Психотехнологии выстраивания конструктивных кросскультурных коммуникаций в системе образования
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Азбель А.А., Грецов А.Г., Розанова М.С. Психотехнологии выстраивания конструктивных кросскультурных коммуникаций в системе образования // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Миграция стала неотъемлемой частью современного российского общества. Она породила ряд проблем, связанных как с налаживанием взаимопонимания между представителями разных этнических групп, так и с адаптацией мигрантов к новой социокультурной среде. Коллективом, в состав которого входят специалисты в области этнополитологии, педагогики и психологии, миграционной политики, был разработан и внедрен курс, ориентированный на решение проблем в области кросскультурной коммуникации.
В основе данного материала – опыт проведения авторских обучающих программ и тренингов в ряде школ Санкт-Петербурга в 2007-2010 гг. (всего участников – 1923).
Полный текст
Миграция стала неотъемлемой частью современного российского общества. Она породила ряд проблем, связанных как с налаживанием взаимопонимания между представителями разных этнических групп, так и с адаптацией мигрантов к новой социокультурной среде. Коллективом, в состав которого входят специалисты в области этнополитологии, педагогики и психологии, миграционной политики, был разработан и внедрен курс, ориентированный на решение проблем в области кросскультурной коммуникации.
В основе данного материала – опыт проведения авторских обучающих программ и тренингов в ряде школ Санкт-Петербурга в 2007-2010 гг. (всего участников – 1923).
Цель курса: налаживание взаимоотношений в многонациональных группах, предотвращение и разрешение конфликтов, адаптация детей мигрантов.
Целевая группа: учащиеся 14-17 лет в классах с многоэтничным составом.
Формы и методы презентации курса. Содержательные акценты.
Курс включает интерактивные мини-лекции, мультимедиа-презентации, тренинговые упражнения и ролевые игры, разбор сложных случаев из практики самих подростков.
Программа курса носит междисциплинарный характер и включает блоки из области психологии, этнополитологии, миграционной политики. В основе методики – рациональное объяснение сложных процессов в России и глобализирующемся мире, работа с ценностно-смысловыми категориями посредством рационального объяснения существующих проблем.
В рамках курса мы смещаем акцент с этничности и ее отличительных особенностей (в ситуации фрагментарности современного российского социума это способствует еще большему разобщению и увеличивает дистанцию между группами и индивидами) на поиск «общих оснований», что должно способствовать конструктивному взаимодействию. Тренинговые занятия и ролевые игры направлены на закрепление позитивного опыта межкультурной коммуникации, обучение механизмам предотвращения конфликтов.
Краткие выводы. В системе школы адаптация детей мигрантов, их социализация может происходить быстро, но зачастую болезненно. Данный курс в рамках «сетки уроков» в образовательных учреждениях, является важным и необходимым компонентом работы в современной школе в российских мегаполисах.
Профессиональный подход, привлечение специалистов, обладающих научными разработками в вышеуказанных областях, адаптация курса к психологическим особенностям аудитории и смешанные формы работы обусловили успешную реализацию проекта.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1780
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 38
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0