Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ

1146

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного Московским отделением Федерации психологов образования России в январе–марте 2016 года. Цель исследования — анализ опыта представителей профессионального сообщества по вопросам соблюдения профессиональной этики педагогами-психологами системы образования. В исследовании приняли участие 155 человек, представители 12 региональных отделений Федерации психологов образования России. Результаты исследования подчеркивают актуальность обсуждения вопросов профессиональной этики в профессиональном сообществе и необходимость создания Этического комитета в Федерации психологов образования России.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс педагога-психолога, этические принципы профессиональной деятельности психолога образования, этический комитет

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 2. С. 19–26. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n2/Umnyakova_Guiliano_et_al (дата обращения: 21.11.2024)

Полный текст

И.Б. Умняшова, А.С. Гильяно, А.А. Кузнецова, Г.В. Новикова, С.В. Мурафа

В статье представлены результаты исследования, проведенного Московским отделением Федерации психологов образования России в январе-марте 2016 года. Цель исследования — анализ опыта представителей профессионального сообщества по вопросам соблюдения профессиональной этики педагогами- психологами системы образования. В исследовании приняли участие 155 человек, представители 12 региональных отделений Федерации психологов образования России. Результаты исследования подчеркиваю т актуальность обб-ужлення вопросов профессиональной этики в профессиональном сообществе и необходимость создания Этического комитета в Федерации психологов образования России.

 

Вступительное слово И.Б. Умняшовой, ведущей рубрики:

Вопросы соблюдения профессиональной этики педагогами-психологами в последнее время приобретают все большую актуальность. С одной стороны, участились случаи обращения представителей профессионального сообщества в Московское отделение Федерации психологов образования России (ФПОР) по вопросам соблюдения этических принципов психолога образования. В основном они связаны с недостаточностью информации о способах поведения в ситуации этических дилемм в Этическом кодексе педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г). С другой стороны, возрастает количество обращений со стороны участников образовательного процесса, связанных с несоблюдением норм и принципов профессиональной этики психологами образования.

В рамках XI Всероссийской конференции ФПОР 20 мая 2015 года Московским отделением был проведен круглый стол «Этические аспекты деятельности психологов образования», где были озвучены следующие актуальные вопросы:

   необходимость и механизм закрепления за профессиональным сообществом регуляции этических вопросов;

   отсутствие в профессиональном сообществе единого понимания терминов, входящих в название и описание этических принципов;

   отсутствие в существующем документе информации о возможных нарушениях профессиональной этики и последствиях этих действий;

   проблема проверки компетентности в области профессиональной этики психологов образования.

Профессиональное сообщество психологов образования приняло коллегиальное решение о необходимости дополнения/обновления содержания документа «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России».

Обсуждение данного вопроса было продолжено на IX Всероссийском психологическом форуме «Обучение. Воспитание. Развитие — 2015», в рамках которого 1 октября 2015 года прошел круглый стол «Этические аспекты деятельности Службы практической психологии образования». Участники мероприятия поддержали инициативу профессионального сообщества о внесении изменений в документ «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России» (2003) и подчеркнули необходимость:

   изучения и анализа мирового опыта в создании этических принципов профессиональных сообществ;

   усиления вопросов профессиональной этики в профессиональном стандарте педагога-психолога (психолога образования);

   разработки единой терминологической базы, используемой в документации профессионального сообщества (глоссарий терминов и определений);

   создания и описания инструментария реализации этических принципов в деятельности педагогов- психологов (психологов образования) и механизмов реагирования профессионального сообщества на факты нарушения профессиональной этики.

Одно из решений, принятых на данном мероприятии, — это организация обсуждения вопросов соблюдения профессиональной этики на страницах журнала профессионального сообщества «Вестник практической психологии образования».

Умняшова Ирина Борисовна — кандидат психологических наук, Почетный работник высшего профессионального образования, доцент кафедры педагогический психологии ФГБОУ ВО МГППУ. Председатель Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».

Научные интересы: психологическое сопровождение образовательного процесса, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса общего и высшего образования, психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования.

Гильяно Альбина Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».

Научные интересы: психология развития, специальная, педагогическая и социальная психология.

Введение

Во время обсуждения вопросов соблюдения профессиональной этики психологами образования на круглом столе «Этические аспекты деятельности Службы практической психологии образования» (01.10.2015) было принято решение о проведении исследования, посвященного анализу опыта региональных отделений Федерации психологов по регуляции вопросов профессиональной этики педагогов-психологов, психологов образования. Исследование должно было решить две задачи:

    анализ состояния вопросов соблюдения профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования Российской Федерации;

    анализ регионального опыта решения этических вопросов в профессиональной сфере и формулирование предложений по развитию данной темы в профессиональном сообществе.

В разработке анкеты приняли участие представители Московского и Кемеровского отделений ФПОР, а также педагог-психолог ДОУ г. Калининграда.

В январе-марте 2016 года Московское отделение Федерации психологов образования России (далее — МО ФПОР) провело анкетирование с целью анализа опыта представителей профессионального сообщества по вопросам соблюдения профессиональной этики педагогами-психологами системы образования.

В исследовании приняли участие 155 человек, представители 12 регионов РФ: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область (г. Дмитров), г. Саранск, Свердловская область, Республика Чувашия, Камчатский край, г. Красноярск, г. Липецк, г. Новосибирск, Республика Крым, г. Севастополь.

В связи с тем, что большинство заполненных анкет представляло обобщенный опыт представителей региональных отделений, выявить процент ответивших специалистов по каждому вопросу не представляется возможным. Поэтому представленные данные отражают ответы регионов, а не конкретных участников исследования.

Результаты исследования

Анализ ответов участников исследования о состоянии проблем соблюдения профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ показал, что, несмотря на отсутствие в регионах фиксации случаев нарушения этических принципов психологами образования, многим представителям профессионального сообщества (более 50% участников исследования) известны случаи нарушения коллегами принципов профессиональной этики. Существует ярко выраженная тенденция к неразглашению данных фактов как в профессиональном сообществе, так и среди участников образовательного процесса. Но даже указанные выше данные позволяют утверждать, что проблема нарушения принципов профессиональной этики существует в профессиональном сообществе психологов образования.

Исследование показало, что доля участия представителей региональных отделений в урегулировании сложившихся конфликтных ситуаций и профилактической работе по данному направлению незначительна, количество обращений в региональные отделения не более 20%, и в основном эти обращения адресуются тем представителям ФПОР, которые работают в методических и управленческих структурах региона. При этом участники исследования отмечают, что существуют обращения в другие организации, регулирующие деятельность системы образования в регионе (методические центры, управление образованием и т. д.).

75% участников исследования узнают о фактах нарушения профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования из неформального общения с коллегами, 50% — от участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей), 42% узнают об этом из средств массовой информации и сети Интернет, 16% — на заседаниях региональных методических объединений психологов и отделений Федерации, 16% — от студентов, проходящих практику в образовательных учреждениях региона.

75% участников исследования указывают, что ситуация нарушения принципов профессиональной этики обсуждается и решается на уровне образовательной организации, при этом в 50% анкет, помимо этого указано, что проблемная ситуация может быть также обсуждена на муниципальном уровне (методическая служба города, центр психолого-медико-педагогического сопровождения, служба медиации, управление образованием).

Большинство участников исследования — 66% — для решения этических дилемм используют положения этических кодек- сов[1], принятых в профессиональном сообществе психологов, и совместное обсуждение с коллегами возникающих ситуаций. При этом хочется отметить, что в ряде регионов существует практика супервизии профессиональных случаев с участием представителей регионального отделения ФПОР (Москва, Липецк).

Следующие по популярности ответы (по 16% каждый) это обращение к нормативной документации, регламентирующей деятельность специалистов в области образования на федеральном, региональном и уровне учреждений, а также изучение различных источников информации (литература, интернет-ресурсы).

Для решения вопросов, связанных с профессиональной этикой, коллеги обращаются к следующим нормативным документам: документы федерального значения: Конституция РФ, Феде­

ральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012, 273-ФЗ), Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;

региональные нормативные документы: Приказ Департамента образования города Москвы от 14.05.2003 N 553 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы», Положение о службе психолого-педагогического сопровождения образования Московской области от 02.07.2014 №3055, п. 64:

документы образовательных организаций (Устав образовательной организации, должностные обязанности специалиста).

Кузнецова Анастасия Андреевна — педагог-психолог ГБОУ Школа лицей №1420, аспирант ФГБОУ ВО МГППУ, секретарь Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».

Научные интересы: развитие профессиональной рефлексии учителя в процессе сотрудничества с педагогом- психологом, процессы управления в образовании.

Новикова Галина Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, доцент факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель программы повышения квалификации «Семейная педагогика». Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».

Научные интересы: психология семьи и семейного воспитания, коррекционная педагогика и коррекция семейных отношений.

Мурафа Светлана Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».


Участники исследования указали, что в процессе решения этических вопросов обращаются к следующим научным источникам по данной тематике: электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ _Index.php, Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» (2007), Каран- дашев В. Н. Психология: Введение в профессию (2008); интернет-ресурсы: информационно-аналитический портал Российская психология (http:// www.rospsy.ru/), Российское психологическое общество ^Нр://рпо.рф/), Санкт-Петербургское психологическое общество (http://www.spbpo.ru/), Практический психолог (http://practic.childpsy.ru/), журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/). Хочется обратить внимание, что в перечне используемых книг коллеги указали литературу, изданную около 10 лет назад, что подчеркивает актуальность новой рубрики в журнале «Вестник практической психологии образования», которую мы открываем в этом номере. Также обращаем внимание на перечень интернет- источников, указанных участниками исследования, — несмотря на то, что сайт Федерации психологов образования России есть в данном списке, мы считаем, что там все еще не достаточно информации о проблемах профессиональной этики. Наше предложение — создать на сайте Федерации раздел, посвященный этому вопросу, в котором будут размещаться актуальные нормативные и научные документы по тематике «Профессиональная этика психолога образования».

Также хочется обратить внимание на самый низкий процент ответов (8%) — это использование в профессиональной практике международных документов, в частности, Конвенции о правах ребенка. Так как участники исследования в свободном режиме указывали источники информации для решения этических дилемм, то, скорее всего, значительно больше специалистов знают и учитывают в своей профессиональной деятельности эти документы, но мы считаем важным обратить еще раз внимание на полученный в ходе исследования результат.

Трудности, которые возникают у практических психологов образования при решении конкретных этических дилемм

Все ответы указывают на самую главную проблему — отсутствие системной работы в данном направлении. С нашей точки зрения, эту ситуацию возможно решить, если создать в Федерации психологов образования России Этический комитет (далее — ЭК ФПОР) как один из механизмов регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования. Мы предлагаем войти в него представителям региональных отделений, имеющим на сегодняшний день наиболее успешный опыт. На первом этапе ЭК ФПОР должен решить самый главный вопрос — разработать Положение о деятельности ЭК ФПОР. Этот документ необходимо обсудить и согласовать с профессиональным сообществом, в нем должна быть отражена деятельность как центрального ЭК ФПОР, так и взаимодействие с представителями региональных сообществ. Одним из направлений деятельности всех этических комитетов может стать доработка существующего этического кодекса педагога-психолога. В этом направлении уже проделана огромная работа, МО ФПОР планирует передать все созданные ранее материалы и обобщенные предложения ЭК ФПОР.

Обобщенный перечень трудностей, возникающих у психологов образования в процессе профессиональной деятельности, связанных с решением этических ситуаций, можно представить следующим образом.

1.   Отсутствие описанных регламентов поведения специалиста в ситуации этических дилемм.

Самая распространенная ситуация — это предоставление информации о результатах исследования администрации образовательной организации или внешним организациям (например, в управление образованием). Дилемма заключается в стремлении не нарушать принцип конфиденциальности наряду с необходимостью выполнения распоряжений руководства. Коллеги отметили в своих ответах, что существует расхождение между нормами этического кодекса и обязанностями, вменяемыми педагогу-психологу администрацией учреждения, зачастую присутствует давление администрации на педагога-психолога. Данную проблему участники исследования связывают с отсутствием в некоторых регионах актуальной обновленной нормативной документации, регламентирующей деятельность Службы практической психологии образования. Нам видится, что одним из направлений деятельности центрального ЭК ФПОР может стать обобщение опыта регионов, в которых успешно решается данная ситуация: приняты новые положения о Службе, есть органы, отслеживающие выполнение специалистами требований профессиональной этики, психологам образования оказывается научно-методическая и консультативная поддержка. Обобщение и публикация данного опыта поможет региональным отделениям простроить свою профессиональную деятельность в области диалога с региональными органами управления образованием по данному вопросу.

2.    Определение объема и качества предоставления информации о результатах диагностики.

Данная проблема тесно связана с указанной выше и заключается в неопределенности в этических кодексах степени открытости данных, которые представляет психолог в статистических и аналитических отчетах, а также в рекомендациях участникам образовательного процесса (администрации образовательной организации, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся).

Как пример, коллеги приводят ситуацию с заполнением разделов психологических карт обучающихся или воспитанников дошкольных учреждений, где требуется указать конкретные баллы, набранные ребенком во время тестирования по некоторым методикам. При этом данные документы передаются в другие организации (например, из дошкольного учреждения в образовательную организацию начального общего образования; данные из психологического центра, где ребенок проходил обследование или принимал участие в коррекционно-развивающих занятиях, в образовательную организацию, где обучается данный ребенок). С одной стороны, очень важно передавать данные о результатах исследования ребенка тем специалистам, которые в настоящее время работают с ним, но, с другой стороны, без описания регламента межведомственного и междисциплинарного взаимодействия повышается риск нарушения принципа конфиденциальности. Кроме того, от педагогов-психологов требуют размещения в личном информационном пространстве документально подтвержденных данных о результативности коррек­ционно-развивающей работы. Например, для прохождения аттестации на первую квалификационную категорию, И вопрос об оформлении этих данных без нарушения этических принципов также требует участия профессионального сообщества. Регламент оформления и передачи психологических заключений и рекомендаций — один из вопросов, требующих обсуждения региональными и центральным ЭК ФПОР.

Еще один пример — это выдача родителям (законным представителям) или их адвокатам заключений или рекомендаций по результатам психологической диагностики детей, которые затем будут использованы в судебном процессе. Данную ситуацию мы предлагаем рассмотреть в одной из публикаций в журнале «Вестник практической психологии образования», обобщив нормативные документы и научные исследования в области юридической психологии.

3.    Обсуждение возможности нарушения принципа конфиденциальности, составление перечня ситуаций, когда это возможно или даже необходимо делать. Например, если ситуация угрожает жизни и здоровью ребенка, возникают вопросы — на каких нормативных основаниях, каков алгоритм деятельности специалиста в этой ситуации. Большинство участников исследования (более 50%) указали, что данный вопрос должен быть изложен в Этическом кодексе психолога образования более подробно.

4.    Отсутствие единого реестра рекомендованного диагностического инструментария. Мы также не раз поднимали данный вопрос, считаем, что такой реестр нужно создавать. В него должны быть включены надежные, достоверные и валидные методики, информация об авторах, апробации методик на российской выборке за последние годы. Но данный проект пока не получил поддержки в профессиональном сообществе. Это очень сложная и трудоемкая работа, требующая не только систематизации имеющегося в регионах опыта, но и взаимодействия с научным профессиональным сообществом — прежде всего, специалистами в области психодиагностики.

В 2015 году на базе МО ФПОР была создана рабочая группа по разработке вопроса о создании единых требований к процедуре оценки качества (сертификации) профессионального инструментария (диагностических методик, коррекционно-развивающих программ) специалистов психологической службы. В результате первого этапа работы было принято решение, что первоочередными задачами являются: определение границ компетентности членов ФПОР в вопросе сертификации инструментария; предмета сертификации; требований к компетенциям экспертов; регламента и процедуры сертификации. Рабочая группа пришла к выводу, что обсуждение требований к оценке качества инструментария преждевременно, пока не определено:

    изменились ли запросы к специалистам школьной психологической службы вследствие модернизации системы образования, введения ФГОС и профессиональных стандартов;

    каким инструментарием реально пользуются специалисты школьной психологической службы, решая задачи различных направлений психологического сопровождения;

    чем обоснован выбор данного инструментария и как специалисты определяют его эффективность;

    каков алгоритм разработки/проектирования и апробации программ психологического сопровождения под конкретные задачи и запросы субъектов образовательного процесса конкретных образовательных организаций.

МО ФПОР продолжает работу в данном направлении, что отражено в резолюции круглого стола «Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования» (15.04.2016).

5.    Границы профессиональной компетентности педагога-психолога.

Участники исследования обратили внимание на то, что должностные обязанности педагога-психолога образовательной организации порою выходят за границы профессиональной компетентности специалиста. Например, в ряде образовательных учреждений в обязанности некоторых педагогов-психологов входит сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), при этом далеко не у всех есть образование в области клинической (специальной) психологии. С введением в действие с сентября 2016 года ФГОСов для детей с ОВЗ и умственной отсталостью количество случаев закрепления сопровождения инклюзивного образования за педагогом- психологом может значительно увеличиться.

6.    Незнание и/или несоблюдение специалистами этического кодекса педагога-психолога.

Данная проблема, с нашей точки зрения, не будет решена, если:

— профессиональное сообщество не будет реагировать на факты нарушения норм профессиональной этики коллегами,

— в регионах не будут созданы Этические комитеты, куда могут обратиться участники образовательного процесса в случае возникновения фактов нарушения этических принципов психологами образова­
ния, а также сами специалисты — за научно-методической и консультативной поддержкой,

— оценка готовности реализовывать этические принципы в профессиональной деятельности не будет включена в систему аттестации на занимаемую должность для всех специалистов Службы практической психологии образования. Создание инструментария для оценки готовности специалистов действовать этично в процессе своей профессиональной деятельности, с нашей точки зрения, одна из задач ЭК ФПОР.

7.    Взаимодействие педагога-психолога с родителями (законными представителями) обучающихся.

Участники исследования отмечают, что в их опыте работы встречаются случаи нежелания родителей сотрудничать, признавать наличие проблемы у ребенка. Часть родителей пользуются правом на отказ от участия ребенка в психологических обследованиях и различного рода мероприятиях, проводимых специалистами Службы, что отражено в п. 3 статьи 42 Закона об образовании. Как мотивировать родителей на сотрудничество, как быть, если ребенок хочет посещать занятия психолога, а родители против, как уговорить пройти ПМПК?.. МО ФПОР планирует провести в 2016 году межрегиональный круглый стол в режиме вебинара по этому вопросу и приглашает всех коллег, имеющих опыт в данной области, присоединиться к его организации и проведению в качестве докладчиков.

8.          Регламент консультирования в сети Интернет.

Этот вопрос мы предлагаем обсудить на страницах «Вестника практической психологии образования».

9.   Вопрос о проведении супервизии профессиональной деятельности психологов образования.

Коллеги озвучили следующие вопросы: кто имеет право проводить супервизию психологов по вопросам консультативной и групповой работы? Какой термин можно использовать вместо «супервизия», так как данный термин у чиновников ассоциируется только с психотерапией?

Мы считаем, что, по аналогии с зарубежным опытом, супервизию могут проводить сертифицированные члены профессионального сообщества, у нас пока такой практики не сложилось. Эта тема может стать отдельным проектом. Необходимо разработать критерии и требования к супервизору, процедуру присваивания статуса супервизора, процедуру самой супервизии, возможно включение данной процедуры в процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности. МО ФПОР в настоящий момент не готово организовать данный проект, если есть желающие из других отделений начать работу в этом направлении — мы примем в этом проекте участие.

В процессе исследования участники сформулировали следующие вопросы, на которые актуально получить ответ от профессионального сообщества:

— уточнение содержания принципов конфиденциальности, ответственности, компетентности в Этическом кодексе психолога образования;

— создание реестра рекомендованного (сертифицированного) профессионального инструментария;

— оптимизация процедуры ведения документации педагогом-психологом;

— оптимизация межведомственного и междисциплинарного взаимодействия;

— оказание психологической помощи недееспособным лицам/помощь в стрессовых ситуациях;

— процедура организации Этического комитета в регионах;

— взаимодействие психолога с родителями (законными представителями).

Часть вопросов к профессиональному сообществу пересекаются с темами, вызывающими трудности у практических психологов. Поэтому хотим обратить ваше внимание на 3 новые темы.

1.    Документация педагога-психолога, в частности, правила хранения и передачи документации при переходе психолога на другое место работы. Ответ на данный вопрос содержится в нормативных документах, регулирующих деятельность Службы практической психологии образования. Проблема состоит в том, что в ряде регионов не происходило обновления данной нормативной базы с начала 2000-х годов, в то время как в системе образования за последние 15 лет произошли существенные изменения, и актуальность ведения документации по принятым на тот момент образцам значительно утратилась. Участники исследования отмечают, что в профессиональном сообществе накоплен опыт по модернизации видов и форм ведения документации педагогами-психологами, который следует обобщить и разработать рекомендации для органов исполнительной власти в системе образования по обновлению приказов о ведении документации педагогом-психологом.

2.    Оказание психологической помощи недееспособным лицам. Данное предложение было внесено коллегами из Саранска, где под оказанием психологической помощи недееспособным лицам коллеги понимают помощь несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т. п. Очевидно, что это два отдельных направления работы:

1)    психологическое сопровождение лиц с ограниченной дееспособностью (неполной дееспособностью). Вопрос о дееспособности решается в суде, и эта информация может быть доступна психологу. И стоит обсуждать вопросы оказания помощи лицам, признанным судом частично дееспособными;

2)    психологическая поддержка участников образовательного процесса, находящихся в острых стрессовых состояниях, переживающих горе, утрату и тяжелую болезнь. Психолог образования должен
обладать квалификацией отличить в этих случаях норму, пограничное состояние клиента или патологию и браться сопровождать только норму. Взрослых и детей в пограничных состояниях и случаи патологии надо перенаправлять к специалистам соответствующего профиля. Такие контакты должны быть в образовательных организациях и ПМС-центрах.

Необходимо внести уточнение в раздел, описывающий принцип компетентности, отразив степень участия педагога-психолога в процессе оказания экстренной и специальной психологической помощи, выходящей за границы профессиональных компетен­ций педагога-психолога.

3)    Процедура организации Этического комитета в регионе. Коллег интересует, как следует организовать работу региональной комиссии по этике при НМС или при региональном отделении ФПОР: процедура приёма жалоб от физических и юридических лиц, порядок рассмотрения, механизм наложения санкций или защиты психолога, а также его последующей реабилитации.

Вот на эти вопросы предлагаем ответить центральному Этическому комитету в своем первом документе — «Положении о деятельности ЭК ФПОР».

Только 4 региона указали, что у регионального отделения ФПОР есть опыт приема обращений и реагирования профессионального сообщества по фактам нарушения специалистами Службы практической психологии образования этических принципов. Это отделения городов Дмитров Московской области, Липецка, Севастополя и отделение Камчатского края. При этом практически все участники исследования указали, что обобщают региональный опыт работы с проблемами в области этики на семинарах, конференциях, заседаниях региональных отделений, на базе районных центров психологической помощи. Мы приглашаем коллег, готовых поделиться своим опытом в данной области, опубликовать опыт регионального отделения в рубрике, посвященной проблемам профессиональной этики[2].

Этический комитет ФПОР

Все участники исследования указали, что профессиональное сообщество должно реагировать на нарушение психологом этических принципов работы. Варианты предлагаются разные, но в большинстве случаев все сходятся в едином мнении — на региональном уровне должен быть создан Этический комитет, о котором будет известно всем субъектам образовательного процесса (по каким вопросам и каким образом возможно обращение). В состав Этического комитета, помимо опытных психологов, должен входить юрист.

Задачи Этического комитета:

    решение сложившихся конфликтных ситуаций (медиации в конфликте);

    наставничество, научно-методическое консультирование психологов образования по вопросам профессиональной этики);

    профилактика нарушений принципов профессиональной этики (прежде всего, через работу с молодыми специалистами и повышение квалификации в области профессиональной этики всех работающих в этой области);

    участие в работе комиссии на соответствие занимаемой должности;

    применение санкций за нарушение принципов профессиональной этики.

Один из вопросов исследования был посвящен описанию перечня компетенций, необходимых специалистам для проведения супервизии, этической и экспертной оценки случая нарушения профессиональной этики психологами образования. Участники исследования указали 3 категории требований к специалисту данного профиля.

1.    Общие требования: стаж профессиональной деятельности (не менее 10 лет), опыт работы в конфликтных комиссиях. Также коллеги отметили, что член Этического комитета должен обладать положительной репутацией и иметь авторитет в профессиональном сообществе.

Также были предложения, что член Этического комитета должен иметь опыт руководящей работы на уровне, как минимум, районных объединений педагогов-психологов, но нам этот вопрос представляется дискуссионным.

Еще одно предложение, выявленное в ходе исследования, — это предъявить как требование к членам Этического комитета прохождение собственной психотерапии и супервизии. Нам представляется крайне сложным выполнение данного требования, так как на сегодняшний день процесс прохождения супер- визии и личной терапии существует не во всех регионах РФ, не разработан регламент выдачи документов по итогам прохождения данных процедур, следовательно, невозможно документальное подтверждение того, что специалист принимал участие в этих мероприятиях, непонятно, какое количество часов должно быть минимальным, чтобы учитывать данный опыт специалиста.

2.    Профессиональные навыки и компетенции: — умение работать с нормативно-правовой документацией;

    навык анализа и решения вопросов профессиональной этики;

   способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях;

    способность выстраивать социальное взаимодействие с участниками образовательного процесса на принципах толерантности и безоценочности;

    способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных ситуациях участникам образовательного процесса;

    высокий уровень профессиональных способностей в области психологического консультирования.

3. Личностные качества:

    высокий уровень общей и психологической культуры;

    высокий уровень развития нравственной сферы, способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами, соблюдение правовых и этических принципов (безоценочная позиция, уважение человеческого достоинства, забота о благополучии участников образовательного процесса, профессиональная и научная ответственность);

    аналитические способности: способность к оценке рисков принимаемых решений, анализу ситуации, прогнозированию развития ситуации, к рефлексивной оценке собственной профессиональной деятельности;

    коммуникативная компетентность, умение работать в команде, взаимодействовать с коллегами в решении профессиональных задач, организаторские способности;

    эмпатия, умение слушать собеседника, толерантность;

    эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю, стрессоустойчивость;

    наличие собственной профессиональной позиции, понимание границ собственной профессиональной компетентности;

    стремление к личностному и профессиональному развитию, непрерывному повышению профессиональной компетентности;

    мотивация к участию в работе Этического комитета.

Мы предлагаем сформировать центральный ЭК ФПОР на основании представлений от региональных отделений о кандидатах на данную должность в общественной организации. Представление должно быть обсуждено на заседаниях региональных отделений, в документе должны быть представлены сведения о трудовой деятельности кандидата, перечень его профессиональных и личностных качеств в соответствии с перечисленными выше позициями.

На вопрос о том, каким должен быть порядок обращения в орган, регулирующий вопросы соблюдения профессиональной этики, большинство участников исследования ответили, что это должно быть письменное заявление в установленной Этическим комитетом форме, что и должно быть описано в документе, который создаст этот орган в первую очередь — в Положении об их деятельности.

Во всех регионах, принявших участие в исследовании, существует необходимость в организации и проведении курсов повышении квалификации по вопросам реализации принципов профессиональной этики. Формы повышения квалификации, востребованные профессиональным сообществом, в порядке частоты их упоминания:

1)   публикации в «Вестнике практической психологии образования»;

2)   постоянно действующий семинар (в режиме вебинара, в форме круглого стола, дискуссии, обмена опытом);

3)   курсы повышения квалификации (дистанционная форма, практико-ориентированные).

Результаты данного исследования были представлены профессиональному сообществу 15 апреля 2016 года во время работы круглого стола «Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования» на XII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В работе круглого стола приняли участие представители региональных отделений ФПОР Москвы, Московской области, Краснодара, Санкт- Петербурга, Петрозаводска, Сахалинской области, Великие Луки и Тулы. В результате работы круглого стола участники приняли решение о создании рабочих групп по следующим направлениям:

1)   создание центрального Этического комитета (ЦЭК ФПОР);

2)    сертификация профессионального инструментария педагога-психолога;

3)   межрегиональный круглый стол (вебинар) по вопросам взаимодействия педагога-психолога с родителями (законными представителями) обучающихся;

4)   постоянно действующий семинар, посвященный вопросам реализации принципов профессиональной этики в практике психологов образования;

5)    программа повышения квалификации для психологов образования, посвященная вопросам профессиональной этики.

С возможностю принять участие в вышеперечисленных проектах можно ознакомиться в материалах на компакт-диске в приложении к данному номеру журнала (резолюция круглого стола «Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования» от 15.04.2016)[3].


Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года), Этический кодекс психолога (принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества).

Все требования к публикации в данной рубрике изложены на CD-диске к данному номеру журнала. Файл «Публикации_профэти- ка_Вестник. Приложение к статье Умняшовой».

[3] См. файл «Резолюция_15.04.2016. Приложение к статье Умняшовой» (CD-диск).

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Гильяно Альбина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева», секретарь регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (ФПО Рос-сии), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8261-4713, e-mail: als129@mail.ru

Кузнецова Анастасия Андреевна, начальник, отдел взаимодействия с образовательными организациями, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2308-3411, e-mail: kuznetsovaaa8@edu.mos.ru

Новикова Галина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент факультета педагогического образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, руководитель программы повышения квалификации «Семейная педагогика». Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Мурафа Светлана Валентиновна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик, Центр развития инклюзивного образования, Российская академия образования (РАО), доцент, кафедра психологической антропологии, Институт детства, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО «МПГУ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4819-660X, e-mail: murafa.svetlana@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 940
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1146
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4