Вестник практической психологии образования
2018. Том 15. № 1. С. 89–97
ISSN: 2658-3100 (online)
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: несовершеннолетний, профилактика , правонарушение
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шарангина И.Е. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 89–97. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Saragina (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Введение
В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания среди подростков и молодежи.
Острой остается проблема детей, оказавшихся вне сферы образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков. Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.
Система профилактики правонарушений несовершеннолетних
Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти. Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений.
Одним из наиболее актуальных направлений профилактической работы является профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Если говорить в общем, то под профилактикой правонарушений понимается предохранение людей, общества, государства от правонарушений. Точнее — система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий, благоприятных для правонарушений, а также на удержание людей от совершения правонарушений.
В связи со сказанным выше мы предлагаем свое определение, которое раскрывает суть профилактики правонарушений несовершеннолетних. Профилактика правонарушений несовершеннолетних — это деятельность государственных органов, общественных организаций и граждан, которая заключается в применении мер, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Она направлена на несовершеннолетних, совершающих правонарушения и аморальные поступки, на их микросреду. Цель профилактики — создание условий, снижающих возможность совершения правонарушений.
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с:
• возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;
• с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетними;
• с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних.
Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры по работе с детьми из группы риска, девиантными подростками, несовершеннолетними правонарушителями. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социальноправовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционнопрофилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.
В теории и на практике различают три ступени профилактической работы с несовершеннолетними:
1) ранние предупреждения и профилактика (первичная профилактика). Она направлена на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклонений;
2) непосредственная профилактика (вторичная профилактика). Это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Задача состоит в том, чтобы не допустить совершение подростком более тяжкого проступка, правонарушения. Здесь на первый план выходит оказание своевременной психолого-педагогической помощи (коррекции) ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации;
3) предупреждение и профилактика рецидива. На этой ступени важной задачей является предотвращение совершения повторного преступления подростком, вернувшимся из мест лишения свободы.
Субъектами системы профилактики, в соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», являются:
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП);
• органы и учреждения социальной защиты населения;
• органы и учреждения образования;
• органы и учреждения по делам молодежи;
• учреждения здравоохранения;
• органы внутренних дел;
• органы опеки и попечительства;
• службы занятости.
Первым элементом системы профилактики является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основная задача комиссии по делам несовершеннолетних — предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этих возрастных групп населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних.
Вторым элементом системы субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних являются органы социальной защиты — это отдел социальной защиты населения и труда, территориальный центр социальной помощи, центр экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;
3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Главное, что они нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Сюда входят и бесплатное оказание социальных услуг семье, помощь в организации досуга несовершеннолетних.
Третьим элементом системы профилактики являются специализированные учреждения для подростков и молодежи, которые нуждаются в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, которые оказались в трудной жизненной ситуации. К таким учреждениям относятся: социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Четвертым элементом системы профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относятся:
• ведение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения;
• проведение комплексных медико-психолого-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания;
• выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования;
• помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних. Пятым элементом профилактики правонарушений несовершеннолетних являются: отдел по делам молодежи, учреждения культуры и спорта, туризма, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
Шестой элемент системы профилактики — это учреждения здравоохранения. Учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции организуют:
1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;
2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь;
3) круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
5) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних.
Седьмым элементом профилактики правонарушений несовершеннолетних являются органы внутренних дел, среди которых ведущую роль играют подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ПДН). Среди многочисленных функций ПДН выделяют две. Первая функция — это проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, которые находятся не только в трудной жизненной ситуации, но и представляют опасность для общества. Вторая функция — это выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественных действий.
Вспомогательными элементами профилактики правонарушений несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Названы они вспомогательными потому, что носят преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетними.
Координатор профилактики правонарушений несовершеннолетних
Главным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный Закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики.
Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков.
В Законе о профилактике регламентированы общие задачи всех указанных субъектов системы профилактики, реализуемые в пределах их полномочий.
Применение вышеуказанного закона на практике обеспечивается принятием на федеральном уровне специальных программ, утвержденных постановлениями Правительства РФ. Профилактические функции реализуют не только нормативные акты, направленные на профилактику правонарушений молодежи, но и акты в сфере образования, социальной защиты, оказания медицинской и психологической помощи, трудоустройства.
Коллегиальным, координирующим органом, созданным для эффективного функционирования системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности и правонарушений, является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).
Деятельность комиссии основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, родителям или иным законным представителям с соблюдением конфиденциальности полученной информации, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Основной целью деятельности комиссии является реализация задач по решению проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
Основной задачей комиссии является осуществление в пределах своей компетенции деятельности по:
1) осуществлению мер, предусмотренных нормативными правовыми актами по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел, службы занятости, по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и туризма);
2) предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому;
3) обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Для осуществления своих задач комиссия в пределах своей компетенции обеспечивает:
1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) осуществление мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3) осуществление предусмотренных законодательством мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, а также обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики;
4) организацию работы по выявлению и социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение;
5) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами по вопросам, связанным с несовершеннолетними;
6) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, сексуального, психологического и иных форм насилия, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения;
7) участие в подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством;
8) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных законодательством;
9) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных законодательством;
10) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — консолидирующий орган системы профилактики детской безнадзорности и преступности. Комиссии выполняют специфические управленческие функции, которые призваны обеспечить эффективность действия системы в целом.
Первая и важнейшая из этих функций — организация информационно-аналитического взаимодействия между субъектами системы профилактики, информационное обеспечение их деятельности.
В структуру информационного обеспечения системы профилактики входят следующие данные.
1. О несовершеннолетних и их семьях, проживающих на территории действия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
а) о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
б) о детях, подлежащих устройству: на усыновление, передачу на воспитание в патронатную семью, опеку, попечительство;
в) о детях с ограниченными возможностями психического и физического развития;
г) о детях, вынужденных покинуть образовательные учреждения;
д) другая информация, дающая точное представление о характере, особенностях и динамике детского неблагополучия.
2. О действиях, услугах и мерах, предпринятых субъектами системы профилактики в создании благоприятной среды проживания детей и в содействии решению проблем детей, попавших в трудную или социально опасную ситуацию, в том числе данные о качестве, результативности взаимодействия в системе профилактики.
Благодаря системному взаимодействию формируется разноуровневый комплекс информационного обеспечения институтов защиты прав несовершеннолетних на муниципальном уровне.
Формирование информационных банков позволяет отслеживать динамику в положении дел с состоящими на учете несовершеннолетними и неблагополучными семьями, определять степень эффективности мер и действий, предпринимаемых субъектами системы профилактики.
Учитывая, что неблагополучная обстановка в семье для большинства несовершеннолетних, совершивших преступления, является одной из главных причин формирования личности с антиобщественной направленностью, проблема профилактики семейного неблагополучия занимает основное место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, — это семья, имеющаяся детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители и законные представители несовершеннолетних отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Профилактическая деятельность, проводимая субъектами системы профилактики по улучшению обстановки в семье, находящейся в социально опасном положении, осуществляется в следующей последовательности:
1) выявление неблагополучных семей;
2) диагностика семейного неблагополучия;
3) осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;
4) принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей;
5) осуществление контроля над семьей.
Полному и своевременному выявлению неблагополучных семей с несовершеннолетними способствует использование субъектами системы профилактики всех возможных источников информации о подобных семьях. Среди таких источников можно выделить:
• письма, жалобы и заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении той или иной семьи;
• протоколы задержания;
• административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей;
• материалы в отношении подростков, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности;
• материалы уголовных дел в отношении несовершеннолетних;
• материалы медицинских учреждений;
• данные служб занятости населения, в частности, о семьях, где один или оба родителя, имеющие детей, являются безработными.
Выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально опасном положении, проводятся с целью определить основания, в соответствии с которыми семья признается находящейся в социально опасном положении. А также чтобы определить направления и формы работы с конкретной семьей и установить контроль над ней.
В выявлении могут принимать участие все субъекты системы профилактики. Субъекты системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в 3-дневный срок передают информацию о выявленных семьях в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с установленной формой.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав доводит информацию о выявленных семьях до сведения всех субъектов системы профилактики муниципального образования с целью:
• привлечения субъектов системы профилактики к работе с конкретной семьей, находящейся в социально опасном положении;
• обследования жилищно-бытовых условий;
• постановки на учет выявленной семьи;
• разработки индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи.
Цель обследования жилищно-бытовых условий семьи, находящейся в социально опасном положении, — выявление условий жизни несовершеннолетних и членов данной семьи, определение направлений работы с семьей.
Решение о проведении обследования принимает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Она поручает организацию обследования жилищно-бытовых условий отделу социальной защиты населения. По результатам обследования составляется акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи и даются рекомендации специалистов по организации работы по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
Профилактика семейного неблагополучия
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав оформляет учетную карту семьи для занесения в городской банк данных семей, находящихся в социально опасном положении.
КДНиЗП координирует профилактическую работу по предупреждению роста количества семей, находящихся в социально опасном положении.
Работа по реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации проводится по следующим направлениям:
• оказание социально-педагогической и психологической помощи;
• оказание материальной помощи;
• правовая защита членов семьи;
• организация досуга и оздоровления;
• организация занятости родителей и несовершеннолетних;
• медицинское обслуживание.
Рекомендуемые формы и методы работы с семьей представлены в табл. 1.
Информация об индивидуальной профилактической работе с конкретной семьей и ребенком подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
Субъекты системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, привлеченные к работе с конкретной семьей, находящейся в социально опасном положении, 30 числа каждого месяца представляют информацию в КДНиЗП в соответствии с установленной формой. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально заслушивает отчеты о реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Профилактическая работа на ранних стадиях семейного неблагополучия предусматривает:
• оказание своевременной педагогической, психологической, правовой помощи семьям в разрешении конфликтных ситуаций;
• оказание медико-социальной помощи;
• установление социального патронажа над семьей;
• оказание различных видов материально-бытовой помощи малообеспеченным семьям.
Формами профилактической работы по предупреждению социального сиротства являются:
• временное изъятие ребенка из неблагополучной семьи и помещение его в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
• коррекция поведения родителей.
Таким образом, систематическая, планомерная работа субъектов системы профилактики муниципального уровня по выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствует:
• стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия;
• снижению числа социально неблагополучных семей в муниципальном образовании;
• уменьшению количества правонарушителей среди несовершеннолетних.
Заключение
Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.
На сегодняшний день КДНиЗП являются теми органами, на которых замыкается вся работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних и которые призваны осуществлять взаимодействие между всеми субъектами системы профилактики.
Особенно важной становится роль комиссий, поскольку деятельность органов и учреждений системы профилактики неоднородна с точки зрения их подведомственности. С целью обеспечения эффективности действия системы в целом комиссия выполняет следующие социально-педагогические управленческие функции:
• организация информационно-аналитического взаимодействия между субъектами системы профилактики;
• организация и координация взаимодействия субъектов системы профилактики детской безнадзорности и преступности;
• принятие мер социально-педагогического характера в отношении несовершеннолетних и их семей, относящихся к группе риска;
• организация социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
• обеспечение контроля за выполнением принятых решений.
Можно отметить, что выстроен целостный государственный структурный подход к организации профилактической и социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Сформирована модель, отлаживается технология структурной социальной работы с детьми, нуждающимися в особой поддержке и защите. Определены основные компоненты действий субъектов системы профилактики, критерии их эффективности.
Для использования в практической деятельности разработаны следующие методические рекомендации:
• Положение о межведомственной системе учета беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
• Положение о взаимодействии субъектов системы профилактики правонарушений несовершенно-
летних по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории муниципального образования;
• Методические рекомендации по организации работы специалистов по профилактике семейного неблагополучия, по защите прав и интересов несовершеннолетних;
• Положение о взаимодействии субъектов системы профилактики правонарушений по вопросам обеспечения трудовой занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
Порядок межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе с условно осужденными подростками, несовершеннолетними, вернувшимися из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Направления работы |
Исполнители |
Формы работы |
1. Оказание социальнопедагогической и психологической помощи |
Учреждения образования, социальной защиты |
Индивидуальное и семейное консультирование, проведение тренингов, диагностика личности и детско-родительских отношений, коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция общения и поведения несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении. Проведение дополнительных индивидуальных занятий. Наблюдение за посещаемостью уроков, успеваемостью. |
2. Оказание материальной помощи |
Центр занятости населения |
Социальные выплаты в виде пособий по безработице, стипендии во время обучения по направлению службы занятости, единовременные денежные выплаты по ходатайству отдела социальной защиты населения и труда. |
|
Отдел социальной защиты населения |
Оказание помощи в виде выделения одежды, вещей, канцтоваров. |
3. Правовая защита членов семьи, находящейся в социально опасном положении |
Орган опеки и попечительства, отдел социальной защиты населения |
Бесплатные юридические консультации, составление исковых заявлений в суд, выступление в суде с исковыми требованиями по защите прав несовершеннолетних членов оказавшихся в социально опасном положении семей, контроль за закрепленной за несовершеннолетними членами семей жилой площадью. |
4. Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, в которой проживает несовершеннолетний, склонный к совершению антиобщественного поступка либо совершивший правонарушение или преступление |
Центр занятости населения, КДНиЗП, учреждения образования, социальной защиты |
Оформление пакета документов для внесения представлений в КДН; рассмотрение дел на несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, а также на родителей несовершеннолетних либо лиц, их заменяющих; принятие мер административного воздействия в соответствии с законодательством. |
5. Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении |
Учреждения образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта |
Предоставление бесплатных путевок в санатории, дома отдыха, летние лагеря несовершеннолетним членам семей; культурно-массовые и досуговые мероприятия на уровне муниципального образования. Вовлечение несовершеннолетних в спортивные секции и кружки учреждений дополнительного образования. |
6. Создание рабочих мест для несовершеннолетних членов семьи, находящейся в социально опасном положении, и содействие в поиске работы |
Центр занятости населения |
Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; постановка на учет в службе занятости в целях поиска подходящей работы. Организация временной занятости несовершеннолетних на предприятиях в летний период. |
7. Оказание медицинской помощи |
Учреждения здравоохранения |
Работа по программе «Планирование семьи», лечение от алкогольной и наркотической зависимости, наблюдение врача за состоянием здоровья несовершеннолетнего, направление на стационарное лечение, направление в санатории. |
Литература
- Ветров, М.Н. Профилактика правонарушений среди молодежи / М.Н. Ветров. — СПб: Питер, 2007. — 360 с.
- Вилкс, А.Я. Пути совершенствования мер по предупреждению преступности / А.Я. Вилкс. — М.: ИНФРА_М, 2006. — 402 с.
- Закон Республики Марий Эл от 03.03.2005 г. №2-З «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.12.2008 г. №61-З).
- Закон Республики Марий Эл от 09.11.2005 г. №42_З «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл» (в ред. Закона Республики Марий Эл от 14.07.2009 г. №42_3).
- Ильященко, А.Н. Профилактика семейного неблагополучия как основное направление предупреждения преступности несовершеннолетних / А.Н. Ильященко // Инспектор по делам несовершеннолетних. — 2007. — №5. — С. 25–31.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон № 195-ФЗ0 от 30.12.2001 г. (в ред. Федерального закона №4-ФЗ от 07.02.2011 г.).
- Липский, И.А. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности / И.А. Липский, Г.И. Камаева, А.М. Панов. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. — 96 с.
- Поздеева, Н.А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне / Н.А. Поздеева, С.Г. Афанасьева. — Ч.: Перфектум, 2011. — 156 с.
- Скулкина, Ю.Н. Система работы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Ю.Н. Скулкина. — Йошкар-Ола: Министерство социальной защиты населения и труда РМЭ, 2007. — 39 с.
- Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120_ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 г. №1-ФЗ, от 07.07.2003 г. №111-ФЗ, от 29.06.2004 г. №58-ФЗ, от 22.08.2004 г. №122-ФЗ (ред. 29.12.2004 г.), от 01.12.2004 г. №150-ФЗ, от 29.12.2004 г. №199-ФЗ, от 22.04.2005 г. №39-ФЗ, от 05.01.2006 г. №9-ФЗ, от 30.06.2007 г. №120-ФЗ, от 21.07.2007 г. №194-ФЗ, от 24.07.2007 г. №214-ФЗ, от 01.12.2007 г. №309-ФЗ, от 23.07.2008 г. №160-ФЗ, от 13.10.2009 г. №233-ФЗ; от 07.02.2011 г. №4-ФЗ).
- Федотова, О.Н. Моделирование оптимального функционирования воспитательно-образовательной системы школы по профилактике правонарушений / О.Н. Федотова. — Козьмодемьянск: Управление образования г. Козьмодемьянска, 2006. — 106 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1296
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 736
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2