Психическая саморегуляция в контексте учебной деятельности

Общая информация

Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Черкашина О.А. Психическая саморегуляция в контексте учебной деятельности // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

В условиях проводимой образовательной реформы резко обострилась проблема преобразования высшей школы. Центральным звеном повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов выступает проблема совершенствования учебной деятельности студентов дневного и заочного обучения. Теоретический и практический поиск средств повышения успешности учебной деятельности может преодолеть растущее отчуждение обучаемых от потока усложняющихся знаний, предупредить отставание темпов индивидуальной профессиональной подготовки студентов от современных требований к высокому уровню профессионализма.

Поэтому цель современного высшего образования не может ограничиваться экстенсивной передачей студентам определенной суммы знаний. Необходимо научить их способам интенсивного повышения успешности своей учебной деятельности на основе включения скрытых резервов психики. В этой связи весьма актуальной представляется проблема совершенствования учебной деятельности студентов высшей школы средствами психической саморегуляции. В отечественной психологии (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) учебная деятельность рассматривается как определяющее условие психического развития. В свою очередь, учебная деятельность является сложным структурным образованием, на успешность которой можно влиять различными средствами, включая методы психической регуляции.

Условия эффективного формирования профессиональной деятельности рассмотрены преимущественно в работах военных психологов – В.Ц. Бадмаева, Г.А. Давыдова, П.А. Корчемного, А.М. Столяренко и др.

Понимание проблем психической саморегуляции в отечественной психологии опирается на работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, О.К. Конопкина и других.

Возможности применения психической саморегуляции в различных целях исследовались в работах О.В. Дашкевича (1985 – Регуляция деятельности в экстремальных условиях), Н.Ф. Кругловой (1978 – Повышение надежности деятельности при утомлении), В.Р. Машина (1985 – Стабилизация деятельности в экстремальных условиях), В.М. Нестерова (1986 – Психологические аспекты применения аутогенной тренировки в условиях производства), Ф.И. Филимоненко (1982 – Профилактика утомления) и др.

Однако, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме психической саморегуляции, большинство работ посвящено общим подходам без учета экспериментального использования конкретных методов саморегуляции. По нашему мнению, научное обоснование применяемых в учебном процессе методов психической саморегуляции и адаптации конкретных методик в соответствии со спецификой вузов могут открыть новые подходы к решению проблем повышения успешности учебной деятельности, а реализация выработанных в ходе исследования рекомендаций позволит совершенствовать современную образовательную систему.

Подтверждая актуальность рассматриваемой проблемы, можно привести высказывание О.А. Конопкина: «Проблема закономерностей и механизмов произвольного регулирования человеком своей деятельности – одна из глобальных в психологической науке. Ее разработка определяет многие линии теоретического развития отдельных отраслей психологии и эффективность приложения психологических знаний к различным областям практики» [1].

Исследовании психической саморегуляции в структуре учебной деятельности, по нашему мнению, должно опираться на такие сущностные свойства деятельности, как сознательный ее характер (субъект ставит перед собой определенную цель и обладает при этом возможностью воздействовать на успешность своих действий) и возможность самовыражения личности.

Отсюда наиболее глубокому изучению должны быть подвергнуты такие характеристики деятельности, как целеполагание, целесообразность, целенаправленность, целедостигаемость и т.п.

В психологических работах неоднократно обращалось внимание на то, что результат деятельности находит свое выражение в изменении (практическом и идеальном) не только объекта деятельности, но и самого субъекта в виде физических изменений и психических новообразований. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «подлинные достижения человека откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом» [2]. Поэтому изменения субъекта, возникающие в рамках процесса саморегуляции, при соответствии целям учебной деятельности дают значительный результат, положительно влияющий на учебную успешность.

Возможность применения специальных методов саморегуляции с целью оптимизации учебного процесса была доказана работами В.Н. Куликова (1963), В.А. Часова (1959), И.Е. Шварца (1973) и другими авторами.

Научные исследования методов обучения, основанных на внушении, гипнозе, медитации, суггестопедии, музыкальной терапии, психофизической гимнастике и т.д., выявили значительное улучшение результатов выполнения обучающимися разнородных видов деятельностей (удержание груза, рисование с натуры, игра на музыкальных инструментах, игра в шахматы и т.д.). О.К. Тихомиров, В.Л. Райков, Н.Б. Березанская отмечают, что в процессе применения некоторых методов психической регуляции «первичным фактором, перестраивающим деятельность, является появление нового смысла, нового отношения к выполняемой деятельности, а как результат – уверенность, смелость, ощущение свободы» [ 3 ].

Таким образом, обзор применяемых в обучении методов воздействия показывает очевидные результаты повышения эффективности учебной деятельности на основе использования скрытых резервов психики. Вместе с этим данные методики имеют существенные недостатки, затрудняющие их применение в учебном процессе: требуется дополнительное оборудование или оснащение учебных аудиторий, специальная подготовка педагогов, невозможность тиражирования экспериментально разработанных методов в широкую практику вузов. Имеют место и морально-нравственные проблемы в связи с появлением особой личностной зависимости обучаемых от педагога.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем наиболее целесообразным использовать в процессе обучении методы осознанной психологической саморегуляции. Положительный эффект применения этих методов для повышения успешности учебной и профессиональной деятельности основывается на ряде следующих преимуществ:

  • методики психической саморегуляции просты и надежны, их усвоение доступно каждому студенту и не требует специальных материальных затрат и организационных усилий;
  • применение приемов психической саморегуляции предполагает активное волевое начало, что является условием формирования сильной личности и исключает суггестивную зависимость учащегося от педагога;
  • систематическое использование методов психической саморегуляции оказывает благоприятное влияние на состояние обучаемого, улучшает память, развивает внимание и способствует снятию эмоционального напряжения, что также косвенно оптимизирует учебную деятельность.

Литература

  1. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
  2. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.  М.,  1959.
  3. Тихомиров О.К., Райков В.Л., Березанская Н.Б. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности  // Психологические исследования творческой деятельности.  М., 1975.

Информация об авторах

Черкашина О.А., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4730
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7