетях, появление так называемых «групп смерти» и суицидальных «игр», цель которых, по мнению наших психологов, не просто критически дестабилизировать психику подростка, которой по самой логике своего развития положено быть нестабильной, но романтизировать добровольный уход из жизни, сделать это действие социально приемлемым, придать ему общественно-философский смысл. Поэтому противодействию и профилактике подобных воздействий на детей и подростков придается огромнейшее значение.

Сама по себе профилактика суицидального поведения среди детей и подростков для наших педагогов-психологов является давно открытой и тщательно изученной областью, разработаны и активно используются алгоритмы профилактики и кризисной психологической помощи при выявлении суицидального риска. Однако возникновение таких целенаправленных, опаснейших воздействий на детей требует разработки принципиально новых алгоритмов, методов и подходов. Ведется активнейшая работа по разработке инновационных, комплексных технологий. В марте 2017 на базе КГБУ «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» создан Сектор профилактики кризисных состояний, налажено систематическое активное сотрудничество с отделением суицидологии НИИ психиатрии Минздрава РФ, разработаны и активно реализуются инновационные технологии психологической помощи в кризисных ситуациях и профилактики кризисных состояний. Разработана и готовится к реализации на территории Хабаровского края программа комплексного вмешательства, предполагающая не только оказание необходимой помощи детям и подросткам, но и обучение их базовым навыкам самопомощи и помощи сверстникам.

Становится все более очевидно, что образовательный процесс в России становится все более психолого-педагогическим, функционал педагога-психолога расширяется, и на психологов образования ложится огромная ответственность. В этих условиях регламентация трудовых функций с помощью профстандарта может стать необходимым подспорьем для формирования единой системы взглядов на развитие психолога системы образования как специалиста отрасли.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что профстандарт, по мнению психолого-педагогического сообщества Хабаровского края, не является сторонним, навязывающим определенные дефиниции документом, чуждым и несообразным психологической службе образования на современном этапе ее развития. Целью профстандарта не является революция в психологии образования или насаждение «сверху» определенных изменений и инноваций. Абсолютное большинство трудовых функций профстан- дарта в той или иной форме уже входило в функционал педагогов-психологов Хабаровского края, и профстандарт не стал для них началом какого-то нового, неизведанного пути. А те функции, выполнению которых педагоги-психологи сейчас только учатся, продиктованы не какими-либо спонтанными, сиюминутными идеями, а трендами развития социальной сферы и системы образования в нашей стране в целом, теми новыми вызовами и задачами, которые перед психологами ставит обновленная, инновационная система образования, неотъемлемой частью которой является психологическая служба.

Профстандарт является, на наш взгляд, эволюционным документом, отражающим назревшие в психолого-педагогическом сообществе тенденции развития, регламентирующим и создающим необходимую нормативно-правовую базу для существующих функций и механизмов работы педагога-психолога. Одев реку профессионального самоопределения и развития педагога-психолога в камень, подведя разнообразные формы работы психолога под один знаменатель, мы получили единое видение, единый вектор развития педагога-психолога как специалиста, единое понятийное поле, позволяющее разным специалистам, образовательным организациям, даже разным психологическим школам со всех уголков страны активно сотрудничать, обмениваться имеющимся опытом и создавать новый, при этом совершенно не ограничивая качественную, содержательную часть их работы, потворствуя раскрытию творческого потенциала каждого специалиста.

* Перепечатывается. Оригинал: Олифер О.О., Галич А.А. Опыт работы психолого-педагогической службы Хабаровского края в контексте профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»// Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия: коллективная монография / под ред. Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. С. 92-97.

 

 

 

 


 

Литература

  1. Приказ Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2018).
  2. Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е. Н. Ткач. Хабаровск: Изд-во Тихоокен. гос. Ун-та, 2017. 524 с.

Информация об авторах

Олифер Ольга Олеговна, директор краевого бюджетного образовательного учреждения, «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Россия, e-mail: pmss2002@yandex.ru

Галич Александр Александрович, педагог-психолог краевого бюджетного образовательного учреждения, «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Россия, e-mail: galich_a_a@pmss27.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 867
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 337
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1