Проблема смысла в профессиональном обучении психологов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: смысл, психологическое образование, программа обучения
Рубрика издания: Психологическое образование
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Малик М.С. Проблема смысла в профессиональном обучении психологов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Проблема смысла пронизывает всю жизнь человека, это вечная проблема выбора, самопонимания и самореализациии, целеполагания и стремления к результату. Смысл как индивидуальное значение и смысл как основная мотивационная сила человека определяет любое общение, лежит в основе субъективной картины мира любого человека, поэтому интерес исследователей к этому феномену очевиден.
Сегодня все общество начинает осознавать необходимость обращения к проблеме смысла в связи с происходящими глобальными социально-экономическими и политическими изменениями, которые ставят перед человеком сложнейшие вопросы самоопределения, самооценки в новой исторической действительности, делая проблему смысла актуальной для каждого человека.
Теоретическое изучение понятия «смысл» особенно широко стало развиваться в середине хх в., когда этот феномен, ранее исследуемый в рамках таких наук, как философия и языкознание, становится еще и психологическим. В западной психологии наиболее развернутым подходом к смыслу является логотерапия В. Франкла [8]. В его работах обретение и реализация смысла выступают как стоящие перед человеком задачи, на решение которых он направляет все свои усилия, причем успех в их решении не гарантирован, а неудача приводит к серьезным нарушениям личностного развития. Необходимость учета проблемы смысла подчеркивают и все представители экзистенциально-гуманистической школы (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, В. Ялом и др.). «Важная проблема, присущая вопросам о смысле жизни, заключается в том, что их очень часто смешивают с массой других вопросов», – писал И. Ялом [9]. Основным теоретическим положением является «открытие» самой необходимости обращения к этому феномену. Смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни, а попытки отказаться от выбора, подчинение страху перед неизвестностью и неопределенностью приводят к потере контакта с внутренним Я, утрате смысла и экзистенциальной тревоге.
В отечественной психологической науке исследованием феномена «смысл» занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.В. Столин, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров, В.Э. Чудновский, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьев. Таким образом, этот феномен становится одним из важнейших понятий психологии и сегодня, как пишет Д.А. Леонтьев, «смысл является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя к другим явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности» [3].
На сегодняшний день многообразие теоретических подходов к изучению феномена смысла не нашло адекватного отражения в психологической практике [5; 6; 7]. Многим психологам проблема смысла представляется скорее теоретической, чем практической. Между тем смыслы окружают человека в его повседневной жизни, труде, в отношениях. Д.А. Леонтьев считает, что смысл – «регуляторный принцип человеческого поведения» – становится решающим фактором в понимании тех или иных поступков, выборов, желаний человека. Работа с феноменом смысла позволяет психологу не уходить от самых главных вопросов о природе человека, невзирая на их сложность, но как раз эти сущностные вопросы поместить в центр внимания. Для этого необходимо видеть все многообразие теорий и многоплановость самой проблемы смысла, понимать ее индивидуальность и значимость для каждого человека.
Из вышесказанного становится понятно, что работе со смыслом нужно учиться. Однако по причине того, что многочисленные теоретические разработки не включены в профессиональное обучение студентов-психологов, у них не формируется как профессиональной, так и личностной компетентности в данной области знаний. Первостепенной задачей, на наш взгляд, должна стать подготовка студента к встрече с личными смыслами клиента, работе с ними в процессе консультирования, посредством прежде всего активизации внутренней работы с собственной смысловой сферой с помощью самоанализа, рефлексии системы своих мотивов, ценностей, смыслов [1].
Кроме того, анализ современных программ подготовки будущих психологов показывает доминирование в них теоретических аспектов понимания смысла и недостаточной представленности знаний о практической работе с ним, препятствует формированию у будущих психологов компетенций в этой области знаний [2].
По нашему мнению, для решения этой проблемы должна быть создана система занятий по психологическому просвещению, которая предусматривает не только теоретический, но и практикоориентированный компонент, в частности, в таких курсах, как «Психологическое консультирование» и «Психология личности».
Нам не встретились исследования, посвященные изучению знаний о смыслах и собственно смысловой сферы личности студентов-психологов и ее изменения в процессе учебно-профессионального становления как специалиста. Это определило актуальность проведения исследования, в котором мы пытались ответить на вопросы об осведомленности студентов о проблеме смысла в работе психолога, особенностях развития смысловой сферы студентов-психологов и начинающих специалистов и возможностях развития смысловой сферы студентов-психологов в рамках существующего содержания обучения, а также есть ли необходимость в разработке спецкурса по проблеме смысла в психологии.
Попытка ответить на эти вопросы была предпринята в эмпирическом исследовании, в котором приняли участие 72 человека: 21 ученик 10-го класса, 29 студентов-психологов 1-го курса, 16 – 3-го курса и 6 начинающих психологов.
В соответствии с целями исследования мы выделили два компонента, согласно которым была построена наша работа.
1. Знания о проблеме смысла – осведомленность о проблеме смысла в психологии и понимание ее роли в профессиональном обучении студентов. Исследование данного компонента осуществлялось на основе разработанной нами анкеты «Проблема смысла в психологии»; его содержание позволяет отследить специфику понимания и представленности в сознании студентов-психологов сущности проблемы смысла в психологии.
2. Развитие смысловой сферы личности – смыслы в учебно-профессиональном становлении студента как психолога исследовались на основе методики «Незавершенные предложения» (модификации в соответствии с темой исследования), мини-сочинения на тему «Какие смыслы я вижу в своем профессиональном становлении как психолога». Уровень осмысленности жизни изучался с помощью методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Содержание данного компонента показывает уровень развития смысловой сферы студентов-психологов во взаимосвязи со смыслами их профессионального обучения.
На основе анализа полученных данных с помощью контент-анализа и обобщения мы сформулировали основные смыслы, отмеченные студентами. Самыми распространенными среди студентов смыслами являются помощь окружающим и профессионализация. Важными для них являются и смыслы, направленные на саморазвитие и развитие понимания.
В результатах теста «Смысложизненные ориентации» интересным является то, что наименьшее количество баллов во всех группах набрано по субшкале 4 – «Локус контроля-Я (“Я – хозяин жизни”)». Низкие баллы в данном случае могут быть обусловлены возрастом испытуемых, их социальной несамостоятельностью, материальной зависимостью от родителей и, вследствие этого, неуверенностью в способности контролировать события собственной жизни. Неуверенность в себе может также быть показателем низкого уровня осмысленности жизни. Это характерно в том числе для начинающих психологов, которые еще не обрели самостоятельность в профессии.
Общий показатель осмысленности жизни возрастает в ходе учебно-профессионального становления учащихся, однако значительное изменение происходит на этапе начала трудовой деятельности, в то время как в процессе обучения в вузе заметного повышения уровня осмысленности не наблюдается. Таким образом, можно предположить, что профессиональное образование на сегодняшний день способствует накоплению смыслов, а их рефлексия, открытие, активное присвоение происходят только при встрече с реальной практической деятельностью.
Результаты исследования послужили основанием для разработки программы развивающих занятий «Зачем?» по формированию осмысленного отношения к обучению и развитию смысловой сферы личности студентов-психологов. Р. Мей писал, что человеческая свобода локализована в паузе между стимулом и реакцией [4]. По нашему замыслу, в паузе для студентов может «рождаться» смысл обучения. В связи с этим в план каждого занятия включен этап обращения к смыслу учебной задачи, получивший название «этап “Зачем?”». Студентам дается время на размышление о том, зачем необходима для задач обучения предложенная задача и какой смысл лично для него имеет ее выполнение. Результаты фиксируются студентами и используются для дальнейшей рефлексии.
Основными средствами реализации разработанной программы являются методы активного обучения (дискуссия-визуализация, моделирование в парах, ролевое проигрывание, метод «круглого стола», лекция-пресс-конференция), реализация которых требует от студента активной вербальной включенности.
Предлагаемый практико-ориентированный курс направлен на решение нескольких задач: способствовать формированию у студентов общего представления о психологии смысла, ее роли в структуре психологического знания, становлению отношения студентов к себе как к будущему психологу; содействовать развитию осмысленного отношения к обучению; дать будущим специалистам опыт переживания «поиска смыслов» собственной деятельности, что, на наш взгляд, обогащает и возможности самопознания.
Литература
- Андрущенко Т.Ю. Рабочая тетрадь студента по изучению курса «Психологическое консультирование». Волгоград : Перемена, 2001.
- Бондарева Л.В. Работа со смыслом как одна из базовых компетенций профессионального образования психологов // Психологическое сопровождение образования на разных этапах возрастного развития человека: материалы Всерос. конф. г. Волгоград, 5–8 окт. 2009 г. Волгоград. 2009. С. 262–266.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007.
- Мей Р. Искусство психологического консультирования. М. : Академия, 1994.
- Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К. Роджерса) // Вопр. психологии. 2002. № 2. С. 64–84.
- Пахальян В.Э. Дополнительное высшее профессиональное образование в контексте концепции переходов (на примере подготовки и переподготовки практических психологов). URl: http://www.ippd.ru/index.php?name=Files&op=view_file&lid=1231.
- Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) : материалы Междунар. конф./ под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2005.
- Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. / пер. с англ. и нем. М. : Прогресс, 1990.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. : Независимая фирма «Класс», 1999.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2644
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3