Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R

19892

Аннотация

Рассмотрены проблемы диагностики детей с расстройствами аутистического спектра в процессе деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Психолого-педагогическая диагностика таких детей представляет особые сложности, прежде всего, из-за трудностей установления с детьми контакта. В период с января по октябрь 2016 г. специалистами Центральной психолого-медико-педагогической комиссии были проведены 42 процедуры диагностики детей с расстройствами аутистического спектра с применением стандартных методов обследования и некоторых шкал Методики оценки базовых речевых и учебных навыков (Assessment of Basic Language and Learning Skills — Revisited, ABLLS-R). На основании результатов проведенной работы сделан вывод о том, что диагностические процедуры с использованием методики ABLLS-R позволяют выявить, помимо часто встречающихся дефицитов в развитии речи, области навыков, наиболее нуждающихся во вмешательстве. Также методика позволяет объективно оценить степень развития такого важного социального навыка как подражание действиям других людей и чувствительность к нюансам действий.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика, расстройства аутистического спектра, психолого-медико-педагогическая комиссия

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160204

Для цитаты: Овсянникова Т.М., Лапшина С.А., Тыжинова Н.Ю., Бердникова А.А. Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 2. С. 29–37. DOI: 10.17759/autdd.2018160204

Полный текст

Цели и задачи
психолого-медико-педагогической
комиссии

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создается с целью оказания помощи населению, организациям, осуществляющим социальное обслуживание, работникам образовательных организаций, медицинским и другим организациям по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная задача, которая стоит перед специалистами ПМПК, — качественная диагностика, позволяющая оценить актуальный уровень и зону ближайшего развития познавательной деятельности детей.

В психолого-медико-педагогическую комиссию может обратиться любой родитель или законный представитель ребенка от 0 до 18 лет. С согласия законного представителя специалисты ПМПК проведут комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка, которое может выявить особенности в его физическом и познавательном развитии. По результатам медицинского и психолого-педагогического обследования специалисты ПМПК готовят рекомендации по вопросам обучения и воспитания ребенка, содержащие подтверждение, уточнение или изменение образовательного маршрута, а также содержащие специальные условия во время сдачи государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Кроме проведения психолого-медико­педагогического обследования и подготовки рекомендаций по вопросам обучения и воспитания ребенка, ПМПК оказывает содействие федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, оказывает консультативную помощь образовательным организациям и населению.

Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка проводится с учетом медицинских, педагогических, психологических и социальных критериев и показателей. В ходе обследования обязательно учитывается возраст и актуальное состояние ребенка. Обследование ребенка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно.

Состав специалистов комиссии, процедура и продолжительность обследования зависят от задач и целей самого обследования.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии носит для законных представителей рекомендательный характер [4]. Если заключение психолого-медико-педагогической комиссии предоставляется законными представителями ребенка в образовательную организацию, в которой он обучается, то в таких случаях важно тесное взаимодействие и обмен информацией между ПМПК и ППК.

В подборе подходящего ребенку диагностического инструментария специалисты ПМПК опираются на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, сведения из психолого-педагогической характеристики, собственную первичную диагностическую беседу. Все диагностические методики, которые используются специалистами, стандартизированы и имеют высокую валидность.

В ходе диагностического обследования специалистами ПМПК оценивается уровень и особенности развития ребенка, его поведение, развитие коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с его возрастом. Также специалистами оценивается речевое развитие ребенка, исследуется мотивация к сотрудничеству, способность реагировать на стимулы в окружающей среде, составляется прогноз развития и адаптации в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическая
диагностика детей с расстройствами
аутистического спектра

Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра представляет определенные сложности из-за трудностей установления с ними контакта и аффективных реакций на незнакомых людей и обстановку. Известно, что у детей с РАС в наибольшем числе случаев отмечается асинхрония (неравномерность) психического развития. Зачастую наблюдается одно из парадоксальных сочетаний — развитие формально-логического мышления, абстрагирования, опережает коммуникативные навыки.

При обследовании ребенка с РАС должны учитываться его психоэмоциональные особенности и потребности, поэтому серьезное внимание уделяется организации обследования. При выборе количества и объема диагностических методик учитываются мотивационные условия, которые могут повлиять на поведение ребенка, особенности обработки сенсорной информации, готовность ребенка следовать вербальным инструкциям.

Приоритетной задачей специалистов ЦПМПК при обследовании детей с РАС, так же как и других детей, является определение потенциальных возможностей как когнитивных, так и личностных, позволяющих овладеть одним из вариантов адаптированной образовательной программы.

Специалистам ПМПК в сложной ситуации обследования детей с РАС важно учитывать все факторы, препятствующие выявлению их скрытых возможностей.

Целесообразно организовывать обследование детей с РАС в виде комплексной психолого-педагогической диагностики, которую, особенно на начальном этапе, лучше проводить одному специалисту (как правило, психологу). Это позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, сориентироваться в пространстве кабинета, ослабить тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты могут постепенно включаться в процедуру обследования. Необходимо сопровождать инструкцию доступной наглядностью, по возможности, краткой и схематичной. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, даже если он внешне на это никак не реагирует [5].

На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС.

Ученики с РАС, обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе (АООП) основного общего образования, вариант 8.1., имеют формально сопоставимый с нормой уровень пси­хоречевого развития и до поступления в школу имели опыт подготовки в группе детей. Ученики с РАС, обучающиеся по АООП 8.2., имеют формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, но до поступления в школу не имели опыта подготовки в группе детей. При варианте АООП 8.3. отмечаются: нарушение интеллектуального развития, значительные нарушения речевого развития, трудности понимания обращенной речи. На основе АООП 8.4. организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР). Данный вариант предполагает, что у обучающегося с РАС диагностирована умственная отсталость (умеренная, тяжелая, глубокая, тяжелые и множественные нарушения развития).

Оценивая практику проведения диагностических обследований детей с РАС в рамках ПМПК, можно сделать следующее заключение: на первый план выступает проблема использования речи как средства коммуникации; речевое развитие ребенка с РАС отличается особым своеобразием речевой деятельности и коммуникаций.

Перечислим основные дефициты, которые проявляются в речевой деятельности у детей с РАС:

—   специфичность прагматического и семантического аспектов речи;

—   сложности распознавания интонаций в речи;

—    буквальное понимание обращенной речи;

—   трудности в формировании собственных речевых высказываний и неумение поддерживать диалог;

—  бедность собственной невербальной коммуникации, использования мимики и жестов и проблемы идентификации их в разговоре;

—   нарушения грамматического строя речи, ошибки в употреблении предлогов и местоимений.

В настоящее время диагностический арсенал для комплексного психолого-педагогического обследования достаточно широк. Безусловно, узконаправленные и узкоспециализированные методики, применяемые для диагностики определенных сфер, позволяют всесторонне и детально оценить степень сформированности эмоционально-волевой, познавательной и личностной сфер в целом. Но в условиях ПМПК детальную диагностику провести сложно.

Использование на ПМПК шкал
Методики оценки базовых речевых
и учебных навыков

С целью более тщательной оценки и детального уточнения функциональных областей развития, в частности, речевых навыков, нами предложены к использованию на ПМПК некоторые из шкал Методики оценки базовых речевых и учебных навыков (Assessment of Basic language and Learning Skills Revisited, ABLLS-R) [3; 2]. Несмотря на то, что существует множество тестов, которые позволяют исследовать сходные области навыков, настоящая методика, по нашему мнению, предпочтительней, поскольку ABLLS-R разработана для оценки широкого спектра учебных навыков, имеется возможность оценить потенциал ребенка в части генерализации и спонтанного применения навыков в естественной среде.

Так как проведение диагностики по методике ABBLS-R в полном объеме на ПМПК не целесообразно и занимает продолжительное время, а в процессе ПМПК специалисты им не располагают, нами были выделены отдельные шкалы для оптимальной оценки основных базовых и речевых навыков.

1.    Первая шкала — рецептивная речь.

В этой шкале оценивается способность воспринимать и понимать речь на слух. Для детей с задержкой речевого развития диагностика данной сферы входит в список приоритетных задач.

2.    Вторая шкала— моторная имитация.

Данный раздел включает оценку совокупности навыков, связанных с умением обращать внимание на визуальные стимулы, возникающие в ходе действий других людей, и далее выполнять соответствующие действия.

3.    Третья шкала — вокальная имитация.

Данная шкала дает возможность оценить способность повторять разнообразные звуковые элементы и их комбинации вслед за другим человеком.

Ниже размещены задания, взятые из «Практического материала для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика [1], используемые для диагностики на ПМПК. Авторы статьи использовали задания вместе с диагностикой по шкалам методики ABBLS-R.

Составление целого из частей

Оборудование: две картинки с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагонали на 4 части; картинка с изображением квадрата, треугольника, круга и частей, из которых они могут быть составлены.

Цели исследования: выявить степень овладения зрительным синтезом; сфор- мированность наглядно-образных представлений; целенаправленность проб и способность к воссозданию целого.

Последовательные картинки

Оборудование: рисунок из 4-х последовательных изображений; серия с явным сюжетом, серия со скрытым сюжетом и серия с незавершенным действием.

Цели исследования: выявить способность устанавливать причинно-следственные связи в наглядной ситуации; уровень логического мышления; умение делать обобщения; составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Исключение неподходящей картинки

Оборудование: 3 рисунка разной сложности, в каждом по 4 фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку.

Цели исследования: выявить аналити­ко-синтетическую деятельность в зрительно воспринимаемых объектах и на основе мысленного представления; умение делать обобщение; логическую обоснованность и целенаправленность; четкость представлений; использование помощи.

Опыт применения Методики оценки
базовых речевых и учебных навыков
(ABLLS-R) на ЦПМПК

В период с января 2016 г. по октябрь 2016 г. специалистами Центральной ПМПК г. Москвы были проведены 42 процедуры диагностики детей с РАС с применением стандартных методов обследования и шкал ABBLS-R.

Протоколы тестирования трех детей приводятся ниже.

Протокол 1

Данные о ребенке:

Фамилия и имя: А.В.

Пол: мальчик

Возраст на момент проведения диагностики: 5 лет

Диагноз по данным медицинских заключений: F 84.0 (РАС)

Мальчик посещает группу кратковременного пребывания. Направлен образовательной организацией на ЦПМПК с целью уточнения образовательного маршрута. В ситуации обследования ребенок первое время ведет себя настороженно. В контакт вступает формально, с интересом изучает окружающую обстановку. С помощью специалиста садится за стол и начинает производить манипуляции с предложенным сти­мульным материалом.

Результаты тестирования

Задание «Составление целого из частей»: ребенок демонстрирует неустойчивость внимания, слабую целенаправленность деятельности. Нуждается в организующей и направляющей помощи, самостоятельно с заданием не справляется, требуется показ сложенной картинки.

Задание «Последовательные картинки»: понимание инструкции затруднено, серию самостоятельно не разложил, назвал отдельные фрагменты действий в серии с простым, явным, сюжетом.

Задание «Исключение неподходящей картинки»: справился с исключением по одному признаку — цвету. С родовой группой и словами-понятиями не справился.

Рецептивный язык

Мальчик демонстрирует успешный выбор предметов по названию, а также соотносит их изображения с названиями. Доступны к выполнению сложные инструкции с минимальной помощью со стороны взрослого.

Моторная имитация

Мальчику доступны к имитации простые движения с небольшой физической помощью со стороны взрослого. Большинство проб к самостоятельному выполнению не доступны.

Вокальная имитация

Выявлен высокий уровень вокальной имитации. Мальчик повторяет за педагогом отельные звуки, слоги и простые слова. По данной шкале получен высокий результат у ребенка с навыками называния предметов.

Протокол 2

Фамилия и имя: С.Б.

Пол: мальчик

Возраст на момент проведения диагностики: 6 лет

Диагноз по данным медицинских заключений: F 84.11 (РАС с умственной отсталостью)

Мальчик посещает частный детский сад. В ситуации обследования ведет себя автономно, в контакт не вступает. На попытки специалиста привлечь к совместной деятельности демонстрирует протестные реакции. С помощью желаемого предмета удалось договориться о сотрудничестве.

Результаты тестирования

Задание «Составление целого из частей»: ребенок демонстрирует полевое поведение, отказ от выполнения задания, действия по образцу недоступны, предложенный материал использует для оральной стимуляции, манипуляций.

Задания «Последовательные картинки», «Исключение неподходящей картинки»: от выполнения заданий отказался, продемонстрировав агрессию (разбросал и разорвал картинки).

Рецептивный язык

Мальчик демонстрирует низкий уровень понимания обращенной речи. Большинство инструкций требуют повторного предъявления в упрощенной форме и доступны для выполнения с помощью взрослого.

Моторная имитация

С помощью желаемого предмета удалось договориться о сотрудничестве. Мальчик демонстрирует низкую способность повторять движения различной сложности за взрослым.

Вокальная имитация.

К повторению доступны лишь отдельные звуки и пара открытых слогов.

Протокол 3.

Фамилия и имя: К.А.

Пол: девочка

Возраст на момент проведения диагностики: 6 лет

Диагноз: РАС

Девочка ведет себя дружелюбно, в ситуации обследования большую часть времени автономна. Специалисту удается привлечь внимание девочки лишь на короткий временной промежуток. Она быстро утомляется и проявляет признаки сенсорной перегрузки. Начинает махать руками, крутить головой и не реагирует на обращенную речь.

Результаты тестирования

Задание «Составление целого из частей»: девочка демонстрирует стереотипное поведение, низкую продуктивность деятельности. Нуждается в организующей и направляющей помощи, после показа сложенных образцов справилась с двумя простыми картинками.

Задание «Последовательные картинки»: понимание инструкции недоступно, серию простого явного сюжета самостоятельно не разложила.

Задание «Исключение неподходящей картинки»: с заданием не справилась, помощь не использовала.

Рецептивный язык.

Девочка демонстрирует понимание простых инструкций. Также отмечается успешный выбор знакомых предметов по названию.

Моторная имитация.

Доступна к выполнению имитация руками и головой. Повторение движений ногами, даже с помощью специалиста, вызывает трудности.

Вокальная имитация:

Выявлен низкий уровень вокальной имитации. Девочка повторяет за специалистом лишь отдельные звуки.

Выбранная нами шкала оценки речевых навыков дает возможность провести функциональный анализ речи, в первую очередь, направленный на изучение условий окружающей среды, в которой производится речевое высказывание. Шкалы методики ABLLS-R, использованные в экспериментальной работе, позволяют оценить уровень сформированности начальных речевых навыков ребенка, делают возможным изучение детей, не владеющих устной речью, так как не предусматривают вербальных ответов, а также проанализировать навыки, необходимые для успешного обучения и коммуникации. Включение данных шкал ABLLS-R в арсенал обследования на ПМПК позволяет успешно индивидуализировать основные стратегии формирования и развития речевой деятельности, выработать адресный алгоритм направлений работы специалистов психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях при определении и уточнении вариантов АООП.

Выбор приоритетных целей для программы развития ребенка является сугубо индивидуальным процессом, который зависит от текущего уровня навыков ребенка, от требований образовательного учреждения, пожеланий семьи и т.д. При этом рекомендуется ориентироваться на готовность ребенка к освоению того или иного навыка, а не просто выбирать задания самого низкого уровня, с которыми он не справился.

Безусловно, речевые навыки и навыки коммуникации — один из значимых факторов в развитии ребенка, влияющий на качество его жизни как в социальном, так и физическом аспекте, требующий внимательного и грамотного подхода от специалистов. Таким образом, возможно, использование отдельных шкал ABLLS-R в рамках проведения диагностики детей с РАС в условиях ЦПМПК с целью получения информации об уровне развития навыков и последующего использования результатов при определения подходящей для ребенка специальной индивидуальной программы развития. 

Литература

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. (47). № 2. С. 8—16. doi:10.17759/autdd.2015130202
  3. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М.: АРКТИ, 2014. 368 с.
  4. Положение о ПМПК. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082. URL: http://base.garant.ru/70485996/
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: http://base.garant.ru/70862366/
  6. Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. № 3. С. 3—10. doi:10.17759/autdd.2015130301

Информация об авторах

Овсянникова Татьяна Михайловна, младший научный сотрудник, Центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр); младший научный сотрудник, Лаборатория комплексного исследования речи у детей при аутизме и других нарушениях развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6199-3649, e-mail: sp.psychology@gmail.com

Лапшина Светлана Александровна, педагог-психолог, ГАОУ дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования», Москва, Россия, e-mail: lapshina.lana@yandex.ru

Тыжинова Надежда Юрьевна, учитель-дефектолог, ГАОУ дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования», Москва, Россия, e-mail: tyzhinova@icloud.com

Бердникова Анастасия Александровна, учитель-логопед, ГАОУ дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования»,, Москва, Россия, e-mail: anastasiaberdnikova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5059
В прошлом месяце: 144
В текущем месяце: 126

Скачиваний

Всего: 19892
В прошлом месяце: 115
В текущем месяце: 66