Особенности поведения детей с нарушением речи

Аннотация

This article is about the behavior of preschool children with hypoplasia of the common speech. The empirical research has identified the behavior of preschool children in the norm and the general underdevelopment of speech. The article presents the developed teaching material for the correction of behavior in children with EPD.

Общая информация

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, особенности поведения

Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Халифаева О.А. Особенности поведения детей с нарушением речи // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Среди различных отклонений в развитии личности достаточно распространенными являются речевые нарушения, которые либо выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопут­ствуют другим формам патологии развития. Современные психологические исследования указыва­ют на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степени тяжести откло­нения в формировании и развитии речи. Однако особой проблемой является поведенческая сторо­на у детей с нарушениями речи. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью вопросов, касающихся особенностей поведения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, способов коррекции имеющихся нарушений, недостаточным количе­ством систематизированного методического и практического материала.

В Муниципальном образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад компен­сирующего вида № 97» г. Астрахани было проведено эмпирическое исследование, в котором при­няли участие 30 испытуемых (15 детей с общим недоразвитием речи и 15 детей без нарушений ре­чевого развития) в возрасте 5–6 лет.

Возможности применения традиционных подходов к диагностике поведения и межличност­ных отношений детей с отклонениями в развитии в известной мере ограничены, поэтому выбор па­дает на проективные методики (М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного», Р. жиля «Межличностное отношение ребенка»), а также сравнительный метод (сопоставление групп с раз­личным уровнем развития речи), наблюдение, контент-анализ. При интерпретации этих методик исходят из положения о том, что дети в рисунках выражают свое Я, особенности которого можно определить по предложенной системе критериев.

Используя метод наблюдения, мы выделили три единицы:

1) поведенческая – общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение чле­на группы, адресованное Другому;

2) эмоциональная (межличностные отношения); представлена деловыми отношениями (в ходе совместной деятельности), оценочными (взаимное оценивание детей) и собственно личностными;

3) когнитивная, или гностическая (восприятие и понимание детьми друг друга – социальная перцепция), результатом которой являются взаимные оценки и самооценки.

Анализируя единицы наблюдения, можно выделить несколько основных трудностей в пове­дении и общении между детьми:

1) ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;

2) ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формаль­ный характер;

3) ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;

4) ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

По результатам диагностики по методике М.З. Дукаревича «Рисунок несуществующего жи­вотного» было выявлено, что поведение детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит агрессив­ный характер. В то же время выявлено, что такие дети боятся агрессии, у них имеется потребность в защите, общении. Так, практически у всех детей с ОНР наблюдается наличие высокой потреб­ности (возможно, неудовлетворенной) в общении. Рисунки, как правило, «замкнутые», что свиде­тельствует об интровертности, т.е. обращенности ребенка внутрь, на себя. Изображены орудия за­щиты и нападения, которые являются признаком прямой агрессии. Поведение испытуемых носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность, дети испытывают негативное отношение к ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, у некоторых детей низкая физиологическая сопро­тивляемость стрессу. Некоторые испытуемые пребывают в состоянии эмоциональной напряжен­ности, которая зачастую является ситуативной. Поведение детей без нарушения речевого развития более конструктивно, дружелюбно.

Исходя из анализа результатов по методике Р. жиля «Межличностное отношение ребенка», можно сделать вывод о том, что для испытуемых с ОНР и нормой речевого развития наиболее зна­чимым взрослым является мама. Если сравнивать отношение детей к матери и отцу, то видно, что к матери относятся трепетнее, чаще к ней обращаются и ожидают помощи именно от нее. Следу­ющим по значимости является отношение детей к другу, для данного возраста характерно обще­ние и взаимодействие со сверстниками. У испытуемых с общим недоразвитием речи по шкалам общительности и социальной адекватности результаты значительно ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития. Дети с ОНР, как правило, чаще вступают в конфликт со сверстниками и ближайшим социальным окружением, чем дети с нормой речевого развития.

В результате проведенного анализа документов (контент-анализа) было выявлено, что у де­тей с ОНР познавательная, эмоционально-волевая сферы нарушены в большей степени, чем у де­тей без нарушений в речевом развитии. Семьи у детей с ОНР в большинстве случаев благополуч­ные, родители уделяют большое внимание психологическому развитию детей, способствуют пол­ноценному интегрированию ребенка в общество, прикладывают все возможные силы к тому, что­бы как можно лучше устранить или скорректировать данное нарушение.

В семьях детей с ОНР 1–2-го и 2–3-го уровней общую напряженность и тревожность ощу­щают папы. Они проявляют себя проблемно в системе взаимосвязей с членами семьи из-за излиш­ней эмоциональной зависимости от них. Их поведение в семье является неустойчивым, настрое­ние часто меняется, они могут быть спокойными, уравновешенными либо, наоборот, агрессивны­ми или вспыльчивыми. При этом мамы не испытывают чувства тревожности, семейную ситуацию оценивают адекватно и проявляют гибкость в семейном взаимодействии.

Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие ограниченных возмож­ностей психоречевого развития отмечается ряд особенностей: несвоевременность, конфликтность, агрессивность, вспыльчивость либо пассивность и замкнутость.

В результате для коррекции особенностей поведения детей дошкольного возраста с ОНР мы разработали методический материал, который включает релаксационные упражнения, позволяю­щие ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранять более ровное эмоциональное состо­яние; упражнения на развитие личностной сферы детей, повышение уверенности в своих силах; развитие эмпатии; формирование навыков конструктивного поведения.

Внедрение данного методического материала в практику работы психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений города позволит эффективно решать проблемы совре­менного образования.

Информация об авторах

Халифаева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет (ФГБОУ ВО АГУ), Астрахань, Россия, e-mail: olha78@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 25273
В прошлом месяце: 86
В текущем месяце: 54