Вехи на пути построения психологии подросткового возраста

661

Общая информация

Рубрика издания: Предисловие

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Котляр И.А., Обухова Л.Ф. Вехи на пути построения психологии подросткового возраста // На пороге взросления.

Фрагмент статьи

Плеяда выдающихся психологов первой трети ХХ века положила начало изучению подросткового возраста.

1904 год. Ст. Холл опубликовал двухтомную монографию о под­ростковом возрасте. Его по праву называют отцом психологии под­росткового возраста, так как он первый предложил концепцию, объяс­няющую особенности развития в этом возрасте, показал амбивалент­ность и парадоксальность характера подростка, выделил основные противоречия, присущие этому возрасту.

1924 год. Э. Шпрангер выпустил книгу «Психология юношеского возраста, положив этим начало систематическому исследованию само­сознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростка. Главны­ми новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

<...>

Полный текст

Плеяда выдающихся психологов первой трети ХХ века положила начало изучению подросткового возраста.

1904 год. Ст. Холл опубликовал двухтомную монографию о под­ростковом возрасте. Его по праву называют отцом психологии под­росткового возраста, так как он первый предложил концепцию, объяс­няющую особенности развития в этом возрасте, показал амбивалент­ность и парадоксальность характера подростка, выделил основные противоречия, присущие этому возрасту.

1924 год. Э. Шпрангер выпустил книгу «Психология юношеского возраста, положив этим начало систематическому исследованию само­сознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростка. Главны­ми новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

1931 год. Ш. Бюлер связывала особенности подросткового возрас­та с созреванием особой биологической потребности – «потребности в дополнении». В ее теории подростковый возраст – это возраст иска­ния друга. Она отличает психическую пубертатность от телесной. С ростом культуры происходит удлинение периода психической пубер­татности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.

1931 год. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один и зэтапов формирования личности. По его мнению, дл яформирования личности решающую роль играет ценность, переживается человеком, как наивысшая, определяющая жизнь. Как и другие его современники, Э. Штерн сравнивал этот возраст среди рабочей и буржуазной молоде­жи. Он подчеркивал, что переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, но и особый образ действий, для которого он ввел новое понятие – серьезная игра.

1929−1931 годы. Отдельными выпусками публикуется монография Л. С. Выготского «Педология подростка». В ней рассмотрены ключе­вые проблемы психологии этого возраста: проблема интересов, про­блема развития понятий, проблемы системного строения психиче­ских функций в онтогенезе и дезонтогенезе психики (на примере афа­зии, истерии и шизофрении). По словам Д. Б. Эльконина, в этой книге Л. С. Выготский заложил методологию исследования подросткового возраста, которая включает в себя «историзм и системность, как един­ство функционально-генетического, онтогенетического и структурно­го подходов к процессам психического развития» (Л. С. Выготский, собр. соч., т. 4, с. 393).

1934 год. В русле классического психоанализа публикации А. Ай­хорна привлекли внимание к трудным подросткам. Была разработана концепция, объясняющая причины возникновения девиантного пове­дения, создана его типология и предложены пути коррекции.

Начало Второй мировой войны в Европе, иммиграция выдающихся ученых в США и другие страны, политический террор в России и по­становление ЦК ВКПб о педологических извращениях в системе на­родного образования, Великая Отечественная война 1941−1945 годов на время прервали психологические и психолого-педагогические ис­следования развития в детском и подростковом возрасте. Новые круп­ные публикации появились лишь во второй половине ХХ века.

1950, 1958, 1968 годы отмечены выходом в свет книг Э. Эриксона «Детство и общество», «Молодой Лютер», «Идентичность. Юность. Кризис». Их автор считал подростковый возраст самым важным и трудным периодом человеческой жизни. Он подчеркивал, что психо­логическая напряженность, которая сопутствует формированию це­лостности личности, зависит не только от физиологического созре­вания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости обществен­ной идеологии. Э. Эриксон ввел понятия коллективной и индивиду­альной идентичности; описал синдром социальной патологии иден­тичности. По отношению к психологии подростка понятие «идентич­ность» включает в себя такие характерные черты этого возраста, как открытие, нахождение и подчеркивание своего «Я», самооформление, самоизображение, самооценка, самонаблюдение, которые были выяв­лены и описаны исследователями в первой половине ХХ века. Однако существенное различие в том, что Э. Эриксон подчеркивает не столь­ко биологическую, сколько социокультурную детерминанту развития личности в подростковом возрасте.

1966, 1980, 1993 годы. Дж. Марсия разрабатывал концепцию ста­тусов идентичности. Он описал четыре варианта идентичности в под­ростковом возрасте: неопределенная идентичность, предрешенная идентичность, психосоциальный мораторий, зрелая идентичность, где обратил внимание на формирование представлений подростков в сфе­ре профессии, идеологии, политики, религии, межличностных отно­шений и др.

1966 год. Ж. Пиажеи Б. Инельдер в книге«Психология ребенка» вы­сказали идею, что в подростковом возрасте строится программа жиз­ни. Для ее создания необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, т. е. формально-логического мышления. Строя план своей удущей жиз­ни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении че­ловечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. В возрасте от 11−12 лет до 14−15 лет возникает новая форма эгоцентризма, которую Ж. Пиаже назвал «наивным идеализмом» под­ростка, стремящегося к переустройству мира. Подросток приписыва­ет своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией. Этот сверкающий в глазах идеализм, по сло­вам Ж. Пиаже, исчезает, как только человек начинает заниматься сво­ей первой профессиональной работой.

1967, 1979, 1981 годы. Д. Элкинд выявил новые аспекты подрост­кового эгоцентризма, затрагивающие развитие личности. Он дал им название − «воображаемая аудитория», «личный миф» и «сфокусиро­ванность на себе». Эти феномены позволяют объяснить такие особен­ности поведения подростков, как застенчивость, вера в свою исключи­тельность, сосредоточенность на своих чувствах и мыслях и др.

В последние годы ХХ века в зарубежной психологии проводились многочисленные эмпирические исследования психологии подрост­ка, которые можно сгруппировать по четырем основным направлени­ям: пубертатное развитие, когнитивное развитие, социализация, ста­новление идентичности. Книги зарубежных исследователей этого воз­раста переведены на русский язык: М. Кле, 1991; Х. Ремшмидт, 1994; Ф. Райс, 2000; Д. Шэффер, 2003 и др.

Новые тенденции в изучении отрочества представлены в культурно-­исторической теории Л. С. Выготского и его школы. Развивая идеи Л. С. Выготского, его последователи изучали основные психологиче­ские новообразования подросткового возраста.

1967 год. Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова в книге «Возрастные воз­можности младших подростков» показали, что центральным новообра­зованием переходного возраста является возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрос­лым, стремится быть и считаться взрослым. Он отвергает свою принад­лежность к детям, хотя у него еще нет ощущения подлинной, полноцен­ной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взросло­сти окружающими. Т. В. Драгунова выделила и изучила виды взрослости.

1968 год. Л. И. Божович в книге «Личность и ее формирование в детском возрасте» показала, что в подростковом возрасте происходят преобразования во всех сферах жизни. Кардинальные изменения ка­саются мотивации. Именно в мотивационной сфере находится глав­ное новообразование переходного возраста. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие, нравственные убеждения, нрав­ственное мировоззрение, самооценка и самоопределение, которые в подростковом возрасте еще находятся в неустойчивом состоянии.

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5752
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 40

Скачиваний

Всего: 661
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3