Имидж учителя: концепции и прикладные исследования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, педагогическая имиджелогия, психологический инструментарий, технологии формирования имиджа учителя
Рубрика издания: Психология педагогического общения
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Калюжный А.А. Имидж учителя: концепции и прикладные исследования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Каждый из нас создает определенный образ (имидж) – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. Что же такое имидж?
Анализ имеющихся определений показывает, что в зарубежной профессиональной литературе, посвященной проблемам исследования имиджа, термин «имидж» употребляется в значении, которое можно было бы сформулировать следующим образом: отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления. А это означает, что термин «image» профессионалами интерпретируется как образ, понимаемый совокупностью не только материальных, видимых характеристик объекта, но и идеальных, невидимых его характеристик.
Имидж – образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж человека – образ, возникающий в результате восприятия проявления его внешних и внутренних характеристик.
Краткий анализ подходов к определению имиджа позволяет представить его как устойчивый эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании в результате целенаправленного смещения ракурса восприятия на социально значимые стороны объекта. Формирование имиджа позволяет, опираясь на ожидания аудитории, презентовать необходимые характеристики объекта и осуществлять тем самым воздействие на поведение субъекта. Иными словами, имидж есть образ, приобретающий черты стереотипа и рассматриваемый в контексте задачи по его целенаправленному изменению и соответственно развитию.
Основные подходы к имиджу: 1) функциональный, при котором выделяются его типы, исходя из различного функционирования; 2) контекстный, при котором данные типы функционирования находятся в разных контекстах реализации; 3) сопоставительный, при котором сравниваются близкие по значению имиджи.
Определение категории имиджа человека аккумулирует в себе элементы онтологии, т. е. отражение содержания объекта, гносеологии (ступенями его познания и активного действия – управления процессами формирования имиджа). Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных клиентов, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям. В имидже изначально, по сути, задаются схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания.
Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономерности его возникновения и функционирования.
В рамках построения имиджа утверждается необходимость существования термина «профессиональный имидж», которому должны соответствовать представители различных профессий – учитель, врач, инженер, предприниматель и т.д.
Сформированность профессионального имиджа напрямую зависит от того, как удастся создать облик специалиста-профессионала, соответствующий ожиданиям других людей. Появление учителя, создающего собственный имидж, вызывает необходимость возникновения новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. Имидж учителя – это символический образ субъекта, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.
Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими.
Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами. При этом социальная среда оказывает особое влияние на формирование Я-концепции. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя.
Педагогическая имиджелогия является системным и целенаправленным научным направлением, где не может быть ничего случайного, при этом должна учитываться идентификация аудитории с той или иной частью воздействующего на аудиторию сообщения.
Изложенные положения позволяют проанализировать педагогическую имиджелогию как науку с точки зрения необходимых ее компонентов и, разумеется, в первую очередь четко определить ее понятийный и научный аппарат. Для этого нами использована следующая схема анализа: предмет и объект изучения, цели, основные задачи, основные принципы, законы, функции, методы.
Мы считаем, что предметом педагогической имиджелогии является процесс сознательного и целенаправленного развития позитивного имиджа учителя в профессиональной деятельности. Это способ видения объекта с позиций данной науки.
Объектом педагогической имиджелогии выступает социально и личностно детерминированная деятельность учителя, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством по приобщению человека к жизни в обществе. Это все предметное пространство и области социального общения учителя как профессионала, конкретное поле различных видов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании участников целостного педагогического процесса.
Педагогическая имиджелогия осуществляет такие же функции, как и любая другая научная дисциплина, в частности – описание, объяснение, предсказание различных явлений действительности, которые она изучает. Нам представляется целесообразным выделение следующих функций педагогической имиджелогии: теоретико-методологическая прогностическая и практическая.
Целью педагогической имиджелогии является целенаправленно организованный процесс по развитию позитивного имиджа учителя в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
В качестве основных задач педагогической имиджелогии выделим следующие:
– выявление объективных закономерностей целостного педагогического процесса, основными участниками которого являются педагоги и учащиеся;
– разработка теоретических основ феноменологии и генезиса имиджа учителя;
– обоснование новых систем, разработка содержания и методов развития имиджа учителя и образовательного учреждения;
– разработка технологического инструментария исследования имиджа учителя.
Нам представляется целесообразным выделение следующих принципов педагогической имиджелогии как науки:
- содержательных принципов педагогической имиджелогии, отражающих закономерности, связанные с отбором содержания имиджа учителя как профессионала (принципы гражданственности, гуманизма, любви к детям, профессионального долга, чести, совести, справедливости, уважения, коммуникативности, единства требований всех участников целостного педагогического процесса и др.);
- организационно-методических принципов педагогической имиджелогии, отражающих особенности и закономерности, связанные с организацией и технологией реализации работы по формированию профессионального имиджа учителя (принцип фундаментальности и практической направленности развития имиджа учителя, принципы научности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учителя, сознательности и творческой активности (креативности) педагога, доступности при достаточном уровне его трудности, наглядности и визуальности, преемственности, последовательности и систематичности и др.).
Педагогическая имиджелогия не может заменить реалий, а только помогает учителю усилить позитивные стороны и сделать незаметными отрицательные. Наиболее важными компонентами, формирующими имидж учителя, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение, педагогическая техника. В настоящее время наблюдается становление имиджелогии как новой научно-прикладной области знания, возникающей на стыке психологии, экономики, социологии, философии, культурологии, костюмологии и других, о чем свидетельствует, с одной стороны, рост научных и научно-популярных публикаций по проблемам имиджа, с другой – введение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук. Педагогическая имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем учителя как профессионала. Развитие данной науки направлено на раскрытие общего, особенного и единичного в онтологии всех видов имиджей и не может быть сужено до представлений об отдельном феномене массовой коммуникации или науки о личном обаянии.
В педагогической имиджелогии используются наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на аудиторию. Психологический инструментарий представлен наиболее значимыми и важными методами позиционирования, манипулирования, эмоционализации, детализации, метафоризации, акцентирования информации, вербализации, визуализации, дистанционирования, опроса общественного мнения, внедрения моделей восприятия, нейролингвистического программирования, фасцинации (словесное воздействие на людей), аттракции (визуально фиксированное эмоциональное состояние человека) и др.
Работа по формированию имиджа учителя нам представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, выявление сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требования аудитории, перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, т. к. сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией.
Имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы из остальных или независимы от них. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 13942
В прошлом месяце: 89
В текущем месяце: 34