Динамика эмоциональных состояний у детей с двигательными нарушениями в процессе танцевальной терапии

Общая информация

Рубрика издания: Телесность: здоровье и болезнь

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Толошинова Д.Ю. Динамика эмоциональных состояний у детей с двигательными нарушениями в процессе танцевальной терапии // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Патологии детей связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата  многообразны и распространены, в последнее время отмечается рост детей с двигательными расстройствами. По данным Госкомитета РФ на начало 2002 г. На учете в России состояло 658,1 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. (1) Каждый десятый ребенок инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата.  У большинства детей причиной патологии является детский церебральный паралич.

В социальной адаптации и интеграции этих детей необходимо опираться на индивидуальные особенности развития ребенка, сосредоточиться на поиске компенсаторного потенциала личности для выработки адекватных форм поведения.

Полный текст

Патологии детей связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата  многообразны и распространены, в последнее время отмечается рост детей с двигательными расстройствами. По данным Госкомитета РФ на начало 2002 г. На учете в России состояло 658,1 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. (1) Каждый десятый ребенок инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата.  У большинства детей причиной патологии является детский церебральный паралич.

В социальной адаптации и интеграции этих детей необходимо опираться на индивидуальные особенности развития ребенка, сосредоточиться на поиске компенсаторного потенциала личности для выработки адекватных форм поведения.

В психологической коррекции эмоциональных нарушений этих детей  используют игротерапию, арттерапию психоанализ, метод десенсибилизации, психорегулирующие тренировки, поведенческий тренинг. Методики применения танцевальной терапии для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата были разработаны и проведены впервые. Анализ отечественных публикаций показал, что  данной практики представлено еще не было. В то время как за рубежом танцевальная терапия  в лечении такого рода заболеваний и психологической коррекции применяется достаточно давно (в Швеции с 90-х годов прошлого века).

Мы исследовали  влияние танцевальной терапии на эмоционально-волевую сферу детей с двигательными нарушениями и считаем этот метод невербальной психотерапии более прогрессивным не только в коррекции эмоциональной сферы ребенка, но и его двигательных навыков.

Для работы с детьми нами были адаптированы основные методы, техники и приемы танцевальной терапии с учетом специфики данного заболевания. Также применялась техника индийского танца – языка жестов, с целью развития мелкой моторики, мимической активности, эмоциональной коммуникативности и развития моторно-образного воображения.

Одной из основных целей танцевальной терапии для детей с нарушениями двигательных функций является развитие осознание собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общение, исследование чувств и приобретение группового опыта[2].

Таким образом, в ходе танцевальной терапии для детей с двигательными нарушениями, танец используется как форма самовыражения и невербального общения с целью развития личности и системы ее отношений. 

Настоящее исследование проводилось на базе школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Динамика» г. Санкт-Петербурга. Всего в исследовании принимало участие 20 детей. Число участников обусловлено спецификой их заболевания.

В контрольную группу вошло 10 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 17 до 18 лет (5 юношей  и 5 девушек).

В экспериментальную группу вошло 10 человек с двигательными нарушениями  от 16 до 18 лет (5 юношей и 4 девушки).

Для проведения исследования были применены следующие методы: клинико-биографический метод; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан; шкала личностной тревожности А.М.Прихожан; методика «Несуществующее животное»; непроизвольный невербальный тест «Какого я цвета?» Н.Ю.Оганесян.

Целью танцевально-терапевтической программы являлось: развитие осознания собственного тела и возможностей его использования; установление чувства собственного достоинства путем создание позитивного образа тела; развитие социальных навыков общения и адекватного выражения своих эмоций; высвобождение подавляемых чувств; раскрытие творческого потенциала.

Анализ полученных экспериментальных данных до и после танцевальной терапии показал позитивное влияние танцевальной терапии на детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. В результате проведения танцевальной терапии у детей улучшилось общее самочувствие  и состояние, отмечается преобладание позитивного фона настроения, снизился уровень общей личностной тревожности.

Танцевальная терапия оказывает позитивное влияние на формирование самооценки детей с двигательными нарушениями. Это проявляется в снижении уровня притязаний и приближении самооценки к адекватному уровню.

Информативные показатели значимости танцевальной терапии, показали повышение активности у ребенка, снижение агрессии.

Представленная программа танцевальной терапии направленная на коррекцию эмоциональных состояний детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует поэтапного, дифференцированного подхода с учетом физиологических и эмоциональных особенностей ребенка.

Танцевальная терапия в психологической коррекции эмоционально-волевой сферы детей с двигательными нарушениями требует дальнейшего изучения и применения на практике. В дальнейшем возможна разработка методов и методик проведения танцевальной терапии, с учетом различных физиологических и эмоциональных особенностей детей, связанных с конкретной патологией.

Литература

  1. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы пихокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та,2000.
  2. Гренлюд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004.
  3. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 271 с.

Информация об авторах

Толошинова Дарья Юрьевна, танцевально-двигательный терапевт в реабилитационно-трудовом центре Городской психиатрической больницы №1 им. П.П.Кащенко (Санкт-Петербург), Россия, e-mail: daryatoloshinova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4049
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11