Представление школьников о понятиях «знания» и «информация»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: знания, информация
Рубрика издания: Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Плохих О.В. Представление школьников о понятиях «знания» и «информация» // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Развитие общества, быстрая смена технологий порождают новые проблемы. Все проблемы, которые возникнут в будущем, невозможно предугадать, так же как нельзя было прогнозировать проблемы, c которыми сталкивается наше общество в настоящий момент. Вопрос «Вошла ли Россия в фазу “информационного” общества или находится на пути к ней?» является спорным. В.Г. Николаев определяет информационное общество двумя критериями:
1) превращение информации в основной товар;
2) разрастание информационного поля, значимого для индивидов в их повседневной жизни [1].
Автор приводит аргументы, которые не позволяют до конца отнести российское общество к информационному. Тем не менее российское общество можно назвать информационным. Одним из аргументов может служить доступность Интернета в современной России не только в столице, но и в провинции.
Определенный интерес представляет проблема положительного влияния широкого развития информации на все сферы общества, в том числе и на образование. Из десяти процессов, выделенных А.П. Огурцовым и В.В. Платоновым, шесть можно рассматривать как доказательство влияния широкой информатизации на образование:
- возникновение новых каналов связи за счет слияния телефонных и компьютерных систем;
- замена бумажных носителей информации на электронные средства;
- развитие телевизионной кабельной сети;
- трансформация способов хранения информации;
- развитие телекоммуникационной и информационной глобальной сети [2, с. 33–34].
Результатом влияния такого развития информационных технологий авторы считают формирование новой системы ценностей, политических и социальных норм современного общества, «…где знание оказывается сосредоточием культуры, освобождающейся от традиционных пут. Главной ценностью оказывается ценность, воплощенная в знании и создаваемая знанием». Кроме того, авторы ставят в пример работы с информацией опыт других стран: «В развитых обществах созданы не только информационные технологии, но и индустрия знаний, где образование становится самой большой и наукоемкой отраслью индустрии, а знание – ведущей ценностью культуры» (Там же, с. 35).
Обращаясь к образованию в этом ключе, В.М. Розин утверждает: «Если иметь в виду дальнейшее ускоренное развитие процессов, характерных для техногенной цивилизации, то в плане требований к целям и содержанию образования можно указать на три основные группы: во-первых, новое понимание знаний и способов их получения; во-вторых, необходимость учитывать контексты знаний; в-третьих, формирование в науке и образовании особого слоя – методологического» [3, с. 48]. Большую роль автор отводит Интернету.
Разделяя точку зрения В.М. Розина, необходимо обозначить проблему, существующую в настоящее время. В последние пять лет старшие школьники и подростки в городах со средним уровнем жизни, небольшим населением в связи с развитием повышенного уровня информированности попали в двусмысленную ситуацию. С одной стороны, наличие активной формы получения информации – Интернета – дает возможность школьникам расширить свой интеллектуальный потенциал, с другой – они получают готовую информацию, далеко не всегда «пропуская ее через себя», и, как следствие, изменения в системе знаний могут так и не произойти. Зачастую возникает неприятие школьниками необходимости прикладывать усилия для получения знаний. По нашим наблюдениям, многие учащиеся даже в 11-м классе не понимают, в чем различие между информацией и знаниями, не могут выделить признаки, по которым их можно сравнить. Предпочтение старшеклассники отдают информации, обосновывая это тем, что любую информацию можно получить с помощью интернет-поисковиков.
Для изучения данной проблемы было проведено пилотное исследование учащихся 11-го класса, выпускников средней школы. В результате опроса учащиеся должны были самостоятельно определить признаки, по которым можно различать понятия «знания» и «информация». При этом 5% выпускников определили 4 признака различия; 28 – смогли выделить 2–3; 39 – не определили признаки, но выяснили, что это разные по сути и содержанию понятия; 28% отождествляют понятия «знания» и «информация».
Результаты исследования показывают, что только 5% выпускников достаточно четко различают понятия «знания» и «информация». Для коррекции этой проблемы в процессе обучения необходимо разъяснять учащимся различия между понятиями «знания» и «информация», мотивировать старшеклассников на приобретение знаний путем преобразования большого потока информации, обсуждать с ними приоритетность знаний перед информацией.
Очевидно, необходимо с раннего возраста создавать условия, позволяющие школьникам выработать адекватное отношение к информационным потокам, а не перекрывать их. Выскажем гипотезу, что важным условием для преобразования информации в устойчивые знания являются умения обрабатывать несколько источников информации, определять ее достоверность, рассматривать различные точки зрения и выделять единственно верную или выбирать допустимые версии. Проверке высказанной гипотезы предполагается посвятить дальнейшие эмпирические исследования.
Литература
- Николаев В.Г. Информационная среда повседневной жизни и гражданское общество в современной России: тезисы для дискуссии // Ломоносовские чтения 2002 г. М., 2002. Т. 1.
- Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. хх век. СПб. : РхГИ, 2004.
- Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1856
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2