Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности

287

Аннотация

В настоящее время численность студентов с расстройствами аутистического спектра (РАС) на уровнях среднего профессионального и высшего образования крайне незначительна, в то время как численность обучающихся с РАС в системе общего образования существенно увеличивается с каждым годом. Это делает все более актуальными проблемы профессиональной ориентации абитуриентов с учетом их особых образовательных потребностей при дальнейшем обучении в вузах и колледжах. Анализ успешных примеров трудоустройства выпускников Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, а также существующей нормативно-правовой базы, позволяет сделать вывод о перспективности выбора творческих специальностей в качестве будущей профессии для данной категории обучающихся. Такие специальности могут стать направлением для профессиональной ориентации творчески одаренных молодых людей с РАС как с сохранным интеллектом, так и с интеллектуальными нарушениями. Основой для получения профессии в колледжах и вузах должен стать выработанный комплекс специальных условий обучения, способствующий успешной инклюзии студентов с особыми потребностями в образовательную среду.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, высшее образование, среднее профессиональное образование, специальности творческой направленности, особые образовательные потребности, специальные условия, профессиональная ориентация

Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200207

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00110-22-02 от 08.04.2022 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода».

Получена: 09.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Хилькевич Е.В., Стейнберг А.С., Хаустов А.В. Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 53–61. DOI: 10.17759/autdd.2022200207

Полный текст

Введение

По мере роста численности обучающихся с РАС в системе общего образования, о чем свидетельствуют ежегодные всероссийские мониторинги [12; 13], все актуальнее становится вопрос об их дальнейшем обучении на уровнях среднего профессионального и высшего образования. Поднимают его представители родительского сообщества, а также педагоги и администрация образовательных организаций. При этом результаты Всероссийского мониторинга состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), проведенного в 2020 году Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета, показали, что доля обучающихся с РАС на уровнях среднего профессионального и высшего образования пока еще крайне мала — 269 и 7 студентов, по данным на 2020 год [12]. Соответственно, системно вопрос о включении студентов с РАС в образовательный процесс в России пока не решен — ни с точки зрения профориентации подростков и выбора абитуриентами специальностей, перспективных для дальнейшего трудоустройства, ни с точки зрения создания специальных образовательных условий в колледжах и вузах.

Перспективные специальности творческой направленности для студентов с РАС

Абитуриентам из числа молодых людей с РАС и их родителям необходимы четкие критерии по выбору специальности и будущей профессии, которая будет соответствовать как специфическим чертам человека с аутизмом, так и его индивидуальным склонностям и талантам. Существуют разные мнения на счет сферы деятельности, наиболее благоприятной для людей в спектре аутизма. Довольно распространённой является точка зрения, что такие профессиональные области как математические науки и программирование, работа с базами данных, инженерное дело, конструирование, механика и т.п. [20; 22; 26] являются наиболее перспективными с точки зрения трудоустройства. Действительно, исследователи отмечают такие сильные стороны человека с аутизмом как склонность к гиперсистематизации и внимание к деталям [16], что способствует выбору специальностей, в которых подобные свойства могут быть востребованы. В различных перечнях «дружелюбных к аутизму» профессий чаще всего перечислены специальности именно из этой группы [15; 19]. Однако в большинстве случаев эти профессии предполагают сохранный и даже высокий уровень интеллекта, а также склонность к точным наукам, что несколько ограничивает поле для профориентации всех людей в спектре аутизма. Возможности для профессиональной реализации могут быть гораздо шире за счет спектра специальностей, относящихся к социокультурной сфере. В данной статье делается попытка анализа области специальностей в сфере творческих видов деятельности как с точки зрения действующего в России законодательства, так и с точки зрения потенциальной «дружелюбности» к людям с аутизмом. Развитие детей с РАС очень неравномерно, многим из них присуща парциальная одаренность и глубокий интерес в какой-то одной сфере, так называемый «специнтерес» [4]. Довольно часто такие дети гораздо успешнее в дополнительном, а не в общем образовании, особенно когда у ребенка есть явные склонности к творческой деятельности. Музыкально и художественно одаренные дети при значительных дефицитах в остальных сферах развития с большим рвением относящиеся к предмету своего «специнтереса», могут достичь достаточно больших успехов в одной из творческих специальностей при условии создания специальных условий и удовлетворения их особых образовательных потребностей на уровнях среднего профессионального, а иногда и высшего образования. Ряд исследователей даже выделяют понятие «аутистическое искусство» как одно из течений художественного направления искусства аутсайдеров (или «ар-брют»), которое из достаточно маргинального становится все более востребованным и вызывающим большой интерес у общества [17]. Известны примеры исключительно талантливых аутичных актеров, музыкантов, художников и дизайнеров. Соответственно, творческие виды деятельности и смежные с ними профессии в качестве выбранной специальности могут быть очень перспективными для разных категорий обучающихся с РАС. При этом важно учитывать, что любая сфера искусства предполагает наличие вспомогательного персонала, так или иначе задействованного в создании культурного продукта.

Для анализа профессиональных областей, которые можно было бы рекомендовать выпускникам с РАС, авторы обратились к существующим 8 профессиональным стандартам в сфере культуры (на сегодняшний момент их 8) и квалификационному справочнику должностей работников культуры, искусства и кинематографии [6; 9]. Проанализировав перечень творческих профессий из Приказа Министерства культуры России «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», можно выделить несколько потенциально наиболее привлекательных для людей с РАС областей [5]. Опыта выпускников ФРЦ МГППУ, обучавшихся и/или обучающихся в колледжах и вузах показывает, они и их семьи отбирали такие профессиональные области, которые предполагают возможность адаптации рабочего места к потребностям человека с аутизмом:

—   Организационный персонал театров, концертных залов и цирков (художник-бутафор, художникдекоратор, контролер билетов, реквизитор, рабочий по уходу за животными и пр.).

—  Артистический персонал театров и концертных залов (артист и ассистент артиста, музыкант, изготовитель игровых кукол, макетчик театрально-постановочных макетов и пр.).

—   Специалисты музеев и библиотек (специалист по озеленению, смотритель, художник, библиотекарь, катологизатор, редактор, корректор и пр.).

Особую сложность представляет подготовка к трудовой деятельности лиц с РАС в сочетании с интеллектуальными нарушениями, что связано с их трудностями переработки информации, исполнительными функциями, включая регуляцию, программирование и контроль собственной деятельности, а также со специфическими социальнокоммуникативными нарушениями. У данной группы лиц, согласно существующим научным данным, снижена способность к совершению аналитических операций, самостоятельной деятельности, критичности и рефлексии, они отличаются своеобразием эмоциональной, волевой и поведенческой сфер в целом. При организации обучения, а затем и трудовой деятельности, таким людям требуется существенная, а также очень существенная поддержка [4]. В таких случаях речь может идти о перспективах сопровождаемой трудовой занятости и о сопровождаемом трудоустройстве.

Имеющиеся научные данные об особенностях лиц с РАС, практический опыт их трудовой деятельности, анализ существующих «Уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [8], выделенных в соответствии с пунктом 6 «Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23» [5], позволяют сделать вывод о том, что лица с РАС и интеллектуальными нарушениями способны осуществлять определенный характер деятельности с поддержкой — деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач. Это соответствует квалификационному уровню 4-х данных Правил, подготовка к которому осуществляется по образовательным программам среднего профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Следовательно, обучение лиц с РАС и интеллектуальными нарушениями и достижение ими квалификационного уровня 4 вполне возможно в рамках учреждений среднего профессионального образования с учетом особых образовательных потребностей и при условии соответствующих адаптаций в организации процесса обучения. Для этого необходимо обеспечить доступ к обучению их творческим специальностям, что может быть обеспечено еще большими адаптациями образовательного процесса по сравнению с людьми с РАС, не имеющими нарушений интеллекта. Их последующая трудовая деятельность может быть организована, например, в рамках художественно-ремесленных мастерских. Большая часть таких мастерских в настоящий момент в качестве субъектов социального предпринимательства выходит на открытый рынок (например, мастерская социально-творческой инклюзии «Сундук», столярная мастерская «Артель блаженных», проект «Наивно? Очень» и пр.) [3].

Молодые люди с РАС, имеющие хорошие навыки художественно-ремесленной деятельности, а также освоившие специальность в данном направлении, при определенной поддержке имеют большие шансы на трудоустройство, а соответственно, на достойное существование и относительную самостоятельность, что так же важно для остальных членов семьи. Поэтому, говоря о перспективности определенных специальностей для выбора подростками с РАС и интеллектуальными нарушениями, стоит акцентировать особое внимание на специальностях, связанных с техническими процессами художественной деятельности, которые могут быть применены на предприятиях, занимающихся народными промыслами или ремесленным производством. Например, перспективной для студентов с РАС представляется группа занятий, перечисленных в Профстандарте «04.002 Специалист по техническим процессам художественной деятельности» [9]; основной целью этого вида профессиональной деятельности является создание изделий в традициях народных художественных промыслов:

—  рабочие художественных промыслов и других видов производств в художественной промышленности, занятые изготовлением и реставрацией изделий из металла, дерева, текстиля, кожи и других материалов;

—   гончары, формовщики и прессовщики фарфоровых и абразивных изделий;

—   разрисовщики по стеклу, керамике, художники декоративной росписи, художники-оформители и родственные профессии.

Однако важно понимать, что перечисленные выше области профессиональной деятельности могут быть рассмотрены только как предварительные рекомендации специальностей, актуальных для лиц с РАС в сфере культуры. Стоит избегать попыток создать исчерпывающий и закрытый список профессий, так как склонности и таланты людей с аутизмом, которые могут проявлять крайнюю степень одаренности, вплоть до савантизма (гениальности в одной области), крайне разнообразны.

Необходимо идти по пути создания специальных условий для обучения студентов с РАС в образовательных организациях. Вопрос создания таких условий в колледжах и вузах представляется одним из важнейших шагов на пути к дальнейшему успешному трудоустройству.

Тенденции в организации сопровождения студентов с РАС

Проблема обучения студентов с РАС является сравнительно новой как для России, так и для всего мира. Хотя очень многое в этой сфере может быть достигнуто весьма простыми средствами, они не являются общеизвестными или очевидными, что зачастую ведёт к невозможности для студентов с РАС из средних профессиональных и высших учебных заведений раскрыть свой потенциал в учёбе. Использование уже накопленного в этой области опыта обучения студентов с особыми образовательными потребностями в других странах облегчит получение людьми с РАС образования, профессии и работы, что повысит их качество жизни.

Основная проблема состоит не в сложности или дороговизне специальных мер помощи аутичным студентам, а в их неочевидности для преподавателей и администрации образовательной организации [21; 23]. Расстройство аутистического спектра часто называют «невидимой инвалидностью», т.е. его наличие не очевидно, и со стороны может казаться, что человек «ленится», «не хочет приложить усилия», «дерзит» и т.п. Рассмотрим некоторые тенденции помощи студентам с РАС.

Один из возможных, но крайне редко встречающихся подходов — создание вузов, предназначенных для людей с РАС, по аналогии со специальными (коррекционными) школами. Первый колледж для людей с РАС был открыт в Великобритании в 2010 году [2]. Особое внимание в нем уделяется обучению навыкам самостоятельной жизни, учёбы, подготовке к трудоустройству и т.п.

Однако намного более распространено и целесообразно с точки зрения полноценной социализации — оказание поддержки аутичным студентам в обычных вузах и колледжах. Существует несколько видов подобной работы:

—   Проведение тренингов для студентов с аутизмом внутри учреждения [21].

—  Инструктаж преподавателей с предоставлением специальных методических рекомендаций [18].

—   Взаимодействие вузов со специализированными тренинговыми центрами, которые могут проводить занятия для студентов и для преподавателей, а также предоставлять учебно-методические материалы и т.п.

—  Наличие в штате учебных заведений профессиональных тьюторов, а также привлечение помощников-волонтёров из числа одногруппников.

—    Различные виды психотерапевтической поддержки студентов.

Студентам с РАС также могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

—  Лекции и семинары, посвящённые навыкам самоадвокации (защите своих интересов и приспособлению среды под свои особенности) и независимой жизни.

—  Группа поддержки для взрослых людей с аутизмом.

—  Индивидуальная психотерапия.

—   Проведение семинаров и тренингов, нацеленных именно на аутичных студентов вузов, а также на преподавателей вузов.

—   Учебно-методические материалы об аутизме и инклюзии.

Типичные сложности студентов с РАС

Хотя каждый человек с аутизмом индивидуален, и для разных людей трудности в учёбе будут индивидуальными, всё же есть несколько наиболее распространённых проблем [14; 21, 23; 24; 25], которые могут потребовать дополнительного инструктажа самих студентов, преподавателей, а иногда и их одногруппников. Следует помнить, что у отдельного человека с аутизмом могут присутствовать далеко не все из них:

—  Навыки планирования: при большом количестве учебных предметов и одновременно полной самостоятельности возможны трудности с выстраиванием приоритетов, оценкой временных затрат, что связано с так называемой исполнительной дисфункцией. Эти сложности способны усилить тревожность и серьёзно отразиться на успеваемости.

—   Навыки самообслуживания: гигиена, приготовление еды, уборка, быт — это особенно актуально для живущих в общежитиях. Отсутствие сформированных навыков может приводить к неопрятному внешнему виду, проблемам со здоровьем, сильному стрессу.

—   Групповая работа и социальные навыки: если дисциплина подразумевает работу в паре или группе, это может вызывать некоторые сложности. Также недостаток социальных навыков способен плохо сказываться на взаимоотношениях с одногруппниками.

—   Поведение на занятиях: нарушение хода занятия излишне частыми вопросами, объективно мешающие другим студентам аутостимуляции (моторные стереотипии) и т.п.

—     Сенсорные особенности: стимулы вроде посторонних запахов, тиканья часов или мерцающих ламп дневного света могут сделать невозможной продуктивную работу студента с аутизмом. Сенсорная перегрузка — это состояние, которое возникает из-за переизбытка сенсорных стимулов. Может приводить к дезориентации, неспособности думать, говорить и воспринимать речь, «зависанию», «отключениям», агрессии, обморокам и т.п.

—    Когнитивные особенности: сложности с конспектированием, восприятием длинных словесных инструкций, склонность к буквальному пониманию, ригидность мышления и т.п. Хотя их сложно однозначно отнести к достоинствам или недостаткам, они могут вносить свою специфику в учебный процесс.

—      Эмоциональный самоконтроль: проблемы с осознанием своих эмоций (алекситимия) и с управлением ими могут приводить к конфликтам.

Как уже было сказано, преодоление большинства из этих проблем обычно не является сложным или финансово затратным, но требует осознанности и понимания как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей.

Примеры стратегий и способов преодоления трудностей при организации обучения людей с РАС

Стратегии помощи при сенсорных проблемах

Как было сказано выше, при РАС нередки проблемы с сенсорным восприятием [1]. Характер сенсорных проблем сугубо индивидуален для каждого человека с РАС. Поэтому при обучении аутичных студентов следует учитывать фактор сенсорной нагрузки.

В учебных аудиториях могут быть полезными следующие меры:

Избегание использования ламп дневного света с дросселями, т.к. они мерцают и издают гул.

Преимущественное использование светодиодов или ламп дневного света с качественным электронным балластом. В аудиториях не должно быть гула или стробоскопического эффекта.

Обеспечение хорошей акустики: не должно быть эха, посторонних шумов и т.п.

По возможности, исключение использования сильно пахнущей парфюмерии и косметики и т.п.

Предоставление презентаций, конспектов, видеозаписей занятий и т.п.

Также можно использовать следующие стратегии:

—   Организация специальной «тихой комнаты» с приглушенным освещением, без опасных предметов мебели с острыми углами и т.п. и со свободным доступом туда студентов с РАС, в т. ч. во время занятий.

—  Выполнение контрольных работ и сдача экзаменов в отдельных помещениях.

—    Разрешение использования капюшонов, берушей, головных уборов, предметов для аутостимуляций, тёмных очков для блокировки отвлекающих стимулов.

—    Возможность перевода на другую специальность при непреодолимых препятствиях: непереносимости запахов в лаборатории, шумов в цехах и т.п.

Для большинства студентов с РАС характерна исполнительная дисфункция — нарушение способностей, связанных с управлением вниманием, планированием своих действий в соответствии с общей целью, переключением между стимулами и задачами, расстановкой приоритетов [11]. Это влечет за собой:

—  Сложности с планированием занятий и расстановкой приоритетов.

—  Проблемы из-за необходимости большей самостоятельности в ВУЗе, чем в школе, т.к. от студента требуется больше самоконтроля.

—    Трудности с переключением между разными предметами, задачами и проектами; возможна сильная тревожность и падение производительности.

—  Сложности с самостоятельной конкретизацией задачи и разбиением её на подзадачи. Возможно откладывание и тревожное «зависание».

—  Неадекватная оценка времени для выполнения задачи.

—  Исполнительная дисфункция способна вызвать серьёзные проблемы с успеваемостью и является частой причиной проблем при обучении в вузе!

Стратегии помощи при исполнительной дисфункции

Для преподавателей:

—  Озвучивание требований для получения зачёта или сдачи экзамена на первом занятии, также и изложение их письменно (например, на сайте курса).

—  Наличие рейтинговой системы с чёткими сроками сдачи домашних заданий, контрольных, коллоквиумов. Не следует оставлять контроль на конец семестра.

—  Нагрузка должна быть более-менее равномерно распределенной.


—  Готовность дать расширенные объяснения этапов выполнения задания.

—   Обеспечение доступности контактов преподавателя студентам, но с чётким обозначением времени консультаций, допустимого количества писем и т.п.

Для студентов (при выполнении курсовых, дипломных работ и т.п.):

—  Наличие плана работ с контролем выполнения этапов каждые 1—2 недели.

— Отслеживание возможных «застреваний» на одном аспекте работы, перфекционизма и т.п., что чревато срывом сроков.

—  Наличие дополнительного времени на отработку докладов.

Представленный перечень рекомендаций может считаться первым шагом в создании условий для инклюзивного образования в колледжах и вузах, который может быть внедрен достаточно быстро и не требует больших финансовых затрат. В данной статье мы не касаемся дальнейших шагов по созданию специальных условий на уровнях среднего профессионального и высшего образования для студентов с РАС, которые уже требуют значительных организационно-методических ресурсов, — например, обучение преподавательского состава психолого-педагогическим методам работы, адаптации учебных материалов, предоставление тьюторов и т.п. Но даже незначительные меры по созданию специальных условий обучения, демонстрирующие понимание особенностей и гибкость со стороны администрации и преподавательского состава, могут существенно увеличить число студентов с РАС и качество их подготовки в образовательной организации.

Заключение

Дальнейшее изучение вопроса трудовой и профессиональной ориентации и обучения студентов с аутизмом после получения общего образования целесообразно вести в двух направлениях: создания оптимальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей молодых людей и определения перспективных специальностей для дальнейшей профессиональной деятельности и успешного трудоустройства или трудовой занятости.

Важное место в профориентации студентов с РАС могут занять творческие специальности, овладение которыми возможно в адаптированной форме, в том числе и студентами с интеллектуальными нарушениями, что позволяет существующая нормативноправовая база.

Создание специальных условий для обучения по этим специальностям в колледжах и вузах может вызвать значительное увеличение числа студентов с РАС в нашей стране. Это, безусловно, благоприятно скажется на их дальнейшей социализации, финансовом самообеспечении и самореализации

Литература

  1. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: Учебное пособие. Красноярск: Международный институт аутизма КГПУ, 2014. 178 с. ISBN 978-5-85981-805-1.
  2. В Уэльсе открылся первый колледж для студентов с синдромом Аспергера [Электронный ресурс] / Пер. А. Стейнберг // Autistic City. URL: https://www.aspergers.ru/node/60 (дата обращения: 09.06.2022).
  3. Как работают инклюзивные мастерские? [Электронный ресурс]// Специальная Олимпиада.URL: https:// specialolympics.ru/blog/inclusive-workshops (дата обращения: 09.06.2022).
  4. Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. Москва: Добрый век, 2014. 448 c. ISBN 978-5-904818-05-0.
  5. Постановление Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 года «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. [Москва], 2013. 6 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/ government/106 (дата обращения: 09.06.2022).
  6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835) [Электронный ресурс] / Минздравсоцразвития РФ. URL: https://rg.ru/documents/2011/05/25/ spravochnik-site-dok.html (дата обращения: 09.06.2022).
  7. Приказ от 21 октября 2020 года N 1256 «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Минкультуры России. URL: https://docs.cntd.ru/document/573191356?ma rker=6500IL (дата обращения: 09.06.2022).
  8. Приказ от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] / Минтруда России. URL: https://normativ.kontur.ru/docu ment?moduleId=1&documentId=265332 (дата обращения: 09.06.2022).
  9. Профессиональный стандарт. Специалист по техническим процессам художественной деятельности. Утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2014 № 611н [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/ profstandarty/04.002-spetcialist-po-tekhnicheskim-protcessam-hudozhestvennoi-deiatelnosti.html (дата обращения: 09.06.2022).
  10. Реестр профстандартов, раздел 04 «Культура, искусство» [Электронный ресурс]. URL: https://profstandart- rosmintrud.ru/reestr-profstandartov/#04_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B 0_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  11. Синдром Аспергера и исполнительная функция [Электронный ресурс] / Пер. А. Стейнберг // Autistic City. URL: https://www.aspergers.ru/node/405 (дата обращения: 09.06.2022).
  12. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 4—11. DOI:10.17759/autdd.2021190101
  13. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2019170301
  14. Эттвуд Т. Полное руководство по синдрому Аспергера. Баку: Qanun Nəşriyyatı, 2022. с. 592, ISBN 978-9952-38- 141-2
  15. 30 Great Jobs for People on the Autism Spectrum [Web resource]// Applied Behavior Analysis Programs Guide. URL: https://www.appliedbehavioranalysisprograms.com/jobs-for-people-with-autism/. (Accessed13.06.2022).
  16. Baron-Cohen S., Ashwin E.; Ashwin C., Tavassoli T., Chakrabarti B. Talent in autism: hyper-systemizing, hyper- attention to detail and sensory hypersensitivity // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 364 (1522): 2009-05-27, 1377—1383. doi:10.1098/rstb.2008.0337
  17. Cardinal R. Outsider Art and the autistic creator// Philosophical Transactions of the Royal Society. 2009 May 27; 364(1522): 1459—1466. doi: 10.1098/rstb.2008.0325. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC2677583/pdf/rstb20080325.pdf (Accessed13.06.2022).
  18. Emerging Practices for Supporting Students on the Autism Spectrum in Higher Education: A Guide for Higher Education Professionals [Web resource]. Rochester: Publ. Rochester Institute of Technology, 2014. 30 p. URL: https:// www.rit.edu/spectrumsupport/sites/rit.edu.spectrumsupport/files/documents/ASDinHigherEdGuide.pdf (Accessed 09.06.2022).
  19. Finding Fulfilling Jobs If You’re Autistic Spectrum [Web resource]// Psychcentral. URL: https://psychcentral.com/ autism/jobs-for-autistic-people (Accessed 20.02.2022)
  20. Gobo K., Shmulsky S., Bower M. Strategies for teaching STEM subjects to college students with autism spectrum disorders // Journal of College Science Teaching, 2018, 47(6), 12—17.
  21. Kelley M.L., Joseph B.C. Rethinking Higher Education for Students with Autism Spectrum Disorders: The Importance of Adult Transitions [Web resource] / Owens Community College. Perrysburg, [s. a.]. 17 p. URL: https://www.sandiego. edu/disability/documents/Rethinking_Higher_Education_for_Students_with_Autism_Spectrum_Disorders_APA.  pdf (Accessed 20.02.2022).
  22. Kouo J.L., Hahn A., Morton S. et al. Supporting Students with an Autism Spectrum Disorder in Engineering: K-12 and Beyond // Journal of Science Education for Students with Disabilities, 2021, vol. 24, no. 1, article no. 11. 21 p. DOI:10.14448/jsesd.13.0011
  23. Taylor M.J. Teaching students with autistic spectrum disorders in HE // Education + Training, 2005, vol. 47, no. 7, pp. 484—495. DOI:10.1108/00400910510626330
  24. Taylor M.J., Baskett M., Duffy S. et al. Teaching HE students with emotional and behavioural difficulties. Education + Training, 2008, vol. 50, no. 3, pp. 231—243. DOI:10.1108/00400910810874008
  25. Taylor M.J., Baskett M., Wren C. Managing the transition to university for disabled students. Education + Training, 2010, vol. 52, no. 2, pp.165—175. DOI:10.1108/00400911011027743
  26. Wei X., Yu J.W., Shattuck P., McCracken M., Blackorby J. Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) participation among college students with an Autism Spectrum Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2012, 43, 1539—1546.
  27.  

Информация об авторах

Хилькевич Евгения Владимировна, кандидат политических наук, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5552-1215, e-mail: hilkevichev@mgppu.ru

Стейнберг Антонина Сергеевна, руководитель, Autistic City проект поддержки взрослых в спектре аутизма, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-6770, e-mail: support-msk@aspergers.ru

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2387
В прошлом месяце: 123
В текущем месяце: 103

Скачиваний

Всего: 287
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 21