Алгоритмы консультирования семей и детей с особыми нуждами

Общая информация

Рубрика издания: Телесность: социокультурые нормы и аномалии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Минигалиева М.Р. Алгоритмы консультирования семей и детей с особыми нуждами // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Консультирование родителей, имеющих ребенка с ОН и самого ребенка с ОН опирается на следующие принципы: 1) необходимость, в том числе в критические периоды и как часть сопровождения, 2) вы­нужденность – социальный заказ, 3) комплексность, 4) постоянный характер, в том числе – периодические консультации и т.д., 5) взаимо­действие подсистем работы психолога с ребенком, с родителями и другими специалистами ЦСО, интерната.

Существуют важные отличия консультирования семьи, имеющей ребенка с особыми нуждами от бытующих в настоящее время систем консультирования. Во-первых, в рамках семейного или возрастно-психологического консультирования предполагается полная добро­вольность обращения к специалисту. Это означает достаточную моти­вированность, эмоциональную готовность к встрече, желание изло­жить все, что кажется важным. В случае консультирования ребенка с подозрением на отклоняющееся развитие семья «вынуждается» к консультированию каким-либо специалистом (или социумом), заподозрившим нарушение развития у ребенка - то есть по направлению (или, что является более мягким, - «совету»).

Полный текст

Ситуация жизни ребенка с особыми нуждами (далее - ОН) и его семьи  очевидно  является  много более травмирующей, чем ситуация жизни «обычного»  ребенка и его семьи – прежде всего, за счет «обо­гащения» спектра   социальных, медицинских и психологических проблем, связанных с общественным непринятием, невниманием, страхом и отвержением. Поэтому инвалидность ребенка – одна из причин его дезадаптации и   девиантности, а также причина возник­новения  многих проблем психологического и социального плана у его родителей. Среди детей-инвалидов немало тех, кто, убегая от рас­пространенного в обществе инвалидизма («расизма» в отношении ин­валидов и их близких) и  стратегии инвалидизации (закрепляющей ощущение человека с ОН себя «как неполноценного»), ударяется в крайности разнотипных психологических и социальных девиаций. Многие убегают от социального контроля и общества как такового    - множеством  самых разных способов. Консультативная работа с та­кими людьми – шанс вернуть их в общественную жизнь. В ситуации, когда ребенок живет в семье или постоянно общается с родителями,  установление факта заболевания ребёнка, является для родителей си­туацией психологического шока. Реализация собственных планов ста­новится проблематичной, неясны перспективы в отношении судьбы ребёнка. Сами родители, как правило, оказываются не готовыми к та­кому испытанию. Как правило, это неблагополучные семьи, наиболее нуждающиеся в помощи специалистов. Для организации наиболее качественного процесса работы с такими семьями  необходимо тесное взаимодействие специалистов, работающих с детьми - инвалидами и семьями. Родители должны знать имеющийся реабилитационный по­тенциал ребёнка, ожидаемые результаты и все виды реабилитацион­ных мероприятий, необходимых для ребёнка. Это способствует вовле­чению родителей в работу по реабилитации их ребёнка. Семью, с первой встречи с ней, следует готовить к сотрудничеству с врачом, психологом, педагогом, социальным работником, к добросовестному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач. Важно убедить родителей в выполнении всех назначенных реабилитацион­ных мероприятий на протяжении всего цикла реабилитации. Многие родители не менее ребёнка нуждаются в помощи и поддержке спе­циалистов.

Нарушение физического или психического развития, как и любое функциональное изменение организма, старение или болезнь, не ог­раничено рамками чисто медицинского явления. Его воздействие на семью, окружение или на самого индивида определяется тем смыс­лом, которым его наделяют общество и культура. Ограничение воз­можностей есть процесс, в котором нарушения телосложения, функ­ций организма или условий окружающей среды делают деятельность человека или функционирование его органов затрудненным или не­возможным. В качестве причины ограниченных возможностей может выступать неприспособленность окружающей среды для социализа­ции определенных групп людей, например, недостаток или несовер­шенство образовательных программ, медицинских и социальных ус­луг, необходимых детям с нетипичным состоянием здоровья.

Консультирование родителей, имеющих ребенка с ОН и самого ребенка с ОН опирается на следующие принципы: 1) необходимость, в том числе в критические периоды и как часть сопровождения, 2) вы­нужденность – социальный заказ, 3) комплексность, 4) постоянный характер, в том числе – периодические консультации и т.д., 5) взаимо­действие подсистем работы психолога с ребенком, с родителями и другими специалистами ЦСО, интерната.

Существуют важные отличия консультирования семьи, имеющей ребенка с особыми нуждами от бытующих в настоящее время систем консультирования. Во-первых, в рамках семейного или возрастно-психологического консультирования предполагается полная добро­вольность обращения к специалисту. Это означает достаточную моти­вированность, эмоциональную готовность к встрече, желание изло­жить все, что кажется важным. В случае консультирования ребенка с подозрением на отклоняющееся развитие семья «вынуждается» к консультированию каким-либо специалистом (или социумом), заподозрившим нарушение развития у ребенка - то есть по направлению (или, что является более мягким, - «совету»).

Во-вторых, стандартное консультирование предполагает возможность для семьи в любой момент прекратить общение со специалистом. Практика консультирования детей, имеющих особые нужды показывает, что в некоторых случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенная результатами обследования, начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который после повторного обследования дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Подобное поведение семьи получило название «хождение по кругу врачей». Исходя из принципа соблюдения интересов ребенка, необходимо «удержать» родителей от преждевременного  прерывания консультирования, дать возможность проведения психокоррекционной работы в полном объеме, добиться  сведения до минимума количества посещений других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, достигнуть адекватного осознания родителями проблемы и принятия правильных решений по воспитанию и обучению ребенка с ОН.

Типичные проблемы родителей детей с ОН и направления их коррекции:

  1. пассивное отношение к жизни и к болезни ребенка  - оно предполагает  необходимость активизации – через осмысление успехов семьи и  трансляцию успехов родителей из других  семей, занимающих активную позицию, обнаружение  и исследование «потерь» ребенка и родителей от их пассивности.
  2. негативное отношение к жизни, в том числе депрессивные установки и состояния – переформулирование (позитивное переосмысление),
  3. позитивное - «рентное» отношение к жизни и болезни ребенка – требуется помощь семье в направлении обнаружения «фиктивных целей», их ниспровержения и замены «реальными» целями,
  4. защитное поведение, в том числе – игнорирование болезни – требует от консультанта помощи семье в направлении развенчания иллюзий «нормальности» и «здоровья» ребенка в противовес необходимости постоянной заботы о его развитии, состоянии как  активных и комплексных. постоянных действий и усилий,
  5. «стыдящееся» поведение – предполагает в работе с клиентами обнаружение «всеобщности» ограничений в жизни людей, анализ процесса стигматизации, возможна «коррекция средой» – например, временное пребывание в деревне, посещение интерната для детей-инвалидов и т.д., анализ инвалидизации как «расизма» в отношении  детей и их семей,
  6. гиперопекающие родители – помощь им включает совместный поиск причин гиперопеки – страха родителей за жизнь ребенка и страха оказаться нелюбящей и не принимающей, скрытых тенденций на подавление и «уничтожение» («детоцид») ребенка,  развенчание неискренности  и построение более искренних моделей поведения,
  7. синдром хронической усталости – предполагает помощь в развитии  позитивного самоотношения и принятия ситуации как «жизненного вызова», экзистенциальной задачи,  необходима поддержка чувства гордости за свой «домашний»  иди «инвалидный» труд, развитие взаимоотношений супружеской пары в целях усиления ее внутренних ресурсов,  налаживании телесных форм взаимоподдержки супругов и детей,
  8. осмысление болезни ребенка как «наказания», чувство вины –  необходима разработка представлений родителей об их вине в направлении поиска иррациональных предубеждений, возможен психогенетический анализ, «целе-ориентированная» трансформация проблемных ситуаций, их ценностное осмысление,
  9. ипохондрические реакции  - нарциссического, истерического или смешанного типов –  требуют помощи в коррекции «образа Я» и «образа ребенка» у родителей,  продуктивны комплексные – в том числе – телесно-ориентированные методы помощи,  выявление «несовместимых симптомов» и «поведений» и т.д.
  10. проблемы частичного принятия ребенка и чувства вины – продуктивен анализ невозможности полного принятия и полезности , роли непринятия в позитивном развитии ребенка, анализ возможных схем манипулирования ребенком родителями, поддерживающих и эксплуатирующих их чувство вины,  обнаружение и освоение более продуктивных схем межличностного взаимодействия в семье.
  11. поддержка родителями формирования и развития  вторичных  дефектов развития ребенка -  необходимо консультирование о возможностях  коррекции и «компенсации» того ил иного первичного дефекта, обучение упражнениям, помогающим преодолеть проблемы, связанные с изоляцией ребенка и т.д.
  12. проблемы родителей детей-аутистов, замкнувшихся в своих переживаниях на себе -  требуется помощь родителям в раскрытии их чувств и переживаний,
  13. детоцентризм – его преодоление связано с решением проблемы переориентации родителей на собственную жизнь, раскрытие неиспользованных возможностей, их значимости.
  14. «автономные» проблемы родителя(ей), например, проблемы пары, существовавшие до ребенка, его инвалидности – продуктивны общие подходы плюс анализ «развивающих возможностей» детского присутствия, возможно – выявление «неосознаваемой»  родителями и ребенком взаимосвязи интенсивностью проблем супругов и болезни ребенка.

Типичные позиции клиентов в консультировании и их преобразования:

  • пассивная – требует активизации, трансляции ответственности и  демонстрации успехов активных семей и детей с ОН,
  • «зажатая» – страх перед консультированием и страх изменений в целом – необходимо показать семье  роль изменений, обсудить феномен «снежного кома», «двойного эффекта самораскрытия» и т.д.
  • зависимая - требует трансляции активности, существования альтернативных подходов, важности их поиска,
  • продуктивная – активная – необходима помощь в поиске информации и выявлении мешающих развитию семьи и ребенка установок, поведения и т.д.,
  • рентная – важно поставить перед родителем вопрос, о том, что дает ему сегодняшнее поведение, не нужно ли его сохранить, усилить, что он потеряет, если  его перестанут жалеть и т.п., что принесут ему более продуктивные способы решения своих проблем и ребенка,
  • негативная («тестирующая») – консультант демонстрирует нежелание клиента   работать, это проверка профессионализма консультанта: продуктивны лобовые вопросы о том, хочет ли клиент продолжать консультирование и не нужно ли его прекратить, поскольку клиент не проявляет должной заинтересованности и раскрытости.

Проблемы родителей в ситуации сопровождения образуют несколько типичных групп, например:

  • проблемы супружеской пары, в том числе – ее существования, различия восприятия ребенка и его болезни –  для этой пары необходима помощь в поиске общей –более конструктивной – любящей – стратегии организации взаимоотношений с миром и друг с другом,
  • проблемы взаимодействия ребенка с родителями – капризы и непринятие, неадекватные формы компенсации болезни и т.д. –  необходима помощь клиентам в изменении систем взаимодействия, любовь и «дрессура» в отношениях с людьми,
  • взаимодействие ребенка с миром других детей  и взрослых –  часто необходима «прицельная»  работа в направлении профилактики дисморфофобии, ипохондрии, инвалидизма,   др.

Конфликтные ситуации в разных  ситуациях  консультирования:

  • не возникают, если наблюдается: соблюдение этических принципов, принципов первичного и вторичного договора, открытое обсуждение взаимодействий клиента и консультанта, их соответствия  договору, профессиональная и  личностная зрелость консультанта, готовность клиента к консультированию,
  • возникают, если наблюдаются: «сгорание консультанта»,  наложение проблем клиента и консультанта,  взаимодействие личностных «незрелостей»,  и т.д.
  • коррекция конфликтов выступает как: ситуация для раскрытия, ситуация развенчания иллюзии понимания - для взаимопонимания, переломная ситуация,  исследование ситуации, угашение «мнимого конфликта» обнаружением и противопоставлением  позиций, смена консультанта.

Рекомендации по процессу  консультирования клиентов данной группы опираются на известные  принципы экзистенциально-гуманистической психотерапии: принятие, эмпатия,  конгруэнтность,  конкретность, необычность, пластичность поведения и отстаивание ценностей.  Кроме того, в работе  с данными клиентами важно уметь «приземлять» данные принципы в практику непосредственного общения: системность  отклонений в развитии личности и ее отношений в ситуации «ОН»,  требует от консультанта способности «технологизировать»  и «операционализировать»  свою любовь и принятие клиентов как людей, помогая им научится такому же принятию и любви не только на уровне «простого отношения», но и на уровне непосредственного поведения, в обыденной жизнедеятельности.

Психологическое сопровождение  осуществляется в процессе общения с ребенком с семьей,  ее жизнедеятельности. Это, прежде всего,   консультирование профилактико-информирующего и психотерапевтического характера, связанного с раскрытием общих тенденций развития аномального ребенка, его отношений с миром и семейных взаимоотношений.

Информация об авторах

Минигалиева Мариям Равильевна, кандидат психологических наук, доцент РГСУ (Российский государственный социальный университет), Россия, e-mail: Mariam_ira@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7212
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 24