Введение
Характерные для детей с РАС дисгармоничное развитие психофизической сферы, проблемы коммуникации, а также нарушения поведения [6; 7; 8; 9; 12; 15] ведут к необходимости дозированно и постепенно расширять образовательное пространство, вводить в окружение новизну, способствуя генерализации полученных навыков и формированию жизненных компетенций и личного опыта. Один из способов формирования жизненных компетенций, описанный Д.Б. Элькониным, — создание «ситуаций включения», стимулирующих активную деятельность ребенка в заданном направлении [16]. Концепция многофункционального образовательного пространства «Поляна активности», предлагаемая педагогами детского сада № 133 города Тюмени, основана на культурно-историческом подходе развития личности, предложенном Л.С. Выготским, и теории развития физического интеллекта Н.А. Бернштейна [1; 3]. Включение детей в совместную деятельность, организация их двигательной активности играют значительную роль при формировании у детей с РАС жизненных компетенций, в процессе социальной адаптации.
Детский сад № 133 города Тюмень реализует адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), задержкой психического развития (ЗПР) и интеллектуальными нарушениями. С 2018 по 2020 год детский сад являлся площадкой по апробации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра [11]. В 2019 году в саду открыта ресурсная группа для дошкольников с аутизмом, специалисты и педагоги проводят работу по созданию и применению многофункционального образовательного пространства «Поляна активности».
Цель комплексной коррекционной работы педагогов в многофункциональном пространстве «Поляна активности» — повысить эффективность процессов коммуникации и социальной адаптации детей с РАС, имеющих ментальные нарушения.
Методы
В проекте участвуют 53 ребенка с расстройствами аутистического спектра. С 2019 по май 2023 года в дошкольном учреждении проведена комплексная коррекционная работа с группами детей с РАС, имеющих индивидуальные психофизические особенности, сочетающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) или интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью (УО)).
В процессе коррекционной работы с детьми дошкольного учреждения используются индивидуальное психолого-педагогическое обследование для детей с расстройствами аутистического спектра PEP-3 (Psychoeducational Profile, Third Edition) [19], метод наблюдения, анкетирование родителей. При подготовке к работе специалисты выявляют уровень развития психических функций, специфические формы поведения, характерные для детей с аутизмом, и определяют потенциальные возможности детей. На основании полученных индивидуальных результатов (профиля развития) специалисты разрабатывают комплексный план работы с детьми на «Поляне активности».
Концепция многофункционального образовательного пространства «Поляна активности»
Познание детьми природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Не выходя за территорию детского сада, дети попадают в лес. Ежедневно, в течение года они наблюдают за изменениями в природе, играют, выполняют посильные трудовые поручения. Тень от высоких кленов, лип, тополей создает комфортные условия для летних прогулок и занятий. Весной дети наблюдают за пробуждением природы, цветением яблонь, сирени, акаций и цветов, слушают пение птиц; осенью помогают расчищать дорожки от листвы, а зимой водят хороводы у елок и сосен.
Создание коллективного творческого проекта «Поляна активности» и деятельность педагогов и администрации детского сада описаны в 2021 году [10].
Территория детского сада похожа на небольшой лесной массив. Природные условия «Поляны активности» расширяют и обогащают коррекционно-образовательную среду, варьируют образовательные и социальные ситуации для развития, коррекции и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [4; 13].
Образовательное пространство «Поляна активности» имеет множество назначений: многофункциональность, динамичность, вариативность, природосообразность и др. На «Поляне активности» определены трансформируемые игровые площадки для детской активности, имеющие развивающие, познавательные, эстетические и оздоровительные функции.
Рис. Многофункциональное образовательное пространство «Поляна активности»
Паспорт «Поляны» информирует о виде деятельности в каждой зоне, помогая педагогам спланировать передвижение детей и эффективно сочетать разные виды деятельности для решения конкретных коррекционных задач. Схема помогает детям ориентироваться, развивать пространственное восприятие. Пространство разделено на 6 зон: «Зона разминки», «Зона общения», «Зоны развития крупной и мелкой моторики», «Сенсорная зона» и «Фольклорная зона». На площадках «Поляны» в естественных природных условиях педагоги развивают у детей двигательные навыки и физические качества (прыгучесть, меткость, ловкость, гибкость, силу, координацию движений и баланс); укрепляют нервную систему детей, дыхательную систему; поддерживают и развивают познавательный интерес, мышление; расширяют социальный опыт.
Зонирование открытого пространства на «Поляне» позволяет педагогам организовывать игры и совместную деятельность в безопасном и комфортном для особых детей образовательном пространстве. В процессе активной деятельности педагоги проводят наблюдение за детьми по ключевым критериям: активность, поведение, моторика и адаптация.
Групповая коррекционно-развивающая деятельность на «Поляне активности»
С 2019 по май 2023 года в дошкольном учреждении проведена комплексная коррекционная работа с группами детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих индивидуальные психофизиологические особенности, сочетающиеся с задержкой психического развития или интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). В ходе групповой коррекционной работы на «Поляне активности» за детьми контрольной группы проводилось наблюдение. Из участвующих в проекте 53 детей с расстройствами аутистического спектра есть дети и с задержкой психического развития — 74%, и с интеллектуальными нарушениями — 10%.
Коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми с РАС (в сочетании с ЗПР, УО) направлена на формирование произвольного поведения, развитие произвольного внимания и речи.
Задачи коррекционной работы специалистов были определены содержанием индивидуальных коррекционных образовательных маршрутов детей.
Педагоги активно используют прием визуализации, составляя схемы, символы, индивидуальное расписание [14]. В ходе занятий и игр используются природные ресурсы для развития личности детей, для психического развития. Организация образовательного процесса на свежем воздухе в течение всего года позволяет решать множество задач: легче проходит процесс социализации, активизируются интеллектуальные процессы и физическое развитие, обогащается сенсорный опыт детей, открытое пространство стимулирует детей к движению, к самостоятельности. В ходе игр, выполнения заданий дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, его умений и способностей педагоги подбирают вариант задания и степень сложности [2; 5; 17]. Занятия на «Поляне активности» проводятся в одной и той же последовательности, чтобы дети заранее знали, что сейчас происходит и что планируется. На «Поляне» нанесена яркая разноцветная разметка, навигация, что структурирует пространство, помогает детям ориентироваться, найти свое место, определять траекторию движений для ходьбы и прыжков. Для всех детей группы начало и завершение общего занятия на «Поляне активности» происходит одновременно, в «Зоне разминки».
Для активизации детей при выполнении основных видов движений и развития физических качеств в «Зоне крупной моторики» размещены искусственные неровности, пеньки, кочки. Главный способ передвижения детей — ходьба — даёт успокаивающие сенсор ные ощущения. Изменение темпа, ритма, скорости и направления ходьбы позволяют одновременно тренировать мышцы, активизировать ребенка и улучшать у него настроение. Для небольшого туристического похода созданы безопасные полоса препятствий, канатная переправа между деревьями, тропа здоровья, мостики различной высоты. Летом организуются походы с установкой палатки и завтраком: дети угощаются «полевой кашей».
В «Зоне мелкой моторики» дети выполняют упражнения и задания на развитие тактильных ощущений. Сбор шишек, камешков, шаров, игра в песке активизируют движения пальцев и рук. Дети выполняют разнообразные задания и упражнения с опорой на все сохранные анализаторы. Такие занятия помогают раскрыть компенсаторные возможности детей. В зимний период на «Поляне» дети устраивают тоннели, передвигаются в глубоком снегу в валенках большего, чем нужно, размера для усложнения задания и улучшения координации движений. Сенсорно- динамическая площадка с безопасными качелями, канатным мостиком не только радует детей, но еще и стимулирует у них развитие вестибулярного аппарата, сенсомоторную координацию, умение управлять своим телом. На этой площадке дети могут узнать о новых жизненных ситуациях, знакомятся с правилами безопасного поведения.
«Сенсорная зона» дополняет «Зону мелкой моторики». Благодаря ресурсам природы активизируется процесс целостного восприятия объектов и явлений окружающего мира. Детям с особыми образовательными потребностями важно развивать чувство ритма, предлагая им повторять ритмический рисунок, экспериментировать. На музыкальной площадке педагоги разместили «орган» из водопроводных труб, волшебные звонкие трубочки, колокольчики и ударную установку из кастрюль и прочей кухонной посуды. Каждый предмет издает свой особый звук, если постучать по нему ложкой, деревянной палочкой или рукой. Педагоги подобрали простую перкуссию для развития у детей чувства ритма, для музыкального творчества. Дети с аутизмом пробуют все, что издает какой-либо шум, сначала робко ударяют по предметам, улавливают разное звучание, становятся смелее в действиях. Они выбирают любимый звучащий предмет и извлекают звуки разной силы, высоты и громкости, испытывая радость.
Вся территория «Поляны активности» представляет единую «Зону общения». Зонирование стимулирует к взаимодействию друг с другом в парах и в группе, позволяет обеспечить детям частичное включение в деятельность, быть рядом, а затем, в нужный момент, включиться в общую деятельность. На свободном пространстве лужайки педагоги предлагают детям упражнения на расслабление, организуют с детьми и родителями хороводные игры, которые объединяют всех в круг, учат взаимодействовать. Народные хороводные игры и танцы помогают в формировании у детей коммуникативных навыков, задают общий четкий ритм, позволяют развивать внутренний контроль, дают ребенку внешнюю опору, поддержку и спокойствие. Элементы народного костюма дополняют образ, перевоплощают и успокаивают детей, помогают им почувствовать красоту. Выполняя совместные действия, дети учатся ощущать поддержку и лучше понимать друг друга. Простые повторяющиеся движения хороводных игр формируют произвольность действий, внимания, памяти. Выполнение хороводных движений объединяет все уровни деятельности: мотивацию, ощущение, действие (движение), контроль, эмоциональный заряд, позволяют получать удовлетворение от результата.
В «Фольклорной зоне» созданы условия, приближенные к деревенскому быту. Дети знакомятся с народными традициями, особенностями быта и творчества российского народа. На импровизированном подворье размещены сено, солома, имитация колодца, где можно крутить ворот и черпать воду, выполнять простые трудовые поручения. В летних посиделках на сене дети со взрослыми подпевают народным песням, там же изготавливают соломенных кукол, делают аппликации из соломы. Они настраиваются на позитивное восприятие окружающего мира.
Специалисты отмечают изменения в социальном взаимодействии, увеличение, времени концентрации внимания на происходящем улучшение зрительного контакта и восприятия, снижение числа тревожных проявлений вне помещений группы. Повышается самостоятельность детей в выполнении упражнений, соблюдении правил игр. Снижается степень помощи взрослого от полной физической до частичной вербальной или визуальной. Отмечается повышение речевой активности. Успешно применяется моделирование ситуации в работе с детьми. Большие деревья и кустарники дают возможность детям с низким уровнем взаимодействия, дезадаптивным поведением быть сначала наблюдателями, постепенно включиться в совместные групповые подвижные игры и игры малой подвижности, хороводные практики. По результатам «Опросника родителей», отмечается незначительная положительная динамика навыков самообслуживания, улучшение поведения. Родители с детьми с РАС являются активными участниками праздников и развлечений, где совместно с педагогами знакомят детей с народными традициями и обрядами: «Украинский дидух», «Прилет серой вороны», «Масленица», «Завивание березки», «Осенняя ярмарка».
Результаты
Для определения эффективности и оценки ожидаемых результатов используются следующие критерии развития детей: проявление интереса к объектам, личности педагога и другим детям; развитие моторики — крупной и мелкой; способность к подражанию, выполнению по показу; поведение и социальная адаптация детей с РАС.
Полученные результаты в ходе тестирования детей 5—6 лет с расстройствами аутистического спектра выявили неравномерность исследуемых функций и навыков, значительное отставание от возрастных требований, серьезные проблемы поведения и социального взаимодействия. В контрольную группу были включены дети с РАС, у которых выявлен низкий уровень развития коммуникативных навыков, общей и тонкой моторики и слабая способность к зрительно-двигательному подражанию, у которых отмечаются аффективные проявления, низкий уровень социального взаимодействия и дезадаптивное поведение.
Результатом проведенной работы специалистов можно считать слабо положительную динамику в развитии психических функций, моторики, социально приемлемых форм поведения детей (92%) и положительную динамику у 8% детей. У 100% детей выявлен потенциал развития, незначительная положительная динамика психологического возраста детей по всем показателям. В результате систематической комплексной работы специалистов на «Поляне активности» у детей появился интерес к объектам, совместной деятельности с педагогами и другими детьми. Снизилась тревожность детей вне помещения группы, повысилась самостоятельность в выборе вида деятельности, включенность в совместную деятельность как со взрослыми, так и с детьми. Уменьшилось количество и сила проявления негативных реакций. Выполнение детьми посильных трудовых поручений, например, полив цветов, уборка листьев, повышают у детей самостоятельность.
Практика показала, что пребывание на природе, организация образовательной деятельности на свежем воздухе совместно с родителями способствует снижению тревожности, дает развитие социальных контактов и гармонизации детско-родительских отношений. Педагоги отмечают поддержку родителей в решении коррекционных задач. Игровые задания и упражнения используются родителями во время прогулки по «Поляне». В свободной деятельности дети проявляют самостоятельность, выполняют действия, опираясь на опыт, полученный в совместной деятельности с педагогом. Вовлечение родителей позволяет эффективно закреплять в повседневной жизни полученные навыки, нормы поведения в конкретной ситуации.
В дальнейшем педагоги планируют расширять и наполнять образовательное пространство «Поляны активности» новыми объектами. Для проведения дальнейших исследований о влиянии возможностей общения с природой на развитие детей с аутизмом планируется разработать систему оценки эффективности применения педагогических технологий.
Также педагоги ДОУ планируют изучить и применить в работе с родителями, воспитывающими детей с аутизмом, опросник Вайнленд VABS (Vineland Adaptive Behavior Scale) [18]. Данный опросник позволит количественно и графически определить профили детей по четырем областям и будет дополнением к действующему диагностическому инструментарию.
Заключение
Уникальность и самобытность «Поляны активности» — в возможности предоставить детям безопасные и комфортные условия для воспитания и обучения, расширения сенсорного и социального опыта, кругозора. Возможности многофункционального образовательного пространства успешно используются для развития и активизации разных видов деятельности у детей. Эффективные стратегии активного взаимодействия, ситуации включения в общую деятельность помогают детям с РАС адаптироваться к различным ситуациям, восприятию нового события, смене заданий и игр. Участие в совместной деятельности, удовольствие от групповых игр и любых других занятий приносит детям радость. Структурирование деятельности и мотивация детей на прогулке обеспечиваются через визуальные подсказки и расписание, привычную повторяющуюся деятельность, успокаивающие сенсорные ощущения. Дети получают подкрепление своего положительного поведения, посильно включаются в деятельность группы.
Опыт работы педагогов на «Поляне активности» и отзывы родителей детей — участников проекта служат подтверждением того, что проект обеспечивает комплексную коррекционную работу. Описанная система работы не имеет противопоказаний, она опирается на доступную двигательную активность детей во время совместных игр на свежем воздухе, без дополнительных физических усилий и психологических нагрузок, что позволяет расширить образовательное пространство, включать в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Специалисты дошкольного учреждения № 133 Тюмени планируют дальнейшее развитие проекта коррекционно-развивающей работы на «Поляне активности» в рамках Службы ранней помощи. Для проведения более качественных замеров эффективности работы с семьями детей раннего возраста методическая служба ДОУ планирует подобрать инструментарий. Новый этап развития проекта «Поляна активности» — комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей раннего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Планируется оказание квалифицированной консультационной помощи родителям, воспитывающим детей с ограничениями здоровья различных нозологических групп.