Потенциал проектной деятельности в формировании межэтнической компетентности молодежи
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Непочатых Е.П. Потенциал проектной деятельности в формировании межэтнической компетентности молодежи // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
В современных условиях роста этничности, появления в регионах, традиционно считавшимися моноэтническими, большого числа трудовых мигрантов, вынужденных переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья, роста социальной напряженности в отношениях местного населения и приезжих, необходимы принципиально новые подходы к развитию межэтнической компетентности молодежи.
Полный текст
В современных условиях роста этничности, появления в регионах, традиционно считавшимися моноэтническими, большого числа трудовых мигрантов, вынужденных переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья, роста социальной напряженности в отношениях местного населения и приезжих, необходимы принципиально новые подходы к развитию межэтнической компетентности молодежи.
Исследователи подчеркивают, что эффективность в данном направлении возможна с учетом современной ситуации развития общества: новых условий существования этноса, к которому принадлежат обучаемые, условий многоязычая информационного пространства. При этом, «этнический компонент становится наиболее действенным средством такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой - четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов» [1; 336].
Новые подходы должны основываться «не только на информативной и информативно-коммуникативной формах передачи знаний об этносе, характеристиках общения, нормах общения и т. д., но и на реальном практическом действии и взаимодействии воспитуемых ... необходимы принципиально новые приемы и средства, обеспечивающие сочетание малых «доверительных» коллективов с широким выходом детей за их пределы» [1; 337].
Среди наиболее эффективных форм развития межэтнической компетентности исследователями выделяются различные виды тренинговой работы с молодежью (Г. У Солдатова и др., 2006; Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, О. В. Лунева, 2004). Вместе с тем, по мнению А. А. Криулиной, в плане развития социально значимых качеств личности имеется значительный социально-психологический потенциал совместной проектной деятельности [2].
В теоретическом обзоре опыта применения проектной деятельности в британских образовательных учреждениях, сделанным В. М. Чигарьковым, А. Л. Дижур, отмечается, что, создавая и реализуя совместные проекты, учащиеся подросткового возраста приобретают опыт самостоятельной практической деятельности, возможность самореализации [4]. По мнению Н. В. Ма-тяш, проектная деятельность способствует развитию зрелости и уверенности в себе при подходе к любой работе, способность мыслить и понимание сути проблемы, возможность решения вполне реальных актуальных задач «взрослого мира» [3]. Выполнение проектов развивает способность адаптации к новым условиям, а также адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других; развивает познавательную и социальную активность, способствует овладению навыками общения, толерантного отношения к собеседнику, развивает социальную компетентность молодежи.
Литература
- Бондырева С. К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений // Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - С. 335-346.
- Криулина А. А. Социально-психологический потенциал совместной проектной деятельности учащихся // Социальная психология XXI столетия: Материалы научно-практической конференции. - Ярославль. - Т. 2. - 2002. - С. 398-400.
- Матяш Н. В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании // Предпринимательство и занятость юных. - 2000. - № 1. - С. 19-23.
- ЧигарьковВ. М., Дижур А. Л. Проектная культура и дети: из опыта образования в Великобритании // Техническая эстетика. - 1990. - № 4. - С. 2-7; - № 5. - С. 11-16.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1728
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 32
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0