Аутизм и нарушения развития
2006. Том 4. № 3. С. 12–16
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Использование зарубежных программ в коррекции безречевых детей с аутизмом
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дети с аутизмом, безречевые дети, развитие речи, коррекционная работа
Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Скробкина О.В. Использование зарубежных программ в коррекции безречевых детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 3. С. 12–16.
Полный текст
Ивар Ловаас является автором концепции направленного поведенческого анализа (АВА) - популярного и эффективного метода коррекции больных аутизмом. Свой многолетний опыт работы И.Ловаас обобщил в книге «Обучение детей с нарушениями развития» («Teaching developmentally disabled children»).
В своей работе И.Ловаас уделил большое внимание методам и программам, направленным на развитие речи у детей с аутизмом. Для улучшения импрессивной и экспрессивной речи он предлагает использовать процедуры с положительным подкреплением и специальными закрепляющими приемами.
Материал речевого обучения представлен в разделе V и выстроен последовательно на основе онтогенетического усвоения речи, а также с учетом применения изучаемого материала в реальной повседневной жизни детей с аутизмом.
Данные программы применимы для детей, которые испытывают трудности в понимании того, что им говорят, затрудняются использовать речь для общения, но уже способны частично понимать и выполнять простые инструкции и начинают поддерживать взаимодействия с другими людьми.
Данное руководство Ивар Ловаас начинает с условного деления языка на «рецептивную» (им- прессивную) речь и экспрессивную речь. Термин «рецептивная» используется Ловаасом в отношении импрессивной речи, поскольку в упражнениях для лучшего восприятия и понимания ребенком обращенной речи будут задействованы зрительные, тактильные и звуковые стимулы. Ребенок должен будет научиться видеть, чувствовать и слышать объекты речи: выделять из обращенной речи названия предметов и действий с ними, которые легко поддаются демонстрации. Способность использовать собственно речь для общения обеспечивает экспрессивная речь. Эти два аспекта речи, «рецептивный» и экспрессивный, обычно изучаются одновременно. Но И.Ловаас предлагает на первоначальных ступенях программы начать обучение с рецептивной речи (т.е. подбирать задания, выполнение которых подкрепляется действием), а затем объяснить ребенку противоположный аспект речи - экспрессивную часть языка. Далее оба аспекта речи должны тренироваться одновременно на всех этапах программы, в частности, на этапе, который посвящен обобщению.
«Мы начинаем обучение с того, что учим ребенка адекватно реагировать на предмет (например, указывая на чашку), когда взрослый произносит его название («чашка»). Мы учим ребенка
воспринимать сказанное. Позднее ребенка учат говорить о том, что он видит (например, он говорит «чашка»)».
В случаях, когда дети испытывают серьезные трудности при восприятии обращенной к ним речи, а также при использовании экспрессивного языка, Ловаас предлагает обучить ребенка знаковому обозначению предметов. Как отмечает автор, использование зрительных обозначений (знаков, жестов) значительно помогает многим детям с аутизмом ориентироваться в обращенной к ним речи. В некоторых случаях жестовое подкрепление обращенной речи облегчает развитие коммуникативной речи, а в некоторых случаях может представлять собой хорошую замену.
В разделе книги, посвященном речи, описывается ряд программ, которые применяются для обучения ребенка пониманию и использованию названий или обозначений предметов, действий, которые необходимы ему для ежедневного общения. Речевой раздел книги состоит из нескольких глав. Первые четыре главы данного речевого раздела охватывают следующие области:
Обучение пониманию названий объектов или рецептивному обозначению объектов, при которых ребенок учится реагировать на такие инструкции как «Дотронься до чашки» или «Дотронься до книги».
Обучение экспрессивному обозначению объектов, при котором ребенок учится отвечать на такие вопросы как «Что это такое?» и «Что ты хочешь?»
Обучение пониманию названий простых действий или рецептивному обозначению действий, при которых ребенок учится выполнять или показывать действие, когда ему дают такие указания как «Иди», «Покажи, как прыгают»
Обучение вербализации названий действий, когда ребенок учится отвечать на вопрос «Что ты (я или он) сейчас делаешь (делаю, делает)?», при этом для описания действия ребенок должен использовать глагол.
Автор отмечает, что для эффективного общения, взаимопонимания и взаимодействия с другими людьми ребенок должен выучить большое количество названий и обозначений в каждой категории.
В данной книге описана речевая программа, которая является начальным курсом по обучению использования речи детьми с нарушенным развитием. Речевые программы более сложного уровня описаны автором в книге «Аутичный ребенок: языковое развитие через изменение (модификацию) поведения» (И.Ловаас, 1977).
Рецептивное обозначение предмета
Для процедуры рецептивного обозначения объекта автор предлагает разместиться вам и вашему ребенку за небольшим столом, на котором перед вами расположены предметы для обозначения. Для усиления эффективности данного метода должно быть использовано большое количество простых знакомых, используемых каждый день предметов.
Обозначение одного предмета
В качестве первого объекта предлагается выбрать чашку, так как этот предмет всегда используется в быту. Важно выбрать тот предмет, который знаком ребенку и который он может взять в руки. Это может быть машинка, кукла, мячик, кусок хлеба, хлопья для завтрака. Можно начать работу с предметами, на которые ребенок сам может указать и даже самостоятельно назвать. Задача обучающего состоит в том, чтобы контролировать процесс обозначения предмета, поощрять правильные ответы и не одобрять ошибочные (неправильные), а также стимулировать ребенка к совместной работе. В самом начале обучения необходимо определить: какие предметы ребенок самостоятельно может назвать, так как это значительно поможет сэкономить время.
Этап 1: Уберите со стола все предметы: ребенок не должен их видеть и трогать до начала обучения. Поставьте на стол чашку на расстоянии 30-60 см от ребенка. Затем скажите: «Дотронься до чашки». Если ребенок правильно выполнил вашу инструкцию, переходите ко второму предмету. В случае если ребенок не реагирует или не-
правильно выполняет инструкцию 5 раз подряд, то обратитесь ко 2-му этапу.
Этап 2: Этот этап включает визуальную подсказку. Вы можете подсказать ребенку правильный ответ, положив свою руку на чашку, чтобы потом ребенок мог повторить это движение самостоятельно. Если ребенок не может повторить это действие без вас, то следуйте указаниям на 4-м этапе (физическая подсказка). Правильное выполнение команды - ребенок повторяет ваши действия и дотрагивается рукой или кладет свои пальцы на чашку в ответ на вашу просьбу «Дотронься до чашки». Поощрите ребенка похвалой или лакомством. После того как ребенок правильно выполнил вашу инструкцию 5 раз подряд, можно переходить к этапу 3.
Этап 3: Удаление визуальной подсказки. Для того чтобы перейти к работе без визуальной подсказки, озвучив просьбу «Дотронься до чашки», пододвиньте вашу руку к чашке, не касаясь ее. Затем постепенно всё мненьше приближайте руку к чашке до тех пор, пока ваша рука не останется неподвижной. Поощряйте ребенка при каждом правильном выполнении. Когда этот прием закрепится, переходите ко второму обозначению.
Этап 4: Физическая подсказка. Эта подсказка требуется в том случае, если ребенку не удается выполнить вашу инструкцию по подражанию. Физическая подсказка состоит в том, что вы возьмете руку ребенка и положите ее на чашку. Затем вы убираете свою руку, ребенок должен самостоятельно продержать свою руку на чашке в течение 2-3 секунд. Поощрите ребенка. Постепенно сокращайте физическую подсказку: ненавязчиво дотрагивайтесь до руки ребенка и старайтесь быстрее ее отпустить, еще до того как ребенок дотронется до чашки. Продолжайте обучение до тех пор, пока ребенок не будет дотрагиваться до чашки по вашей команде без физической подсказки. Затем переходите ко второму обозначению.
Обозначение двух предметов
Для тренировки обозначения второго предмета необходимо выбрать предмет, который будет существенно отличаться от первого функционально, по форме и по названию. В нашем случае, если в качестве первого предмета была выбрана чашка, для второго обозначения не следует выбирать стеклянный предмет, похожий по форме на чашку и тоже предназначенный для питья. Кроме того, названия этих двух предметов должны максимально отличаться. Например, если в качестве первого обозначения была выбрана «Чашка», то вторым предметом для обозначения нельзя выбрать «Черешню», поскольку оба слова начинаются на один и тот же звук. Кроме того, у этих предметов похожие функции: оба предмета попадают в рот. Удачным выбором будет «кукла». В этом случае команда будет «Дотронься до куклы».
Этап 1: Уберите со стола все предметы, за исключением куклы, используемой для обучения. Поставьте ее перед ребенком. Попросите ребенка: «Дотронься до куклы». Если ребенок правильно выполнил инструкцию, то переходите к обучению с использованием метода случайного чередования. В случае если ребенок неправильно выполняет инструкцию 5 раз подряд, то обратитесь ко 2-му этапу.
Этап 2: Эти этапы выполняются аналогично этапам при тренировке обозначения одного предмета (см. выше).
Случайное чередование
Этап 1: После того как ребенок научился правильно понимать и выполнять инструкцию с куклой, проведите несколько проверок с чашкой, подтверждающих, что ребенок по-прежнему правильно выполняет инструкцию «Дотронься до чашки». Если ребенок забыл правильное выполнение, то его следует отработать заново.
Этап 2: Повторно вводится 2-й объект. При выполнении инструкции ребенок должен дать до 5 правильных последовательных ответов без подсказки.
Этап 3: Этапы 1 и 2 повторяются до тех пор, пока ребенок не будет обходиться без подсказки при 1-м представлении объекта.
Этап 4: Оба предмета представляются посредством случайного чередования. Разместите оба объекта (чашка и кукла) на столе приблизительно на расстоянии 30-60 см от ребенка и примерно в 40 см друг от друга. Дайте инструкцию: «Дотронься до куклы» и поощрите ребенка похвалой или лакомством, если он правильно выполнил команду. При последующем обучении вы должны чередовать свои команды так, чтобы у ребенка не выработалась модель команд, которую он будет использовать как основание для ответа. Например, при ряде заданий вы могли бы просить: чашка, чашка, кукла, чашка; кукла, кукла, чашка, кукла. Кроме того, расположение двух объектов должно бессистемно чередоваться в течение серии заданий, чтобы предотвратить возникновение у ребенка ассоциации команды с расположением (справа или слева), а не с называемым предметом. Например, показывание предметов в следующих позициях: R-R-L-R-L- L-L-R, где правая сторона (R) и левая сторона (L). Если ребенок выполняет ваши инструкции, сопоставляя название предмета с самим предметом, то вы можете переходить к изучению третьего предмета. Если ребенок 5 раз подряд выполняет инструкцию неправильно, то вернитесь к началу и повторите изучение обоих обозначений по-отдельности, а затем начинайте «случайное чередование» снова.
Подсказки
Одновременное представление двух предметов и требование выполнения инструкций по выбору правильного предмета на основе вашей устной команды для ребенка может быть затруднительно. Поэтому И.Ловаас предлагает несколько приемов подсказки правильного ответа. Он рекомендует попробовать каждый, пока вы не найдете подходящий для вас и ребенка.
Подсказка на основе близкого расположения предмета
При этой процедуре объект, называемый в ваших командах, располагается ближе к ребенку, чем другой предмет. Сначала разместите «чашку» на расстоянии 30 см от ребенка, а другой объект, «куклу», - в 60 см от ребенка, затем скажите: «Дотронься до чашки». При последующих командах вы продолжаете говорить «Дотронься до чашки» и постепенно перемещаете чашку, пока она не окажется в одном ряду с куклой. Вы должны бессистемно выбирать сторону перемещения чашки (правую или левую) относительно другого предмета (в данном случае это кукла). Перемещая чашку ближе к другому предмету, вы постепенно убираете подсказку, основанную на близости расположения предмета. Важно, чтобы
у ребенка было несколько успешных попыток на каждом уровне подсказки, перед тем как вы передвинете чашку на одну линию с куклой. Продолжайте процедуру до тех пор, пока чашка не окажется на одной линии с куклой. После пяти правильных последовательных выполнений ребенком ваших команд, вы даете другую инструкцию: «Дотронься до куклы». Разместите «куклу» на расстоянии 30 см от ребенка, а «чашку» - в 60 см от ребенка. Отработка действий выполняется аналогично работе с чашкой до пяти правильных последовательных выполнений. Повторяйте процедуру подсказки для чашки, затем для куклы, каждый раз уменьшая расстояние «подсказки близости»: от 15 см до 10 см, 5 см и постепенно убирая подсказку, до тех пор пока ребенок не перестанет в ней нуждаться. Самое большее - одна попытка с подсказкой - каждый раз, когда вы представляете инструкцию впервые.
Теперь используйте случайное чередование этих двух инструкций. Вы можете пользоваться подсказкой, основанной на близком расположении объекта. Продолжайте обучение до тех пор, пока ваш ребенок не запомнит названия отдельных предметов и действий с ними. Для ребенка это будет первое рецептивное обозначение предмета.
Подсказка «Моделирование»
Эту процедуру И.Ловаас советует применять с детьми, владеющими речевой подражательной деятельностью.
Выберите парный набор объектов для вас самих и для ребенка. Разместите объекты на столе так, чтобы ваш набор предметов был зеркальным отображением набора объектов у ребенка. Прося ребенка дотронуться до его чашки, дайте команду «Дотронься до чашки», в то же время вы, моделируя ответ ребенка, касаетесь своей чашки. Необходимо чередовать случайным образом две команды и место расположения объектов (справа - слева). Помните, что расположение объектов в вашем наборе и наборе ребенка должно быть зеркальным. После ряда выполнений уменьшайте подсказку моделирования, все меньше двигая свою руку в сторону объектов в вашем наборе. Важно: прежде чем сокращать использование подсказки моделирования, необходимо дать ребенку возможность успешно выполнить инструкцию на данном уровне подсказки несколько раз подряд. Продолжайте обучение до тех пор, пока ваш ребенок не запомнит названия отдельных предметов и действий с ними и не перестанет нуждаться в подсказке.
Обозначение других объектов
Как только ребенок научился распознавать два объекта, необходимо научить его ориентироваться в других объектах, которые его окружают. Представлять новый объект вы должны отдельно от других и согласно процедурам, опи-
санным выше. Каждый раз, когда ребенок изучил новое обозначение дли объекта в отдельности, вы начинаете представлять его с двумя или более объектами, изученными и усвоенными ребенком ранее. Представляйте ребенку различные комбинации из усвоенных предметов, чтобы убедиться в том, что он изучил каждый предмет и может его выделить из нескольких знакомых ему объектов.
Обучение обобщению
Когда ребенок освоил шесть или более названий предметов, рекомендуется начать обучение их обобщению. Необходимо обучить ребенка опознавать объекты, сходные по внешним признакам и функциям использования, а не только объект, который он изучил. Мы учим ребенка выделять предметы, которые одинаково называются, но по-разному выглядят. Например, учим из ряда других вещей опознавать все чашки, а не только ту чашку, которая использовалась при обучении. На первоначальном этапе автор предлагает для обучения использовать предметы, которые очень похожи на исходный объект, и постепенно вводить менее похожие предметы. Занимаясь с ребенком, возможно использование подсказок на этапе обучения обобщению. Обучение рекомендуется продолжать до тех пор, пока ребенок самостоятельно с первого раза не сможет правильно опознавать новый образец из изучаемого ряда предметов (например, выделить из ряда знакомых предметов тип чашки, которую он никогда не видел). Если ребенок начал справляться с заданием с первого раза и без подсказок, это означает, что у него сформировалось умение обобщать понятия.
Далее путем специальных упражнений вы должны поощрять использование ребенком усвоенных понятий в новых ситуациях. Например, вы размещаете знакомые предметы в гостиной комнате (чашка на столе, кукла на полу, мяч на кресле) и просите, чтобы ребенок нашел эти предметы. И.Ловаас рекомендует постоянно спрашивать ребенка о названиях предметов, с которыми он регулярно сталкивается в своем окружении (например, назвать предмет, из которого он всегда пьет (чашка), или назвать свою любимую игрушку (мяч)).
Обучение должно распространиться на каждую составляющую ежедневного окружения вашего ребенка.
Предлагаемый список содержит ориентировочный набор предметов, которые могут использоваться при обучении. Вы можете добавить предметы к списку или перейти к изучению других. Автор программы советует в первую очередь выбирать для обучения те предметы, с которыми ваш ребенок часто сталкивается в повседневной жизни.
Примерный список предметов, которые могут быть
использованы в начале обучения
Чашка Кукла Карандаш Сок Телефон
Печенье Кубик Молоко Ручка Очки
Банан Рубашка Башмак Йогурт Носок
Яблоко Книга Шапка Грузовик Автомобиль
Брюки Сумка Лодка Миска Каша
Тостер Мясо Мяч Ножницы Журнал
Продолжение следует.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 488
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 204
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1