Взаимосвязь этнической идентичности, как составной части социальной идентичности с культурной дистанцией и этнической дискриминацией у подростков московских школ с этническим компонентом
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Михайлова А.Э. Взаимосвязь этнической идентичности, как составной части социальной идентичности с культурной дистанцией и этнической дискриминацией у подростков московских школ с этническим компонентом // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Реалии XX века значительно изменили традиционный уклад жизни этнических общностей. В качестве надежной опоры в современном меняющемся мире может выступать этническая идентичность. Исследование проблем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно.
Полный текст
Реалии XX века значительно изменили традиционный уклад жизни этнических общностей. В качестве надежной опоры в современном меняющемся мире может выступать этническая идентичность. Исследование проблем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно.
Как признает ряд исследователей, механизмы социальной идентификации наиболее ярко и полно раскрываются в проблемных ситуациях. Исходя из этого, в качестве объекта исследования нами избраны представители этнических общностей, находящихся в сложных условиях социально-экономических и культурных изменений: представители этнических меньшинств, азербайджанцы и армяне, учащиеся московских общеобразовательных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компонентами, а также поликультурной школы (учащиеся 9, 10, 11 классов).
Исследование проводилось на базе московских общеобразовательных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компонентами, а также поликультурной школы.
Нами был проведен социально-психологический опрос с использованием следующих методов исследования:
-
Опросник Дж. Финни (исследует выявление выраженности этнической идентичности).
-
Шкала воспринимаемой этнической дискриминации. Дж. Финни (исследует воспринимаемую этническую дискриминацию).
-
Шкал культурной идентичности Д. Бирман (исследует культурную идентичность).
-
Шкала воспринимаемой культурной дистанции И. Суанет (модификация автора) (исследует воспринимаемую культурную дистанцию).
На основе полученных статистических данных по выборкам азербайджанских и армянских подростков можно сравнить полученные данные. Различие полученных результатов заключаются в том, что у азербайджанских респондентов выявлена взаимосвязь культурной дистанции, как с когнитивным компонентом этнической идентичности, так и с ее аффективным компонентом. У армянских подростков выявлена взаимосвязь культурной дистанции только с когнитивным компонентом этнической идентичности.
Но мы видим обратную ситуацию с этнической дискриминацией и ее взаимосвязью со всеми компонентами этнической идентичности (когнитивный, аффективный и культурный) у армянских подростков, а у азербайджанских подростков выявлена взаимосвязь этнической дискриминации только с культурной идентичностью.
Следовательно, на основе полученных результатов, мы можем говорить о том, что:
-
Оба феномена: воспринимаемая культурная дистанция и этническая дискриминация у московских подростков - представителей этнических меньшинств связаны с этнической идентичностью.
-
У азербайджанских подростков в развитии этнической идентичности большую роль играет воспринимаемая культурная дистанция, а у армян - этническая дискриминация.
Также можно предположить, что восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры у азербайджанцев, происходит как через знания, мысли, так и через чувства, эмоции (когнитивный, аффективный компонент этнической идентичности). А у армянских подростков нашей выборки восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры происходит через знания, мысли (когнитивный компонент этнической идентичности).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1702
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 40
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0