Становление субъектности обучаемых в сетевых сообществах Интернета
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: информатизация образования, сетевое сообщество, становление субъектности
Рубрика издания: Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Сергеев А.Н. Становление субъектности обучаемых в сетевых сообществах Интернета // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Развитие информационных технологий оказывает значительное влияние на сферу образования. Внедрение в образование информационных и коммуникационных технологий связывается с масштабной информатизацией образования, имеющей фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, увеличения роли и объемов информации, появления новых каналов и способов взаимодействия людей. Компьютеры и Интернет не просто пополняют арсенал дидактических средств педагога, а создают особую среду, влияющую на цели, содержание, методы обучения, а также сам характер деятельности педагогов и обучаемых в образовательной среде. При этом в наибольшей степени это следует отнести к внедрению в образование сети Интернет, существенно меняющей способы совместной деятельности и взаимодействия людей, представления о возможностях человека и путях его самореализации в социальной среде.
Сеть Интернет, возникшая в результате развития информационных и коммуникационных технологий, является в наши дни воплощением ведущих идей информационного общества в целом, рассматривается как отражение реальности и сфера жизнедеятельности огромного числа людей. Анализ различных подходов к определению сущностных характеристик Интернета позволяет выявить различные уровни рассмотрения глобальной компьютерной сети, которые связаны с пониманием Интернета как 1) сети компьютеров и каналов связи; 2) распределенного информационного ресурса; 3) глобальной коммуникационной среды; 4) специфической социокультурной среды.
Каждый из приведенных уровней в своем описании опирается на предыдущие уровни, что особым образом определяет внимание к социальным аспектам Интернета. Феномен Интернета как Сети, где представлены люди, глубоко и целостно раскрывается через понятие «сетевое сообщество», отражающее как технологические основы способов деятельности людей на базе телекоммуникаций, так и структуру глобальной Сети, характер межличностных взаимоотношений, мотивационную и ориентировочную основы деятельности людей в глобальной информационной среде [1].
Сообщества людей в Интернете возникают на основе сетевого взаимодействия, общих целей, ценностей и интересов сетевой деятельности, что связано с совместным созданием, обработкой и обменом информации, направлено на изменение функционирования самих сообществ как социальных систем. Это позволяет трактовать сетевое сообщество как коллективный субъект социальноинформационной деятельности в сети Интернет, что при анализе сетевых сообществ дает возможность обратиться к фундаментальным исследованиям феномена групповой и индивидуальной субъектности (А.В. Брушлинский, И.В. Вачков, К.М. Гайдар, А.Л. журавлев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рубцов и др.), определить психологические характеристики межличностных и межгрупповых отношений в сетевых сообществах, выделить общее в субъектных свойствах личности и группы, выявить уровни и механизмы развития группы пользователей Интернета как сетевого сообщества.
Сетевое сообщество как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет можно определить как группу людей, взаимодействующих на основе коммуникаций Интернета, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии [2, с. 76]. Общие связи членов сетевого сообщества формируются на базе общих целей, ценностей и интересов, общих ресурсов Интернета, положенных в основу сетевой деятельности. Совместная деятельность в сетевых сообществах обусловливает формирование психологической общности их членов, что выражается в оформлении собственных правил и норм поведения, общего языка и контекста общения.
Интерпретация сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной деятельности в сети Интернет создает основу для проектирования и реализации педагогических технологий, отражающих логику развертывания сетевой деятельности обучаемых, а также позволяет выявить особенности становления субъектности обучаемых в процессе учебной деятельности в сети Интернет. Эти особенности мы выявляем через этапы и уровни погружения обучаемых в сетевые сообщества Интернета, в которых реализуется учебная деятельность.
Опираясь на результаты фундаментального исследования А.В. Петрова, в котором были представлены этапы роста субъектности ученика как центрального элемента дидактической системы компьютерного образования [3, с. 114], мы выделяем четыре этапа (уровня) становления субъектности обучаемых в сетевом сообществе Интернета: 1) этап начального знакомства (уровень «Я прикасаюсь»); 2) учебно-пользовательский этап (уровень «Я познаю»); 3) эвристический этап (уровень «Я действую»); 4) этап творческого сотрудничества (уровень «Я общаюсь»).
Этап начального знакомства с сетевым образовательным сообществом протекает в условиях, когда связи пока еще потенциального участника и сетевого сообщества являются внешними, информация поступает как напрямую, так и через мнения других. Например, начальное знакомство с сетевым сообществом может происходить через изучение конкретных результатов и ресурсов деятельности сообщества, отзывы знакомых людей, публикации в средствах массовой информации и др. На этом этапе привлекательность сетевого сообщества может заключаться в первую очередь в тех возможностях и идеях, которые обеспечивают некий недостижимый в других ситуациях уровень самореализации членов сообщества
Учебно-пользовательский этап погружения в сетевое сообщество Интернета связан с регистрацией в соответствующих службах сетевого сообщества, освоением нового компьютерного инструментария и существующих ресурсов. Позиция обучающегося на этом этапе объектно-субъектная: он является ведомым (объектом педагогических воздействий со стороны педагога), но уже осознает себя субъектом деятельности, способным самостоятельно искать решения в возникающих учебных ситуациях.
Отмечаются два процесса, протекающих параллельно: изучение новых инструментов и ресурсов сетевого сообщества, а также реализация индивидуальной учебной деятельности. При этом характерной чертой рассматриваемого этапа является то, что указанные процессы могут не пересекаться, т. к. инструменты и ресурсы сообщества далеко не всегда применимы к решению индивидуальных учебных задач, ведь область их применения и ценность определяются в первую очередь условиями деятельности в самом сетевом сообществе. Эту ситуацию можно определить как кризисную, она может завершиться и отказом от дальнейшего участия в деятельности сетевого сообщества (например, когда новый участник прошел регистрацию, но является лишь потребителем информации, не вступая в обсуждения и разработку своих ресурсов), и переходом в новое качественное состояние, представленное на эвристическом этапе становления субъектности, характеризующееся началом активных взаимодействий новых участников с членами существующего сетевого сообщества.
Чтобы переход к эвристическому этапу все же состоялся, необходима поддержка в преодолении коммуникативных барьеров, которые во многом связаны с различными неопределенностями, в первую очередь — в реакции на свое участие остальных членов сообщества. Решение проблем «первых шагов» в сетевом сообществе может лежать в плоскости как самого сообщества, когда участники выстраивают свою деятельность с учетом принятия новых членов и их поддержки, так и педагогических технологий, ведь «первые шаги» в сетевом образовательном сообществе могут получить педагогическую поддержку, в том числе — в рамках специально организованных учебных проектов, проводимых при активном участии «новичков».
Эвристический этап отличается дальнейшим ростом субъектности обучающегося, где он выступает в позиции субъекта учебной деятельности, проводимой в контексте проблематики сообщества. Это этап установления межличностных взаимоотношений, во многом определяемых стремлением получить поддержку других, признание на уровне сетевого сообщества. Само сообщество на этом этапе уже не представляется однородным, постепенно выстраивается отношение к тем или иным событиям, участникам сообщества. В этом плане большое значение имеет анализ поступков, которые совершают участники сообщества, что позволяет определять круг «значимых других», осваивать правила и нормы поведения, а также уточнять для себя привлекательность всего сетевого сообщества в целом.
характерным признаком эвристического этапа является активная совместная деятельность нового участника и других членов сообщества, которая, однако, направлена преимущественно на реализацию его индивидуальных потребностей. Преобразование этой ситуации в такое состояние, когда совместная деятельность одинаково направлена на реализацию задач развития как индивида, так и сообщества в целом, означает переход к заключительному этапу погружения нового участника в сетевое сообщество – этапу творческого сотрудничества, основная ценностная ориентация которого – осознание членом сообщества своей самоценности и социальной востребованности. На этом этапе новый участник сетевого сообщества выступает в позиции субъекта своей деятельности, способен к высокому уровню автономности, что является в свою очередь первопричиной стремления к совместной деятельности, общению и сотрудничеству с другими людьми. На этом этапе происходит осознание себя как члена сообщества, проявляются потребности в собственной востребованности и значимости для сетевого сообщества, стремление менять себя и развивать сообщество. Этап творческого сотрудничества будет представлен, если само сетевое сообщество способно принять те изменения, которые возникают в связи с появлением новых участников.
Таким образом, организация учебной деятельности в сети Интернет имеет непосредственные связи с процессами становления субъектности обучаемых. При этом, с одной стороны, Интернет обеспечивает новые пути, возможности и ресурсы построения особой среды для психологической и педагогической поддержки становления субъектности обучаемых в процессе осуществления учебной деятельности, а с другой — потребности такой поддержки определяют требования по созданию указанной среды как непременного условия для успешного использования в образовании сети Интернет. Только учитывая особенности становления субъектности обучаемых в сети Интернет, можно определить характеристики востребованных в настоящее время педагогических технологий, нацеленных на решение задач, поставленных перед образованием в связи с развитием информационных технологий и сети Интернет.
Литература
- Сергеев А.Н. Теоретические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета : моногр. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.
- Сергеев А.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета : дис. … д-ра пед. наук. Волгоград, 2010.
- Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования : моногр. Волгоград : Перемена, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2213
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5