16-17 ноября 2023 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете (ФГБОУ ВО МГППУ) состоялась посвященная 20-летию кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика», организованная факультетом «Социальная психология». В работе конференции приняли участие ученые из ведущих научных и образовательных центров Москвы, Белгорода, Волгограда, Ижевска, Казани, Калуги, Краснодара, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Смоленска, Тамбова, Тюмени, Черкесска, Читы, Хабаровска, а также ведущие ученые из Республики Беларусь, Республики Молдова, Индонезии.
Открыла конференцию и поприветствовала ее участников декан факультета «Социальная психология» МГППУ, профессор Т.Ю. Маринова. Она подчеркнула значимость научного обмена информацией о содержании и динамике этнокультурных феноменов в современном меняющемся мире для развития этнопсихологической науки; обратила внимание на важность обсуждения теоретических и практических результатов научных исследований в рамках данного научного форума с целью оптимизации межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия; отметила вклад членов кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования в разработку многих актуальных и социально значимых научно-практических проблем этнопсихологии.
Доклад доцента кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, кандидата культурологии Е.А. Александровой был посвящен истории и основным вехам развития кафедры. Деятельность кафедры представили ее выпускники, которые рассказали о важнейших компонентах этнопсихологической подготовки и востребованных в современной психологии формируемых на кафедре компетенциях этнопсихолога.
На пленарном заседании было заслушано 5 докладов. Направление обсуждаемых на конференции проблем задал доклад д-ра психол. наук, директора Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ А.Н. Татарко на тему: «Гражданская идентичность и ментальное здоровье россиян: роль психологических стратегий совладания в условиях санкционной политики». Докладчик подчеркнул, что одним из базовых психологических ресурсов для реализации стратегий совладания в сложившейся ситуации выступает гражданская идентичность россиян. Именно она является психологическим ресурсом совладания с жизненными трудностями и может иметь позитивный эффект на ментальное здоровье россиян.
Актуальной проблеме академической адаптации студентов-иностранцев, которая, несмотря на солидный опыт российских вузов в их обучении, все еще относится к нерешенным вопросам, был посвящен доклад д-ра психол. наук, заведующего кафедрой социальной психологии образования и развития Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Р.М. Шамионова на тему: «О некоторых факторах академической адаптации студентов-иностранцев в российских вузах».
В докладе канд. психол. наук, научного сотрудника НИУ ВШЭ Д.С. Григорьева, подготовленного совместно с зарубежными коллегами из Канады, Гонконга, Испании, Нидерландов и США на тему: «Гипотеза интеграции: критическая оценка и многоуровневый метаанализ трех многонациональных наборов данных», были представлены эмпирические данные в поддержку гипотезы интеграции, которая в последнее время подверглась критике в зарубежной науке, особенно в отношении положительных показателей адаптации (например, удовлетворенности жизнью, самооценки).
Д-р психол. наук, заведующая кафедрой общей психологии Удмуртского государственного университета В.Ю. Хотинец в своем выступлении «Тенденции и перспективы психологических исследований полилингвального опыта» обратила внимание слушателей на одну из актуальнейших проблем полилингвизма в образовании, решение которой предполагает пересмотр учебных норм, использование гибридных языковых практик и создание условий для развития новых культурных сценариев.
В заключение пленарного заседания прозвучал доклад д-ра психол. наук, профессора кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ В.В. Гриценко на тему: «Ценностные основания мотивов конструирования этнической идентичности у русских старшеклассников из Центрального и Дальневосточного регионов России», основным выводом которого является тезис о наличии различий в ценностных основаниях мотивов конструирования этнической идентичности у старшеклассников из Смоленска и Хабаровска, что свидетельствует о региональной специфике механизмов формирования и развития русской идентичности у этнического большинства российской молодежи, что, в свою очередь, важно учитывать при работе с молодежью по укреплению ее позитивной этнической идентичности.
В течение двух дней на конференции активно работали 7 секций, 4 круглых стола и 3 мастер-класса. С докладами в ходе конференции выступили более 150 человек, а всего для участия в конференции зарегистрировались более 500 человек, которые очно и онлайн приняли участие в мероприятиях конференции.
На секции «Методологические, теоретические и практические проблемы этнопсихологических и кросс-культурных исследований» (модераторы – д-р психол. наук А.В. Сухарев, канд. психол. наук А.М. Двойнин, канд. психол. наук В.А. Шорохова) обсуждались вопросы самого широкого теоретико-методологического характера. В частности, философско-антропологическая методология в этнопсихологических исследованиях (А.В. Сухарев, ИП РАН, Москва); культурно-исторический подход к психологическому анализу религиозного сознания (А.М. Двойнин, ВШЭ, Москва); возможности использования культурного измерения «индивидуализм-коллективизм» как основного инструмента анализа сходств и различий культур (А.А. Галлямова, Д.С. Григорьев, ВШЭ, Москва); факторы подверженности человека информационно-психологическому влиянию со стороны деструктивных сообществ (В.К. Романцова, А.М. Двойнин, ВШЭ, Москва); культурная специфика формирования сюжета при запоминании визуального материала (О.Н. Арестова, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва); кросс-культурный анализ жизнеспособности бурятской и русской молодежи (С.Б. Дагбаева, Н.М. Сараева, А.А. Суханов, ЗабГУ, Чита); методы оценки агрессивности по обобщенным мужским портретам тувинцев-эрзинцев (А.А. Мезенцева, В.В. Ростовцева, ИЭА РАН, Москва); использование метода автоэтнобиографии для изучения этнической идентичности (В.Н. Муха, А.А. Шиповалова, КубГТУ, Краснодар).
Актуальными для обсуждения темами на секции «Психология межкультурного взаимодействия: теория и практика» (модераторы – д-р психол. наук Н.М. Лебедева, PhD А.В. Матвеев, д-р психол. наук В.В. Гриценко) стали роль восприятия культуры этнической группы в формировании содержания стереотипа о ней (Е.Ш. Комягинская, Д.С. Григорьев, А.А. Галлямова, ВШЭ, Москва); роль переводчика в межкультурном взаимодействии (Ю.Д. Гавронова, СГИИ, Смоленск); теоретические и практические проблемы формирования межкультурной компетентности (А.В. Матвеев, О.Е. Данчевская, МПГУ, Москва; А.Д. Эйтон, СПбГТУ, Санкт-Петербург); представления о России у разных групп россиян (Н.М. Лебедева, Е.В. Бушина, Ю.С. Кузнецова, ВШЭ, Москва); взгляд в системе общения в Китае (Г.Л. Сперанская, БГУКиИ, Минск, Республика Беларусь); влияние культуры «ккондэ» в корейском обществе и связь между «душнилы» в России (Цой Гунвон, Финансовый университет, Москва).
В фокусе обсуждения участников секции «Этническая психология личности» (модераторы – д-р ист. наук, член-корр. АН РАН М.Л. Бутовская, д-р психол. наук И.И. Кауненко, канд. культурологии Е.А. Александрова) стали сообщения об особенностях толерантности к новизне у студентов в зависимости от их этнической принадлежности (Б.С. Алишев, ФГБОУ ВО КФУ, Казань), о чертах личности и установках на оказание помощи: на примере трех африканских этнических групп (М.Л. Бутовская, Д.А. Дронова, ИЭА РАН, Москва); о культурной специфике мечты у студенческой молодежи (И.И. Кауненко, ИКН, Кишинев, Республика Молдова, Л.Ф. Хорозова, КГУ, Комрат, Республика Молдова); о ценностях молодежи и людей старшего поколения, проживающих на юге Алжира (выпускница магистерской программы «Практическая этнопсихология» кафедры этнопсихологии В.Ю. Отмани, МГППУ, Москва), о культурологических особенностях развития социального характера личности (Р.Р. Накохова, СКГА, Черкесск), о личности отца в современной России и Беларуси (О.В. Семенова, В.Н. Буркова, М.Л. Бутовская, ИЭА РАН, Москва, Е.Н. Каспарова, БГУ, Минск; А.М. Ермаков, ДГТУ, Ростов-на-Дону); о психологическом портрете современного российского казачества: результаты эмпирического исследования (А.В. Черная, ЮФУ, Ростов-на-Дону).
В рамках работы секции «Психологическая и культурная антропология» (модераторы – канд. культурологии Е.А. Александрова и И.С. Иванова) живой интерес вызвал доклад д-ра психол. наук, заместителя декана факультета психологии Исламского университета, (Джокьякарта, Индонезия) Эми Зулайфа (Emi Zulifah) на тему: «Семейная жизнь на расстоянии в Индонезии: требования к трудовой мобильности, вера и благополучие членов семьи».
Участники секции также обсудили проблемы ритуалов подношений в культуре повседневности латиноамериканских стран (И.С. Иванова, МИСИС, Москва); кросс-культурных различий в межполовом восприятии угрожающей и привлекательной внешности (В.В. Ростовцева, М.Л. Бутовская, А.А. Мезенцева, ИЭА РАН, Москва); опыт интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам (на примере детей племени Хамар, Эфиопия) (И.А. Хорошенький, РГГУ, Москва; Е.А. Александрова, МГППУ, Москва).
На секции «Психология миграции и аккультурации» (модераторы – канд. психол. наук З.Х. Лепшокова, канд. психол. наук Н.В. Муращенкова, ВШЭ, Москва; Г.К. Есина, МГППУ, Москва) прозвучали вызвавшие широкое обсуждение доклады о трансформации идентичности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (В.В. Константинов, Н.В. Путилова, ПГУ, Пенза); о межкультурной адаптации иранских студентов в России (О.В. Маслова, М.Д. Осипян, Сеченовский университет, Москва); об эмоциональной стабильности, альтруизме и кросс-культурной адаптации китайских студентов в России (Ю.Н. Музыченко, Л.Г. Почебут, СПбГУ, Санкт-Петербург); о роли этнической дискриминации и этнической активности в сети в психологическом благополучии этнического большинства (З.Х. Лепшокова, В.Н. Галяпина, ВШЭ, Москва); о социально-психологическом пространстве эмиграционных намерений российской студенческой молодежи (Н.В. Муращенкова, ВШЭ, Москва; В.В. Гриценко, МГППУ, Москва; М.Н. Ефременкова, Клиническая больница «РЖД-медицина», Смоленск); о рефлексивности в зрелом возрасте как личностной детерминанте социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев (М.В. Серебряная, БелГУ, Белгород).
В рамках работы секции «Психология религии и межрелигиозного взаимодействия» (модераторы – д-р психол. наук О.Р. Тучина и канд. психол. наук В.А. Шорохова) особый интерес вызвали доклады Е.В. Мещерской-Робустовой (МПГУ, Москва) на тему: «Явление троеверия в эволюции религиозных представлений бесермян» и О.Р. Тучиной и Л.А. Посметюха (КубГТ, Краснодар) на тему: «Религиозная идентичность православной молодежи полиэтничного региона: ценностные основания и влияние на субъективное благополучие».
На секции «Этнопсихология и образование» (модераторы – д-р психол. наук В.Ю. Хотинец, канд. филол. наук Ким Хэ Ран, канд. психол. наук А.С. Кривцова) были заслушаны доклады Ким Хэ Ран (ВШЭ, Москва) о мультикультурном феномене и мультикультурном образовании в Южной Корее; А.В. Капцова (СФ МГПУ, Самара), Е.И. Колесниковой (СамГУ, Самара) о стадиях становления субъектности студентов, сформировавшихся в образовательных средах школ России и Казахстана; А.А. Крылова (ФГБОУ ВО ТГУ, Тамбов) о специфике профориентационной работы со старшими школьниками в различных социокультурных парадигмах; Ю.О. Новгородовой (УдГУ, Ижевск) об особенностях когнитивной регуляции младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка; М.Ю. Тихомирова (ФГБОУ ВО ВГСПУ, Волгоград) о культурных измерениях как этнопсихологических детерминантах образовательного процесса в вузе; а также А.И. Троянской (ФГБОУ ВО УдГУ, Ижевск) о взаимосвязи уровня адаптации и психологического благополучия студентов из Индии, обучающихся в России. В докладе А.В. Фридерикса (ФВА РВСН, Серпухов) основное внимание было уделено межкультурной осведомленности при обучении курсантов иностранному языку.
Результаты большого кросс-культурного коллективного исследования на тему: «Динамика агрессивного и тревожного поведения во время трех волн пандемии COVID-19 в России» были отражены в докладе В.Н. Бурковой, М.Л. Бутовской (ИЭА РАН, Москва), А.М. Ермакова (ФГБОУ ВО ДГТУ, Ростов-на-Дону), А.Б. Галимханова (ФГБОУ ВО УУНиТ, Уфа), А.В. Емельянова (ФГБОУ ВО «ТГУ имени Г.Р. Державина», Тамбов), Р.И. Зинуровой (ФГБОУ ВО КНИТУ, Казань), О.В. Калиниченко (ФГАОУ ВО ДФУ, Владивосток), Н.В. Рымаренко (ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», Симферополь), Н.Ю. Симакова (ФГАОУ ВО МГИМО, Москва), В.И. Сподиной (Обско-Угорский институт прикладных исследований и разработок, Ханты-Мансийск) и Ю.И. Феденок (ИЭА РАН, Москва).
На секции «Мультикультурный подход в психологическом консультировании» (модераторы – д-р психол. наук А.А. Нестерова, канд. психол. наук И.А. Новикова, канд. пед. наук О.С. Павлова) свои доклады, вызвавшие оживленную дискуссию, представили А.А. Нестерова (ГУП, Мытищи), которая рассказала об особенностях кросс-культурного консультирования и психотерапии; Р.Х. Ганиева (Центр психологической помощи, Магас), поделившаяся опытом практической работы с культурой клиента как ресурсом при оказании психологической помощи; И.А. Новикова, Е.Б. Башкин, П.В. Бычкова (РУДН им. Патриса Лумумбы, Москва), А.С. Берберян (Российско-Армянский (Славянский) Университет, Ереван), чье исследование было посвящено психологическим факторам отношения к помощи в сфере психического здоровья у студентов из Армении и России.
Ю.А. Афанасьева (ФГБОУ ВО СОГУ, Владикавказ) поделилась результатами исследования о связи копинг-поведения с этнической принадлежностью и регионом проживания. О.С. Павлова (МГППУ, Москва) рассказала об основных принципах и подходах к психологическому консультированию мусульман, а М.Ю. Чибисова (МПГУ, Москва) – о проблемах обучения российских психологов мультикультурному консультированию. Выпускница магистерской программы кафедры этнопсихологии «Психология Востока» Н.Г. Баринова (МГППУ, Москва) поделилась результатами исследования субъективного благополучия российских женщин в межкультурных браках с гражданами Объединенных Арабских Эмиратов.
Заседание круглого стола «Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан» (модераторы – канд. психол. наук М.Ю. Чибисова, д-р ист. наук Е.А. Омельченко, канд. пед. наук О.С. Павлова) было посвящено обсуждению системы оценки особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан (М.Ю. Чибисова, МПГУ, Москва); проблем детей с миграционной историей в российских образовательных организациях (Е.А. Омельченко, МПГУ, Москва); организации работы общеобразовательной организации (через урочную, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования) по обучению русскому языку как иностранному и психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних иностранных граждан (Т.И. Сизова, М.Л. Солдатенкова, МГППУ, Москва); разработке программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях (Н.В. Ткаченко, МГППУ, Москва); разработке и апробации инструмента оценки отношения учителей к культурному разнообразию (Н.В. Тарулина, МГППУ, Москва). В дискуссии приняла участие Наталья Александровна Сизова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Калуги.
На заседании круглого стола «Полевая этнопсихология: методы и методология этнопсихологических полевых исследований» (модераторы – канд. психол. наук А.С. Обухов и канд. психол. наук Н.В. Ткаченко) обсуждались проблемные вопросы и предметное поле этнопсихологических полевых исследований. В дискуссии приняли участие Е.В. Бушина (ВШЭ, Москва), В.Л. Кляус (РГГУ, Москва), И.С. Конрад (МПГУ, Москва), Ю.С. Овчинникова (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва), О.С. Павлова (МГППУ, Москва), И.П. Шанцева (Институт социологии РАН, Москва).
Особое место в работе конференции было отведено проведению двух круглых столов, посвященных памяти доктора психологических наук Ольги Владимировны Хухлаевой (модератор – канд. психол. наук А.С. Кривцова) и доктора психологических наук Татьяны Гавриловны Стефаненко (модераторы – д-р психол. наук Н.М. Лебедева и канд. психол. наук М.В. Котова). Участники конференции говорили о вкладе О.В. Хухлаевой и Т.Г. Стефаненко в становление этнопедагогической и этнопсихологической наук, о развитии их идей многочисленными учениками и последователями, делились своими воспоминаниями, мыслями, чувствами об Ольге Владимировне и Татьяне Гавриловне.
Завершали работу конференции три мастер-класса.
Мастер-класс «Этнопсихологическое исследование: особенности полевой работы» (ведущая – аспирантка Института социологии РАН, выпускница магистратуры «Практическая этнопсихология» кафедры этнопсихологии МГППУ И.Н. Шанцева) был посвящен 3 основным этапам его проведения: 1. Подготовка полевого исследования: формирование гипотез, определение пула ключевых экспертов; 2. Работа в поле: налаживание контакта, возможные коммуникативные барьеры; 3. Интерпретация результатов полевого исследования: обработка массива качественных данных.
Мастерская-дегустация «Учеба на перекрестке культур». Ведущие – ведущий тренер, методолог Еврейского музея и Центра толерантности (Москва, Россия) Е.В. Горинова и тренер Центра А.А. Глазкова – познакомили участников с интерактивными методами содействия адаптации детей из семей мигрантов и беженцев и профилактики мигрантофобии среди обучающихся. Участникам был предложен один из интерактивных модулей программы, разработанных для учащихся 5-11 классов.
Мастер-класс «Применение этнокультурных прототипов в психологическом консультировании. Бестиарий» (ведущий – старший преподаватель кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ И.Е. Любитов) был посвящен знакомству с методами и техниками, опирающимися на представления о душевном благополучии и неблагополучии и вписанными в культурно-исторический контекст. Они могут оказаться полезными для расширения инструментария специалиста, если рассматривать их не просто как метафоры или артефакты этнической или традиционной культуры, а, скорее, как прототипы для создания техник или структурирования психологической работы с клиентом.
Подводя итоги, стоит отметить, что Международная конференция «Этнопсихология: теория и практика» продемонстрировала широкий интерес к заявленной проблематике не только со стороны маститых ученых, но и молодых: студентов, аспирантов. Надеемся, что в результате работы конференции научное сообщество получит более глубокое понимание содержания этнопсихологических феноменов, имеющих место в современном мире.
Материалы конференции «Этнопсихология: теория и практика» [1] опубликованы на портале психологических изданий Psyjournals.ru, свободный доступ к ним по ссылке: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ethnopsyconf2023.