Личностно развивающее обучение в ходе экологической подготовки военных медиков

Общая информация

Рубрика издания: Социально-психологические проблемы подготовки личности к профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Скоробогатова Л.Г. Личностно развивающее обучение в ходе экологической подготовки военных медиков // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Аналитический экскурс в историю образования, измеряемую тысячелетиями, показывает, что его экологический компонент всегда являлся важным и даже лежал в основе обучения, воспитания и развития уже на самых начальных этапах его становления как системного процесса [1].

Проведя анализ научно-методологических работ, можно определить следующие цели экологической военно-образовательной программы в вузах.

  1. Объединить и систематизировать разрозненные знания по предметам естественного, специализированного и социально-гуманитарного цикла, раскрывающие характер экологических взаимоотношений и взаимодействия человека в далеком историческом прошлом, на современном этапе и в перспективе на ХХI век.
  2. Провести анализ причин, последствий и путей преодоления негативных проявлений экологической действительности.
  3. Сформировать у слушателей личностное отношение к экологической деятельности [3].

Исходя из этого, современный образовательный процесс выдвигает новую парадигму подготовки военных медицинских специалистов – личностно ориентированную. Основу ее составляет образование, ориентированное на становление образа личности, адекватного содержанию профессиональной деятельности. Новая образовательная политика базируется на принципе сочетания личностного и деятельностного подходов в процессе управления учебной деятельностью слушателей.

Активизация личностных функций обеспечивается таким содержанием, которое способно поколебать целостность личностного мировосприятия, иерархию смыслов, статус. Переживание как способ существования личностного опыта предполагает и адекватные ему субъективные формы учебного взаимодействия: общение – диалог, игровое мыследействие, рефлексию, смыслотворчество. Учебная задача решается на личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема, что, в свою очередь, мобилизует и развивает мощные структуры интеллекта.

Однако и содержание военного образования, и способы его задания, и формы функционирования в реальном учебном процессе в том виде, как они существуют сегодня, мало соответствуют механизмам личностного развития. Таким образом, личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором личность обучаемого, его самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого слушателя сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [2].

Идея личностно развивающей экологической направленности военного образования характеризуется следующими основными чертами: а) формированием у будущих военных врачей адекватного представления о себе, своих реальных и потенциальных возможностях и способностях; б) наиболее полным раскрытием индивидуальных особенностей слушателей как руководителей в процессе образования; в) признанием каждого обучаемого в качестве самостоятельного и активного субъекта своего экологического образования; г) формированием и развитием у слушателей специфических нравственно-профессиональных качеств; д) обучением будущих воспитателей экологическим знаниям, умениям; е) всесторонним изучением гармоничного формирования, разностороннего развития личности военных врачей к экологическому культурному самосовершенствованию; ж) формированием у обучаемых умений оптимально использовать особенности и возможности своей личности в будущей профессиональной деятельности.

Э.Ф. Зеер выделяет основные признаки личностно ориентированного обучения:

  • главная цель обучения – развитие личности обучающегося;
  • личность выступает системообразующими фактором организации всего образовательного процесса;
  • педагоги и учащиеся являются полноправными субъектами образовательного процесса;
  • ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;
  •  формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности;
  • полноценная компетентность обучающего обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта;
  • целью личностно ориентированного воспитания становится развитие автономности, самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии [2. С. 38-39].

Теоретическое обоснование личностно-ориентированного образования также дано в трудах Н.А. Алексеева [1], В.В. Серикова [3], Б.С. Рабунского [4], И.С. Якиманской [5]. Научные предпосылки его разработки были обусловлены развитием отечественной педагогической теории и практики. Во многих теориях и концепциях отчетливо просматривается личностная компонента.

Кроме этого, становлению личностно ориентированного образования способствовали новая политическая ситуация в стране, переход к рыночным отношениям, гуманизация и гуманитаризация военного образования. Требования, выдвигаемые социально-экономическими условиями в стране, уже не могут быть полностью выполнены узкоспециализированным обучением.

При проектировании и реализации процесса обучения мы имеем дело с целостной системой взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов развития. Игнорирование закономерностей хотя бы одного из них или связей между ними может быть причиной невозможности достижения желаемых педагогических результатов. В данном случае как основа личностно-ориентированного подхода при реализации экологической направленности обучения, позволяющей проектировать ход развития каждого слушателя и управлять им, проявляется дидактический принцип межпредметных связей [5].

Процесс формирования и развития профессиональных умений слушателей на основе межпредметных связей учебных дисциплин позволяет решить сложную задачу выявления закономерных взаимосвязей процессов личностного и профессионального развития слушателей и их интеграцию. Межпредметная связь как закономерность развития направлена именно на качественные изменения проектируемых педагогических систем и обуславливает целостность системы, сохраняет ее интегрирующие связи. В личностно ориентированном подходе при осуществлении экологической направленности обучения проявление межпредметной связи во многом определяет качество результатов экологической подготовки будущих военных врачей.

Литература

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
  2. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.  Волгоград, 1994.
  4. Рабунский Б.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.
  5. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

Информация об авторах

Скоробогатова Л.Г., Воронеж, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2105
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4