Аутизм и нарушения развития
2011. Том 9. № 2. С. 49–62
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Обучение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития*
Общая информация
* Окончание. Начало см. в № 1, 2011 г.
Ключевые слова: обучение математике, расстройства аутистического спектра, аутичный ребенок в семье
Рубрика издания: Родительский опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Потачинская Ю.Н. Обучение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития // Аутизм и нарушения развития. 2011. Том 9. № 2. С. 49–62.
Полный текст
Матемкатика
1-й год обучения
Математике дочку мы начали обучать, основываясь на принципах «глобального чтения». Весь материал — на картонных карточках.
Порядковый счет. Для каждой цифры были сделаны по три карточки: точки (количественное выражение), цифра и слово — название этой цифры.
Одновременно с этим комплектом карточек был изготовлен подобный комплект, в котором вместо точки использовалась картинка (в нашем случае бабочка).
При изучении количественного выражения обязательно должны использоваться одинаковые картинки. По моему мнению, в случае, если каждую цифру будут обозначать разные предметы (как в пособиях, которые продают в магазинах), ребенок-аутист запомнит не количество, а рисунок, поскольку аутисты не могут выделять главное и чаще обращают внимание на второстепенные детали. Поэтому, изготавливая пособия, надо добиться, чтобы карточки были одинаковы (по размеру, цвету, толщине и т.д.) и различались только в том, что и должен запомнить ребенок.
По тому же принципу изготовлен и комплект с фотографиями пальцев рук.
Это необходимо, чтобы ребенок переносил усвоенные знания с одного материала на другой, и чтобы не было застревания на одном материале.
Постепенно мы добавляли новые цифры, и Ната выучила в течение первого года обучения счет до 10-ти, а за второй год обучения — счет до 20-ти.
Одновременно мы изучали порядковый счет, карточки лежали в отдельном конверте. Карточки с цифрами выкладывались в порядке возрастания.
После этого изучали обратный счет, выкладывая карточки с цифрами в порядке убывания.
В начале обучения лучше два последних комплекта сделать на бумаге разного цвета или использовать шрифт разного размера, чтобы ребенок видел, что это разные комплекты. После того как это все будет выучено, можно эти задания повторять уже на одинаковых карточках.
Следующий этап. Счет от заданного числа. Учитель ставит карточку-число (любое, от 1-го до 20-ти), а ребенок выкладывает следующие числа в порядке возрастания.
2-3-й годы обучения
Примеры. Сложение. Сначала мы изготовили материал: примеры в точках (кружках) и отдельные цифры и карточки с действиями.
Занимаясь по данному комплекту, ребенок переносит знания, полученные при изучении счета (комплект карточек точки), и запоминает примеры на сложение.
Дальше был изготовлен комплект карточек на соотнесение карточки — примера в точках (кружках) и карточки — примера в цифрах.
После того как Ната начала правильно соотносить карточки в этом комплекте, стало понятно, что у нее происходит перенос знаний, полученных раньше, на материал этого задания. Этот комплект карточек — примеры на сложение до пяти. Дальше Ната изучала примеры без использования «точек».
Следующий этап. Ната соотносит карточки с примерами и карточки с результатами этих примеров.
Каждый конверт содержит по 4-5 примеров. Одновременно можно изучать несколько таких заданий в зависимости от возможностей ребенка.
Данное задание выполняется при многократном повторении, постепенно (по мере запоминания) добавляются новые примеры и убираются уже выученные. После того как Ната запомнила сложение в пределах 10-ти, мы стали обучать ее вычитанию. Карточки были изготовлены по тому же принципу.
В течение 2-го и 3-го годов обучения Ната выучила вычитание в пределах 10-ти.
4-й год обучения
Изучаем примеры на сложение в пределах 15-ти. Параллельно с примерами изучаем и другой материал.
Понятие «один — много». Комплект изготовлен на основе картинок, изученных Наташей в «глобальном чтении». Изготавливаются карточки с одним рисунком.
Следующий комплект. Две карточки с большими надписями «один» и «много». Эти карточки лежат на столе, и ребенок складывает все подходящие картинки под эти надписи в стопочки в соответствии с рисунком. Дальше готовится комплект, для того чтобы ребенок выучил названия предметов в единственном и множественном числе.
Понятие «большой — маленький». И этот комплект тоже изготовлен на основе картинок, изученных Наташей в «глобальном чтении». Одна и та же картинка в двух исполнениях— с большим рисунком и с маленьким. На каждую карточку накладываем карточку-слово.
Следующий комплект карточек по этой теме: две карточки с крупными надписями «большой» и «маленький». Эти карточки лежат на столе, и Наташа раскладывает все картинки из предыдущего комплекта под эти надписи в стопочки в соответствии с размером рисунка.
Понятие «больше — меньше». Комплект также изготовлен на основе картинок, изученных Наташей в «глобальном чтении».
Комплект с использованием одной картинки кладется в отдельный конверт. Одновременно можно работать с несколькими такими комплектами.
Дальше понятие «больше — меньше» переносится на количественное выражение.
Затем на цифровое выражение:
Монеты. Для первого знакомства с монетами был сделан следующий комплект карточек. Монеты (1, 2, 5 и 10 рублей) накладываются на карточки с цифрами, соответствующими достоинству этих монет.
Следующее задание по этой теме. Данный комплект помогает выучить действия с монетами. На большие карточки с цифрой настоящими монетами выкладываются комбинации из монет (чтобы составить в сумме число, указанное на карточке). В каждом конверте не больше 3-х больших карточек.
Такие карточки были изготовлены с учетом всех вариантов составления из монет чисел в пределах 10-ти.
Письмо
1-й год обучения
Писать Ната начала в тетрадках в крупную клетку. Ей тяжело дается соблюдение строчки. Мы линовали в тетрадке строчки размером в три клетки. Она писала фломастерами и ручками зеленого цвета (Наташе нравился этот цвет) палочки и гласные буквы. При написании букв учительница проговаривала их вслух. Держать ручку Наташа умела с раннего детства, но когда начали писать с учительницей, пришлось учиться практически заново. Учительница писала Наташиной рукой. А когда Ната запомнила буквы, то уже писала сама, но все равно требовала, чтобы рука учительницы лежала на ее руке или учительница держалась за ручку сверху. Это сохранилось и до сих пор.
2-4-й годы обучения
В последующие годы обучения для Наташи я делала самодельные прописи. Из книжки с подходящим для ребенка алфавитом были отсканированы буквы. В дальнейшем из этих букв формировались прописи с нужным содержанием. Содержание прописей совпадало с тем материалом, который дочка проходила по чтению: буквы, слоги, слова, предложения и тексты книг. В пособиях, изготовленных для Наташи, были использованы только заглавные печатные буквы.
Алфавит для прописей:
Знакомство с окружающем миром
1-й год обучения
На стене висит зеркало (дочка видит себя во весь рост). Учительница ее руками прикасается к разным частям ее тела и называет их. Позднее задает вопросы: «Где у Наташи шея?» и т.д. И Ната показывает сама.
2-4-й годы обучения
В качестве изучаемого материала принимаются ситуации, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. Так ситуация «как перейти дорогу на светофор» изучена с помощью пособия, изготовленного по принципу «глобального чтения».
Музыка
Наташа очень любит музыку. Слушает разные жанры: и классику, и рок – не все, а то, что понравилось. Самостоятельно ставит кассеты в магнитофон, включает музыку, записанную в компьютере. Любит посещать музыкальные мероприятия: новогодние елки, концерты и театры. Особенно радуется походам в Театр оперы и балета. За последние несколько лет мы с Наташей посетили следующие спектакли: балеты «Белоснежка», «Бременские музыканты» (Г. Гладкова), «Золотой цыпленок», «Щелкунчик» (Чайковского), «Баядерка» (Минкуса), «Спящая красавица» (Чайковского), «Лебединое озеро» (Чайковского), «Том Сойер» (П. Овсянникова), «Золушка» (Прокофьева), «Голубой Дунай» (И. Штрауса), «Тщетная предосторожность» (Г. Гертеля), слушали оперу «Волшебная флейта» (Моцарта). Несколько раз мы с ней ходили на органные концерты.
Недавно мы с Наташей начали изучать начала нотной грамоты.
Ноты
1
2. В таблицу, в столбец с названием ноты, надо положить карточку с изображением этой ноты.
3. В таблицу надо разложить карточки с длительностью и названием.
4. Мы выбрали хорошо знакомую Наташе мелодию «Кузнечики, кузнечики, веселый вы народ...». На клавиши синтезатора (игрушечного) наклеены названия нот. И взрослый рукой ребенка (одним пальцем) играет эту мелодию, пропевая слова песенки. А при следующем проигрывании этой мелодии взрослый проговаривает название нот вслух. Следующее задание по этой мелодии. Дочке дается нотная строка и маленькие карточки с названиями нот. Наташа выкладывает карточку-название под соответствующую ноту.
Компьютер
Задачу обучить нашего ребенка работать на компьютере мы не ставили. Наташа наблюдала, как компьютером пользуются родители. В ее четыре года на компьютер была установлена игра — пазлы на основе любимых с раннего детства картинок с телепузиками. Сначала Наташа смотрела, как картинки собирали мы с мужем. Потом она положила свою руку поверх руки папы и направляла его, показывая, как собирать пазлы. Затем она взяла компьютерную мышку в руку сама и стала собирать самостоятельно. Наташа умеет найти на компьютере и включить музыку и мультфильмы. Играет в некоторые компьютерные игры (как играть в них, он разобралась сама). Монитор компьютера (чтобы не упал и не сломался) мы прикрепили самодельной рамкой к столу. Конструкция этого приспособления на фотографии.
Заключение
Мы с Натой учимся четвертый год. Мы учим Наташу. Она учит нас. Наташа развивается. Запоминает новое. Больше понимает. Жизнь идет вперед. Все занятия идут на пользу. Будет у нас и пятый, и шестой год обучения. Мы придумаем новые пособия для нашей дорогой дочки. И обязательно поделимся ими с другими родителями и ребятами.
[*] Окончание. Начало см. в № 1, 2011 г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1414
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 9272
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5